Показать все теги
Комплекс наконечников стрел из кургана Малая Цимбалка представляет собой набор форм, наиболее характерных для предскифских памятников, особенно для степной зоны юга Восточной Европы. Обычно такие наконечники датируются IX-VIII вв. до н. э.
Наибольшее сходство форм ряда бронзовых и костяных наконечников стрел из Малой Цимбалки наблюдается с колчанным набором из п. 5 кургана Высокая Могила, а бронзовых — с находками из впускного погребения мог. Первомайский в Прикубанье. В этих наборах на бронзовых двухлопастных наконечниках присутствуют рельефные пояски на втулке у основания пера, а также имитация спиральной обмотки ребра жесткости выше втулки. Аналогичная имитация обмотки имеется на одном из наконечников новочеркасского типа из погребения 1 кургана 1 у Ольшаны, который считается одним из позднейших предскифских памятников Лесостепной Украины и датируется 1-й половиной VII в. до н. э. Представляется, что сходство в оформлении наконечников стрел не позволяет так далеко разносить по времени комплекс из Ольшаны и погребения из Малой Цимбалки, Высокой Могилы, Первомайского. Стилистически близкими являются и знаки на различных типах костяных четырехгранных наконечников стрел из Малой Цимбалки и Высокой Могилы. Процарапанные фигуры в виде «углов» размещены здесь на одной или двух гранях некоторых изделий.
Некоторые из перечисленных знаков присутствуют на бронзовых наконечниках стрел из п. 3 Большого Гумаровского кургана, маркирующего финал пред- скифского периода в степях Южного Приуралья (первая половина VII в. до н. э.) и бронзовых новочеркасских наконечниках из Волго-Уральской пустыни. Например, некоторые бронзовые наконечники стрел новочеркасского типа из гумаровского погребения имеют литые пояски на втулках и знаки-«углы» («птичья лапа») на ребрах жесткости и на втулке у основания пера. Часть бронзовых двухлопастных наконечников стрел новочеркасского типа, а также близких типу Енджа из Гумарово имеет процарапанные на лопастях знаки в виде параллельных «линий», серии «углов» и т. п. Имеются такие метки и на бронзовых трехлопастных черешковых наконечниках стрел из этого комплекса. Некоторые из этих знаков очень близки меткам на костяных наконечниках стрел из Малой Цимбалки и Высокой Могилы.
Несмотря на различие типов наконечников стрел, можно констатировать наличие традиции нанесения литых (рельефных) и процарапанных меток и сходство таких меток в различных регионах Европы.
Несколько бронзовых наконечников из мало- цимбальского колчанного набора интересны наличием преднамеренных надпилов (выемок) на уже готовых изделиях. Эти особенности наконечники стрел приобрели еще в древности, перед включением (или в процессе включения) их в состав погребального инвентаря. Одинаковая патинизация поверхностей бронзовых наконечников и граней надпилов сомнений в этом не оставляет. Подобные выемки имеются на четырех бронзовых наконечниках стрел из Гумарово, относящихся к другим формам, отличающимся от малоцимбальских.
Объяснить наблюдаемое явление функциональной целесообразностью надпилов затруднительно. Заточенная часть наконечника стрелы предназначена для беспрепятственного проникновения в тело противника. Любая зазубрина на ударной головке может привести к застреванию стрелы в костюме, тем более в доспехе врага.
Еще сложнее понять необходимость «выемок»- надпилов на нерабочих, зашлифованных (нижних) гранях лопастей наконечников стрел из Малой Цим- балки. Обычно приостренность нижней части лопастей или наличие шипов объясняется необходимостью затруднить извлечение наконечника из тела противника. Но это иной случай, ведь на втулке одного наконечника из Малой Цимбалки имеется шип, делающий абсолютно ненужным надпил на нерабочей грани лопасти.
Наряду с другими специфическими особенностями «цимбальских» и «новочеркасских» форм, факты присутствия надпилов и одинаковых меток могут рассматриваться как свидетельство хронологической близости двух типов колчанных наборов, а также синхронности на некотором временном отрезке «цимбальских» и «новочеркасских» форм.
Впрочем, вполне вероятно и то, что здесь мы видим отражение какого-то редкого, но устойчивого во времени ритуального действия. По крайней мере, мне известен надпил на заточенной грани бронзового четырехгранного наконечника стрелы VI в. до н. э. из могилы 12 (1910 г.) архаического некрополя Ольвии. Кроме того, литые метки в виде «птичьей лапы» известны и на бронзовых трехлопастных наконечниках стрел «раннескифских» форм.
Вальчак С. Б. (Москва)
Доклад на V Международной научной конференции, посвященной 350-летию г. Харькова и 200-летию Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина.
4-6 ноября 2004 года