ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » О колесничной упряжи у скифов
О колесничной упряжи у скифов
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 01-10-2017 16:25 |
  • Просмотров: 1380

О наличии колесного транспорта у скифов сообща­ют письменные источники, прежде всего, Геродот, а материально подтверждают находки деталей по­возок в погребальных сооружениях. Как правило, это колеса и деревянные части разобранных кузо­вов. Последние обычно использовались в качестве заслонов для размежевания внутреннего простран­ства могил либо их герметизации. Иначе обстоит дело с колесничной упряжью. Показателями ее при­сутствия в погребениях киммерийского периода, (наряду с иными деталями) являются бронзовые кольца (Эрлих, 1994).

В этой связи примечательна находка из п. 4 к. 11 Рогачикского курганного поля скифского времени в Запорожской области (раскопки В. Отрощенко и Ю. Болтрика, 1976 г.). Речь идет о погребении двух лошадей и конюшего (колесничего) при них, доста­точно известном благодаря находке золотой ажур­ной пластины сегментовидной формы украшения конского убора (пластина из Гюновки со сценой охоты всадника на оленя). Части кузова повозки служили и в этом погребении заслоном входа в ка­меру. Они сохранились в виде отпечатков и фраг­ментов истлевших раскрашенных досок и большо­го количества железных обойм, скоб и гвоздей. Оба коня помещены в могилу взнузданными. Уздечка главного коня украшена и дополнена золотыми де­талями. Оголовье второго коня составляли детали из железа, кожи и, вероятно, несохранившихся орга­нических материалов.

В контексте рассматриваемого вопроса представ­ляет интерес находка железного кольца, лежавшего справа от голеностопного сустава правой ноги воз­ницы. Кстати, чуть выше, почти под коленом этой же ноги, находилась железная прямоугольная подпружная пряжка с неподвижным язычком. Замкну­тое кольцо в форме вытянутого овала из круглого в сечении железного прута сохранилось во фрагмен­тах. Размеры его 10,0X4,5 см, диаметр в сечении 1,0 см.

Известно более 20 комплексов типа Новочер­касского клада с находками упряжи колесниц или их деталей (Махортых, 2003, с. 49). К числу пред­метов-индикаторов упряжи колесниц относятся четливо наблюдаемой эволюции практически всех типов вооружения, конского снаряжения и украше­ний, которые известны на юге Восточной Европы в предскифский период, предположение о бытова­нии этих подвесок без какого-либо изменения их формы в течение IX-первой половины VII в. до н. э. представляется маловероятным. Скорее всего, ком­плексы с подобными подвесками следует датировать не ранее второй половины VIII-первой четверти VII в. до н. э.

Rольца с подвижными привесками различных ти­пов или без них, так называемые браслетообраз­ные кольца. Все они бронзовые, круглые в сече­нии, диаметр их от 6,0 до 9,0 см (Эрлих, 1994, с. 46-47). Иногда пару составляли кольца разно­го диаметра, как, например, в Пшишском кладе (10,2 и 6,8 см). Находка в кургане Уашхиту в За- кубанье четверки коней в упряжке колесницы по­зволила (по расположению упряжи на костях ло­шадей) уточнить назначение некоторых деталей. Выяснилось, что кольца с подвижными привеска­ми служили для припряжения коренных лошадей к ярму (либо дышлу); в то же время большими браслетообразными кольцами крепили к повозке постромки пристяжных лошадей (Эрлих, 1994а, с. 140-141). Иногда браслетовидные кольца до­полнялись гвоздевидными выступами для крепле­ния ремня (Чишхо, Баксан, Герпегеж). По мнению В. Эрлиха, появление деталей упряжи колесниц в Средней Европе связано с импульсом Новочер­касского времени (не ранее конца VIII в. до н. э.) с территории Предкавказья, а доживают они до VI в. до н. э. (Эрлих, 1997, с. 32). С. Махортых настаивает на более ранней дате (уже в IX в. до н. э.) появления колесниц и колесничной упряжи на юге Восточной Европы (Махортых, 1996, с. 225; 2003, с. 49)

Пара близких рогачицкому овальных браслето­образных колец из бронзы происходит из Моше- нецкого клада киммерийского типа с территории Среднего Поднестровья (конец IX-первая полови­на VIII вв. до н. э.). Размеры колец 12,3X8,1 см, в се­чении (круглые) 1,0 см. Происхождение моша- нецкого набора объясняется контактами степного черногоровского населения с населением культуры Позднего Чернолесья (Смирнова, Войнаровський,

1994,  с. 138, 140, рис. 1, 1-2). На основании всесто­роннего анализа еще пяти (кроме Мошанецкого кла­да) подобных находок, Н. Бандривский отметил, что, во-первых, на территории современной Украины выделяется две локальные группы распростране­ния этих предметов; во-вторых, количество колец в одном комплексе (не более двух) говорит в пользу пароконной упряжи; в третьих, они не использовались в упряжи позднее конца IX-первой пол. VIII в. до н. э. (времени сокрытия Мошанецкого клада). Воз­можно, им на смену пришли круглые кольца с при­весками (Бандрівський, 2003).

Все приведенные аналогии относятся к предскифскому периоду. Их характерные особенности: 1) от­литы из бронзы; 2) овальная форма; 3) украшены рельефным орнаментом либо имеют выступ. Разме­ры их различны.

В степных памятниках скифского времени такие кольца не известны, наша находка пока остается един­ственной. От ранних образцов рогачикское кольцо отличает прежде всего металл железо и, соответствен­но, техника производства. Кроме того, оно более уз­кое. Сохранность не позволяет говорить и об орна­ментации.

Обстоятельства находки рогачиксого кольца позво­ляют предположить его принадлежность к двуосной (4-колесной) повозке с пароконной запряжкой, близ­кой изображенной на урне из Эдинбурга со сценой по­гребального шествия (Чередниченко, 1976;). Этногра­фические параллели отводят подобным кольцам место в системе крепления отходящих от шлеи-нагрудника ремней с поперечными, переброшенными через хребет коня (Глушко, 1993, с. 152-153). В археологических реконструкциях, базирующихся на данных Ригведы и вазовой живописи, кольца помещаются в месте креп­ления тягловых ремней к повозке (Чередниченко, 1976, рис. 9,1; Бандрівський, 2003, с. 14).

Находка рогачикского кольца позволяет сделать ряд предположений. Традиция использования в ко­лесничной упряжи овальных металлических колец не прерывается в скифское время. Плохая сохран­ность железа (коррозированность и фрагментар­ность) привела к утрате этой детали упряжи в погре­бальных комплексах, где они, скорее всего, теряются среди обломков узды и железных частей повозок.

Болтрик Ю. В., Фиалко Е. Е. (Киев)

Доклад на V Международной научной конференции, посвященной 350-летию г. Харькова и 200-летию Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина.

4-6 ноября 2004 года

 

Читайте также: