Показать все теги
Знакомство с многочисленными легендами начнем с преданий, связанных с названием древнего города. Существует несколько версий его происхождения.
Давным-давно, в незапамятные времена, когда все окружающие земли на этом месте были покрыты густым непроходимым лесом, по реке Уше с севера спустился в этот край литвинский князь с дружиной. Прибывшие охотники увидели множество диких зверей, не знакомых с человеком. Охота была удачной. Скоро все ладьи наполнились разнообразной дичью. Не хватило места огромному медведю, которого подстрелил сам князь. Решили приехать за ним в другой раз. Посланные за медведем слуги заблудились и нашли великана через несколько дней. Он был несвежим. Слуги вернулись без медведя. С той поры место, где нашли медведя, стали называть Несвеж. Со временем там возникло славянское поселение с таким же названием.
В 9-м томе обширного труда «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» под редакцией известного ученого В.Семенова-Тян-Шанского приводится другой вариант легенды.
Много лет тому назад, говорится в ней, на месте города была высокая и очень крутая гора. Трудно было что- нибудь увидеть за ней. Называли гору Невидимой от соединения слов «не свидеть». Во время сильного наводнения эту гору размыло на семь холмов, и занесло сюда дома с людьми и целые корабли. Так появились поселенцы на этой земле, а их город-крепость получил имя от названия горы.
Некоторые исследователи считают, что Несвиж возник на одном из водных путей. Об этом свидетельствуют многочисленные запруды на реке Уше, у истоков которой расположился город.
Действительно, на этом месте встречаются две водные системы — река Уша впадает в могучий Неман, который мчит свои воды в Балтийское море, к югу от города начинается с небольшого теперь болота река Лань, приток Припяти. Припять, в свою очередь, — приток Днепра, который нес ладьи в Черное море.
Предание говорит, что там, где Уша и Лань близко подходили друг к другу, и возникло поселение людей, которые помогали перетягивать ладьи волоком. Затем поселение превратилось в крепость и стало центром небольшого княжества.
Поселение было прекрасно укреплено. Этому способствовали и большие болота-трясины, и многочисленные защитники-воины, которых называли вижами. Трудно было пробраться вражеским воинам через высокие стены крепости. Каждое утро дозорные на башнях докладывали князю о том, что в город не проникли вражеские лазут- чики-вижи. В самой крепости было много — «несть числа» — вижей. От слияния этих коротких слов «несть ви- жей» и стали называть город-крепость.
Автор многочисленных топонимических словаре В. А. Жучкевич объясняет слово «Несвиж» просто, без всякой таинственности. Когда-то густые заросли кустов около воды называли свидью. Около города-крепости таких кустов не было.
ОТ КАЛКИ К НЕСВИЖУ
Первое упоминание Несвижа в летописях относится к 1223 году, хотя правы и те, кто называет 1224 год, так как в древности год начинался в марте или в сентябре.
Несметные полчища врагов двинулись в то время на Великое княжество Литовское, Русское, Жмудское. С запада и севера угрожали стране немецкие и шведские феодалы, а с востока — монголо-татарские захватчики.
Половецкий хан Котян просил у киевского князя помощи. Он сказал так: «Нашу землю сегодня забрали татары, а вашу возьмут завтра, защитите нас. Если не поможете, то мы будем перебиты сегодня, а вы завтра».
Киевский князь созвал близких и далеких соседей- князей на совет. Привел сюда свою дружину и Юрий Несвижский. Решили идти вместе на врага. Монголо-татаров нужно было встретить в степи за Днепром на половецкой земле. Дружина Мстислава Галицкого первой переправилась через Днепр, встретилась с монголо-татарами и разбила их передовой отряд. Решительный бой начался 31 мая около реки Калки. Великой трагедией для славянских дружин закончилась эта битва. Мужественно сражались воины, но сил не хватило. Враги окружили их лагерь и предложили сдаться в плен. В числе князей, которые не сдались неприятелю, а с оружием в руках прорывались к Днепру, был и несвижский князь Юрий. Все они погибли вместе с дружинниками. Те же, кто оказался в плену, умирали в муках, завидуя своим братьям-воинам, которые погибли в бою, потому что мертвые глаза глядели в голубое небо. Победители пировали, сидя на досках, под которыми лежали несчастные. Долго вокруг разносились стоны и хруст костей. Янка Сипаков, белорусский поэт, пишет об этом в балладе «Появление»:
Над нами только небо —
полосками дрожит:
Под досками, под досками
мы, воины, лежим.
На досках — кубки, миски,
большие чугуны.
Над ртами, над голодными
толкаются они...
...И стонут и завидуют
под досками они Друзьям, что затоптали
чужие табуны:
Над ними только небо.
Да птицы в нем кружат...
Друзья на поле битвы свободные лежат.
Легенда рассказывает, что из всех воинов несвижской дружины на родину вернулся только один. Как и многие его товарищи, он упал на поле битвы с глубокими ранами и потерял сознание. Враги посчитали его мертвым. Ночью раненый пришел в себя и услышал тихий протяжный стон. Воин подполз к умирающему. Это был Несвижский князь. Узнав своего дружинника, умирающий попросил его вернуться на родину и рассказать, как героически погибли все несвижане, не сдались в плен. Молодой дружинник дал слово исполнить просьбу. Он расскажет, как мужественно боролись несвижане, передаст последнее прощальное слово верности молодой княгине и поцелует родную землю. Через несколько минут князь умер на руках своего верного воина.
Князь Юрий (Федор) Несвижский, бюст в парке
Долгим и трудным был путь к дому. Много дней и месяцев добирался дружинник к истокам Уши. В Несвиже его, как и других воинов, давно оплакали родные. И вот он, обессиленный, — около стен родного города. Подошедшим пастухам он рассказал про гибель всех дружинников и князя, передал его последние слова и умер. Легенда говорит, что на том месте, где был похоронен воин, всегда росло могучее дерево. В наше время это старый тополь, который сохранился в городском парке на поляне, называемой Выставочной.
Около старого тополя есть два закладных камня, на одном из которых написано на польском языке, что во время закладки парка тут росло только это дерево.
К. Я. Шишигина-Потоцкая
Из книги «Легенды Несвижа», 1997