Показать все теги
В 1992 году «Общество по изучению армянской архитектуры» опубликовало в Ереване буклет под названием «Ахалкалаки» (с прилагающими пояснительными текстами на армянском, русском и английском языках). Цель упомянутого издания - ознакомить широкую общественность с кратким очерком истории армянского поселения в Ахалкалаки. Буклет является частью серии, освещающей историю армянских поселений в смежных с ней регионах (в основном - в Грузии, т. к. в прилагающем списке представлена почти вся Южная Грузия). Само по себе, издание литературы справочного характера во всех отношениях - дело полезное: подобные серии, при условии, что они будут составлены добросовестными и квалифицированными специалистами, несомненно способствуют освещению истории армянской колонизации в разных странах; однако, ознакомившись с текстом упомянутого буклета, мы убедились в том, что авторы и инициаторы данной серии начисто лишены и квалифицированности, и добросовестности, ибо главной их целью является вовсе не освещение истории армянской колонизации, а пропаганда маниакальной идеи т.н. «Великой Армении», следовательно, тем самым - дезориентация несведущей в истории этих двух стран (Грузии и Армении) части общества.
При ознакомлении со списком намеченных к изданию буклетов, непременно возникает вопрос: почему же авторы упомянутой серии ограничивались только соседними с Арменией странами и не внесли в список армянские поселения в отдаленных территориально от Армении странах? Текст буклета содержит вполне определенный ответ на поставленный нами вопрос: цель авторов заключается в том, чтобы любой ценой убедить читателя в одном - все эти поселения, без исключения, являются историческими территориями Армении, той «Великой Армении», карта которой и прилагается в конце буклета и в которую внесена добрая половина грузинских земель! Разумеется, там же, в пределах Армении, отмечен и город Ахалкалаки, название которого выполнено заглавными буквами армянского алфавита.
Текст буклета содержит сообщения следующего рода:
1) Со дня его основания (XI в.) Ахалкалаки был и ныне является армянским городом. На протяжении средневековой эпохи он был центром «Джавахского гавара» - одной из провинций армянского края - Гугарка.
2) Еще задолго до XI века, на месте Ахалкалаки наличествует армянское поселение, преобразовавшееся в армянский город уже в начале XI в.
3) Со дня его основания и по сей день в Ахалкалаки всегда превалировало армянское население.
4) В 1637 г. турки, оказывается, захватили не грузинский город Ахалкалаки - один из центров грузинского государственного образования Самцхе-Джававхети, а якобы армянский город «Ахалкалак вместе со своим гаваром».
5) В 1828 г. российские войска освободили уже опустевший от населения город Ахалкалаки, который ожил только после переселения туда Каринских (Эрзерумских) армян в 1831 году.
6) Как уже отмечалось, к буклету прилагается карта «Великой Армении» - «от моря до моря», - символ мечтаний провинциальных армянских национал-шовинистов. На карте отсутствуют определяющие надписи, однако белыми армянскими буквами на красном фоне ярко выделяется лишь название города Ахалкалаки.
7) Во всем тексте табуировано упоминание Грузии: ни одного слова о грузинах и Грузии; в этом и не было никакой надобности - ведь упомянутая карта наглядно указывает, что ничего общего с Грузией город Ахалкалаки никогда не имел, и не имеет по сей день; он всегда был армянским городом с армянским же населением, как до своего основания, так и после него.
Что же можно сказать по этому поводу, или же - стоит ли что-либо говорить? Ибо перед нами лежит наглядный пример очередной, неприкрытой диверсии, предпринятой безответственными армянскими горе-патриотами против Грузии. В этом нет ничего нового: подобные нападки на нашу историю неоднократно имели место и в прошлом, и похожие карты печатались в неимоверном количестве. Вопросы исторической географии Грузии, и в частности - Джавахети, с учетом грузинских и иностранных (в том числе и армянских) исторических источников более чем детально изучены в исследованиях грузинских ученых (И. Джавахишвили, С. Джанашиа, Н. Бердзенишвили, Д. Бердзе- нишвили, Д. Мусхелишвили, Л. Чилашвили, Ш. Ломсадзе, А. Аб- даладзе и др.), следовательно, для специалистов здесь нет ничего спорного; однако, как уже сказано, поскольку упомянутый буклет содержит целевое указание - ввести в заблуждение широкую общественность, то мы вынуждены заняться разоблачением сего провокационного замысла. Тем более, что подобного рода «творческие изобретения» в значительной мере могут навредить исторической дружбе двух народов (грузинского и армянского).
Если бы авторы буклета потрудились поглубже заглянуть в исторические источники и научные издания грузинских и армянских (!) исследователей, они могли бы убедиться, что:
1) Ахалкалаки и вправду был основан в XI веке, но - как грузинский город, с грузинским же населением и грузинским названием, и к тому же, он был одним из центром грузинского государства.
2) Ахалкалаки никогда не был центром какого-либо «гава- ра» (т. е. армянской провинции) по той простой причине, что в грузинском государстве никаких «гаваров» и в помине не было. Ахалкалаки никогда не входил в состав Армянского государства хотя бы потому, что ко времени основания города в Закавказье фактически уже была завершена история средневековой армянской государственности (по этой же причине, изображенная на обложке буклета карта с обозначением Ахалкалаки в пределах Армении, является лишь плодом авторских фантазий).
3) С церковной точки зрения г. Ахалкалаки за все время своего существования также входил в грузинскую епархию (авторы буклета «тактически» обходят стороной и этот вопрос): в средние века это был приход сперва Цундских, а затем - Кумурдойских епископов.
4) К моменту его завоевания турками (1578 г.) Ахалкалаки являлся не центром армянского гавара, а городом-крепостью одного из грузинских дворян (Шаликашвили) Самцхе-Саатабаго.
5) На протяжении эпохи средневековья (XI-XVIII вв.) в Ахал- калаки «превалировало» как раз грузинское, а не армянское население (хотя, как и в других провинциях на территории Грузии, также и здесь происходила инфильтрация армянского этноса).
Избыток армянского населения в Ахалкалаки был создан искусственным образом лишь в XIX веке, в результате колониальной политики российских властей, когда из региона были высланы местные жители - этнические грузины, а их место заняли переселенные из Турции армяне.
Думаем, этот вопрос лучше обсудить более детально (хотя, повторяем, информированная о всех этих фактах общественность, до некоторой степени ознакомленная с историей Армении, в излишних пояснениях и не нуждается):
1) Ахалкалаки в XI-XV вв.
Это - эпоха существования единой грузинской феодальной монархии. Именно в период единой монархии был основан город.
Насколько возможно, чтобы к моменту своего основания Ахал- калаки мог быть армянским городом этнически, или же - с точки зрения государственной принадлежности (вспомним о прилагающихся к буклету картах)? В XI в. в Закавказье прекратили функционировать главные государственные образования Армении: Ширакское, Ванандское и Васпураканское царства. Вслед за ними недолго просуществовали: Сюникское (Сивниети) царство, Арцахское, Сассунское, Моксское, Рштунское княжества, а также - т. н. Ташир-Дзорогетское царство в исторической Квемо (Нижней) Картли. Перечисленные нами государственные единицы, естественно, не могли иметь ничего общего ни с Ахалкала- ки, ни с Джавахети. Таким образом, получается, что авторы буклета считают Ахалкалаки городом, а Джавахети - «гаваром» несуществующей в природе Армении.
А теперь коснемся этнического вопроса. Любопытно, на каком же основании авторы буклета столь уверенно заявляют, что Ахалкалаки был основан армянами и здесь всегда «превалировало» армянское население?! Даже если согласимся с этим соображением, непременно возникнет вопрос: как же случилось, что основанный армянами город получил чисто грузинское название? Наши авторы, разумеется, сознают неловкость подобной ситуации и пытаются украдкой «протащить» этому объяснение и специально для этого случая они приводят цитату из книги армянского историка Вардана (XIII в.) «Всеобщая история»: «Нор-ка- лак, зор вирк Ахал-калак асен» (в переводе «Нор-калак, что по- грузински означает Ахал-калак [Новый-город]»). С помощью данной цитаты авторы пытаются создать впечатление, что «Ахал- калаки» ничто иное, как грузинское озвучение армянского «Нор- Калак», т. е. город назывался не «Ахалкалаки», а «Нор-Калак». Именно для этого они и раскопали упомянутую цитату из сочинения Вардана. Однако, им также известно, что наряду с другими армянскими авторами, Вардан неоднократно упоминает город Ахалкалаки под своим подлинным (грузинским) названием, а не как «Нор-калак». Именно поэтому они и не осмеливаются переименовать (т. е. арменизировать) город и вынуждены оставить грузинскую форму его названия, в том числе - и на картах. Однако, по всей видимости, грузинский топоним все же вызывает у них сильное раздражение и они всячески стараются его исковеркать; в частности - отмечают, что армянский историк Маттэос Урхайеци (XIII в.) якобы называет город «Калак Ахал» (т. е. «Город Ахал»), тогда как в подлиннике источника читаем «Ахалкалак», а вовсе не «Калак Ахал».
Для утверждения того, что Ахалкалаки действительно был основан армянами и в нем всегда превалировал армянский этнос, авторы поместили в буклете сообщение по поводу обнаружения армянских «хачкаров» (каменных крестов) в Ахалкалаки и его окрестностях. Но неужели на этом основании можно серьезно утверждать, что Ахалкалаки армянский город? С таким же успехом можно доказывать, что и Тбилиси также является армянским городом (так и дожить до этого недолго!); Более того, не только Тбилиси, но и любой грузинский (и не только грузинский) город можно смело объявить армянским! Разве авторы буклета не осведомлены о том, что в Ахалкалаки и его окрестностях (также, как и во всем Джавахети) сохранилось значительно больше грузинских исторических памятников (культовые, фортификационные, хозяйственные строения, эпиграфические памятники и т. д.), при том, что они еще и относятся к более древней эпохе? (Так как перечень научной литературы об этих памятниках и о самом Ахалкалаки довольно объемист и к тому же - общеизвестен, назовем лишь несколько публикаций: И. Ростомов, Ахалкалак- ский уезд в археологическом отношении: СМОМПК, вып. XXV, 1898; Н. Бердзенишвили, Вопросы истории Грузии, т. I , 1964; В. Цискаришвили, Эпиграфика Джавахети, как исторический источник, 1959; Д. Бердзенишвили, Очерки из исторической географии Грузии, 1985; Е. Джандиери, К истории Джавахетского Ахалка- лаки: «Археологические памятники феодальной Грузии», т. I, 1969 и др.).
Джавахетский Ахалкалаки был основан на рубеже X-XI вв.
Это была эпоха возникновения в Грузии новых городов и крепостей, так как к тому времени страна находилась на пути экономического и политического процветания (именно тогда были основаны города: Джававхетский и Триалетский Ахалкалаки, Ахал- цихе, Тмогви, Атени, Олтиси, Телави, Дманиси и др.). Условия, благоприятствующие возникновению Джавахетского Ахалкала- ки, исчерпывающе изучены в упомянутой выше литературе (см. также - Л. Чилашвили, Города в феодальной Грузии, II, 1970); их можно сформулировать следующим образом: географическое местоположение города (у слияния Джавахетской Куры и Ахал- калакской речки) вблизи от торговой магистральной линии, соединяющей разные регионы Грузии с Южным Закавказьем и Передней Азией (Армения, Персия, Византия), а также - хозяйственная интеграция Джавахетской провинции с Грузией, что в свою очередь, увеличивало экономическое значение Ахалкалак- ского края для всей страны.
Ахалкалаки стал экономическим и административным центром Джавахети (заменив в этом отношении г. Цунда). Строительство городской стены было заложено при Баграте III (9751014 гг), а завершилось при Баграте IV (1027-172 гг.). Хронологические рамки данного строительства подтверждаются также и результатами археологических раскопок. На городских воротах была обнаружена грузинская надпись, в которой упомянута царица Мариам - мать грузинского царя Баграта IV.
В 1065 году, когда сельджукские войска во главе с султаном Алп-Арсланом подступили к городу Ахалкалаки, строители еще не успели завершить сооружение оборонительной стены. Защитники города - месхетинцы «крепко стояли за Ахалкалаки», однако, туркам все же удалось захватить город.
Таким образом, в Джавахети бывшее Цундское эриставство было заменено Ахалкалакским, а Цундская епархия - соответственно епархией в Кумурдо. Ахалкалакскими эриставами были крупные грузинские феодалы - Торели. Часть Верхней Джавахе- ти (правый берег Куры) числилась царским доменом, а Нижняя
Джавахети (левый берег Куры) разделялась на отдельные родовые имения грузинских дворян.
2) Ахалкалаки в XVI-XVIII вв.
В 60-ые годы XIII века при содействии монголов начался процесс отторжения Самцхе от единой Грузии: в XV в. процесс был окончательно завершен образованием отдельного княжества - Самцхе-Саатабаго. Постепенно, в чечение XIV-XV вв., в составе нового княжества оказался и Джавахети с городом Ахалкалаки в придачу.
Джакели - владетельные князья Самцхе, выдворив из области местных помещиков-старожилов, захватили и присвоили их владения (в частности, из Джавахети были выселены представители следующих фамилий: Торели, Тмогвели, Гобиарни, Отар- ни, Камкамисшвили, Булдагарасшвили и др.). Кроме того, в Джа- вахети отменили царский домен, который также стал собственностью княжеского дома Джакели. Между тем появились новые княжеские роды (в частности - Шаликашвили, Аматакисшвили, Рчеулишвили, Диасамидзе и т. д.), которые присвоили бывшие владения прежних дворян - коренных жителей Джавахети.
В XVI в. со стороны Турции и Ирана значительно усиливается опасность агрессии против Грузии. Конкретным объектом их соперничества стала провинция Самцхе-Саатабаго: в 1578 г. турки захватили город Ахалкалаки, отняв его у Коколы Шаликаш- вили, а в 1579 г. на захваченной турками территории Самцхе-Саа- табаго был основан «Гюрджистанский вилайэт» (т. е. «Чильдир- ский вилайэт» или же - Ахалцихский пашалык), делившийся на несколько «санджаков» или «лив» (военных округов). В джавахе- ти было создано две подобных единиц - Хертвиси и Ахалкалаки. Каждая из них делилась на три района («нахиэ»). Раздел Самцхе- Саатабаго согласно «османским порядкам» отображен в составленной в 1595 г. книге переписи под названием «Пространный реестр Гюрджистанского вилайэта». Завоевание турками провинции Самцхе-Саатабаго было окончательно утверждено в 1639 г. актом перемирия между Ираном и Турцией.
В период османского владычества начался интенсивный процесс отуречивания и исламизации коренного населения провинции, хотя большей части местных жителей все же удалось сохранить родные, грузинские корни вплоть до XVII-XVIII вв. По сообщению царевича Вахушти (первая половина XVIII века), население оккупированного турками Джавахети «говорит на родном языке, а их старшины освоили также и турецкий язык, по надобности общения с османами» ( Картлис цховреба, IV, 1973, с. 672 [на груз. яз.]).
Немецкий путешественник Гюльденштедт (70-ые годы XVIII в.) по поводу Джавахети писал: «Джавахети - грузинская область, которая ныне захвачена турками»; «Большая часть местного населения - грузины» (Путешествие Гюльденштедта по Грузии, т. I, первод Г. Гелашвили, Тб., 1962, с. 215).
В 1778 году, когда царевич Георгий (впоследствии - Георгий XII, сын и наследник царя Ираклия II) отправился на отдых в Триалети, у берегов озера Тавпаравани к нему навстречу прибыл Ахалкалакский паша (санджак-бег), чтобы засвидетельствовать ему свое почтение. При этом любопытно, что сопровождающие его дворяне безупречно разговаривали на грузинском языке (П. Иоселиани, Жизнь царя Георгия XIII-го, с. 82).
Турецкий историк XVII века Эвлия Челеби упоминает Сам- цхе-Саатабаго под названием «Гюрджистан» (т. е. Грузия). Под этим же названием этот край зафиксирован в составленной турецкими чиновниками в 1595 г. книге переписи, также, как и в остальных турецких исторических источниках.
На протяжении всей средневековой эпохи как в грузинских, так и армянских источниках жителями Джавахети упоминаются «Джавахи» и «Месхетинцы». Может, авторы буклета искренне думают, что «джавахи» и «месхи» означают армян, а не грузин? Да и где же могли проживать эти самые «джавахи», если не в главном городе Джавахети?!
3) Ахалкалаки в XIX веке.
В первой трети XIX в. в результате русско-турецких войн провинция Самцхе-Джавахети (с городом Ахалкалаки) освободилась от турецкого владычества. Однако, освобождение обернулось не в пользу грузинского населения, напротив - в результате оказалось так, что российские власти очистили исконно грузинскую провинцию от коренного (грузинского) населения и поселили здесь армян, курдов, греков, карапапахцев (таракамы), русских сектантов (духоборы). Более того, в будущем планировалось поселить в этих местах казаков и немецких колонистов и т.д. Еще во время первой русско-турецкой войны (1806-1812 гг.) по приказу главноуправляющего Тормасова, в 1810 г. из Ахалцихского пашалыка были выселены 1500 грузинских семейств; только из одного с. Котелиа (в 15 километрах от Ахалкалаки) выселили 112 семейств. В 1812 г. согласно Бухарестскому договору, Россия вернула Турции г. Ахалкалаки (который был освобожден российскими войсками к концу 1811 года). Город окончательно был возвращен русским только после заключения мира в Адрианополе в 1829 г. По освобождении Самцхе-Джавахети российские власти разработали план о полной очистке края от грузинского населения и о его заселении чужеземными колонистами. Ив. Джа- вахишвили по этому поводу писал: «В Месхети, где до 1828 года грузинское население превышало 90%, уже к 1830 году, благодаря стараниям российских чиновников, преобладающим большинством здесь являются армяне» (Ив. Джавахишвили, Доклад советскому правительству Грузии, 1926 г., ЦГИАГ, л. 471, дело №6).
26 июля 1828 года главноуправляющий Паскевич писал графу Нессельроде, что Джавахети является отличным местом для русских колонистов. И началось массовое выселение грузин, а для облегчения и ускорения данного процесса, грузинам разрешили продать принадлежащие им земли как частным лицам, так и в казну! Таким образом, все земли в Самцхе-Джавахети были распроданы за гроши: принявший мусульманство грузинский князь Палавандишвили (санджак-бег города Ахалкалаки) продал в казну 29 селений; кроме того, частным лицам (российским чиновникам и армянским купцам) тот же князь продал следующие селения: Мурджахети, Пртена, Накалакеви, Гогашени и др. Между тем, потомки изгнанных турками в XVI-XVIII вв. грузинских дворян предъявив Паскевичу свои фамильные грамоты, обратились к нему с просьбой о возвращении родовых имений, которыми в прошлом обладали их предки, но им было категорически отказано. Более того, грузинам вообще возбранялось селиться в освобожденной части Самцхе-Саатабаго: российские власти замышляли устроить в этих местах военные поселки казаков. Впоследствии этот план был отменен и приняли решение о поселении здесь армян. Совершенно определенную роль в этом деле сыграл генерал Василий Бебутов, который в 1828-1830 гг. занимал должность начальника временного управления «Ахалцихского округа». И вот, в 1829-1830 гг. в Самцхе- Саатабаго вместо вытесненных отсюда грузин, было переселено 14 000 армянских семей из Ардагана, Карса, Эрзерума, Байазета; почти половина из них была размещена на территории Ахалцихского пашалыка.
В 1872 г. Л. Загурский писал: «Прибыли армяне из Турции; Ахалкалакский уезд был весь покрыт густым населением, только кое-где, в виде маленьких оазисов, остались грузинские селения» (Л. Загурский, Поездка в Ахалкалакский уезд в 1872 г.).
В качестве строительного материала для своего жилья армянские поселенцы, не стесняясь, интенсивно использовали памятники грузинской культуры - церкви, крепости и т.п. (к счастью, они так и не смогли уничтожить их целиком, и в настоящее время территория Самцхе-Джавахети все еще покрыта античными и средневековыми грузинскими историческими памятниками, свидетельствующими о том, что в этих местах веками процветала грузинская культура). В свое время месхетинский патриот Иване Гварамадзе писал: «С четырех сторон насильно вторглись инородцы, захватывают политую кровью наших предков землю, горы и леса, разделяют их меж собой и уничтожают наше единство. истребляют памятные навеки развалины, разоряют и разрушают крепости, церкви и монастыри, обкрадывают иконы, взбудораживают драгоценные сокровища.» (Ш. Ломсад- зе, Самцхе-Джавахети, Тб., 1975, с. 361).
Вот каким образом было достигнуто в Ахалкалаки пресловутое «превалирование» армянского населения в XIX веке - в результате колонизаторской политики Российской империи. Именно этот процесс стараются затушевать авторы буклета, когда заявляют о том, что «в Ахалкалаки всегда превалировало армянское население».
Надо полагать, подобная фальсификация истории Грузии не приличествует армянским авторам, и что главное, - она наносит непоправимый урон исторически сложившимся добрососедским отношениям двух народов. Нам не верится, что буклет был составлен профессиональными историками, однако несомненно, было бы лучше, если б армянские ученые сами возвысили голос против подобного искажения исторической реальности.
Роин Метревели, Нодар Шошиашвили
«Литературули сакартвело», 25 сентября, 1992 г.