ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Аратта: У истоков цивилизации Евразии
Аратта: У истоков цивилизации Евразии
  • Автор: Prokhorova |
  • Дата: 20-05-2014 17:05 |
  • Просмотров: 3160

Аратта — это гора, преисполненная мудрости; она подобна вечерней заре, идущей к своему дому, изгоняющей тьму пред своим светлым ликом;

Она подобна Луне, вздымающейся на небеса, лицо которой источает сияние.

Из шумерской поэмы III тыс. до н.э. “Энмеркар и верховный жрец Аратты”

Принято полагать, что арии заложили основу индо­европейской цивилизации. Но это не так. Ибо пять арийских племен, достигнувших Инда из долин Днеп­ра, Дона, Кубани, Волги, Урала нарекли свою новую родину Бхаратой — “Божественной Аратой”; есть в Индии и провинция Арата. Все это — в честь прекрас­ной страны, породившей также шумерскую Аратту, иранскую Аратту-Арту, этрусскую Артану, древне­русскую Арту-Арсанию, легендарный греческий Ор­тополис и доныне бытующую украинскую Артаплот. Это все восприемники действительно древнейшей в мире цивилизации (государственности), традиция ко­торой сохранилась в Бхарате-Индии.

Из доиндийских Аратт, “кочевавших” с конца VII тыс. до н.э. центров индоевропейского мира, наилучше известна шумерская, сопоставленная недавно одним из украинских археологов-триполиеведов с городищем Шахри-Сотхе (на границе Ирана и Афганистана).

Данная Аратта в низовьях р.Хильмунд представляла собой уру (аналог будущих древнегреческих полисов и древнерусских “городов и весей”). Некогда выходцы из этой Аратты основали известный шумерский Урук, верховный жрец которого Энмеркар попытался затем через своего коллегу из Аратты добиваться под­чинения былой метрополии. Для исполнения столь не­честивого замысла Энмеркар на какое-то время скло­нил на свою сторону Инанну, верховную богиню-по- кровительницу Аратты...

Много раз носил гонец приказы и отговорки от од­ного к другому жрецу. Потом последовали обмены дарами: зерна пострадавшей от страшной засухи Аратте на материалы и мастеров для обустройства храма Энлиля в Уруке. А там уж Инанна вновь обра­тила лик к своему изголодавшемуся народу, оросила дождем поля и реки Аратты, устроила там праздне­ство в честь воскресения своего возлюбленного Думу- зы... Оканчивается же поэма поучением Энмеркару, что дела следует улаживать не войной, а миром.

Есть основания полагать, что не только Урук, но и другие города-государства Шумера выводили себя из Аратты. На древнейшее ее местоположение указали глиняные таблички с протошумерскими письменами, более сотни которых найдено уже в Подунавье. Одна­ко наибольшей историко-археологической сенсацией последних лет стало открытие московским шумероло- гом А.Г.Кифишиным надписей Каменной Могилы в пойме Молочной (у Мелитополя). Наряду с десятками строк древнейшей в мире летописи, ученый обнаружил также своеобразные географические карты верхнепа­леолитической и последующих эпох. Анатолий Георги­евич выдвинул следующую концепцию зарождения Аратты.

Примерно к XII тыс. до н.э., еще во времена тая­ния ледника и существования мамонтов, была сакрализована благоприятнейшая для охотников терри­тория от Крыма до Карпат, от Подолья до Подунавья.

Каменная Могила, III тыс. до н.э., содержащая в своих гротах и пещерах около 160 каменныгх табличек с древнейшим в мире письмом.

 Каменная Могила, III тыс. до н.э., содержащая в своих гротах и пещерах около 160 каменныгх табличек с древнейшим в мире письмом.

 

Этот квадрат, праобраз аратто-арийской Вары, был разграничен жрецами наподобие “мальтийского креста”: противолежащие концы поочередно стано­вились то охотничьими угодьями, то заповедными зонами... С этого-то и началось становление “Солн­цеподобной” Аратты. Из ее многочисленных святи­лищ вскоре выделилась Каменная Могила — уни­кальное, подобное пчелиным сотам, геологическое образование: холм из песчаниковых плит, образую­щих бесчисленные пещерки, гроты, навесы. На протяжении XII-III тыс. до н.э., а местами и до сере­дины I тыс. н.э., они были едва ли ни сплошь покры­ты довольно реалистичными изображениями, символа­ми и примерно с середины VII тыс. до н.э. — письмена­ми. А.Г.Кифишину удалось расшифровать календар­ное обозначение 11582 г. до н.э., а также указания на мифологические даты начала XX тыс. до н.э.

Между тем, с IX тыс. до н.э. на Ближнем Востоке, особенно на территории “полумесяца плодородных зе­мель” вдоль восточного побережья Средиземного и южных побережий Черного, Каспийского, Аральского морей, началось становление нового хозяйственно­культурного типа. На смену присваивающему (охота и собирательство) все интенсивнее внедрялось произво­дящее хозяйство (скотоводство и земледелие). Развора­чивалась так называемая “Великая неолитическая ре­волюция” (Г.Чайлд), породившая земную цивилиза­цию (государственность).

С начала VII тыс. до н.э. лидером становления древнейшей на Земле цивилизации становится запад­ная оконечность “полумесяца плодородных земель”, в особенности малоазийское поселение Шу-эден-на-Ки- Дуг (современный Чатал-Гуюк). Английский археолог Дж.Мелларт раскопал здесь, на прародине индоевро­пейских племен, “жреческий квартал”, где на протяже­нии тысячелетия было сооружено более 40 храмов. Они представляли собой довольно большие одно­комнатные помещения с алтарями и настенными изоб­ражениями календарно-зодиакальных сцен; южная сте­на при этом уподоблялась белому экрану, который со­вместно с люком в потолке над нею служил для наблю­дений за кульминациями небесных светил.

Интенсивное земледелие в совокупности с прими­тивной мелиорацией привело к: а) демографическо­му взрыву и б) засолонцеванию орошаемых полей. На данную катастрофу наложилась и геокосмичес- кая, обусловленная перепадами солнечной актив­ности и вулканическими извержениями в Средизем­номорье... И вот, ввиду таких обстоятельств, жрецы- правители Шу-эден-на-Ки-Дуга (“Руки-закона степи Земли Всеблагой”, по расшифровке Кифишина) око­ло 6200 г. до н.э. совершают разведочную экс­педицию вокруг Черного моря с целью выявления районов для расселения. Неизвестно, обошла ли экспедиция все побережья, побывала ли и в других регионах, однако факт посещения Каменной Моги­лы (Шу-нуна по А.Г.Кифишину, открывшему выше­указанный факт и произведшему все излагаемые здесь дешифровки) не вызывает сомнений.

К данному открытию отечественные археологи подходили давно и с различных позиций. Еще в 30-е годы В.Н.Даниленко начал раскопки не только полуза­сыпанных гротов Каменной Могилы, но и одновремен­ного с ее святилищами многослойного поселения возле нее. Позже исследователь обратил внимание на то, что именно на этом поселении уже в VI тыс. до н.э. впер­вые в мире появился одомашненный крупный рогатый скот, а специфические каменные сосуды имеют анало­ги лишь в Чатал-Гуюке. Тогда же, в 60-70-х годах Д.Я.Телегин в содружестве с антропологами показал сосуществование с VII тыс. до н.э. (если не раньше) в низовьях Днепра как палеоевропейских потомков охотников за мамонтами, северными оленями (вспом­ним гипотетическую Аратту тех далеких времен), так и восточно-средиземноморских пришельцев. О.Н.Ба- дер предположил (и безрезультатно тогда попытался склонить к этой мысли А.Г.Кифишина), что среди со­тен и тысяч рисунков и знаков Каменной Могилы не­мало подобий шумерским или же протошумерским письменам. Однако час открытия пробил лишь в 1994-1996 годах, когда Кифишин, заинтригованный ав­тором данной статьи и предоставленными им публика­циями В.Н.Даниленко и Б.Д.Михайлова (директора музея-заповедника “Каменная Могила”), посетил этот “самый выдающийся памятник древнего мира, неизме­римо превосходящий своим значением любой из доны­не известных нам памятников времен становления зем­ной цивилизации”. Ибо здесь, обрамляя древнейшие в мире списки мифических и легендарных правителей Энлиля, Думузи и многих других, впервые рассказано о происхождении сущего...

Странствующие жрецы малоазийского Шу-эден-на-Ки-Дуга скопировали невиданные доселе письмена (здесь же, в приднепровском Шу-нуне, изобретенные) и, возвратившись на родину, запечатлели их на релье­фе Праматери Сущего (из храма N823/Vm, по Мелларту). Ее нынешняя радиокарбонная дата — 6200 до н.э. (до Рождества Христова) может считаться, с известной долей условности, началом всемирной цивилизации- государственности. Ибо спустя короткое время в но­вом, уже не малоазийском, а придунайском центре расселяющихся индоевропейских племен возникает первая в мире держава, назвавшаяся Араттой. Воз­можно, в честь более ранней (еще не государства, а только страны, обжитой охотниками постледниковой эпохи), упомянутой выше.

Письменность придунайской Аратты, уже более 50 лет изучаемая специалистами Румынии, Болга­рии, Венгрии, а теперь и России, открывает перед нами строй, неизвестный “историческому материа­лизму” или марксизму. Опираясь также на археологические данные, можно судить, что го­сударственность Аратты вырастала из периода не “военной”, а “священной демократии”, когда не воин, а священнослужитель (“первобытный интелли­гент”) возглавлял своих соплеменников. Кроме того, это государство было не классовым и ра­бовладельческим, а общинно-иерархическим или же “первобытно-коммунистическим”. Не вызывает со­мнений, что в Аратте тоже были свои трудности и противоречия, однако же в фольклоре и священных книгах индоевропейских народов Аратта-Бхарата-Арта-Ортополис-Артаплот остается аналогом Золо­того Века и Божественного Миропорядка.

Одновременно с возникновением придунайской “Солнцеподобной страны (земледельцев)” Аратты, гораздо более известной ныне под условным названием “археологическая культура Старчево-Кереш”, до Шу-нуна (на левобережье низовьев Днепра) протянулись родственные “буго-днестровская”, “сурско-днепровская” и “приазовская” археологические культуры. Это были пока еще безгосударственные, первобытно-об­щинные форпосты индоевропейской Аратты. С се­редины V тыс. до н.э. они стали базой для перемеще­ния ее центра на правобережье Днепра, особенно на территорию между Бугом, Синюхой и Росью.

Из глиняных табличек подунайской Аратты извес­тно, что в середине V тыс. до н.э. бог земных недр Кул- ла и богиня степей Гатумдуг (имя которой открывает мифологическую летопись Каменной Могилы или Шу- нуна, “Руки-закона владычицы”) прекратили ссоры и объединились против нашествия с юго-востока “вои­нов богини Ишхары” (очевидно, предтечи хурритской Ужхары и арийской Ушас). Таким образом сменой гос­подствующих археологических культур и засвиде­тельствован приток в Европу второй значительной волны индоевропейских племен с их малоазийской пра­родины. Пришельцы утвердились в Подунавье и прилегающих областях, породив культуры Винча-Лендель, тогда как родственные им предшественники сместились ближе к Поднепровью, породив культуры Кукутени-Триполье (по названиям современных насе­ленных пунктов, где впервые были обнаружены архео­логические памятники соответствующих типов).

Сместившись к Днепру, центр государства Аратты достиг в IV тыс. до н.э. апогея своего развития. Укрепилась система уру-полисов, автономных горо­дов, окруженных полями, угодьями, селами. Пло­щадь этих городов достигала 300-500 га, они имели по несколько тысяч одно-трехэтажных домов с хо­зяйственными пристройками и помещениями, до 20­40 тысяч жителей. В центре находилась большая пло­щадь-майдан, окруженная обычно тремя улицами (причем внешний ряд домов соприкасался и об­разовывал подобие крепостной стены) и менее регу­лярными застройками; строения были каркасные, в основном деревянные, обмазанные и раскрашенные в белые и красноватые тона. Каждое жилище имело алтарь — глиняное возвышение округлой, крестооб­разной или человекоподобной формы, уставлявшее­ся разнообразной посудой, моделями святилищ чатал-гуюкского и других типов, а также статуэтками различных богинь. Судя по надписям, особенно почитались Инанна и некие ее близнецы (предтечи Артемиды и Аполлона?). В аэрофотоснимках и гео­магнитных планах некоторых поселений угады­ваются символы Солнца, Змия-вседержителя и “сто­пы Вишну”. Одесским археологом К.В.Зиньковским выявлен поразительный обычай периодического (очевидно, после истощения окрестных полей и пере­несения полиса в иной, более обжитый район) самосожжения араттских городов и сел. Данный ми- форитуал был изначально связан с институтом спа- сительства (ритуального, прилюдного самоубийства престарелых вождей, становившихся таким образом “посланниками к богам” и снимавшими обществен­ные противоречия между бытием-и-небытием), зало­жив затем основы учения о “дне Брахмы”, вселенс­ких циклах самозарождения сущего из “золотого (ог­ненного) зародыша”, прохождения через четыре больших периода-юги, и сгорания-обновления во имя следующего витка развития.

План селения, реконструкция жилищ и фрагменты керамики наибольшего города поднепровской Арапы периода ее расцвета. Село Тальянки, Черкасская область

 План селения, реконструкция жилищ и фрагменты керамики наибольшего города поднепровской Арапы периода ее расцвета. Село Тальянки, Черкасская область.

 

Надписи приднепровского Шу-нуна и его североме­сопотамского тезки засвидетельствовали генетичес­кую связь Аратты и Шумера. Первая из них примерно в то же время, в середине IV тыс. до н.э., стимулирова­ла и формирование ариана-общности степных скотово- дов-кочевников, через земли которых пролегал путь из “Солнцеподобной” в “Страну”; а также на малоазийс- кую прародину всех этих индоевропейских народов.

Был и другой путь — морской, связующий причер­номорскую часть Аратты (“усатовская археологичес­кая культура позднего Триполья” современной Одес- щины) с Малой Азией. Очевидно, что Огигосов поток конца III тыс. до н.э. стимулировал переселение мно­гих “усатовцев” в малоазийскую Троаду, письменные источники которых засвидетельствовали затем племе­на лелегов-пелазгов-венедов и других, до и после Тро­янской войны переселявшихся оттуда в Италию и да­лее в Прибалтику и Поднепровье. Что касается шу­мерской ветви Аратты, то она была в значительной мере семитизирована и трансформировалась в Вавило­нию. А вот арийская (индоиранская, как условно назы­вают ее ученые) ветвь укоренилась на протяжении II тыс. до н.э. в Иране и в Индии, сохранив там доныне пиетет пред дунайско-днепровско-хильмундской Арат- той; в Бхарате-Индии она существует поныне.

Свой краткий очерк хочу завершить указанием наиболее очевидных свидетельств сохранения араттс- кой традиции в восточнославянской культуре.

Прежде всего вспомним о том, что княжество Арта-Арсания сохранялось в составе Руси до мон­гольского нашествия, а Артаплот (река и долина на Полтавщине) существует поныне. Во времена древ­негреческого “отца истории” Геродота и запечат­ленных им преданий середины II-I тыс. до н.э. образ этого государства проступает в именах родоначаль­ников племен Поднепровья: Колаксай (иранский Сколахшайя) и Арпоксай — цари сколотов, Гелон — основоположник одноименного города; отцы первых двух — Таргитай и третьего — Геракл. Колаксай — это “Солнце-царь”; Арпо-ксай, возможно, несколько искаженное “Царь Арты”; Гелон родственен Илиону (Трое)-Солнцу. Так что здесь вполне вероятны прасла- вянские и др. кальки с “солнцеподобной” Аратты. По­читание Таргитая (скиф.) и родственных ему Таргелия, пелазгийско-греческий эпитет Иллояса-Аполлона, род­ственника славянского Купалы (О родстве и генезисе теонимов-образов “Купало-Аполло”, “Ярослав-Ге­ракл” см. Ю.Д.Петухов “Дорогами Богов”, М., “Мысль”, 1990 г. — Прим. редактора), Тарха-Тарахо- вича (рус.) и многих других было широко распростра­нено в индоевропейском мире. То же можно сказать о пелазгийско-греческом Геракле — “Герой прославлен­ный” или же Ярославе. Богиня Гера родственна германскому “Году”-Иару, а также славянскому Яри- ле; особенно близка ей белорусская Ярила, представ­лявшаяся белой девушкой на белом коне, со снопом и человеческой головой в руках... Все это имеет соот­ветствия в восточнославянской этнографии. В том числе и упомянутые выше лелеги-пелазги. Оба этно­нима — самоназвание и греческий перевод — озна­чают “аисты” или “лелеки” (по-украински). А элли­ны (по имени легендарного родоначальника), отпоч­ковавшиеся все от тех же араттов-лелегов-пелазгов, получили от последних прозвище “греков” (“гракнив”, по-украински “грачей”) за преобладающий цвет волос. То обстоятельство, что греки считали родоначальника Пелазга гиперборейцем, указывает на тождество легендарной “сверхсеверной” Гипербо­реи с приднепровской Араттой.

Сказанного достаточно для постановки вопроса об общем корне Аратты, а также славянской, гре­ческой и скифской (поздней арийской) культур; о наибольшей сохранности этого корня именно в сла­вянской культуре. Тем более, что в ее Леле и Ляле с их Красной Горкой хранится живая память о доиндо- европейских Энлиле и Нинлиле, первого из которых шумеры потом называли Кургалем, “Горой вели­кой”, предтечей наших курганов, на которых пре­имущественно и празднуется Красная Горка. К ее, а также Великдня, атрибутам относятся крашеные и расписные яйца, в орнаментике которых на Украине сохраняется множество специфических композиций, восходящих к “Триполью”-Аратте.

Помимо обычного Великдня (Пасхи) на Украине сохранились и другие, заведомо дохристианские праздники: навский или мрецкий, а также рахманс- кий Великдень, созвучный вышеупомянутому арат- то-арийскому “дню Брахмы”. При этом предания о лучших из пращуров и людей вообще рахманах со­ответствует брахманам, а велик следует понимать не столько как великий, сколько как Велесов (произ­водный от аратто-арийского Валы). Согласно леген­дам, “рахманы ушли с Украины за Синее море” (скорее, с частью араттов в малоазийскую Троаду, нежели с частью ариев в индийскую Бхарату); по­этому скорлупу крашанок-писанок надлежит бро­сать в реки, стекающие в Черное море, чтобы за­морские брахманы, увидав плывущую по волнам скорлупу, знали о наступлении Великдня на остав­ленной родине и могли слепить из этой скорлупы одно гигантское яйцо, праобраз “Золотого зароды­ша мироздания”.

Юрий Шилов

Из сборника «Варвары», 2009

Читайте также: