ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » » Загадки пещерного города Мангуп-Кале
Загадки пещерного города Мангуп-Кале
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 09-01-2020 09:18 |
  • Просмотров: 977

Мангуп-Кале

Мангуп-Кале – уникальный средневековый город-крепость в Бахчисарайском районе Крыма, который также называют пещерным городом. По данным археологов, первые люди поселились здесь во времена падения Римской империи, а последние ушли после захвата Крыма Российской империей в XVIII века.

Об истории и загадках Мангуп-Кале в эфире Радио Крым.Реалии ведущий Александр Янковский беседует с журналистом и писателем из Севастополя, соавтором книги «Загадка княжества Феодоро» Андреем Васильевым.

Для любого крымчанина самый интересный и таинственный пещерный город – Мангуп-Кале. В открытых источниках указано, что эта крепость была столицей княжества Феодоро, даже Крымской Готии, а потом находилось под турецкой властью. Как получилось, что в средние века люди в Крыму жили в пещерах?

– Пещерные города – это, конечно, условное название. Во-первых, это не только города по функциональному назначению – это могут быть и монастыри, и крепости, где устроены пещеры для разных нужд. Там достаточно удобный для этого известняк, и пещеры делали в разные исторические эпохи. Начиная от момента возникновения поселения в этих местах в III веке, и до самого конца, до периода позднего Средневековья. Люди там жили, но основным назначением пещер, как сейчас считается, было хозяйственное. Это разнообразные хлева, подвалы. Часть пещер имеет культовое значение, в основном это христианские храмы. Есть пещеры позднего времени, с хорошей обработкой стен – просторные, светлые, они могли использоваться для жилья, но таких относительно немного, это поздний период.

Люди, как правило, селились возле воды или плодородной почвы, а это горный Крым. Что заставило их поселиться на Мангупе?

– Это одна из загадок его истории, которая не имеет однозначного объяснения. Понятно, что людям имеет смысл селиться в горах, если существует какая-то военная опасность, и в такой крепости они могут укрыться. Находок в Мангупе много, и они говорят о том, что уже в III – конце IV века здесь ходило много народу, и что-то они там делали. Жили они там или нет, не совсем понятно, но постоянное присутствие человека фиксируется уже в это время. Историки гадают, какой могла быть угроза. Одни говорят, что это могло быть связано с вторжением готов в Крым – они разрушили позднескифские поселения. Другие считают, что это связано с великим переселением народов, когда уже на готов и их союзников аланов обрушились гуннские всадники. Но самое парадоксальное, что крепостные сооружения Мангупа относятся к более позднему времени – середине VI века. Не совсем понятно, что люди делали на этом плато без оборонительных сооружений. Возможно, они не обнаружены, потому что были полностью разрушены.

Почему крепость называется Мангуп? Были ли какие-то другие названия?

– Это тоже загадка, потому что топоним Мангуп появляется достаточно поздно. Если не учитывать спорные рукописи, связанные с именем крымского коллекционера XIX века Фирковича, потому что их считают поддельными, то получается, что название Мангуп появляется в XIV-XV веках, следовательно, в нем какие-то тюркские корни. Есть такое мнение, что «ман» может быть связано со словом крепость, или же это арабское слово, в переводе «злосчастный», как напоминание о долгой турецкой осаде Мангупа в 1475 году, когда погибло много представителей элитного корпуса янычар. Древнее название Мангупа – Дорас, оно встречается примерно в 500 году и далее на протяжении нескольких сотен лет. Опять же этимология не совсем понятна, но если мы предположим, что Дорас происходит из какого-то индоевропейского языка, то русское слово «двери» имеет тот же самый корень, английское «doors». Согласно источникам, Дорас – готская крепость, политический центр Крымской Готии.

– В тот момент и вплоть до конца XVIII века никогда не было понятия «Крым» как такового. Он всегда делился, даже если мы посмотрим на карты, на две зоны: горная, южнобережная и степная вместе с прилегающими территориями. Фактически никто из тех историков не пишет о Крыме как о чем-то целостном. Ни византийцы, ни римляне особо не интересовались численностью населения в степях. На Юго-Западе византийский историк Прокопий Кесарийский приводит цифру в 30 тысяч готов. Если мы посмотрим турецкие переписи в начале XVI века, первые такие документы для зоны от Херсонеса до Судака фиксируют 20-22 тысячи человек. Значит, население было достаточно стабильным.

Чем жили люди, населявшие Мангуп?

– Вплоть до турецкого периода скотоводство оставалось одним из главных источников дохода. Сохранились документы, что феодориты торговали кожей, которая экспортировалась в Средиземноморье. Когда уже завершился период оседания племен на землю, начинает развиваться сельское хозяйство: злаки, пшеница, бахчевые культуры. Где-то с VIII-IX веков начинает активно развиваться виноградарство. В этот период появляются выдолбленные в скале цистерны – тарапаны, которые используются для выжимки винограда с помощью пресса. Судя по всему, это становится одним из важных источников дохода местного населения. Они производили явно больше вина, чем могли выпить сами. Херсонес тогда был основными воротами в большой мир, вся международная торговля шла через него. Нужна была керамика, черепица, предметы роскоши – это все привозилось либо из Херсонеса, либо из дальних регионов Малой Азии. В свою очередь, Херсонес получал из сельской зоны продукты питания. В итоге готы и аланы были заинтересованы в дружеских отношениях.

Получается, менялись поселения, культуры, а Мангуп больше тысячи лет был так или иначе населен?

– Даже если мы будем брать период с III века по конец XVIII века, когда оттуда ушли последние караимы, то получается почти 1500 лет. Но в истории Мангупа есть так называемый темный период с 1000 по 1300 годы, потому что находок того периода нет. Город Дорас часто упоминается в источниках, а в это время тоже исчезает. Никто не может определенно сказать, почему люди ушли из города, ведь это уже была резиденция византийских чиновников, крепость, кафедральный центр. Не обнаружено следов разрушений, землетрясений, но у меня есть такая версия: в начале XI века Мангуп был одним из форпостов местной знатной семьи Цуло, которая подняла мятеж против Византии, чтобы превратить юго-западный Крым в свое независимое государство. Самый известный – это архонт Хазарии Георгий Цуло, такой своеобразный Мешков. Он достиг большого влияния, был чиновником, главой Херсонесской администрации и администрации Боспора – Керчи. В Константинополе отреагировали на мятеж достаточно жестко, отправили военную экспедицию, и как пишет один из византийских хронистов, Георгий Цуло был взят в плен при первом же сражении.

Когда в Крыму появились генуэзцы и как они использовали Мангуп?

– Они прописались тут во второй половине XIII века после соглашения с будущим византийским императором Михаилом Палеологом, который хотел отбить Константинополь у крестоносцев, и для этого ему был нужен флот. Генуэзцы в обмен на военную помощь получили беспошлинный проход в Черное море, и это было беспрецедентное право. Потом они заключили договоренность с ордынскими ханами: за выплату дани им выделили в восточном Крыму заброшенное поселение, античную Феодосию. Они поселились там и создали свою крепость Кафа. Постепенно, чтобы полностью контролировать торговлю, каботажное плавание вдоль Крыма, генуэзцы стали захватывать маленькие греческие владения и городки на побережье вплоть до Херсонеса. Через сотню лет они создали мощную колониальную империю, их фактории и крепости находились на всем Южном берегу. Генуэзцы заключили договор с татарами, согласно которому хан Тохтамыш передавал им все права на Готию, ее население, городки и замки. Речь шла не только не только о приморских городах, а о всей территории от нынешних Алушты до Севастополя, в том числе в горных долинах. Самим генуэзцам эти долины особо не были нужны, но для тех, кто был на Мангупе, это было очень неприятно: они стали вассалами генуэзцев, которых и в глаза-то до этого не видели.

И эта ситуация им не понравилась, надо полагать?

– В начале XV века самый известный правитель Мангупа – Феодоро – Алексей решил переиграть эту ситуацию. Он выступил не только за независимость своего владения, а предъявил претензии на все бывшие владения Византии в юго-западном Крыму. Его войны с генуэзцами были достаточно удачными, потому что их было мало, а большую часть населения составляли крымские греки. Алексей выступил как представитель этого нового этноса, ему удалось захватить на некоторое время и крепость Чембало в Балаклаве, поставить своего сына правителем Алушты, которая была самой важной крепостью между Алуштой и Судаком. Но тут уже решили вмешаться власти Генуи: они отправили большой экспедиционный корпус, порядка 6000 солдат – при населении всех этих территорий в 20-25 тысяч человек. Генуэзцам удалось отбить Чембало, затем они разрушили феодоритскую крепость Каламита на территории современного Инкермана. Они не рискнули идти на Мангуп, поэтому они двинулись на Кафу, а потом решили пограбить город Солхат – Старый Крым, главный торгово-экономический центр Орды в Крыму. Он не имел отношения к конфликту, но приплыла большая армия, и ей нужна была добыча. Но идея оказалась неудачной, потому что небольшая татарская конница вырезала генуэзцев, растянувшихся на несколько километров на марше – они не думали, что придется вести какие-то боевые действия. Получилось, что генуэзцы не смогли воспользоваться своим преимуществом в войне против Феодоро, и она шла ни шатко ни валко. Алексей пробовал захватить их крепости, у него не получалось, и еще через несколько лет был заключен мир, вернувший статус-кво. Все завершилось ничем, а Феодоро удалось увеличить свои владения: в Алуште осталась ветвь этой династии, правившая там вплоть до османского завоевания.

Когда турки впервые пришли на территорию Крыма?

– Османы в 1453 году захватили Константинополь, и это помирило феодоритов и генуэзцев. Стало понятно, что вот эти игры меркнут перед угрозой турецкой сабли: стало понятно, что Османская империя это сверхдержава. По документам видно, что феодориты снабжают своих генуэзских соседей агентурной информацией о передвижениях турецкого флота. В середине XV века начинаются первые набеги пиратов на побережье Крыма, иногда экспедиции более масштабные, и на полуострове строятся укрепления. Но турки не рискуют вторгнуться в Крым, потому что к 1460 году заключается тройственный оборонительный союз между феодоритами, генуэзцами и молодым Крымским ханством. Были мощные крепости, которые надо было осаждать, тратить большие ресурсы. В 1475 году произошли династические распри в Крымском ханстве, связанные с коррупцией генуэзских чиновников. Это перешло в гражданскую войну, и когда в Стамбуле узнали об этом, то поняли, что наступил самый благоприятный момент, и мощный османский флот направился в Крым. Он относительно легко взял Кафу: несколько видных генуэзских чиновников подписали с турками договор о том, что они откроют ворота, если им и членам их семей будет гарантирована безопасность и сохранность имущества. С Мангупом не получилась такая комбинация, хотя в столице Феодоро были сторонники договора с турками. Феодоро защищалось очень долго, порядка пяти месяцев, и уже на исходе года османской армии в результате притворного отступления удалось захватить крепость.

А зачем туркам нужна была такая крепость в центре Крыма?

– Там было несколько моментов – не столько практических, сколько идеологических, мне кажется. Уничтожение Феодоро имело символическое значение: все-таки эта династия была последними родственниками византийских императоров. Султан Мехмед, захватив Византию, считал себя законным наследником Византийской и Римской империй – он воссоздавал ее под знаменем ислама. К тому же предполагалось, что Феодоро сможет стать участником крестовых походов.

Кто остался жить на Мангупе после завоевания?

– Частично местное население, но турки, скорее всего, сильно его уменьшили. У них была такая практика перевозить людей, особенно ремесленников, тех, кто мог принести какую-то пользу, в опустевший Стамбул. Многие погибли. До турецкого завоевания население Мангупа составляло 1500-2000 местных жителей, а через 50 лет после него, по данным турецких архивов, здесь жила 1000 человек: из них около 40% православные греки, часть – караимы, армяне, а также османский гарнизон. Он был небольшой, но там были семьи, дети, внуки – на Мангупе появилось три мусульманских квартала.

Что заставляло караимов жить в Мангупе до самого конца?

– Люди уходили оттуда, потому что он оказался в центре турецких владений, и уже не было смысла жить за крепостными стенами. Очень многим жителям, особенно православным, не очень нравилось жить рядом с турецкими солдатами. Они стали спускаться в долины и селились в окрестных селах. Первыми ушли греки и армяне, потом уходят и турки: не было особого смысла держать там гарнизон. Где-то к середине XVII века турки перебросили войска на отражение набегов казаков. Количество караимов на Мангупе, напротив, растет. Им нравилось жить обособленно: они занимались выделкой кожи, а там много воды из двух источников, которые никогда не пересыхают. Так что у караимов был такой ремесленный цех на Мангупе.

Если подытожить, какие белые пятна остаются в истории крепости?

– Хотелось бы знать больше об основании города, о позднеантичном периоде, а также о так называемых темных веках: почему и как город, где жило много людей, а затем без мощной военной и природной катастрофы население его покинуло. Возможно, новые раскопки помогут очертить ответы на эти вопросы.

Александр Янковский

Читайте также: