Показать все теги
Мангуп-Кале – уникальный средневековый город-крепость в Бахчисарайском районе Крыма, который также называют пещерным городом. По данным археологов, первые люди поселились здесь во времена падения Римской империи, а последние ушли после захвата Крыма Российской империей в XVIII века.
Об истории и загадках Мангуп-Кале в эфире Радио Крым.Реалии ведущий Александр Янковский беседует с журналистом и писателем из Севастополя, соавтором книги «Загадка княжества Феодоро» Андреем Васильевым.
– Для любого крымчанина самый интересный и таинственный пещерный город – Мангуп-Кале. В открытых источниках указано, что эта крепость была столицей княжества Феодоро, даже Крымской Готии, а потом находилось под турецкой властью. Как получилось, что в средние века люди в Крыму жили в пещерах?
– Пещерные города – это, конечно, условное название. Во-первых, это не только города по функциональному назначению – это могут быть и монастыри, и крепости, где устроены пещеры для разных нужд. Там достаточно удобный для этого известняк, и пещеры делали в разные исторические эпохи. Начиная от момента возникновения поселения в этих местах в III веке, и до самого конца, до периода позднего Средневековья. Люди там жили, но основным назначением пещер, как сейчас считается, было хозяйственное. Это разнообразные хлева, подвалы. Часть пещер имеет культовое значение, в основном это христианские храмы. Есть пещеры позднего времени, с хорошей обработкой стен – просторные, светлые, они могли использоваться для жилья, но таких относительно немного, это поздний период.
– Люди, как правило, селились возле воды или плодородной почвы, а это горный Крым. Что заставило их поселиться на Мангупе?
– Это одна из загадок его истории, которая не имеет однозначного объяснения. Понятно, что людям имеет смысл селиться в горах, если существует какая-то военная опасность, и в такой крепости они могут укрыться. Находок в Мангупе много, и они говорят о том, что уже в III – конце IV века здесь ходило много народу, и что-то они там делали. Жили они там или нет, не совсем понятно, но постоянное присутствие человека фиксируется уже в это время. Историки гадают, какой могла быть угроза. Одни говорят, что это могло быть связано с вторжением готов в Крым – они разрушили позднескифские поселения. Другие считают, что это связано с великим переселением народов, когда уже на готов и их союзников аланов обрушились гуннские всадники. Но самое парадоксальное, что крепостные сооружения Мангупа относятся к более позднему времени – середине VI века. Не совсем понятно, что люди делали на этом плато без оборонительных сооружений. Возможно, они не обнаружены, потому что были полностью разрушены.
– Почему крепость называется Мангуп? Были ли какие-то другие названия?
– Это тоже загадка, потому что топоним Мангуп появляется достаточно поздно. Если не учитывать спорные рукописи, связанные с именем крымского коллекционера XIX века Фирковича, потому что их считают поддельными, то получается, что название Мангуп появляется в XIV-XV веках, следовательно, в нем какие-то тюркские корни. Есть такое мнение, что «ман» может быть связано со словом крепость, или же это арабское слово, в переводе «злосчастный», как напоминание о долгой турецкой осаде Мангупа в 1475 году, когда погибло много представителей элитного корпуса янычар. Древнее название Мангупа – Дорас, оно встречается примерно в 500 году и далее на протяжении нескольких сотен лет. Опять же этимология не совсем понятна, но если мы предположим, что Дорас происходит из какого-то индоевропейского языка, то русское слово «двери» имеет тот же самый корень, английское «doors». Согласно источникам, Дорас – готская крепость, политический центр Крымской Готии.
– В тот момент и вплоть до конца XVIII века никогда не было понятия «Крым» как такового. Он всегда делился, даже если мы посмотрим на карты, на две зоны: горная, южнобережная и степная вместе с прилегающими территориями. Фактически никто из тех историков не пишет о Крыме как о чем-то целостном. Ни византийцы, ни римляне особо не интересовались численностью населения в степях. На Юго-Западе византийский историк Прокопий Кесарийский приводит цифру в 30 тысяч готов. Если мы посмотрим турецкие переписи в начале XVI века, первые такие документы для зоны от Херсонеса до Судака фиксируют 20-22 тысячи человек. Значит, население было достаточно стабильным.
– Чем жили люди, населявшие Мангуп?
– Вплоть до турецкого периода скотоводство оставалось одним из главных источников дохода. Сохранились документы, что феодориты торговали кожей, которая экспортировалась в Средиземноморье. Когда уже завершился период оседания племен на землю, начинает развиваться сельское хозяйство: злаки, пшеница, бахчевые культуры. Где-то с VIII-IX веков начинает активно развиваться виноградарство. В этот период появляются выдолбленные в скале цистерны – тарапаны, которые используются для выжимки винограда с помощью пресса. Судя по всему, это становится одним из важных источников дохода местного населения. Они производили явно больше вина, чем могли выпить сами. Херсонес тогда был основными воротами в большой мир, вся международная торговля шла через него. Нужна была керамика, черепица, предметы роскоши – это все привозилось либо из Херсонеса, либо из дальних регионов Малой Азии. В свою очередь, Херсонес получал из сельской зоны продукты питания. В итоге готы и аланы были заинтересованы в дружеских отношениях.
– Получается, менялись поселения, культуры, а Мангуп больше тысячи лет был так или иначе населен?
– Даже если мы будем брать период с III века по конец XVIII века, когда оттуда ушли последние караимы, то получается почти 1500 лет. Но в истории Мангупа есть так называемый темный период с 1000 по 1300 годы, потому что находок того периода нет. Город Дорас часто упоминается в источниках, а в это время тоже исчезает. Никто не может определенно сказать, почему люди ушли из города, ведь это уже была резиденция византийских чиновников, крепость, кафедральный центр. Не обнаружено следов разрушений, землетрясений, но у меня есть такая версия: в начале XI века Мангуп был одним из форпостов местной знатной семьи Цуло, которая подняла мятеж против Византии, чтобы превратить юго-западный Крым в свое независимое государство. Самый известный – это архонт Хазарии Георгий Цуло, такой своеобразный Мешков. Он достиг большого влияния, был чиновником, главой Херсонесской администрации и администрации Боспора – Керчи. В Константинополе отреагировали на мятеж достаточно жестко, отправили военную экспедицию, и как пишет один из византийских хронистов, Георгий Цуло был взят в плен при первом же сражении.
– Когда в Крыму появились генуэзцы и как они использовали Мангуп?
– Они прописались тут во второй половине XIII века после соглашения с будущим византийским императором Михаилом Палеологом, который хотел отбить Константинополь у крестоносцев, и для этого ему был нужен флот. Генуэзцы в обмен на военную помощь получили беспошлинный проход в Черное море, и это было беспрецедентное право. Потом они заключили договоренность с ордынскими ханами: за выплату дани им выделили в восточном Крыму заброшенное поселение, античную Феодосию. Они поселились там и создали свою крепость Кафа. Постепенно, чтобы полностью контролировать торговлю, каботажное плавание вдоль Крыма, генуэзцы стали захватывать маленькие греческие владения и городки на побережье вплоть до Херсонеса. Через сотню лет они создали мощную колониальную империю, их фактории и крепости находились на всем Южном берегу. Генуэзцы заключили договор с татарами, согласно которому хан Тохтамыш передавал им все права на Готию, ее население, городки и замки. Речь шла не только не только о приморских городах, а о всей территории от нынешних Алушты до Севастополя, в том числе в горных долинах. Самим генуэзцам эти долины особо не были нужны, но для тех, кто был на Мангупе, это было очень неприятно: они стали вассалами генуэзцев, которых и в глаза-то до этого не видели.
– И эта ситуация им не понравилась, надо полагать?
– В начале XV века самый известный правитель Мангупа – Феодоро – Алексей решил переиграть эту ситуацию. Он выступил не только за независимость своего владения, а предъявил претензии на все бывшие владения Византии в юго-западном Крыму. Его войны с генуэзцами были достаточно удачными, потому что их было мало, а большую часть населения составляли крымские греки. Алексей выступил как представитель этого нового этноса, ему удалось захватить на некоторое время и крепость Чембало в Балаклаве, поставить своего сына правителем Алушты, которая была самой важной крепостью между Алуштой и Судаком. Но тут уже решили вмешаться власти Генуи: они отправили большой экспедиционный корпус, порядка 6000 солдат – при населении всех этих территорий в 20-25 тысяч человек. Генуэзцам удалось отбить Чембало, затем они разрушили феодоритскую крепость Каламита на территории современного Инкермана. Они не рискнули идти на Мангуп, поэтому они двинулись на Кафу, а потом решили пограбить город Солхат – Старый Крым, главный торгово-экономический центр Орды в Крыму. Он не имел отношения к конфликту, но приплыла большая армия, и ей нужна была добыча. Но идея оказалась неудачной, потому что небольшая татарская конница вырезала генуэзцев, растянувшихся на несколько километров на марше – они не думали, что придется вести какие-то боевые действия. Получилось, что генуэзцы не смогли воспользоваться своим преимуществом в войне против Феодоро, и она шла ни шатко ни валко. Алексей пробовал захватить их крепости, у него не получалось, и еще через несколько лет был заключен мир, вернувший статус-кво. Все завершилось ничем, а Феодоро удалось увеличить свои владения: в Алуште осталась ветвь этой династии, правившая там вплоть до османского завоевания.
– Когда турки впервые пришли на территорию Крыма?
– Османы в 1453 году захватили Константинополь, и это помирило феодоритов и генуэзцев. Стало понятно, что вот эти игры меркнут перед угрозой турецкой сабли: стало понятно, что Османская империя это сверхдержава. По документам видно, что феодориты снабжают своих генуэзских соседей агентурной информацией о передвижениях турецкого флота. В середине XV века начинаются первые набеги пиратов на побережье Крыма, иногда экспедиции более масштабные, и на полуострове строятся укрепления. Но турки не рискуют вторгнуться в Крым, потому что к 1460 году заключается тройственный оборонительный союз между феодоритами, генуэзцами и молодым Крымским ханством. Были мощные крепости, которые надо было осаждать, тратить большие ресурсы. В 1475 году произошли династические распри в Крымском ханстве, связанные с коррупцией генуэзских чиновников. Это перешло в гражданскую войну, и когда в Стамбуле узнали об этом, то поняли, что наступил самый благоприятный момент, и мощный османский флот направился в Крым. Он относительно легко взял Кафу: несколько видных генуэзских чиновников подписали с турками договор о том, что они откроют ворота, если им и членам их семей будет гарантирована безопасность и сохранность имущества. С Мангупом не получилась такая комбинация, хотя в столице Феодоро были сторонники договора с турками. Феодоро защищалось очень долго, порядка пяти месяцев, и уже на исходе года османской армии в результате притворного отступления удалось захватить крепость.
– А зачем туркам нужна была такая крепость в центре Крыма?
– Там было несколько моментов – не столько практических, сколько идеологических, мне кажется. Уничтожение Феодоро имело символическое значение: все-таки эта династия была последними родственниками византийских императоров. Султан Мехмед, захватив Византию, считал себя законным наследником Византийской и Римской империй – он воссоздавал ее под знаменем ислама. К тому же предполагалось, что Феодоро сможет стать участником крестовых походов.
– Кто остался жить на Мангупе после завоевания?
– Частично местное население, но турки, скорее всего, сильно его уменьшили. У них была такая практика перевозить людей, особенно ремесленников, тех, кто мог принести какую-то пользу, в опустевший Стамбул. Многие погибли. До турецкого завоевания население Мангупа составляло 1500-2000 местных жителей, а через 50 лет после него, по данным турецких архивов, здесь жила 1000 человек: из них около 40% православные греки, часть – караимы, армяне, а также османский гарнизон. Он был небольшой, но там были семьи, дети, внуки – на Мангупе появилось три мусульманских квартала.
– Что заставляло караимов жить в Мангупе до самого конца?
– Люди уходили оттуда, потому что он оказался в центре турецких владений, и уже не было смысла жить за крепостными стенами. Очень многим жителям, особенно православным, не очень нравилось жить рядом с турецкими солдатами. Они стали спускаться в долины и селились в окрестных селах. Первыми ушли греки и армяне, потом уходят и турки: не было особого смысла держать там гарнизон. Где-то к середине XVII века турки перебросили войска на отражение набегов казаков. Количество караимов на Мангупе, напротив, растет. Им нравилось жить обособленно: они занимались выделкой кожи, а там много воды из двух источников, которые никогда не пересыхают. Так что у караимов был такой ремесленный цех на Мангупе.
– Если подытожить, какие белые пятна остаются в истории крепости?
– Хотелось бы знать больше об основании города, о позднеантичном периоде, а также о так называемых темных веках: почему и как город, где жило много людей, а затем без мощной военной и природной катастрофы население его покинуло. Возможно, новые раскопки помогут очертить ответы на эти вопросы.
Александр Янковский