Показать все теги
Аратта — это гора, преисполненная мудрости; она подобна вечерней заре, идущей к своему дому, изгоняющей тьму пред своим светлым ликом;
Она подобна Луне, вздымающейся на небеса, лицо которой источает сияние.
Из шумерской поэмы III тыс. до н.э. “Энмеркар и верховный жрец Аратты”
Принято полагать, что арии заложили основу индоевропейской цивилизации. Но это не так. Ибо пять арийских племен, достигнувших Инда из долин Днепра, Дона, Кубани, Волги, Урала нарекли свою новую родину Бхаратой — “Божественной Аратой”; есть в Индии и провинция Арата. Все это — в честь прекрасной страны, породившей также шумерскую Аратту, иранскую Аратту-Арту, этрусскую Артану, древнерусскую Арту-Арсанию, легендарный греческий Ортополис и доныне бытующую украинскую Артаплот. Это все восприемники действительно древнейшей в мире цивилизации (государственности), традиция которой сохранилась в Бхарате-Индии.
Из доиндийских Аратт, “кочевавших” с конца VII тыс. до н.э. центров индоевропейского мира, наилучше известна шумерская, сопоставленная недавно одним из украинских археологов-триполиеведов с городищем Шахри-Сотхе (на границе Ирана и Афганистана).
Данная Аратта в низовьях р.Хильмунд представляла собой уру (аналог будущих древнегреческих полисов и древнерусских “городов и весей”). Некогда выходцы из этой Аратты основали известный шумерский Урук, верховный жрец которого Энмеркар попытался затем через своего коллегу из Аратты добиваться подчинения былой метрополии. Для исполнения столь нечестивого замысла Энмеркар на какое-то время склонил на свою сторону Инанну, верховную богиню-по- кровительницу Аратты...
Много раз носил гонец приказы и отговорки от одного к другому жрецу. Потом последовали обмены дарами: зерна пострадавшей от страшной засухи Аратте на материалы и мастеров для обустройства храма Энлиля в Уруке. А там уж Инанна вновь обратила лик к своему изголодавшемуся народу, оросила дождем поля и реки Аратты, устроила там празднество в честь воскресения своего возлюбленного Думу- зы... Оканчивается же поэма поучением Энмеркару, что дела следует улаживать не войной, а миром.
Есть основания полагать, что не только Урук, но и другие города-государства Шумера выводили себя из Аратты. На древнейшее ее местоположение указали глиняные таблички с протошумерскими письменами, более сотни которых найдено уже в Подунавье. Однако наибольшей историко-археологической сенсацией последних лет стало открытие московским шумероло- гом А.Г.Кифишиным надписей Каменной Могилы в пойме Молочной (у Мелитополя). Наряду с десятками строк древнейшей в мире летописи, ученый обнаружил также своеобразные географические карты верхнепалеолитической и последующих эпох. Анатолий Георгиевич выдвинул следующую концепцию зарождения Аратты.
Примерно к XII тыс. до н.э., еще во времена таяния ледника и существования мамонтов, была сакрализована благоприятнейшая для охотников территория от Крыма до Карпат, от Подолья до Подунавья.
Каменная Могила, III тыс. до н.э., содержащая в своих гротах и пещерах около 160 каменныгх табличек с древнейшим в мире письмом.
Этот квадрат, праобраз аратто-арийской Вары, был разграничен жрецами наподобие “мальтийского креста”: противолежащие концы поочередно становились то охотничьими угодьями, то заповедными зонами... С этого-то и началось становление “Солнцеподобной” Аратты. Из ее многочисленных святилищ вскоре выделилась Каменная Могила — уникальное, подобное пчелиным сотам, геологическое образование: холм из песчаниковых плит, образующих бесчисленные пещерки, гроты, навесы. На протяжении XII-III тыс. до н.э., а местами и до середины I тыс. н.э., они были едва ли ни сплошь покрыты довольно реалистичными изображениями, символами и примерно с середины VII тыс. до н.э. — письменами. А.Г.Кифишину удалось расшифровать календарное обозначение 11582 г. до н.э., а также указания на мифологические даты начала XX тыс. до н.э.
Между тем, с IX тыс. до н.э. на Ближнем Востоке, особенно на территории “полумесяца плодородных земель” вдоль восточного побережья Средиземного и южных побережий Черного, Каспийского, Аральского морей, началось становление нового хозяйственнокультурного типа. На смену присваивающему (охота и собирательство) все интенсивнее внедрялось производящее хозяйство (скотоводство и земледелие). Разворачивалась так называемая “Великая неолитическая революция” (Г.Чайлд), породившая земную цивилизацию (государственность).
С начала VII тыс. до н.э. лидером становления древнейшей на Земле цивилизации становится западная оконечность “полумесяца плодородных земель”, в особенности малоазийское поселение Шу-эден-на-Ки- Дуг (современный Чатал-Гуюк). Английский археолог Дж.Мелларт раскопал здесь, на прародине индоевропейских племен, “жреческий квартал”, где на протяжении тысячелетия было сооружено более 40 храмов. Они представляли собой довольно большие однокомнатные помещения с алтарями и настенными изображениями календарно-зодиакальных сцен; южная стена при этом уподоблялась белому экрану, который совместно с люком в потолке над нею служил для наблюдений за кульминациями небесных светил.
Интенсивное земледелие в совокупности с примитивной мелиорацией привело к: а) демографическому взрыву и б) засолонцеванию орошаемых полей. На данную катастрофу наложилась и геокосмичес- кая, обусловленная перепадами солнечной активности и вулканическими извержениями в Средиземноморье... И вот, ввиду таких обстоятельств, жрецы- правители Шу-эден-на-Ки-Дуга (“Руки-закона степи Земли Всеблагой”, по расшифровке Кифишина) около 6200 г. до н.э. совершают разведочную экспедицию вокруг Черного моря с целью выявления районов для расселения. Неизвестно, обошла ли экспедиция все побережья, побывала ли и в других регионах, однако факт посещения Каменной Могилы (Шу-нуна по А.Г.Кифишину, открывшему вышеуказанный факт и произведшему все излагаемые здесь дешифровки) не вызывает сомнений.
К данному открытию отечественные археологи подходили давно и с различных позиций. Еще в 30-е годы В.Н.Даниленко начал раскопки не только полузасыпанных гротов Каменной Могилы, но и одновременного с ее святилищами многослойного поселения возле нее. Позже исследователь обратил внимание на то, что именно на этом поселении уже в VI тыс. до н.э. впервые в мире появился одомашненный крупный рогатый скот, а специфические каменные сосуды имеют аналоги лишь в Чатал-Гуюке. Тогда же, в 60-70-х годах Д.Я.Телегин в содружестве с антропологами показал сосуществование с VII тыс. до н.э. (если не раньше) в низовьях Днепра как палеоевропейских потомков охотников за мамонтами, северными оленями (вспомним гипотетическую Аратту тех далеких времен), так и восточно-средиземноморских пришельцев. О.Н.Ба- дер предположил (и безрезультатно тогда попытался склонить к этой мысли А.Г.Кифишина), что среди сотен и тысяч рисунков и знаков Каменной Могилы немало подобий шумерским или же протошумерским письменам. Однако час открытия пробил лишь в 1994-1996 годах, когда Кифишин, заинтригованный автором данной статьи и предоставленными им публикациями В.Н.Даниленко и Б.Д.Михайлова (директора музея-заповедника “Каменная Могила”), посетил этот “самый выдающийся памятник древнего мира, неизмеримо превосходящий своим значением любой из доныне известных нам памятников времен становления земной цивилизации”. Ибо здесь, обрамляя древнейшие в мире списки мифических и легендарных правителей Энлиля, Думузи и многих других, впервые рассказано о происхождении сущего...
Странствующие жрецы малоазийского Шу-эден-на-Ки-Дуга скопировали невиданные доселе письмена (здесь же, в приднепровском Шу-нуне, изобретенные) и, возвратившись на родину, запечатлели их на рельефе Праматери Сущего (из храма N823/Vm, по Мелларту). Ее нынешняя радиокарбонная дата — 6200 до н.э. (до Рождества Христова) может считаться, с известной долей условности, началом всемирной цивилизации- государственности. Ибо спустя короткое время в новом, уже не малоазийском, а придунайском центре расселяющихся индоевропейских племен возникает первая в мире держава, назвавшаяся Араттой. Возможно, в честь более ранней (еще не государства, а только страны, обжитой охотниками постледниковой эпохи), упомянутой выше.
Письменность придунайской Аратты, уже более 50 лет изучаемая специалистами Румынии, Болгарии, Венгрии, а теперь и России, открывает перед нами строй, неизвестный “историческому материализму” или марксизму. Опираясь также на археологические данные, можно судить, что государственность Аратты вырастала из периода не “военной”, а “священной демократии”, когда не воин, а священнослужитель (“первобытный интеллигент”) возглавлял своих соплеменников. Кроме того, это государство было не классовым и рабовладельческим, а общинно-иерархическим или же “первобытно-коммунистическим”. Не вызывает сомнений, что в Аратте тоже были свои трудности и противоречия, однако же в фольклоре и священных книгах индоевропейских народов Аратта-Бхарата-Арта-Ортополис-Артаплот остается аналогом Золотого Века и Божественного Миропорядка.
Одновременно с возникновением придунайской “Солнцеподобной страны (земледельцев)” Аратты, гораздо более известной ныне под условным названием “археологическая культура Старчево-Кереш”, до Шу-нуна (на левобережье низовьев Днепра) протянулись родственные “буго-днестровская”, “сурско-днепровская” и “приазовская” археологические культуры. Это были пока еще безгосударственные, первобытно-общинные форпосты индоевропейской Аратты. С середины V тыс. до н.э. они стали базой для перемещения ее центра на правобережье Днепра, особенно на территорию между Бугом, Синюхой и Росью.
Из глиняных табличек подунайской Аратты известно, что в середине V тыс. до н.э. бог земных недр Кул- ла и богиня степей Гатумдуг (имя которой открывает мифологическую летопись Каменной Могилы или Шу- нуна, “Руки-закона владычицы”) прекратили ссоры и объединились против нашествия с юго-востока “воинов богини Ишхары” (очевидно, предтечи хурритской Ужхары и арийской Ушас). Таким образом сменой господствующих археологических культур и засвидетельствован приток в Европу второй значительной волны индоевропейских племен с их малоазийской прародины. Пришельцы утвердились в Подунавье и прилегающих областях, породив культуры Винча-Лендель, тогда как родственные им предшественники сместились ближе к Поднепровью, породив культуры Кукутени-Триполье (по названиям современных населенных пунктов, где впервые были обнаружены археологические памятники соответствующих типов).
Сместившись к Днепру, центр государства Аратты достиг в IV тыс. до н.э. апогея своего развития. Укрепилась система уру-полисов, автономных городов, окруженных полями, угодьями, селами. Площадь этих городов достигала 300-500 га, они имели по несколько тысяч одно-трехэтажных домов с хозяйственными пристройками и помещениями, до 2040 тысяч жителей. В центре находилась большая площадь-майдан, окруженная обычно тремя улицами (причем внешний ряд домов соприкасался и образовывал подобие крепостной стены) и менее регулярными застройками; строения были каркасные, в основном деревянные, обмазанные и раскрашенные в белые и красноватые тона. Каждое жилище имело алтарь — глиняное возвышение округлой, крестообразной или человекоподобной формы, уставлявшееся разнообразной посудой, моделями святилищ чатал-гуюкского и других типов, а также статуэтками различных богинь. Судя по надписям, особенно почитались Инанна и некие ее близнецы (предтечи Артемиды и Аполлона?). В аэрофотоснимках и геомагнитных планах некоторых поселений угадываются символы Солнца, Змия-вседержителя и “стопы Вишну”. Одесским археологом К.В.Зиньковским выявлен поразительный обычай периодического (очевидно, после истощения окрестных полей и перенесения полиса в иной, более обжитый район) самосожжения араттских городов и сел. Данный ми- форитуал был изначально связан с институтом спа- сительства (ритуального, прилюдного самоубийства престарелых вождей, становившихся таким образом “посланниками к богам” и снимавшими общественные противоречия между бытием-и-небытием), заложив затем основы учения о “дне Брахмы”, вселенских циклах самозарождения сущего из “золотого (огненного) зародыша”, прохождения через четыре больших периода-юги, и сгорания-обновления во имя следующего витка развития.
План селения, реконструкция жилищ и фрагменты керамики наибольшего города поднепровской Арапы периода ее расцвета. Село Тальянки, Черкасская область.
Надписи приднепровского Шу-нуна и его северомесопотамского тезки засвидетельствовали генетическую связь Аратты и Шумера. Первая из них примерно в то же время, в середине IV тыс. до н.э., стимулировала и формирование ариана-общности степных скотово- дов-кочевников, через земли которых пролегал путь из “Солнцеподобной” в “Страну”; а также на малоазийс- кую прародину всех этих индоевропейских народов.
Был и другой путь — морской, связующий причерноморскую часть Аратты (“усатовская археологическая культура позднего Триполья” современной Одес- щины) с Малой Азией. Очевидно, что Огигосов поток конца III тыс. до н.э. стимулировал переселение многих “усатовцев” в малоазийскую Троаду, письменные источники которых засвидетельствовали затем племена лелегов-пелазгов-венедов и других, до и после Троянской войны переселявшихся оттуда в Италию и далее в Прибалтику и Поднепровье. Что касается шумерской ветви Аратты, то она была в значительной мере семитизирована и трансформировалась в Вавилонию. А вот арийская (индоиранская, как условно называют ее ученые) ветвь укоренилась на протяжении II тыс. до н.э. в Иране и в Индии, сохранив там доныне пиетет пред дунайско-днепровско-хильмундской Арат- той; в Бхарате-Индии она существует поныне.
Свой краткий очерк хочу завершить указанием наиболее очевидных свидетельств сохранения араттс- кой традиции в восточнославянской культуре.
Прежде всего вспомним о том, что княжество Арта-Арсания сохранялось в составе Руси до монгольского нашествия, а Артаплот (река и долина на Полтавщине) существует поныне. Во времена древнегреческого “отца истории” Геродота и запечатленных им преданий середины II-I тыс. до н.э. образ этого государства проступает в именах родоначальников племен Поднепровья: Колаксай (иранский Сколахшайя) и Арпоксай — цари сколотов, Гелон — основоположник одноименного города; отцы первых двух — Таргитай и третьего — Геракл. Колаксай — это “Солнце-царь”; Арпо-ксай, возможно, несколько искаженное “Царь Арты”; Гелон родственен Илиону (Трое)-Солнцу. Так что здесь вполне вероятны прасла- вянские и др. кальки с “солнцеподобной” Аратты. Почитание Таргитая (скиф.) и родственных ему Таргелия, пелазгийско-греческий эпитет Иллояса-Аполлона, родственника славянского Купалы (О родстве и генезисе теонимов-образов “Купало-Аполло”, “Ярослав-Геракл” см. Ю.Д.Петухов “Дорогами Богов”, М., “Мысль”, 1990 г. — Прим. редактора), Тарха-Тарахо- вича (рус.) и многих других было широко распространено в индоевропейском мире. То же можно сказать о пелазгийско-греческом Геракле — “Герой прославленный” или же Ярославе. Богиня Гера родственна германскому “Году”-Иару, а также славянскому Яри- ле; особенно близка ей белорусская Ярила, представлявшаяся белой девушкой на белом коне, со снопом и человеческой головой в руках... Все это имеет соответствия в восточнославянской этнографии. В том числе и упомянутые выше лелеги-пелазги. Оба этнонима — самоназвание и греческий перевод — означают “аисты” или “лелеки” (по-украински). А эллины (по имени легендарного родоначальника), отпочковавшиеся все от тех же араттов-лелегов-пелазгов, получили от последних прозвище “греков” (“гракнив”, по-украински “грачей”) за преобладающий цвет волос. То обстоятельство, что греки считали родоначальника Пелазга гиперборейцем, указывает на тождество легендарной “сверхсеверной” Гипербореи с приднепровской Араттой.
Сказанного достаточно для постановки вопроса об общем корне Аратты, а также славянской, греческой и скифской (поздней арийской) культур; о наибольшей сохранности этого корня именно в славянской культуре. Тем более, что в ее Леле и Ляле с их Красной Горкой хранится живая память о доиндо- европейских Энлиле и Нинлиле, первого из которых шумеры потом называли Кургалем, “Горой великой”, предтечей наших курганов, на которых преимущественно и празднуется Красная Горка. К ее, а также Великдня, атрибутам относятся крашеные и расписные яйца, в орнаментике которых на Украине сохраняется множество специфических композиций, восходящих к “Триполью”-Аратте.
Помимо обычного Великдня (Пасхи) на Украине сохранились и другие, заведомо дохристианские праздники: навский или мрецкий, а также рахманс- кий Великдень, созвучный вышеупомянутому арат- то-арийскому “дню Брахмы”. При этом предания о лучших из пращуров и людей вообще рахманах соответствует брахманам, а велик следует понимать не столько как великий, сколько как Велесов (производный от аратто-арийского Валы). Согласно легендам, “рахманы ушли с Украины за Синее море” (скорее, с частью араттов в малоазийскую Троаду, нежели с частью ариев в индийскую Бхарату); поэтому скорлупу крашанок-писанок надлежит бросать в реки, стекающие в Черное море, чтобы заморские брахманы, увидав плывущую по волнам скорлупу, знали о наступлении Великдня на оставленной родине и могли слепить из этой скорлупы одно гигантское яйцо, праобраз “Золотого зародыша мироздания”.
Юрий Шилов
Из сборника «Варвары», 2009