ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Разведывательные операции по выявлению объектов советского и российского ВМФ
Разведывательные операции по выявлению объектов советского и российского ВМФ
  • Автор: Vedensky |
  • Дата: 18-01-2014 20:32 |
  • Просмотров: 2902

Подводные лодки уходят под лед

Военно-политическое руководство США уделяет весьма пристальное внимание вопросам изучения Арктики и "освоения" ее районов американскими подводными лодками. С этой целью американские подводные лодки регулярно совершают арктические походы, в ходе которых их экипажи приобретают ценный опыт плавания в сложных ледовых условиях, отрабатывают новые способы и тактические приемы действий против российских подводных лодок, а также проводят широкий круг научных исследований, направленных на изучение свойств окружающей среды в Арктике, их влияния на использование оружия и технических средств. Помимо этого, а возможно и прежде всего, американское командование осуществляет проведение разведывательных операций, активно изучает возможности применения существующих и перспективных систем подводной разведки и наблюдения в этом важном в стратегическом отношении регионе Мирового океана.

Впервые проникнуть в Арктику на подводной лодке удалось в 1931 году американскому полярному исследователю Г. Уилкинсу. Дизель-электрическая подводная лодка "Наутилус" под его руководством достигла полярных широт севернее архипелага Шпицберген, проведя научные исследования ограниченного характера и осуществив несколько попыток подледного плавания у кромки льда. После Второй мировой войны, начиная с 1946 года американские дизельные подводные лодки совершили еще несколько арктических походов. Однако опыт их деятельности показал, что дизель-электрические подводные лодки неспособны к длительному подводному плаванию и продолжительному пребыванию в водах Арктики.

Арктические исследования возобновились после поступления на вооружение ВМС США подводных лодок с ядерными энергетическими установками. В августе 1957 года атомная подводная лодка "Наутилус" в попытке достичь Северного полюса прошла подо льдами до 87° с. ш. Эта же лодка в 1958 году совершила еще два арктических плавания. В ходе последнего она прошла подо льдами из Тихого океана в Атлантический. Операция носила кодовое наименование "Солнечный свет" ("Сан лайт"). Чтобы сохранить плавание в тайне, командование ВМС США прибегло к дезинформации, объявив, что лодка идет в Атлантику через Панамский канал. Атомная подводная лодка "Наутилус" вышла из базы Пёрл-Харбор и, пройдя Берингов пролив, начала подледное плавание у Северного побережья Аляски, а 3 августа она достигла Северного полюса в подводном положении. Первое всплытие на Северном полюсе осуществила 17 марта 1959 года атомная подводная лодка "Скейт", установившая там американский флаг. Указанные походы продемонстрировали, что подводные лодки с ядерными установками могут действовать в Арктике и всплывать из-подо льда в любое время года в нужном районе.

С 1960 года американские атомные лодки стали осуществлять арктические походы уже на систематической основе, а с 1971 года к ним стали присоединяться и английские подводные лодки. При этом ими решались главным образом исследовательские задачи военного предназначения, в том числе и разведывательного характера, отрабатывались действия экипажей в различных ситуациях подледного плавания. Так, в июне-августе 1962 года атомные подводные лодки "Скейт" и "Сидрэгон" совершили первый совместный поход в Арктику с целью отработки тактики действий против советских подводных лодок в условиях подледного плавания. Придя раздельно к Северному полюсу, они одновременно всплыли там 2 августа 1962 года. Затем лодки разошлись в разные океанские районы: "Сидрэгон" вернулась Беринговым проливом в Пёрл-Харбор, а "Скейт" взяла курс в Атлантический океан и завершила поход в военно-морской базе Нью-Лондон, пройдя 4500 миль. Этот поход был особо отмечен тогдашним президентом США Дж. Кеннеди, который также высоко оценил деятельность создателя американского атомного флота адмирала Х. Риковера.

Необходимо заметить, что американские атомные подводные лодки в этот период не только сами проводили разведывательные операции в Арктике, но и привлекались для их обеспечения в тех случаях, когда они осуществлялись другими силами.

В связи с этим заслуживает отдельного рассмотрения разведоперация под кодовым наименованием "Холодный пот" ("Коулд свет"), пожалуй, одна из наиболее дерзких и рискованных среди проводившихся в этом регионе.

В марте 1961 года американский самолет ледовой разведки, проводивший аэромагнитную съемку в западной части Северного Ледовитого океана, случайно обнаружил советскую дрейфующую полярную станцию "Северный полюс-9" (СП-9). Как оказалось, полярники, работавшие на этой станции, были спешно эвакуированы с нее, так как внезапно начавшаяся подвижка ледового покрова и торошение могли привести к разрушению взлетно-посадочной полосы, а затем и всей станции. В разведывательном управлении министерства обороны (РУМО) США, получив такую "горячую" информацию, решили немедленно воспользоваться создавшейся ситуацией. Американские разведчики давно ломали голову над тем, не оборудованы ли советские полярные станции специальной аппаратурой для обнаружения американских атомных подводных лодок при совершении ими арктических плаваний. Теперь им представилась возможность убедиться в этом. Было принято решение высадить парашютистов на покинутую станцию, внимательно изучить находящиеся там технику и документы, а затем забрать их с льдины с помощью специально оборудованного самолета.

В течение лета того же года срочно создавалась специальная самолетная система, позволявшая осуществлять подъем людей с поверхности без посадки самолета. Предусматривалось, что высадившимся парашютистам будет сбрасываться контейнер с находящимися в нем воздушными шарами и баллонами с гелием для их заполнения. В назначенный момент шары, связанные с парашютистами прочным нейлоновым тросом, наполняются гелием и запускаются на высоту до 150 м, а самолет, оснащенный специальной "рогаткой" в носу, захватывает на лету тросы и подтягивает пассажиров к фюзеляжу, и они через люк попадают внутрь. Осенью майор ВВС Д. Смит и лейтенант РУМО Ле Шак, решившие добровольно участвовать в операции в качестве парашютистов, приступили к испытанию новой системы и тренировкам на льду недалеко от побережья Аляски. Однако наступившая полярная зима заставила отложить начало операции до весны следующего года.

В марте 1962 года в РУМО от агентурного источника поступила новая ошеломляющая информация: русские в экстренном порядке, по аналогичным причинам, покинули еще одну дрейфующую станцию - СП-8. По имеющимся сведениям, на СП-8 работали не только гидрометеорологи и гляциологи, но и специалисты по акустической, радиоэлектронной и информационной аппаратуре. Причем самым важным было то, что почти вся указанная аппаратура была оставлена на льдине. В связи с этим уже готовых к вылету участников операции срочно переориентировали на высадку по вновь открывшемуся варианту. Поиски затерянной в арктических льдах дрейфующей станции СП-8 заняли немногим более месяца. И уже в начале мая американский самолет, взлетевший с авиабазы на мысе Барроу, что на арктическом побережье Аляски, десантировал двух парашютистов и три грузовых контейнера на обнаруженную советскую дрейфующую станцию.

Смит и Ле Шак обследовали станцию в течение пяти суток. Но за это время погода в районе резко изменилась. Плотная пелена тумана, опустившаяся на станцию, не позволяла специально переоборудованному самолету В-17 снять парашютистов с льдины. Прогноз метеорологов на ближайшие две-три недели был еще более неутешительным: в результате внезапного потепления в добавление к туману ожидались подвижки льда с разрушением ледового покрова. Американские парашютисты, находившиеся на советской полярной станции, оказались в смертельной опасности.

В этих условиях руководством РУМО и было принято решение направить для спасения американцев и снятия с льдины важнейшего груза одну из атомных подводных лодок. Подводная лодка под командованием кэптена Алана Дейтона, назначенная для этой миссии, была специально оборудована для плавания в ледовых условиях. В указанный период она выполняла боевые задачи в северо-восточной Атлантике и для того, чтобы принять на борт представителей РУМО, руководивших операцией, прибыла в передовой пункт базирования Холи-Лох в Шотландии.

Далее подводная лодка следовала маршрутом в район, находившийся в 400 милях севернее архипелага Шпицберген, - именно там в тот момент дрейфовала СП-8. Американцы, находящихся на станции, каждые три часа передавали свои координаты. Кроме того, их постоянно работавший передатчик пеленговался из нескольких точек подразделениями радиоразведки ВМС и АНБ США. Для точного выхода подводной лодки в назначенный район данные о текущем местонахождении СП-8 постоянно передавались на подводную лодку с помощью системы связи с лодками в подводном положении, работающей на сверхдлинных волнах, а также других систем.

Очень непросто проходил этот подводный поход, и особенно на его заключительной стадии в условиях подледного плавания. Но наконец была найдена подходящая полынья во льдах, и подводная лодка всплыла в назначенном месте. СП-8 оказалась в полутора милях к югу от точки всплытия. Ее точное место было определено по сигнальным ракетам, запускавшимся Смитом и Ле Шаком.

Результатом операции "Холодный пот" стало то, что подводной лодкой было снято с советской полярной станции и доставлено в США 68 кг чрезвычайно важного, как заключили специалисты американской разведки, груза, в том числе 21 образец техники, более 300 фотоснимков и 83 документа.

Таковы были итоги одной из многих операций американской разведки в Арктике, а впереди были другие...

Тем временем с конца 70-х - начала 80-х годов интенсивность деятельности американских подводных лодок в арктических районах, в том числе и у нашего побережья, резко возросла. Данное обстоятельство было обусловлено тем, что в состав ВМФ СССР вошли подводные лодки стратегического назначения нового поколения типа "Дельта", оснащенные межконтинентальными баллистическими ракетами с дальностью стрельбы около 8000 километров. Это позволяло им применять ракетное оружие из районов у своего побережья и, как предполагали специалисты американской военно-морской разведки, из арктических морей. В связи с этим в этот период американцами практически ежегодно в Арктике стали проводиться мероприятия под условным наименованием "Айсекс" ("Ледовое учение") по отработке вопросов поиска, слежения и борьбы с подводными лодками России в подледных условиях. В рамках этих совместных мероприятий, а также в ходе отдельных арктических походов подводными лодками изучались возможности ведения боевых действий подо льдом, осуществлялось совместное подледное плавание с использованием звукоподводной связи, испытывались новые средства наблюдения, разведки и навигации, отрабатывались различные тактические ситуации. Большое значение при этом придавалось также определению состояния верхнего и нижнего ледового покрова, картографированию морского дна, уточнению гидрологических условий в различных районах. К числу наиболее приоритетных задач в это время относились выявление и уточнение маршрутов развертывания, районов боевого предназначения, возможностей и тактики действий наших ракетных и многоцелевых подводных лодок. Эти задачи решались путем поиска и непрерывного слежения за обнаруженными советскими подводными лодками на подходах к пунктам их базирования и далее на пути их следования в различные арктические районы. При этом, учитывая важность указанных задач, американское командование преимущественно осуществляло массированное применение противолодочных сил и средств, и прежде всего подводных лодок.

В качестве подтверждения последнего - только несколько примеров. В марте-мае 1988 года походы в Арктику выполнили атомные подводные лодки "Рей", "Арчерфиш" и "Хокбилл". Впервые три лодки 6 мая 1986 года одновременно всплыли на Северном полюсе.

В мае-июне 1987 года в арктическом плавании находились три атомные подводные лодки ВМС США "Биллфиш", "Си дэвл", "Пинтадо". Они решали задачи совместно с английской атомной подводной лодкой "Сьюперб". А 2 июля 1987 года одна из американских и английская подводные лодки одновременно всплыли на Северном полюсе. Однако надо понимать правильно, что всплытие на Северном полюсе - не самоцель действий этих подводных лодок, а как бы приз за многомесячную напряженную деятельность по выполнению разведывательных задач против советских подводных лодок в арктических морях.

В 90-х годах разведывательные операции американских подводных лодок в Арктике получили новый импульс под прикрытием научно-исследовательской деятельности по программе "двойного" назначения SCICEX ("Научная арктическая экспедиция"). В соответствии с этой программой в 1994 году между командованием подводных сил ВМС США и рядом научных организаций страны был подписан меморандум о проведении серии подводных арктических экспедиций. В подписании меморандума со стороны научных организаций участвовали: научно-исследовательское управление ВМС, национальный научный фонд, национальное управление по океанографии и атмосферным явлениям, управление геологических изысканий США.

Программой предусматривалось, что часть атомных подводных лодок типа "Стерджен", выводящихся из боевого состава ВМС, дооборудуется специальной аппаратурой для проведения исследований. Наряду с традиционными средствами изучения подводной обстановки (эхолот, высокочастотный акустический фазометр, высокочастотный эхоледомер) на этих лодках дополнительно устанавливается следующая аппаратура: усовершенствованный батитермограф для определения эпюры "глубина - температура - электропроводность" и скорости распространения звука в воде; гидроакустическая станция с широкой полосой обзора для подробного картографирования дна океана; двухчастотная гидроакустическая станция бокового обзора для изучения характера ледового покрова; цифровой ледопрофилограф; забортная телевизионная система, работающая в условиях низкой освещенности; гравиметрическая система и др. После дооборудования атомные подводные лодки в период 1995-1999 годов должны были совершить не менее пяти специальных походов для углубленных исследований и накопления данных о состоянии водной среды, морского дна и ледового покрова, климатических показателей.

Походы по этой программе, в частности, совершили в 1995-1999 годах атомные подводные лодки "Кавелла", "Поги", "Арчерфиш", "Хокбилл". В ходе данных исследований подводные лодки совершили более 10 всплытий в районе Северного полюса и прилегающих ледовых районах, проведя в сложных условиях почти по полтора месяца.

О важности арктических исследований говорит и тот факт, что подобные мероприятия в Арктике курируют представители из администрации президента США. Так, вице-президент США А. Гор совершил в 1993 году поход в Арктику на подводной лодке "Пёрго". Однако как бы ни завуалировали западные средства массовой информации эти походы их научной направленностью, фактически активная деятельность исследовательских организаций США с привлечением подводных лодок имеет ярко выраженный военно-прикладной характер. Вместе с тем, наряду с военной направленностью в этой деятельности также четко прослеживается устремление ряда западных держав освоить Арктический бассейн и в экономическом отношении.

В целом более чем за сорокалетний период свыше 70 атомных подводных лодок США и Великобритании совершали походы в арктические районы. За это время было выполнено не менее 16 групповых походов, когда несколько подводных лодок, совместно решая поставленные перед ними задачи, одновременно или последовательно всплывали на Северном полюсе или в других районах Арктического бассейна. Из них не менее чем 11 раз совместные походы совершались двумя лодками, три раза - тремя и два раза - четырьмя.

При этом около 50 походов приходится на атомные подводные лодки типа "Стерджен", которые наиболее приспособлены для плавания в ледовых условиях, несмотря на то, что в составе ВМС США имеются и более совершенные в других отношениях лодки типа "Лос-Анджелес". Американское военное командование явно неравнодушно к лодкам типа "Стерджен", когда речь заходит о необходимости выполнения разведывательных задач. Многократные подтверждения этому мы найдем и в последующих главах данного издания.

В настоящее время в США завершена постройка новейших атомных подводных лодок типа "Сивулф", специально предназначенных для действий в Арктике. Ведется строительство нового поколения лодок типа "Вирджиния", которые будут в основном предназначены для применения в прибрежных мелководных районах, в том числе и арктических. Естественно, в этих районах ими прежде всего будут выполняться разведывательные задачи.

Заключая все изложенное, можно сделать вывод, что столь активная и массированная деятельность американского подводного флота в Арктике прежде всего свидетельствует о важном военно-стратегическом значении этого региона для военного командования США и НАТО. Подводные лодки здесь решают главным образом разведывательные задачи в интересах обеспечения применения своих ударных группировок в военных конфликтах будущего: при нанесении ударов по нашему побережью крылатыми ракетами морского базирования из-под ледовой кромки, уничтожении наших подводных ракетоносцев, срыве развертывания сил флотов из пунктов базирования и др. Наряду с этим не могут нас также не настораживать реализующиеся в последнее время программы по так называемому "научно-исследовательскому изучению" Арктического бассейна. На самом деле в этом регионе осуществляется широкомасштабная разведывательная деятельность по уточнению возможностей освоения в будущем некоторыми державами огромных сырьевых ресурсов (в первую очередь топливно-энергетических) континентального шельфа полярных морей, омывающих побережье России, а также использования трассы Северного морского пути в своих интересах.

Нет предела совершенству

Для ведения разведывательных операций у побережья своих потенциальных противников, а также слежения за их подводными лодками в удаленных районах Мирового океана американское военное руководство привлекает главным образом серийные многоцелевые атомные субмарины. В интересах решения весьма специфических разведывательных задач, например таких, как поиск и подъем со дна океанов, морей затонувших образцов техники и вооружения, прослушивание подводных кабельных линий связи, используются, как правило, подводные лодки и аппараты специального назначения. Серийные многоцелевые подводные лодки могут выполнять широкий спектр разведывательных задач: разведку побережья, военно-морских баз и пунктов базирования, выявление характера деятельности сил флотов противника на учениях и в полигонах боевой подготовки, определение параметров и режимов работы радиоэлектронных средств, слежение за подводными лодками и выявление тактики их действий, уточнение характеристик оперативного оборудования и навигационно-гидрографических условий и т. д. Для этого они оснащены штатной разведывательной аппаратурой, которая позволяет достаточно эффективно решать указанные задачи. До недавнего времени для их выполнения привлекались подводные лодки типов "Стерджен" и "Лос-Анджелес". Но с вступлением в новый XXI век ожидается принципиальный качественный скачок в совершенствовании средств подводного шпионажа, и прежде всего подводных лодок. На смену должны прийти многоцелевые подводные лодки типов "Сивулф" и "Вирджиния", оснащаемые высокоэффективным бортовым разведывательным оборудованием, обитаемыми и необитаемыми подводными аппаратами, беспилотными летательными средствами и другими "экзотическими" видами разведывательной техники.

Подводные лодки типа "Сивулф", по мнению американских экспертов, будут самыми совершенными в мире и останутся непревзойденными в ближайшие 15-20 лет по таким критериям, как скрытность, скорость подводного хода и количество оружия на борту. Вместе с тем это будут и самые дорогостоящие лодки в мире. Вот почему планируется иметь их в боевом составе в количестве не более трех единиц. Учитывая уникальные возможности этих подводных лодок, предполагается их использовать, как заявляют американские военные специалисты, главным образом в арктических и прибрежных районах у побережья противника. Из этих высказываний становится вполне очевидным, что подводные лодки "Сивулф" специально предназначены для действий у наших, российских берегов.

Естественно, если подводная лодка будет решать разведывательные, а, возможно, и боевые задачи в непосредственной близости у побережья противника, в зоне интенсивной деятельности его противолодочных сил, то главным требованием, предъявляемым к ней, будет являться скрытность.

Одним из главных достоинств новейшей американской атомной подводной лодки "Сивулф" является как раз ее высокая скрытность действий, которая обеспечивается, прежде всего, низким уровнем шумности и малой радиолокационной заметностью. В ходе проводившихся гидроакустических испытаний источниками наиболее интенсивных шумов были признаны не средства движения подводной лодки (что является обычным для всех субмарин), а источники так называемых "фоновых" шумов: хлопающие двери переборок, падающие гаечные ключи, вода в туалетах, работающие кофеварки и т. д. Важным является также и то, что малые уровни шумности сохраняются и на высоких скоростях хода атомной подводной лодки. По заявлению членов экипажа, она "может идти на скорости более 25 узлов, оставаясь достаточно малошумной для того, чтобы слышать самой и не быть услышанной". Как считают гидроакустики подводной лодки "Сивулф", "на скорости 15 узлов уровень шумности этой подводной лодки меньше, чем у атомной подводной лодки типа "Лос-Анджелес", стоящей у пирса".

Достижение столь низких шумовых характеристик обеспечивается за счет применения целого ряда новейших высокотехнологичных решений и специальных мероприятий. Так, в частности, компоновка оборудования внутри подводной лодки выполнена таким образом, что вблизи корпуса оставлено свободное пространство для рассеивания звуковых волн. В местах крепления механизмов к палубам установлены гидравлические амортизаторы, аналогичные автомобильным. Кроме того, впервые на многоцелевых подводных лодках установлена система мониторинга шумности, ранее применявшаяся только на стратегических подводных ракетоносцах. На "Сивулф" имеется 600 датчиков, измеряющих уровни вибраций всего оборудования и контролирующих собственные шумы. Помимо указанных мероприятий шумность подводной лодки будет уменьшена за счет нанесения на ее корпус специального покрытия, снижающего уровень турбулентности обтекающего потока воды и рассеивающего гидролокационные сигналы акустических станций противника.

При проектировании и строительстве атомных подводных лодок типа "Сивулф" был внедрен еще целый ряд новых технологических и технических решений, позволяющих существенно увеличить их скрытность действий. В частности, на них используются усовершенствованные гребные винты, отличающиеся чрезвычайно низким уровнем шумоизлучения. Впервые с 1970-х годов именно на этих подводных лодках был установлен новый водо-водяной ядерный реактор с уменьшенным количеством компонентов, за счет чего появилась возможность использовать дополнительные средства снижения шумности. На подводных лодках этого типа используются усовершенствованные системы подвески трубопроводов, специальные малошумные насосы и клапаны во всех трубопроводах перекачки жидкости и т.д.

В качестве основной разведывательной аппаратуры на подводных лодках используются гидроакустические средства. Гидроакустический комплекс подводных лодок может работать в пассивном и активном режимах, обнаруживая подводные объекты противника по шумам их средств движения, а также в результате фиксации отраженных от них собственных гидролокационных посылок. Отмечается чрезвычайно высокая чувствительность пассивной гидроакустической станции "Сивулф", "обеспечивающей членов экипажа такой информацией, которую они еще только учатся использовать". В связи с этим существенно возросла нагрузка на операторов, работающих с предельно большим объемом информации, получаемой от гидроакустических средств. Но в то же время за счет увеличения дальности обнаружения у них имеется больший временной запас для анализа получаемых данных. Отличительной чертой гидроакустического вооружения подводной лодки является использование новейшей модели протяженной буксируемой антенны повышенной чувствительности. Имеется также гидроакустическая станция обнаружения активных гидролокационных сигналов противника.

Атомная подводная лодка "Сивулф" оснащена двумя радиолокационными станциями, одна из которых выполнена по военным стандартам, а другая - по гражданским. Вторая станция может использоваться в случаях, когда основная РЛС подвержена воздействию средств радиоэлектронного противодействия противника. Кроме того, использование второй РЛС позволяет подводной лодке маскироваться под гражданское судно, что немаловажно для дезориентации противника при выполнении ею деликатных разведывательных задач у его побережья.

Все системы разведки и наблюдения подводной лодки интегрированы в автоматизированную систему боевого управления, которая способна обрабатывать информацию и выдавать рекомендации, касающиеся использования бортовых средств, по 1800 обнаруженным целям против 50 на атомной подводной лодке типа "Лос-Анджелес".

На всех подводных лодках типа "Сивулф" предусматривается размещение личного состава и техники сил специальных операций. Подводные лодки этого проекта имеют высокие возможности по обеспечению применения этих специальных подразделений при выполнении ими разнообразных разведывательных и диверсионных задач. Также предусматривается оснащать подводные лодки этого типа различными необитаемыми подводными аппаратами для ведения разведки, освещения обстановки и выдачи данных целеуказания оружию.

В перспективе предусматривается возможность модификации подводных лодок типа "Сивулф" за счет увеличения их длины и водоизмещения. При этом боезапас ракет и торпед может быть увеличен с 50 до 100 единиц, а мин - до 200 единиц. Возможности по размещению и использованию разнообразного разведывательного оборудования, транспортировке и применению большего количества сил специального назначения также соответственно возрастут. Воистину "Сивулф" станет настоящим "подводным монстром"!

Подводные лодки типа "Вирджиния" (проект NSSN) в первой четверти нынешнего столетия станут основой многоцелевого атомного подводного флота США. Всего предполагается иметь в составе ВМС 50 многоцелевых атомных подводных лодок, в том числе: три подводных лодки типа "Сивулф", 30 подводных лодок типа "Вирджиния" и 17 подводных лодок типа "Лос-Анджелес" (улучшенный). Ввод подводных лодок типа "Вирджиния" в состав ВМС США ожидается начиная с 2004 года, с темпами строительства по две подводных лодки в год.

Эти подводные лодки специально спроектированы в соответствии с требованиями новой морской стратегии США в интересах присутствия сил флота на "передовых рубежах" в мирное время, реагирования на региональные кризисы, а также выполнения традиционных задач, возлагаемых на атомные подводные лодки. Основным предназначением данных лодок является выполнение широкого диапазона разведывательных задач, обеспечение разведывательно-диверсионных действий сил специальных операций, освещение обстановки, нанесение ударов по морским и береговым объектам противника. При этом изначально считалось, что подводные лодки типа "Вирджиния" будут действовать главным образом в прибрежных районах противника при проведении разведывательных и многоцелевых операций.

Командование ВМС США считает, что создание подводных лодок по проекту NSSN является революцией в проектировании с учетом критерия "стоимость эффективность", использования новых технологий и методов строительства, а также гибкости выполняемых задач. Стоимость подводных лодок типа "Вирджиния" существенно ниже, чем "Сивулф". В силу этих причин бортовой запас ракетного и торпедного оружия у них значительно меньше, чем у последних. Но по таким критериям, как скрытность действий и разведывательные возможности, они в принципе сопоставимы.

Основным преимуществом подводных лодок типа "Вирджиния" по сравнению с подводными лодками типа "Сивулф" является более высокая эффективность системы управления. Новые подводные лодки будут иметь на 15 боевых постов меньше, чем атомные подводные лодки типа "Сивулф". Автоматизированная система боевого управления, использующаяся на лодках проекта NSSN, позволит обеспечить значительную экономию средств за счет использования коммерческого готового оборудования и построения по принципу открытой архитектуры, включая сокращение стоимости разработки аппаратуры на 70-80%, стоимости ремонта и обслуживания систем - в четыре раза, объема разрабатываемого программного обеспечения - на 60-70%.

Разведывательная аппаратура новейших подводных лодок будет по своим составу и возможностям во многом идентична устанавливаемой на подводных лодках типа "Сивулф". Однако на них будут иметься и своеобразные "изюминки", подтверждающие их специфичность для решения задач в прибрежных и мелководных районах. Так, помимо штатных типовых гидроакустических средств на подводных лодках типа "Вирджиния" устанавливается усовершенствованная высокочастотная гидроакустическая станция, специально оптимизированная для обнаружения подводных лодок с дизельными и воздухонезависимыми энергетическими установками, мин и других объектов на мелководье. Характерной особенностью будет наличие новой универсальной модульной не проникающей в прочный корпус мачты, оснащенной оптической, инфракрасной и телевизионной разведывательной аппаратурой, лазерным дальномером и другими системами. В частности, она также будет оборудована несколькими цветными телекамерами с высоким разрешением, позволяющими транслировать высококачественное изображение на большие цветные мониторы пунктов управления подводной лодки. Кроме того предусматривается возможность осуществления данными подводными лодками развертывания различных электронных и акустических систем разведки для постоянного скрытного мониторинга прибрежных районов.

Для ведения минной разведки в прибрежных водах атомные подводные лодки типов "Сивулф" и "Вирджиния" будут оснащаться системами подводной разведки NMRS и LMRS (Near- and Long term Mine Reconnaissance Systems). Необитаемые подводные аппараты указанных систем будут управляеться с борта лодки по волоконно-оптическим кабелям. В первой из них используются готовые коммерческие технологии, что позволило принять ее на вооружение в 1999 году. В состав разведывательной аппаратуры подводных аппаратов данной системы входят поисковая гидроакустическая станция переднего обзора и усовершенствованная гидроакустическая станция бокового обзора для классификации целей. Эти аппараты способны вести подводную разведку в течение 4-10 часов на скоростях 5-7 узлов. Аппараты, входящие в состав системы LMRS, будут способны вести разведку в течение 40-60 часов на удалении до 150-200 км от подводной лодки. Конечно же, использование таких разведывательных аппаратов не будет ограничиваться только поиском мин. С их помощью может вестись разведка, например, противодесантных заграждений в воде, поиск и обнаружение затонувших образцов техники и вооружения на морском дне, кабельных линий связи и других подводных объектов. Аналогичные разведывательные, а также ударные задачи предполагается возлагать на перспективные необитаемые подводные аппараты типа "Манта", разработка которых ведется в ВМС США. Эти аппараты будут оснащаться различными акустическими и неакустическими разведывательными средствами, ударным оружием и средствами самообороны, системами опознавания, спутниковой связи и навигации. В отличие от создаваемых по программе N(L)MRS аппараты типа "Манта" не будут иметь "жесткой привязки" к подводной лодке и будут относительно автономны. После выполнения задания они смогут возвращаться на подводную лодку-носитель. Но самое главное, пожалуй, будет заключаться в том, что подводная лодка, имея подобные аппараты, сможет вести разведку в территориальных водах потенциальных противников, сама находясь за их пределами, тем самым сводя практически на нет угрозу действий против нее противолодочных сил и средств противостоящей стороны в мирное время.

И наконец, в совсем недалекой перспективе следует ожидать поступления на вооружение многоцелевых атомных подводных лодок беспилотных летательных аппаратов, предназначенных для ведения разведки и выдачи данных целеуказания ракетному оружию. Эти аппараты могут оснащаться для решения свойственных им задач средствами телевизионной, инфракрасной и лазерной разведки, а также системой трансляции добытой развединформации на носитель в реальном масштабе времени. Принятие на вооружение многоцелевых подводных лодок подобных летательных аппаратов существенно повысит их возможности по ведению разведки морских и береговых объектов противника в прибрежных районах.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. В директиве Совета национальной безопасности США № 30 от 10 сентября 1948 года (то есть во время, так называемого первого Берлинского кризиса) говорилось: "...В случае углубления кризиса вооруженные силы США должны быть готовы действовать быстро и эффективно, применяя все имеющиеся средства, в том числе и атомное оружие, и, следовательно, должны иметь четкий план его применения". И уже в следующем, 1949 году, был разработан план атомной бомбардировке ВВС США 70 советских городов. Оценочно, число жертв среди населения должно было достигнуть трех миллионов человек.

Приведено по книге: Ричард К.Беттс. Nuclear Blackmail and Nuclear Balance.

2. Подводная лодка С-80 погибла 27 января 1961 года при отработке задач боевой подготовки в Баренцевом море. По заключению Государственной комиссии, возглавляемой Героем Советского Союза вице-адмиралом Г.И. Щедриным, катастрофа произошла вследствие нарушений использования устройства РДП. Лодка осуществляла зарядку аккумуляторной батареи, используя устройство РДП. Погода была морозной, море штормило. Волна захлестывала шахту РДП, и на верхней части поплавкового клапана намерз лед, препятствуя его полному закрыванию. Зарядив батарею, лодка стала погружаться, и через воздухопровод устройства в нее пошла вода. Лодка затонула на глубине около 200 метров.

В июне 1969 года лодка была поднята экспедицией особого назначения, флагманским кораблем которой было спасательное судно "Карпаты", с применением самых современных средств подводного поиска и подъема.

3. Вот как развивалась эта история, давшая начало истерической вспышке "шпиономании" в США. 3 августа 1948 года Витакер Чамберс, главный редактор журнала "Тайм", появился на заседании комиссии по расследованию антиамериканской деятельности и обвинил нескольких служащих федеральной администрации в принадлежности к подпольной ячейке коммунистической партии, чьей целью было внедриться в правительственные структуры США. Это обвинение потрясло нацию, уже втянутую в горнило холодной войны, и одновременно явилось началом одного из самых сенсационных судебных расследований в современной истории США. Надо отметить, что сам Чамберс в прошлом по своим взглядам был убежденным коммунистом. Однако под влиянием разоблачений, касавшихся массовых репрессий в СССР, и после заключения пакта с гитлеровской Германией публично отмежевался от бывших соратников.

Что касается Элджера Хисса, то в свои 45 лет он имел блестящий послужной список и, очевидно, должен был сделать яркую карьеру на поприще государственной службы. Хисс закончил университет Джона Хопкинса и знаменитую юридическую школу Гарварда. Начиная с 1933 года он работал в администрации президента Рузвельта на различных должностях. С 1936 года Хисс являлся служащим государственного департамента (МИД) в течение длительного времени. В 1944 году он участвовал в разработке основополагающих документов для международного учреждения, которое станет в будущем Организацией Объединенных Наций. Он являлся членом делегации США на исторической Ялтинской конференции в 1945 году. Все это свидетельствовало о высоком положении Хисса в иерархии американской дипломатии. На момент обвинения Хисс был назначен президентом международного фонда Карнеги по рекомендации самого Д. Даллеса.

Мгновенно новость о разоблачении "шпиона" захватила передовицы всех влиятельных американских газет, несмотря на то, что Хисс отрицал все обвинения и даже само знакомство с Чамберсом.

Для расследования обстоятельств "коммунистического заговора" был образован специальный подкомитет во главе с молодым, энергичным конгрессменом из Калифорнии Ричардом Никсоном. Дело было начато

7 августа 1948 года. Главным событием, определившим ход дела, явилось представление вещественных доказательств. Чамберс предъявил 65 служебных документов государственного департамента, которые в той или иной степени могли быть признаны секретными. Кроме того, он предъявил и главный "козырь" - микроснимки действительно секретных документов, спрятанные у него в загородном доме. Все это, по его утверждению, в течение длительного времени передавалось ему Хиссом для использования в подпольной коммунистической организации. Расследование длилось около двух с половиной лет, притягивая постоянно внимание всей нации. В результате Хисс был отправлен в тюрьму, Чамберс сел писать мемуары, а получивший широкую известность и популярность на деле "борьбы с врагами Америки" Ричард Никсон начал свое политическое восхождение.

Был ли Хисс на самом деле шпионом, работал ли он, в полном смысле этого слова, на одну из разведок коммунистических стран, доподлинно неизвестно и по сей день.

4. "Энола Гэй" - название самолета В-29 (по имени матери его пилота), сбросившего первую атомную бомбу на Хиросиму.

5. "Наутилус" - первая атомная подводная лодка ВМС США, она же первой совершила поход в Арктику в июле-августе 1958 года.

6. "Сидрэгон" - атомная подводная лодка ВМС США, впервые совершившая переход из Атлантики на Тихий океан арктическим маршрутом в августе-сентябре 1960 года.

7. Агентство национальной безопасности - одно из самых засекреченных ведомств разведывательного сообщества США. Основным его предназначением является организация ведения радиоэлектронной разведки, перехват и дешифровка корреспонденции иностранных государств, обеспечение различных правительственных и военных организаций шифрами, кодами и закрытыми средствами связи.

8. SOSUS - (SOund SUrveillance System) - глобальная система гидроакустического наблюдения и разведки ВМС США, развернутая в Мировом океане в 60-х годах. Включает в свой состав несколько десятков гидроакустических антенн, расположенных на дне Атлантического и Тихого океанов, а также береговых приемных станций на побережье США, Канады, Великобритании, Норвегии, Исландии, Японии, Бермудских, Багамских, Антильских, Гавайских, Алеутских, Марианских островов и острова Мидуэй. Позволяет обнаруживать подводные лодки по шумам их винтов и работающих механизмов на удалении в несколько сотен миль.

9. AN/BQS-2 и AN/BQS-8 - условное обозначение радиоэлектронных средств, принятое в США. Аббревиатура AN означает принадлежность к вооруженным силам, третья буква (В) - место или характер установки аппаратуры (на подводных лодках), четвертая буква (Q) - вид аппаратуры (гидроакустическая) и пятая буква (S) - назначение аппаратуры (обнаружение целей, определение дальности и угловых координат).

10. Рандеву - (фр., буквально - приходите, явитесь) - место, назначенное для встречи кораблей в море, а также сама встреча.

11. Каждый американский подводный ракетоносец, оснащенный ракетами "Поларис" с ядерными боеголовками, мог одним залпом уничтожить до 16 крупных городов на территории противника, значительно превышающих по своим размерам японские города Хиросима и Нагасаки.

12. В опубликованной в 1998 году в США книге Шерри Зонтаг и Кристофера Дрю "Blind Man's Bluff" приводится упоминание об этом походе "Скипджек". Других подтверждающих данных о проникновении американских подводных лодок в Кольский залив не имеется.

13. Узел - морская миля в час или 1,8 км/час. 26 узлов приблизительно 50 км/час.

14. Комитет начальников штабов - высший орган оперативного управления американских вооруженных сил. В его состав входят: председатель, вице-председатель, начальники штабов армии, ВМС и ВВС, а также комендант корпуса морской пехоты.

15. Кабельтов - одна десятая часть мили или 185 метров.

16. Вот текст - этой статьи - вынесенный на первую страницу "Нью-Йорк Таймс": "Новые советские лодки относительно шумны и легко обнаруживаются". Вильям Бичер, специально для "Нью-Йорк Таймс". Вашингтон, 8 октября.

...Недавние разведывательные сообщения о состоянии атомных подводных лодок ВМФ СССР убеждают руководство Пентагона в том, что США обеспечили себе лидерство в области подводных технологий по крайней мере на несколько лет. Сообщения подтверждают, что новейшие советские атомоходы обладают большей шумностью, чем ожидалось, и не могут длительно осуществлять скрытное патрулирование. Эта информация была получена в ходе недавних учений советского ВМФ в Северной Атлантике с участием новейшей подводной лодки типа "Y". Эта атомная лодка имеет на вооружении 16 дальнобойных баллистических ракет, подобных ракетам системы "Поларис". Некоторые эксперты высказывают мнение, что при таком уровне шумности лодок типа "Y" американские многоцелевые лодки будут обладать двойным преимуществом в дальности обнаружения...".

Что ж, после таких публикаций в самой влиятельной общенациональной газете США советские дипломаты естественно, должны были уведомить командование ВМФ СССР о "прозрачных намеках", содержавшихся в них. Как говорится, "только слепой не заметил бы...". Так что реакция командира "Янки", описываемая американцами, после предполагаемой "накачки" из Москвы выглядит вполне правдоподобно.

17. "Хиросима" - такое название К-19 получила после серьезной неполадки ядерного реактора в 1961 году. Судьба этой подводной лодки была несчастливой. В той аварии в июле 1961 года погибли 8 человек от переоблучения, полученного в ходе героической, без преувеличения, работы в аварийном реакторном отсеке. После этого на лодке произошла еще одна авария с гибелью 29 человек в 1972 году. Прозвище "Хиросима" прочно утвердилось за этим кораблем и известно каждому подводнику.

18. Команда "Продуть среднюю!" подается для продувания балластных цистерн средней группы воздухом высокого давления. В этом случае подводная лодка должна всплыть на поверхность в течение короткого периода времени.

19. Российская точка зрения на этот инцидент была представлена в статье главного штурмана ВМФ контр-адмирала В. Алексина в журнале "Морской сборник" № 5-6 за 1992 год.

20. США не признают исходную линию отсчета территориальных вод России в Баренцевом море, объявленную постановлением Совета Министров СССР от 7.02.1984 и 15.01.1985. Поэтому они считают, что "Батон Руж" находилась в нейтральных водах.

Читайте также: