ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:
Вам нравится наш сайт?


Отличный сайт!
Хороший сайт
Встречал и получше
Совсем не понравился





» » По поводу исторической принадлежности Джавахетского Ахалкалаки
По поводу исторической принадлежности Джавахетского Ахалкалаки
  • Автор: Prokhorova |
  • Дата: 01-04-2018 15:22 |
  • Просмотров: 471

В 1992 году «Общество по изучению армянской архитектуры» опубликовало в Ереване буклет под названием «Ахалкалаки» (с прилагающими пояснительными текстами на армянском, русском и английском языках). Цель упомянутого издания - ознакомить широкую общественность с кратким очерком истории армянско­го поселения в Ахалкалаки. Буклет является частью серии, осве­щающей историю армянских поселений в смежных с ней реги­онах (в основном - в Грузии, т. к. в прилагающем списке пред­ставлена почти вся Южная Грузия). Само по себе, издание лите­ратуры справочного характера во всех отношениях - дело полез­ное: подобные серии, при условии, что они будут составлены добросовестными и квалифицированными специалистами, несом­ненно способствуют освещению истории армянской колонизации в разных странах; однако, ознакомившись с текстом упомянутого буклета, мы убедились в том, что авторы и инициаторы данной серии начисто лишены и квалифицированности, и добросовес­тности, ибо главной их целью является вовсе не освещение исто­рии армянской колонизации, а пропаганда маниакальной идеи т.н. «Великой Армении», следовательно, тем самым - дезориен­тация несведущей в истории этих двух стран (Грузии и Армении) части общества.

При ознакомлении со списком намеченных к изданию бук­летов, непременно возникает вопрос: почему же авторы упомяну­той серии ограничивались только соседними с Арменией страна­ми и не внесли в список армянские поселения в отдаленных тер­риториально от Армении странах? Текст буклета содержит впол­не определенный ответ на поставленный нами вопрос: цель ав­торов заключается в том, чтобы любой ценой убедить читателя в одном - все эти поселения, без исключения, являются историчес­кими территориями Армении, той «Великой Армении», карта ко­торой и прилагается в конце буклета и в которую внесена добрая половина грузинских земель! Разумеется, там же, в пределах Ар­мении, отмечен и город Ахалкалаки, название которого выпол­нено заглавными буквами армянского алфавита.

Текст буклета содержит сообщения следующего рода:

1)   Со дня его основания (XI в.) Ахалкалаки был и ныне яв­ляется армянским городом. На протяжении средневековой эпохи он был центром «Джавахского гавара» - одной из провинций ар­мянского края - Гугарка.

2)   Еще задолго до XI века, на месте Ахалкалаки наличест­вует армянское поселение, преобразовавшееся в армянский город уже в начале XI в.

3)   Со дня его основания и по сей день в Ахалкалаки всегда превалировало армянское население.

4)   В 1637 г. турки, оказывается, захватили не грузинский город Ахалкалаки - один из центров грузинского государствен­ного образования Самцхе-Джававхети, а якобы армянский город «Ахалкалак вместе со своим гаваром».

5)   В 1828 г. российские войска освободили уже опустевший от населения город Ахалкалаки, который ожил только после переселения туда Каринских (Эрзерумских) армян в 1831 году.

6)   Как уже отмечалось, к буклету прилагается карта «Вели­кой Армении» - «от моря до моря», - символ мечтаний провин­циальных армянских национал-шовинистов. На карте отсутству­ют определяющие надписи, однако белыми армянскими буквами на красном фоне ярко выделяется лишь название города Ахалкалаки.

7)   Во всем тексте табуировано упоминание Грузии: ни од­ного слова о грузинах и Грузии; в этом и не было никакой на­добности - ведь упомянутая карта наглядно указывает, что ни­чего общего с Грузией город Ахалкалаки никогда не имел, и не имеет по сей день; он всегда был армянским городом с армян­ским же населением, как до своего основания, так и после него.

Что же можно сказать по этому поводу, или же - стоит ли что-либо говорить? Ибо перед нами лежит наглядный пример очередной, неприкрытой диверсии, предпринятой безответствен­ными армянскими горе-патриотами против Грузии. В этом нет ничего нового: подобные нападки на нашу историю неоднок­ратно имели место и в прошлом, и похожие карты печатались в неимоверном количестве. Вопросы исторической географии Гру­зии, и в частности - Джавахети, с учетом грузинских и иностран­ных (в том числе и армянских) исторических источников более чем детально изучены в исследованиях грузинских ученых (И. Джавахишвили, С. Джанашиа, Н. Бердзенишвили, Д. Бердзе- нишвили, Д. Мусхелишвили, Л. Чилашвили, Ш. Ломсадзе, А. Аб- даладзе и др.), следовательно, для специалистов здесь нет ничего спорного; однако, как уже сказано, поскольку упомянутый буклет содержит целевое указание - ввести в заблуждение широкую об­щественность, то мы вынуждены заняться разоблачением сего провокационного замысла. Тем более, что подобного рода «твор­ческие изобретения» в значительной мере могут навредить ис­торической дружбе двух народов (грузинского и армянского).

Если бы авторы буклета потрудились поглубже заглянуть в исторические источники и научные издания грузинских и ар­мянских (!) исследователей, они могли бы убедиться, что:

1)   Ахалкалаки и вправду был основан в XI веке, но - как грузинский город, с грузинским же населением и грузинским наз­ванием, и к тому же, он был одним из центром грузинского госу­дарства.

2)   Ахалкалаки никогда не был центром какого-либо «гава- ра» (т. е. армянской провинции) по той простой причине, что в грузинском государстве никаких «гаваров» и в помине не было. Ахалкалаки никогда не входил в состав Армянского государства хотя бы потому, что ко времени основания города в Закавказье фактически уже была завершена история средневековой армян­ской государственности (по этой же причине, изображенная на обложке буклета карта с обозначением Ахалкалаки в пределах Армении, является лишь плодом авторских фантазий).

3)   С церковной точки зрения г. Ахалкалаки за все время своего существования также входил в грузинскую епархию (ав­торы буклета «тактически» обходят стороной и этот вопрос): в средние века это был приход сперва Цундских, а затем - Кумурдойских епископов.

4)   К моменту его завоевания турками (1578 г.) Ахалкалаки являлся не центром армянского гавара, а городом-крепостью од­ного из грузинских дворян (Шаликашвили) Самцхе-Саатабаго.

5)   На протяжении эпохи средневековья (XI-XVIII вв.) в Ахал- калаки «превалировало» как раз грузинское, а не армянское насе­ление (хотя, как и в других провинциях на территории Грузии, так­же и здесь происходила инфильтрация армянского этноса).

Избыток армянского населения в Ахалкалаки был создан искусственным образом лишь в XIX веке, в результате колони­альной политики российских властей, когда из региона были высланы местные жители - этнические грузины, а их место заня­ли переселенные из Турции армяне.

Думаем, этот вопрос лучше обсудить более детально (хотя, повторяем, информированная о всех этих фактах обществен­ность, до некоторой степени ознакомленная с историей Армении, в излишних пояснениях и не нуждается):

1)   Ахалкалаки в XI-XV вв.

Это - эпоха существования единой грузинской феодальной монархии. Именно в период единой монархии был основан город.

Насколько возможно, чтобы к моменту своего основания Ахал- калаки мог быть армянским городом этнически, или же - с точки зрения государственной принадлежности (вспомним о прилагаю­щихся к буклету картах)? В XI в. в Закавказье прекратили фун­кционировать главные государственные образования Армении: Ширакское, Ванандское и Васпураканское царства. Вслед за ними недолго просуществовали: Сюникское (Сивниети) царство, Арцахское, Сассунское, Моксское, Рштунское княжества, а так­же - т. н. Ташир-Дзорогетское царство в исторической Квемо (Нижней) Картли. Перечисленные нами государственные еди­ницы, естественно, не могли иметь ничего общего ни с Ахалкала- ки, ни с Джавахети. Таким образом, получается, что авторы бук­лета считают Ахалкалаки городом, а Джавахети - «гаваром» не­существующей в природе Армении.

А теперь коснемся этнического вопроса. Любопытно, на ка­ком же основании авторы буклета столь уверенно заявляют, что Ахалкалаки был основан армянами и здесь всегда «превалиро­вало» армянское население?! Даже если согласимся с этим сооб­ражением, непременно возникнет вопрос: как же случилось, что основанный армянами город получил чисто грузинское название? Наши авторы, разумеется, сознают неловкость подобной ситуа­ции и пытаются украдкой «протащить» этому объяснение и спе­циально для этого случая они приводят цитату из книги армян­ского историка Вардана (XIII в.) «Всеобщая история»: «Нор-ка- лак, зор вирк Ахал-калак асен» (в переводе «Нор-калак, что по- грузински означает Ахал-калак [Новый-город]»). С помощью данной цитаты авторы пытаются создать впечатление, что «Ахал- калаки» ничто иное, как грузинское озвучение армянского «Нор- Калак», т. е. город назывался не «Ахалкалаки», а «Нор-Калак». Именно для этого они и раскопали упомянутую цитату из со­чинения Вардана. Однако, им также известно, что наряду с дру­гими армянскими авторами, Вардан неоднократно упоминает город Ахалкалаки под своим подлинным (грузинским) названи­ем, а не как «Нор-калак». Именно поэтому они и не осмелива­ются переименовать (т. е. арменизировать) город и вынуждены оставить грузинскую форму его названия, в том числе - и на кар­тах. Однако, по всей видимости, грузинский топоним все же вы­зывает у них сильное раздражение и они всячески стараются его исковеркать; в частности - отмечают, что армянский историк Маттэос Урхайеци (XIII в.) якобы называет город «Калак Ахал» (т. е. «Город Ахал»), тогда как в подлиннике источника читаем «Ахалкалак», а вовсе не «Калак Ахал».

Для утверждения того, что Ахалкалаки действительно был основан армянами и в нем всегда превалировал армянский этнос, авторы поместили в буклете сообщение по поводу обнаружения армянских «хачкаров» (каменных крестов) в Ахалкалаки и его окрестностях. Но неужели на этом основании можно серьезно ут­верждать, что Ахалкалаки армянский город? С таким же успехом можно доказывать, что и Тбилиси также является армянским го­родом (так и дожить до этого недолго!); Более того, не только Тбилиси, но и любой грузинский (и не только грузинский) город можно смело объявить армянским! Разве авторы буклета не осве­домлены о том, что в Ахалкалаки и его окрестностях (также, как и во всем Джавахети) сохранилось значительно больше грузин­ских исторических памятников (культовые, фортификационные, хозяйственные строения, эпиграфические памятники и т. д.), при том, что они еще и относятся к более древней эпохе? (Так как перечень научной литературы об этих памятниках и о самом Ахалкалаки довольно объемист и к тому же - общеизвестен, назовем лишь несколько публикаций: И. Ростомов, Ахалкалак- ский уезд в археологическом отношении: СМОМПК, вып. XXV, 1898; Н. Бердзенишвили, Вопросы истории Грузии, т. I , 1964; В. Цискаришвили, Эпиграфика Джавахети, как исторический источ­ник, 1959; Д. Бердзенишвили, Очерки из исторической географии Грузии, 1985; Е. Джандиери, К истории Джавахетского Ахалка- лаки: «Археологические памятники феодальной Грузии», т. I, 1969 и др.).

Джавахетский Ахалкалаки был основан на рубеже X-XI вв.

Это была эпоха возникновения в Грузии новых городов и крепос­тей, так как к тому времени страна находилась на пути эконо­мического и политического процветания (именно тогда были ос­нованы города: Джававхетский и Триалетский Ахалкалаки, Ахал- цихе, Тмогви, Атени, Олтиси, Телави, Дманиси и др.). Условия, благоприятствующие возникновению Джавахетского Ахалкала- ки, исчерпывающе изучены в упомянутой выше литературе (см. также - Л. Чилашвили, Города в феодальной Грузии, II, 1970); их можно сформулировать следующим образом: географическое местоположение города (у слияния Джавахетской Куры и Ахал- калакской речки) вблизи от торговой магистральной линии, сое­диняющей разные регионы Грузии с Южным Закавказьем и Пе­редней Азией (Армения, Персия, Византия), а также - хозяйс­твенная интеграция Джавахетской провинции с Грузией, что в свою очередь, увеличивало экономическое значение Ахалкалак- ского края для всей страны.

Ахалкалаки стал экономическим и административным цен­тром Джавахети (заменив в этом отношении г. Цунда). Строи­тельство городской стены было заложено при Баграте III (975­1014 гг), а завершилось при Баграте IV (1027-172 гг.). Хроноло­гические рамки данного строительства подтверждаются также и результатами археологических раскопок. На городских воротах была обнаружена грузинская надпись, в которой упомянута цари­ца Мариам - мать грузинского царя Баграта IV.

В 1065 году, когда сельджукские войска во главе с султа­ном Алп-Арсланом подступили к городу Ахалкалаки, строители еще не успели завершить сооружение оборонительной стены. За­щитники города - месхетинцы «крепко стояли за Ахалкалаки», однако, туркам все же удалось захватить город.

Таким образом, в Джавахети бывшее Цундское эриставство было заменено Ахалкалакским, а Цундская епархия - соответ­ственно епархией в Кумурдо. Ахалкалакскими эриставами были крупные грузинские феодалы - Торели. Часть Верхней Джавахе- ти (правый берег Куры) числилась царским доменом, а Нижняя

Джавахети (левый берег Куры) разделялась на отдельные ро­довые имения грузинских дворян.

2)  Ахалкалаки в XVI-XVIII вв.

В 60-ые годы XIII века при содействии монголов начался процесс отторжения Самцхе от единой Грузии: в XV в. процесс был окончательно завершен образованием отдельного княжества - Самцхе-Саатабаго. Постепенно, в чечение XIV-XV вв., в соста­ве нового княжества оказался и Джавахети с городом Ахалкалаки в придачу.

Джакели - владетельные князья Самцхе, выдворив из об­ласти местных помещиков-старожилов, захватили и присвоили их владения (в частности, из Джавахети были выселены предста­вители следующих фамилий: Торели, Тмогвели, Гобиарни, Отар- ни, Камкамисшвили, Булдагарасшвили и др.). Кроме того, в Джа- вахети отменили царский домен, который также стал собствен­ностью княжеского дома Джакели. Между тем появились новые княжеские роды (в частности - Шаликашвили, Аматакисшвили, Рчеулишвили, Диасамидзе и т. д.), которые присвоили бывшие владения прежних дворян - коренных жителей Джавахети.

В XVI в. со стороны Турции и Ирана значительно усилива­ется опасность агрессии против Грузии. Конкретным объектом их соперничества стала провинция Самцхе-Саатабаго: в 1578 г. тур­ки захватили город Ахалкалаки, отняв его у Коколы Шаликаш- вили, а в 1579 г. на захваченной турками территории Самцхе-Саа- табаго был основан «Гюрджистанский вилайэт» (т. е. «Чильдир- ский вилайэт» или же - Ахалцихский пашалык), делившийся на несколько «санджаков» или «лив» (военных округов). В джавахе- ти было создано две подобных единиц - Хертвиси и Ахалкалаки. Каждая из них делилась на три района («нахиэ»). Раздел Самцхе- Саатабаго согласно «османским порядкам» отображен в состав­ленной в 1595 г. книге переписи под названием «Пространный реестр Гюрджистанского вилайэта». Завоевание турками провин­ции Самцхе-Саатабаго было окончательно утверждено в 1639 г. актом перемирия между Ираном и Турцией.

В период османского владычества начался интенсивный процесс отуречивания и исламизации коренного населения про­винции, хотя большей части местных жителей все же удалось сохранить родные, грузинские корни вплоть до XVII-XVIII вв. По сообщению царевича Вахушти (первая половина XVIII века), нас­еление оккупированного турками Джавахети «говорит на родном языке, а их старшины освоили также и турецкий язык, по надоб­ности общения с османами» ( Картлис цховреба, IV, 1973, с. 672 [на груз. яз.]).

Немецкий путешественник Гюльденштедт (70-ые годы XVIII в.) по поводу Джавахети писал: «Джавахети - грузинская область, которая ныне захвачена турками»; «Большая часть мес­тного населения - грузины» (Путешествие Гюльденштедта по Грузии, т. I, первод Г. Гелашвили, Тб., 1962, с. 215).

В 1778 году, когда царевич Георгий (впоследствии - Геор­гий XII, сын и наследник царя Ираклия II) отправился на отдых в Триалети, у берегов озера Тавпаравани к нему навстречу прибыл Ахалкалакский паша (санджак-бег), чтобы засвидетельствовать ему свое почтение. При этом любопытно, что сопровождающие его дворяне безупречно разговаривали на грузинском языке (П. Иоселиани, Жизнь царя Георгия XIII-го, с. 82).

Турецкий историк XVII века Эвлия Челеби упоминает Сам- цхе-Саатабаго под названием «Гюрджистан» (т. е. Грузия). Под этим же названием этот край зафиксирован в составленной ту­рецкими чиновниками в 1595 г. книге переписи, также, как и в остальных турецких исторических источниках.

На протяжении всей средневековой эпохи как в грузинских, так и армянских источниках жителями Джавахети упоминаются «Джавахи» и «Месхетинцы». Может, авторы буклета искренне думают, что «джавахи» и «месхи» означают армян, а не грузин? Да и где же могли проживать эти самые «джавахи», если не в главном городе Джавахети?!

3)  Ахалкалаки в XIX веке.

В первой трети XIX в. в результате русско-турецких войн провинция Самцхе-Джавахети (с городом Ахалкалаки) освободи­лась от турецкого владычества. Однако, освобождение оберну­лось не в пользу грузинского населения, напротив - в результате оказалось так, что российские власти очистили исконно грузин­скую провинцию от коренного (грузинского) населения и посели­ли здесь армян, курдов, греков, карапапахцев (таракамы), русских сектантов (духоборы). Более того, в будущем планировалось по­селить в этих местах казаков и немецких колонистов и т.д. Еще во время первой русско-турецкой войны (1806-1812 гг.) по при­казу главноуправляющего Тормасова, в 1810 г. из Ахалцихского пашалыка были выселены 1500 грузинских семейств; только из одного с. Котелиа (в 15 километрах от Ахалкалаки) выселили 112 семейств. В 1812 г. согласно Бухарестскому договору, Россия вернула Турции г. Ахалкалаки (который был освобожден рос­сийскими войсками к концу 1811 года). Город окончательно был возвращен русским только после заключения мира в Адриано­поле в 1829 г. По освобождении Самцхе-Джавахети российские власти разработали план о полной очистке края от грузинского населения и о его заселении чужеземными колонистами. Ив. Джа- вахишвили по этому поводу писал: «В Месхети, где до 1828 года грузинское население превышало 90%, уже к 1830 году, благодаря стараниям российских чиновников, преобладающим большинством здесь являются армяне» (Ив. Джавахишвили, Доклад советскому правительству Грузии, 1926 г., ЦГИАГ, л. 471, дело №6).

26 июля 1828 года главноуправляющий Паскевич писал графу Нессельроде, что Джавахети является отличным местом для русских колонистов. И началось массовое выселение грузин, а для облегчения и ускорения данного процесса, грузинам раз­решили продать принадлежащие им земли как частным лицам, так и в казну! Таким образом, все земли в Самцхе-Джавахети были распроданы за гроши: принявший мусульманство грузин­ский князь Палавандишвили (санджак-бег города Ахалкалаки) продал в казну 29 селений; кроме того, частным лицам (российс­ким чиновникам и армянским купцам) тот же князь продал следующие селения: Мурджахети, Пртена, Накалакеви, Гогашени и др. Между тем, потомки изгнанных турками в XVI-XVIII вв. грузинских дворян предъявив Паскевичу свои фамильные грамо­ты, обратились к нему с просьбой о возвращении родовых име­ний, которыми в прошлом обладали их предки, но им было категорически отказано. Более того, грузинам вообще возбраня­лось селиться в освобожденной части Самцхе-Саатабаго: рос­сийские власти замышляли устроить в этих местах военные по­селки казаков. Впоследствии этот план был отменен и приняли решение о поселении здесь армян. Совершенно определенную роль в этом деле сыграл генерал Василий Бебутов, который в 1828-1830 гг. занимал должность начальника временного управ­ления «Ахалцихского округа». И вот, в 1829-1830 гг. в Самцхе- Саатабаго вместо вытесненных отсюда грузин, было переселено 14 000 армянских семей из Ардагана, Карса, Эрзерума, Байазета; почти половина из них была размещена на территории Ахалцихского пашалыка.

В 1872 г. Л. Загурский писал: «Прибыли армяне из Турции; Ахалкалакский уезд был весь покрыт густым населением, только кое-где, в виде маленьких оазисов, остались грузинские селения» (Л. Загурский, Поездка в Ахалкалакский уезд в 1872 г.).

В качестве строительного материала для своего жилья ар­мянские поселенцы, не стесняясь, интенсивно использовали па­мятники грузинской культуры - церкви, крепости и т.п. (к счас­тью, они так и не смогли уничтожить их целиком, и в настоящее время территория Самцхе-Джавахети все еще покрыта анти­чными и средневековыми грузинскими историческими памят­никами, свидетельствующими о том, что в этих местах веками процветала грузинская культура). В свое время месхетинский патриот Иване Гварамадзе писал: «С четырех сторон насильно вторглись инородцы, захватывают политую кровью наших пред­ков землю, горы и леса, разделяют их меж собой и уничтожают наше единство. истребляют памятные навеки развалины, разо­ряют и разрушают крепости, церкви и монастыри, обкрадывают иконы, взбудораживают драгоценные сокровища.» (Ш. Ломсад- зе, Самцхе-Джавахети, Тб., 1975, с. 361).

Вот каким образом было достигнуто в Ахалкалаки прес­ловутое «превалирование» армянского населения в XIX веке - в результате колонизаторской политики Российской империи. Именно этот процесс стараются затушевать авторы буклета, ког­да заявляют о том, что «в Ахалкалаки всегда превалировало ар­мянское население».

Надо полагать, подобная фальсификация истории Грузии не приличествует армянским авторам, и что главное, - она наносит непоправимый урон исторически сложившимся добрососедским отношениям двух народов. Нам не верится, что буклет был сос­тавлен профессиональными историками, однако несомненно, бы­ло бы лучше, если б армянские ученые сами возвысили голос против подобного искажения исторической реальности.

Роин Метревели, Нодар Шошиашвили

«Литературули сакартвело», 25 сентября, 1992 г.

Читайте также: