ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » » Первые пушки в Крыму. Великая война 1434 года
Первые пушки в Крыму. Великая война 1434 года
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 20-06-2016 22:41 |
  • Просмотров: 1688

Кафа или Феодосия, Карло Боссоли

Кафа или Феодосия, Карло Боссоли

Крым не раз и не два становился ареной боевых действий между противниками с разных концов мира. Но если более близкие к нам Крымская или Вторая мировая война известны лучше, то многие кампании древности и средневековья незаслуженно забыты. А ведь они ничуть не менее важны для нашей с вами истории, и уж точно не менее интересны и увлекательны. И как раз пришло время вспомнить о великой войне между всеми крымскими государствами, состоявшейся в июне 1434 года, в которой впервые в истории полуострова использовались пушки.

Начнем с расстановки сил. Степи и предгорья Крымского полуострова занимал Крымский же улус Золотой Орды, в это время активно добивавшийся самостоятельности. Согласно распространенной легенде, на престоле в Солхате (нынешнем Старом Крыму) в это время как раз сидел сам Хаджи Герай, но на самом деле мы не знаем, было ли это так. В Крымских горах утвердилось независимое княжество Феодоро со столицей в Мангупе – осколок византийской цивилизации с гото-аланским населением, греческим языком и православной верой. Правитель княжества Алексей стремился найти путь к морю, но все побережье от руин Херсонеса до Каффы (нынешней Феодосии) находилось в руках итальянцев. Формально генуэзские колонии находились на землях, подвластных Орде, и потому должны были выплачивать ей замаскированную дань, но на деле европейцы были полностью независимы за своими стенами.

Камнем преткновения стала морская торговля в нынешней Севастопольской бухте

Камнем преткновения стала морская торговля в нынешней Севастопольской бухте. Княжеству Феодоро принадлежал там лишь один порт – Авлита, который прикрывала крепость Каламита (нынешний Инкерман). Феодориты, разумеется, хотели большего. Генуэзцам принадлежала крепость Чембало (нынешняя Балаклава) с портом, и они решительно не собирались делиться прибылями от морской торговли ни с кем. Десятью годами ранее Феодоро ненадолго захватило Чембало, и готовилось повторить успех.

В конце февраля 1433 года в городе вспыхнул мятеж. Преимущественно греческое население Чембало изгнало из крепости генуэзцев, части солдат удалось отступить, шестеро защищались до последнего и были захвачены в плен. Через несколько дней феодоритские войска заняли Чембало.

Вначале местные генуэзские власти решили справиться с врагами собственными силами. В июне-июле того же года из Перы, латинского района Константинополя, отправилась экспедиция Бартоломео ди Леванто, но, встретив неожиданно сильное сопротивление феодоритов, отступила.

Пришлось смирить уязвленную гордость и просить помощи итальянской метрополии. Весной следующего года из Генуи отправилась экспедиция из 6 тысяч солдат и 2 тысяч матросов на 20 кораблях во главе с главным героем нашей истории – капитаном Карло Ломеллино.

В пятницу 4 июня 1434 года генуэзский флот подошел к нынешней Балаклавской бухте. Вход был перегорожен железной цепью, так что на следующий день на шлюпках были спущены штурмовые команды, оттеснившие береговую охрану феодоритов и разрубившие цепь. В воскресенье 6 июня генуэзцы осадили Чембало со всех сторон, но захватить крепость с ходу не получилось. Тогда Ломеллино приказал весь следующий день обстреливать из корабельных орудий одну из башен, которая в итоге развалилась. Так впервые в истории Крыма на поле боя было применено огнестрельное оружие.

Удрученные жители попробовали вечером начать переговоры, но итальянцы требовали безоговорочной капитуляции

Удрученные жители попробовали вечером начать переговоры, но итальянцы требовали безоговорочной капитуляции. Это требование было отвергнуто, так что во вторник 8 июня штурм возобновился. Генуэзцы захватили ворота и ворвались на территорию города. Уцелевшие 70 феодоритских солдат во главе со средним сыном князя Алексея по прозвищу Оло-бейукрылись в цитадели, но, не имея возможности сопротивляться, сдались. Ломеллино отдал город на поток и разграбление, вследствие чего погибло немало горожан.

На следующий день, 9 июня, генуэзцы высадили десант возле Каламиты и потребовали от жителей сдаться в течение суток взамен за сохранение жизни. 10 июня под крепость прибыли основные силы Ломеллино, но проникнув за стены, не нашли в Каламите ни одного человека – все население ночью бежало в горы. Генуэзцы сожгли крепость дотла. Также на пути в Каффу Ломеллино захватил и разрушил несколько поселков.

2 июня Карло Ломеллино вступил в Каффу, столицу генуэзских владений. И хотя основная цель кампании была достигнута – Чембало возращено – война не закончилась. К столице Крымского улуса, Солхату, в воскресенье 13 июня был отправлен посланник, но при невыясненных обстоятельствах он был убит крымцами в полумиле от городских стен. Это стало поводом для похода против улуса, хотя истинные причины были глубже. Ордынцы своими набегами приводили прибрежную торговлю в расстройство, а также поддерживали Феодоро против Каффы.

В 8 утра 8 тысяч человек и обоз из 612 повозок вышли из городских ворот

Первый смотр сил состоялся уже 14 июня, но в поход войско двинулось лишь 22-го. В 8 утра 8 тысяч человек и обоз из 612 повозок вышли из городских ворот. Походная колонна растянулась на 3 километра. Через час к ним присоединился и сам Карло Ломеллино с 60 всадниками. Выезжая из Каффы, знаменоносец сломал древко штандарта, но плохому предзнаменованию не придали значения.

К 16 часам две трети дороги  были преодолены, и генуэзцы остановились в местности, называемой Кастадзона – в долине реки Чурук-Су, где расположена деревня Карагоз. Но до поселения армия не дошла.

Внезапно на окрестных холмах показались кавалерийские разъезды ордынцев. Постоянно обстреливая из луков противника, они обратили в бегство 300 итальянских всадников, а затем всеми силами – до 5 тысяч человек, ударили на пехоту. И тут выяснилось, что непобедимые ранее генуэзцы просто не готовы к бою. Все их вооружение и доспехи были сложены на тех самых повозках, и времени надеть их уже не было. Отбиваться голыми руками было невозможно, поэтому итальянцы просто побежали с поля боя. Татарская кавалерия преследовала их полдороги, после чего ночь скрыла следы разгрома. Ордынские отряды, захватив трофеи, отошли к Солхату.

Воспользовавшись темнотой, притворившиеся мертвыми итальянцы также покинули поле боя и вернулись в Каффу. Из-за отсутствия разведки и непростительной легкомысленности на незнакомой местности генуэзская армия потеряла убитыми 2 тысячи человек. В руки крымцев попала и артиллерия. После этого установилось затишье.

7 июля к стенам Чембало прибыл отряд из 200 татарских всадников, потребовавших сдать город. Генуэзцы, потрясенные недавним разгромом, согласились вести переговоры и выслали своего представителя, но до капитуляции дело не дошло.

Окончательный мирный договор

В это же время в Солхат прибыл посланник из Каффы с предложением выкупа пленных, каких на тот момент насчитывалось 42 человека. Окончательно мирный договор был заключен под стенами столицы Крымского улуса 13 июля 1434 года, но к тому времени от ран в плену скончалось уже 17 человек. Через два дня неудачливый покоритель Крыма Карло Ломеллини отбыл назад в Италию. Точных известий о содержании мирного соглашения у нас нет, но обе стороны сохраняли мир, да и о территориальных уступках речь также не шла. А вот с княжеством Феодоро состояние войны продолжалось до 1441 года, хотя последний документированный эпизод той войны – нападение галеры Габриеле де Мари на побережье, контролируемое феодоритами, зафиксирован в 1438 году.

Итак, основным победителем из войны вышел Крымский улус, с минимальными потерями остановивший генуэзское вторжение. Итальянцы, в целом, остались при своих – несмотря на катастрофическое поражение, они вернули себе Чембало и сохранили остальные владения на полуострове. Княжество Феодоро вышло из войны значительно ослабленным – оно потеряло немало людей, а также все порты на Черном море. Именно после этой войны Солхат начинает превращаться в главный политический центр Крыма, а в Крымском улусе складываются предпосылки для превращения в независимое Крымское ханство.

Сергей Громенко

Крымский историк и публицист, кандидат исторических наук

Крым.Реалии

Читайте также: