ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Вегетарианство в мировых религиях
Вегетарианство в мировых религиях
  • Автор: admin |
  • Дата: 07-02-2014 17:09 |
  • Просмотров: 3802

 ГЛАВА 1

 ХРИСТИАНСТВО

 

 Ради пищи не разрушай дела Божия (Рим. 14:20)

 

 Хотя Новый Завет практически целиком и полностью посвящён Христу, о его питании известно мало. Тем не менее, многие ранние христиане и летописцы христианской истории недвусмысленно поддерживали вегетарианство; достаточно назвать такие знаменитые имена, как св. Иероним, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст, св. Бенедикт, Папа Климент, Эвзебий, Плиний, Папий, Киприан, Пантенус и Джон Уэсли. Так же, как Христос и библейские пророки, они словом и делом доказывали, что милость и сострадание должны распространяться на всех тварей Божиих гораздо шире, чем считают нынешние христиане.

 Лучше всего начать изучение вегетарианства в христианской традиции с Библии, включая сюда и Ветхий Завет, так как христианство корнями уходит в иудаизм. Ветхий Завет главным образом посвящён законам, данным иудеям от Господа, и наказанию, которое иудеи понесли за нарушение этих законов. Новый Завет говорит о том, что Иисус дарует прощение искренне раскаявшимся, подчёркивая, что первый и главнейший долг человека состоит в том, чтобы возлюбить Господа умом, сердцем и духом.

 Однако история показывает, что этот долг исполняется редко, а Ветхий Завет говорит, что Господь часто идёт на уступки и смягчает некоторые законы в надежде, что нарушители станут хотя бы частично следовать Его заповедям и постепенно разовьют в себе любовь к Нему. Но изначальный закон о пище раскрывает волю Божию:

 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, - вам сие будет в пищу… И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1:29, 31).

 Если первоначальный закон о пище показался Богу «хорошим весьма», зачем же позднее Он столько раз говорит о поедании мяса? Согласно книге Второзакония, Он разрешает это из сострадания к «алчным израилитам»:

 Когда распространит Господь, Бог твой, пределы твои, как Он говорил тебе, и ты скажешь: «поем я мяса», - потому что душа твоя пожелает есть мяса, - тогда, по желанию души твоей, ешь мясо (Втор. 12:26).

 Некоторые утверждают, будто в Книге Бытия (9:3) людям дозволяется есть мясо: «Всё движущееся, что живёт, будет вам в пищу». Но это относится ко временам Всемирного Потопа, когда Ною была дана возможность пережить бедствие. Так как вся растительность погибла, Бог действительно дал Ною разрешение – но не повеление – есть мясо. Нельзя забывать, что идеальная пища была дана раньше, и Бог назвал её «хорошей весьма». Эти слова ни разу не применяются к мясной пище.

 Фактически, в следующем стихе (Быт. 9:4), позволив употреблять в пищу всё движущееся, Господь ещё раз напоминает нам, что в идеале мы не должны есть мясо, или, по крайней мере, кровь: «Только плоти с душою её, с кровью её, не ешьте». И далее, в следующем стихе, ясно говорит, что те, кто убивает животных, будут, в свою очередь, убиты этими животными: «Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу её от всякого зверя ..."»

 Некоторые учёные замечают, что там, где Ной получил позволение есть всё, что движется, в Септуагинте было употреблено греческое слово herpeton, что буквально означает «пресмыкающееся». Таким образом, когда нельзя было найти другой пищи, Господь разрешил ему есть ракообразных и моллюсков – устриц, панцирных, раков, улиток. Это гораздо лучше согласуется с тем стихом в Книге Бытия (9:4), который запрещает Ною есть животных с кровью. Ему было разрешено есть только холоднокровных тварей – то лишь временно, в качестве уступки.

 Согласно Джозефу Бенсону, «необходимо заметить, что запрет на поедание крови, данный Ною и его потомкам, и повторенный для израильтян, … никогда не отменялся, но, напротив, был подтверждён в Новом Завете (Деян. 15); таким образом, - это постоянный закон».

 Христианский теолог Этьен де Курсель (1586-1659) был убеждён, что апостолы тем самым запрещали есть по крайней мере кровь, если не мясо вообще: «Хотя многие из наших братьев сочли бы преступным пролитие человеческой крови, они не признали бы таковым пролитие животной [крови]. Апостолы своим указом желали просветить таких людей в их невежестве”.

 По этому поводу высказывались многие; историки говорят, что, когда первых христиан обвинили в пожирании детей, некая женщина по имени Библис (в 177 г. н.э.) оспорила обвинение, спросив: «Как могут эти люди есть детей, если им запрещено даже есть кровь неразумных животных?»

 Позднее, во время Трулланского Собора, происходившего в Константинополе в 692 г.н.э., было установлено следующее правило: «Священное Писание запрещает поедать кровь животных. Священнослужитель, вкусивший крови, будет в наказание лишён сана, мирянин – отлучён от церкви».

 Вернёмся на минуту к корням христианства и ветхозаветной традиции. В Книге Левит (7:26) можно найти ещё один запрет на поедание крови, гласящий: «И никакой крови не ешьте во всех жилищах ваших ни из птиц, ни из скота». Многие расценивают эти слова как повеление сперва осушить окровавленное мясо и затем уже есть его где угодно (см. Главу об иудаизме). В Моисеевом Пятикнижии есть ещё один пример того, как Господь, в качестве временной уступки, разрешает израильтянам есть мясо, но опять же, в качестве временной уступки. После бегства из Египта евреи сорок лет блуждали по пустыне. Господь дал им в пищу манну («хлеб жизни»), чудесный растительный продукт, который и впрямь содержал всё необходимое для поддержания жизни. Но израильтяне, как говорит Библия, устали от манны, и тогда Господь разрешил сынам Своим есть мясо перепелов. Почему перепелов? Хотел ли Господь преподать какой-то скрытый урок?

 Ответ содержится в Книге Чисел, стихи 11:18-34. В стихе 20 Господь говорит израильтянам: «Будете есть мясо целый месяц, пока не пойдёт оно из ноздрей ваших и не сделается для вас отвратительным…». В стихе 33 сказано, что «мясо ещё было в зубах их и не было ещё съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великой язвою». Очевидно, им было дозволено переменить пищу, но их выбор вызвал недовольство Бога. Место, где похоронили этих израильтян, между прочим, традиционно называется «гробы прихоти», поскольку они пожелали того, что не было им необходимо: мяса.

 Спустя века, когда зародилась маленькая иудейская секта, именуемая «христианской», её члены переняли некоторые обычаи и традиции материнской религии, в частности мясоедение. Однако имелось несколько важных исключений и в иудаизме, и в христианстве. А вегетарианство играло значительную роль в жизни первых христиан.

 

 ХРИСТАНЕ – ВЕГЕТАРИАНЦЫ

 

 Некоторые исторические документы свидетельствуют о том, что двенадцать апостолов, и даже Матфей, заменивший Иуду, были вегетарианцами, и что первые христиане воздерживались от употребления в пищу мяса из соображений чистоты и милосердия. Например, св. Иоанн Златоуст (345-407 н.э.), один из выдающихся апологетов христианства своего времени, писал: «Мы, главы христианской Церкви, воздерживаемся от мясной пищи, дабы держать в подчинении плоть нашу… мясоедение противно естеству и оскверняет нас».

 Климент Александрийский (160-240 н.э.), один из основателей церкви, несомненно, оказал на Златоуста большое влияние, поскольку почти на сто лет раньше он написал: «Те же, кто распаляется, склоняясь к столу с яствами, питая собственные недуги, одержимы самым ненасытным из бесов, кое-кого я не постыжусь назвать «демоном чрева», худшим из демонов. Лучше заботиться о блаженстве, нежели превращать свои тела в кладбища животных. Потому апостол Матфей вкушал лишь семена, орехи, овощи, обходясь без мяса».

 «Милосердные проповеди», также написанные во II веке нашей эры, считаются основанными на проповедях св. Петра и признаются одним из самых ранних христианских текстов, за исключением только Библии. «Проповедь XII» недвусмысленно говорит: «Противоестественное поедание плоти животных оскверняет так же, как языческое поклонение демонам, с его жертвами и нечистыми пирами, участвуя в которых, человек становится сотрапезником демонов». Кто мы такие, чтобы спорить со св. Петром?

 Далее, ведутся дебаты о питании св. Павла, хотя он в своих писаниях почти не уделяет внимания вопросам пищи. В Евангелие 24:5 говорится, что Павел принадлежал школе Назарен, которая строго следовала принципам, включая вегетарианство. В своей книге «История раннего христианства» господин Эдгар Гудспид пишет, что ранние школы христианства пользовались только «Евангелием от Фомы». Таким образом это свидетельство подтверждает, что св. Фома также воздерживался от употребления мясной пищи. К тому же, мы узнаём от почтенного отца Церкви, Эвзебия (264-349 н.э.), ссылающегося на Гегезиппа (ок.160 г.н.э.), что Иаков, которого многие считают братом Христа, также избегал употребления в пищу мяса животных.

 Тем не менее, история свидетельствует, что христианская религия постепенно отошла от своих корней. Хотя ранние отцы Церкви придерживались растительной диеты, Римская Католическая Церковь, довольствуется тем, что предписывает католикам по крайней мере соблюдать несколько постных дней и не есть мяса по пятницам (в память о жертвенной смерти Христа). Даже это предписание было пересмотрено в 1966 году, когда Конференция американских католиков постановила, что верующим достаточно воздерживаться от мясной пищи лишь в пятницы Великого Поста.

 Многие раннехристанские группы стремились исключить мясо из рациона. Фактически, первые церковные писания свидетельствуют, что мясоедение было официально разрешено лишь в IV веке, когда император Константин решил, что его версия христианства отныне станет всеобщей. Римская империя официально приняла прочтение Библии, дозволяющее мясную пищу. И христиане-вегетарианцы были вынуждены держать свои убеждения в секрете во избежание обвинений в ереси. Говорят, что Константин велел вливать расплавленный свинец в горло уличённым вегетарианцам.

 Средневековые христиане получили от Фомы Аквинского (1225-1275) заверения в том, что убийство животных разрешено Божественным проведением. Возможно, на мнение Аквината повлияли его личные вкусы, поскольку, хотя он и был гением и во многом аскетом, его биографы всё же описывают его как большого лакомку. Конечно, Аквинат знаменит ещё своим учением о различных типах душ. Животные, утверждал он, души не имеют. Примечательно, что женщин Аквинат тоже считал лишёнными души. Правда, учитывая, что Церковь в конце концов сжалилась и признала, что у женщин душа всё-таки есть, Аквинат неохотно уступил, сказав, что женщины стоят на одну ступень выше животных, у которых души уж точно нет. Многие христианские деятели приняли такую классификацию.

 Однако при непосредственном изучении Библии становится ясно, что у животных есть душа:

 А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу (Быт. 1:30).

 Согласно Рейбену Алкелею, одному из величайших учёных ХХ века в области иврито-английской лингвистики и автору «Полного иврито-английского словаря», точные еврейские слова в этом стихе nefesh («душа») и chayah («живая»). Несмотря на то, что в популярных переводах Библии это словосочетание обычно передаётся просто как «жизнь» и тем самым подразумевается, что у животных, несомненно, есть душа, по крайней мере, согласно Библии. Более того, те же самые еврейские слова употребляются для обозначения души человеческих существ и даже души насекомых. Поэтому в Библии нет никаких аргументов в поддержку того мнения, что, хотя у животных и может быть какая-то душа, но эта душа – совсем не та, что есть у человеческих существ.

 

 «НЕ ВЕРОЙ ЕДИНОЙ»

 

 Основной догмат всех христиан – искупление, совершённое Иисусом. В основе христианской доктрины лежит вера в спасение через Иисуса, а не подчинение своду особых законов и правил, как, например, Закон Моисеев (Ефес. 2:8). Крайне трудно найти христианского проповедника, который учил бы, что человеку можно или нельзя есть ту или иную пищу, или что доброе отношение к животным поможет спасению человеческой души.

 Это привело к одному из самых значительных расколов в христианской теологии: спору о вере и деяниях. Многие христиане считают, что веры в Иисуса достаточно для вхождения в Царство Божие, вне зависимости от добрых дел или морального и этического поведения; другие думают, что для спасения необходимы и вера во Христа, и добрые дела. Мысль о том, что одной только веры достаточно для искупления, родилась в результате неправильно понятого соотношения между верой и поступками. Это недоразумение очень доступно объяснили преподобный Дж. Тодд Ферье из Ордена Креста и английский поборник вегетарианства преподобный В. А. Холмс-Гор.

 И Ферье, и Холмс-Гор утверждают, что противопоставление веры и дел возникло тогда, когда средневековые христиане начали изучать послания св. Павла в отрыве от их исторического контекста. Павел проповедовал фарисеям и вообще тем, кто не верил, что милость Господня является искупительной силой. Потому, говоря с фарисеями, он особо отмечал значение веры. Библия, однако, говорит, что вера и дела одинаково важны. Как писал Иаков, «Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 1 и 2). Поэтому, когда Павел говорит, что человеку дозволено есть всё, чего он пожелает, включая мясо (1 Кор. 8:8), он лишь старается подчеркнуть важность веры.

 Подробное изучение писаний Павла показывает: несмотря на то, что он уделяет особое внимание вере, в других текстах он также говорит о ценности праведных деяний, в том числе доброго отношения к животным. Фактически, Павел утверждает, что добрые дела даже важнее, чем вера (1 Кор. 13:13). Тем не менее, в наши дни христианские сообщества, горячо и охотно провозглашающие веру во Христа, не спешат следовать учению, которое может потребовать от них изменения образа жизни.

 В этой связи преподобный Эндрю Линзи, капеллан Эссекского университета, заявил, что многие сторонники христианства пренебрегают своей обязанностью делать добрые дела, особенно по отношению к животным. В своей книге «Права животных: христианская оценка обращения человека с животными» он с сожалением констатирует: «Увы, нельзя не признать, что христиане, католики и некатолики так и не смогли создать удовлетворительного морального учения касательно отношения к животным».

 Позднейшие учения можно интерпретировать по-разному, но ранние формы христианства (и многие иудейские секты, в которых они зародились) проповедовали вегетарианство. Их приверженцы понимали, что, при всей важности веры, надлежащие поступки – «деяния» – не менее важны. Поэтому они последовательно придерживались заповедей Писания. Неудивительно, что это отражалось на их питании и отношении к животным вообще. Назареяне, терапевты, эбиониты, гностики, иессеи не ели мяса. Монтанисты, ещё одна ветвь раннего христианства, воздерживались от мясной пищи так же, как и Тертуллиан, один из первых отцов Церкви. Среди более ортодоксальных христиан, не одобрявших мясоедения, мы уже упомянули Иоанна Златоуста и Климента Александрийского, двух самых влиятельных мыслителей ранней Церкви.

 Возможно, способнейший ученик Климента, Ориген (185-254 н.э.), один из самых плодовитых раннехристанских писателей, высказал верную мысль о тех, кто поддерживает мясоедение: «Я думаю, что люди стали приносить в жертву животных потому, что им понадобился предлог для вкушения плоти» (Stromata, «О жертвоприношениях», кн. VII).

 Позднейшие разновидности христианства также поддерживали вегетарианство. Эллен Г. Уайт, одна из основательниц церкви адвентистов, была убеждённой вегетарианкой так же, как Дж. Уэсли, основоположник методизма. Сильвестр Грэхем, пресвитерианский священник, знаменитый своими «хлебцами Грэхема», пропагандировал отказ от мяса, а Уильям Меткалф, пастор Библейской Христианской Церкви Англии, написал книгу под названием «Воздержание от мяса животных» (1829 г.). Эта работа считается первой книгой о вегетарианстве, изданной в США.

 Траппистский, бенедектинский и картезианский ордена Римской Католической Церкви и другие христианские организации, как, например, Универсальное христианские гностическое движение и Братство розенкрейцеров, отстаивают вегетарианство, даже если их приверженцы не проявляют особого постоянства в этом отношении. Сегодня существуют две крупные христианские группы, которые упорно стремятся доказать важность отказа от мясной пищи для современных христиан: Католическое общество изучения и защиты животных и Общество христианской помощи животным и людям.

 Несмотря на то, что второй Ватиканский Вселенский Собор Католической Церкви, проведенный в 1965 году ослабил монастырский устав касательно мясной пищи, особенно для монахов траппистского ордена, большинство траппистов всё ещё придерживается изначального вегетарианского устава. И хотя многие утверждают, что св. Франциск не был последовательным вегетарианцем, большинство монахов францисканцев не едят мяса, вероятно потому, что св. Франциск – покровитель животных, и потому, что он открыто высказывал свою любовь ко всякой Божьей твари.

 Современный бенедектинский монах, брат Дэвид Стейндл-Раст, считает, что, хотя библейская традиция позволяет различные толкования касательно отношения человека к животным. Жития святых доказывают необходимость всеобъемлющего сострадания. Брат Дэвид говорит: «К несчастью, христиане внесли свою лепту в эксплуатацию окружающей среды и жестокое обращение с животными. Иногда они даже пытаются оправдать свои преступления, используя отрывки из Библии, вырванные из общего контекста, но истинные принципы религии нужно изучать на примере святых… Различные животные в христианском искусстве символизируют разных святых. Св. Менас обычно изображается в двумя верблюдами, св. Ульрих – с крысой, св. Бригитта – с утками и гусями, св. Бенедикт – с вороном; список можно продолжать до бесконечности. Св. Губерт изображается с оленем, у которого между рогами распятие. По легенде, этот святой был охотником, но оставил своё жестокое ремесло после того, как внезапно увидел Христа в олене, которого собрался подстрелить». Это красноречивый пример того, что божественное скрыто во всех созданиях. «В конце концов, - рассуждает брат Дэвид, - сам Христос зовётся «агнцем Божиим».

 Иногда мы забываем, что любовь к которой призывал Христос, должна быть всеобъемлющей, как отражение любви Господа ко всем Его творениям. Молитва Господу начинается (в оригинале) арамейскими словами awoon dwashmayа. Обычно это переводится как “Отче наш, сущий на Небесах»; но более точным переводом было бы «Отче наш общий, сущий на Небесах». Арамейский оригинал утверждает, что Бог – отец всех живых существ во Вселенной, независимо от их биологического вида. Тем самым подразумевается, что христианская любовь объемлет всё, и сколько любви ты отдашь окружающему миру, столько же даст тебе Господь. Для вегетарианцев также особо значимо то, что молитва продолжается словами «хлеб наш насущный даждь нам днесь».

 

 «НЕ УБИЙ»


 Т
ребование сострадания и взаимной любви заложено в Шестой заповеди: «Не убий». При всей простоте и прямоте этой заповеди, её редко понимают буквально и обычно считают применимой только к человеческим существам. Однако в Книге Исхода (20:13), в которой записана заповедь, использовано еврейское слово lo tirtzach. Cогласно Рейбену Алкелею, tirtzach означает «любое убийство». Следовательно, заповедь призывает нас воздерживаться от убийства вообще. Запрет в пояснениях не нуждается. Споры вызывает слово «убить», обычно означающее: а) лишить жизни, б) покончить с чем-либо, в) разрушить жизненную, основную сущность чего-либо. Раз убить можно всё, в чём есть жизнь, значит, животных тоже убивают; согласно заповеди, убийство животных запрещено.

 Жизнь обычно определяется как качество, отличающее работающий, функционирующий организм от мёртвого тела. При всей своей сложности жизнь заявляет о своём присутствии с помощью набора симптомов, известных как биологу, так и тому, кто просто читает книгу природы. Все живые организмы проходят шесть фаз: рождение, рост, зрелость, размножение, увядание и смерть. Таким образом, и по человеческим, и по Господним представлениям, звери являются живыми существами. Всё живое может быть убито, а убить означает нарушить заповедь, не менее священную, чем все остальные: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чём-нибудь, тот становится виновным во всём. Ибо Тот же, Кто сказал: «Не прелюбодействуй», сказал и не «убий»; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьёшь, то ты также преступник закона» (Иак. 2:10, 11).

 В Ветхом Завете также много доводов в пользу вегетарианства. На это можно сказать, что христиане не обязаны следовать древнему Закону и имеют право ограничиться Новым Заветом. Однако сам Иисус учил другому: «Не думайте, что я пришёл нарушить закон пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота и ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнятся все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном» (Мф. 5:17-19).

 

 ПРОБЛЕМЫ ИСТОЛКОВАНИЯ

 

 Возможно, главная причина, которая побуждает христиан «преступить закон» несмотря на библейскую заповедь, запрещающую убийство, кроется в широко распространённом убеждении, что Христос ел мясо. Однако Иисус был известен как «царь мирный», а его учение призывает к всеобъемлющей, вселенской любви, состраданию и уважению. Трудно совместить миротворческий образ Христа и разрешение на убийство животных. Тем не менее, в Новом Завете постоянно упоминаются просьбы Христа дать ему мяса, и любители мясной пищи пользуются этими цитатами для того, чтобы оправдать собственные гастрономические вкусы. Но при внимательном изучении греческого подлинника обнаруживается, что Иисус просил вовсе не мяса.

 Хотя в английском переводе Евангелий слово meat («мясо») употребляется девятнадцать раз, греческие слова оригинала точнее было бы перевести как «пища»: broma - «пища» (использовано четыре раза), brosimos - «то, что можно есть» (встречается один раз), brosis - «питание, процесс питания» (употреблено четыре раза), prosphagion - «нечто съедобное» (использовано один раз), trophe - «питание» (встречается шесть раз), phago - «есть» (употреблено три раза).

 Таким образом, «есть ли у вас мясо?» (Ин. 21:5) следует читать «есть ли у вас пища?». А когда в Евангелии говорится, что ученики пошли купить мяса (Ин 4:8), точный перевод был бы всего лишь «пошли купить съестного». В каждом случае греческий подлинник указывает просто на «пищу», а не обязательно ан «мясо».

 Задача сводится к истолкованию оригинала и переводов, часто неверных. Многие ошибки в переводе Библии (Например, Red Sea - «Красное море» вместо Reed Sea – «Море камышей»), незначительны и даже забавны. Но некоторые из них существенно отклоняются от подлинника; между тем, в случае, если ошибочный вариант используется в течение столетий, он закрепляется в библейском каноне. Но если принимать во внимание содержание и цель жизни Иисуса, становится трудно или, скорее, невозможно примирить поедание мясо и христианское вероучение. Христиане, употребляющие в пищу мясо, возражают: «Если Библия проповедует вегетарианство, как же тогда понимать чудо с хлебами и рыбами?»

 Некоторые толкователи Библии, учитывая сострадательную натуру Иисуса, предполагают, что слово «рыба» в данном случае обозначает небольшие шарики из водоросли, растущей в восточных морях и известной как «рыбья трава»; похожие шарики едят и в наши дни. Водоросли высушиваются на, измельчаются в муку, из которой пекутся шарики. Такие «хлебцы» были обязательным блюдом кухни древнего Вавилона; они также высоко ценятся в Японии. Мусульмане считают их пищей для правоверных, и, что ещё важнее, во времена Иисуса они были признанным деликатесом. Кроме того, следует учесть чисто практическое соображение: в корзину с хлебом скорее положили бы такие шарики, чем настоящую рыбу – она быстро бы протухла бы на солнцепёке и испортила остальную еду.

 Возможно также, что «хлеб» и «рыба» - слова, использованные скорее в аллегорическом, а не в буквальном смысле, что обычно для священных писаний. Хлеб – символ Христова тела, то есть божественной субстанции, а слово «рыба» было паролем ранних христиан, которым приходилось скрывать свою веру, чтобы избежать гибели. Буквы греческого слова ichtus – «рыба» – это также начальные буквы слов Iesos Christos Theou Uios Soter («Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель»). Поэтому рыба для христиан – мистический символ, и её изображение до сих пор можно увидеть в римских катакомбах.

 Очень важно, что в первых манускриптах Нового Завета нет упоминания о рыбе: чудо описывается как раздача хлеба и фруктов, а не хлеба и рыбы. Только в позднейших списках Библии (после IV столетия) вместо фруктов появляется рыба. Синайский Кодекс – первая версия Библии, где в рассказе об этом чуде упоминаются рыбы.

 Тем не менее, многие не желают отказываться от традиционного примера с хлебами и рыбами. Таким людям следует напомнить, что, даже если сам Иисус и ел рыбу, он вовсе не разрешал другим делать то же самое во имя его. Христос жил среди рыбаков и проповедовал им. Как учитель, он должен был принимать в расчёт образ жизни своих слушателей. Так, он велел своим ученикам оставить сети и сделаться “ловцами человеков”, то есть проповедниками. И всё-таки те, кто считает, что Христос ел рыбу, говорят: “Раз это делал Иисус, почему же мне нельзя?” Но когда мы вспоминаем о том, как Иисус погиб ради преумножения славы Божией, почему-то мало находится желающих последовать его примеру.

 

 ПАСХАЛЬНЫЙ АГНЕЦ

 

 Все привыкли к изображению Христа как доброго пастыря и агнца Божия, но пасхальный агнец представляет собой проблему для христиан-вегетарианцев. Была ли Тайная Вечеря пасхальной трапезой, при которой Христос и апостолы вкушали плоть ягнёнка?

 Синоптические Евангелия (первые три) сообщают, что Тайная Вечеря произошла в ночь Пасхи; это означает, что Иисус с учениками ели пасхального агнца (Мф. 26:17, Мк. 16:16, Лк. 22:13). Однако Иоанн утверждает, что Вечеря произошла раньше: «Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришёл час перейти от мира сего к Отцу, … встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался» (Ин. 13:1-4). Если последовательность событий была иной, то Тайная Вечеря не могла быть пасхальной трапезой.

 Английский историк Джеффри Радд в прекрасной книге «Зачем убивать ради пищи?» предлагает для загадки пасхального агнца такое решение: Тайная Вечеря произошла в четверг, распятие – на следующий день, в пятницу. Однако по еврейскому счёту оба этих события случились в один день, поскольку у евреев началом нового дня считается закат предыдущего. Разумеется, это сбивает всю хронологию. В девятнадцатой главе своего Евангелия Иоанн сообщает, что распятие произошло в день приготовления к Пасхе, то есть в четверг. Позже, в тридцать первом стихе, он говорит, что тело Иисуса не оставили на кресте, потому, что «та суббота была день великий» Другими словами, субботняя пасхальная трапеза на закате предыдущего дня, пятницы, после распятия.

 Несмотря на то, что первые три Евангелия противоречат версии Иоанна, которую большинство библеистов считают точным рассказом о событиях, в других местах эти версии подтверждают друг друга. Например, в Евангелии от Матфея (26:5) сказано, что священники решили не убивать Иисуса во время праздника, «чтобы не сделалось возмущения в народе». С другой стороны, у Матфея постоянно говорится, что Тайная Вечеря и распятие произошли в день Пасхи. К тому же следует заметить, что по талмудическому обычаю запрещено вести судебные разбирательства и казнить преступников в первый, наиболее священный, день пасхи.

 Поскольку день Пасхи так же свят, как суббота, евреи в этот день не носили оружия (Мк. 14:43, 47) и не имели права покупать саваны и травы для погребения (Мк. 15:46, Лк. 23:56). Наконец, поспешность, с какой ученики похоронили Иисуса, объясняется их желанием снять тело с креста до начала Пасхи (Мк. 15:42, 46).

 Значимо само отсутствие упоминаний о ягнёнке: о нём ни разу не говорится в связи с Тайной Вечерей. Историк-библеист Дж. А. Глейзес предполагает, что, заменив, плоть и кровь на хлеб и вино, Иисус тем самым возвестил о новом союзе Бога и человека, об «истинном примирении со всеми его созданиями». Если бы Христос ел мясо, он сделал бы ягнёнка, а не хлеб, символы Господней любви, во имя которой агнец Божий искупил грехи мира собственной смертью. Все свидетельства указывают на то, что Тайная Вечеря была не «прощальной трапезой», которую Христос разделил с любимыми учениками. Это подтверждает и покойный Чарльз Гор, епископ Оксфордский: «Мы признаём, что Иоанн верно исправляет слова Марка о Тайной Вечере. Это была не традиционная пасхальная трапеза, а прощальный ужин, последний Его ужин с учениками. Ни в одном рассказе об этом ужине не говорится о ритуале пасхальной трапезы» (Новый комментарий к Святому Писанию», ч. 3, с. 235).

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 В буквальных переводах раннехристианских текстов нет ни одного места, где бы принималось или поощрялось мясоедение. Большинство оправданий, придуманных поздними христианами для употребления мясной пищи, основано на неверных переводах или же на буквальном понимании христианской символики, которую нужно толковать в переносном смысле. Ключевой момент здесь, конечно, - интерпретация, и следует взвесить деяния Иисуса и его учеников, чтобы понять, совместимы ли они с поеданием мяса. Далее, ранние христианские секты и отцы Церкви практиковали строгое вегетарианство. Таким образом, в точных переводах Библии, в широком контексте изречений Христа и открыто высказанных убеждениях ранних христиан мы видим всецелую поддержку вегетарианства.

 Этот идеал жизни в гармонии со всеми созданиями Божиими прекрасно выраженном в стихотворении Вернера Бергенгруэра, где говорится о собаке, которая зашла в церковь во время мессы. Маленькая девочка, её хозяйка, испугалась, расстроилась и кое-как вывела свою четвероногую подружку из храма. «Какой позор! – подумала она. Животное в церкви!» Но Бергенгруэр указывает, что в церкви много животных: вол, ослица у ясель с Христом, лев у ног св. Иеронима, Ионин кит, конь св. Мартина, орёл, голубь и даже змий. Животные улыбаются со всех картин и статуй в церкви, и смущённая девочка понимает, что её любимица – одна из многих. Органист смеётся и начинает петь: «Восхвалите Господа, все Его творения!» Такая хвала естественна, ибо в церковь, как и всюду, всё живое приходит по воле Господа.

 Великий францисканский орден, к примеру, славил единение всех живых существ, подчёркивая, что все они имеют общего Творца. «Когда он (св. Франциск) думал о едином источнике всего сущего, писал св. Бонавентура, - его ещё более, чем всегда, наполняло благочестие, и он звал всех тварей Божиих, даже самых мелких, братьями и сёстрами, ибо знал, что их создал Тот же, Кто создал и его самого"»

Такова совершенная христианская любовь.

Читайте также: