ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » » Александр Невский и Даниил Галицкий
Александр Невский и Даниил Галицкий
  • Автор: Шестаков |
  • Дата: 19-06-2017 19:33 |
  • Просмотров: 5513

Андрей Шестаков, специально для сайта Тайны истории

Многие авторы противопоставляют «протатарский» курс Александра Невского и «прозападный» - Даниила Галицкого. Сторонники Александра считают, что его политика спасла Северо-Восточную Русь от католической экспансии. Их противники утверждают, что именно эта политика лежит в основе нашего периодического тоталитаризма и постоянного технического отставания от Запада. При этом и те, и другие согласны в том, что Александр и Даниил придерживались принципиально разных позиций, как по отношению к татарам, так и по отношению к Западу. Вот что пишет по этому поводу А. Комнин: «…Даниил и Александр были «антиподами». Первый был «западником», который стремился сотрудничать с Западом и бороться против монголов, в то время как второй проводил политику, которую условно назовём «евразийской». Потому что её положительно оценивали евразийцы. Г.В. Вернадский её описывает так: «Два подвига Александра Невского – подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке[1]».

Попробуем разобраться, как же было на самом деле. Для этого рассмотрим кратко биографии обоих князей.

В 1200 г. в Галиче родился Даниил Романович.

В 1205 г. в Польше был убит отец Даниила Роман Мстиславович.

В следующем году тесть Романа -- Рюрик Ростиславович Киевский (? – 1211 или 1215), насильно постриженный в 1204 г. Романом в монахи, снял монашескую рясу, овладел Киевом и осадил Галич. Вдова Романа Мстиславовича обратилась за помощью к венгерскому королю Эндре II (годы правления 1205 – 1235), который прислал войско и Рюрик Ростиславович был вынужден снять осаду.

Однако, в этом же году в Галиче начались волнения, и вдова Романа Мстиславовича, не надеясь на помощь галичан, бежала из города, вместе с сыновьями Даниилом и Васильком (1203 – 1269) во Владимир Волынский, потом в Польшу, а оттуда в Венгрию.

В 1211 г. Даниил с помощью венгерского войска захватил Галич.

В следующем году Даниил покинул Галич, а польский король Лешек Белый (годы правления 1201 – 1202, 1211 – 1227) вынудил Александра Всеволодовича Белзского (до 1195 – после 1234) отдать Даниилу Владимир Волынский.

В 1220 г. в Переяславле Залесском родился Александр Ярославович.

В 1223 г. Даниил участвовал в битве на Калке, где был ранен монголами и бежал с поля боя с остатками своей дружины.

В конце 1226 г. Александр вместе с отцом – Ярославом Всеволодовичем (1190 – 1246) и старшим братом Фёдором (1219 – 1233) приехал в Новгород, куда Ярослава пригласили на княжение.

В 1228 г. Владимир Рюрикович Смоленский (1187 – 1239) вместе с Михаилом Всеволодовичем Черниговским (? – 1245) и половцами воевал с Даниилом, безуспешно осаждая Каменец, после чего был заключен мир.

В этом же году Даниил вместе с Васильком и Александром Всеволодовичем ходил в поход на Киев против Владимира Рюриковича.

В начале 1229 г. Александр и Фёдор в результате народных волнений покинули Новгород.

В этом же году после убийства польского короля Лешека Белого Даниил помогал его брату Конраду Мазовецкому (годы правления 1229 – 1238) в борьбе за власть.

В конце 1229 г. Даниил осадил Галич и принудил его к сдаче. Правившего в это время в Галиче венгерского королевича Эндре Даниил отпустил. Вернувшись в Венгрию, Эндре обратился за помощью к брату Беле, тот попытался отбить Галич, но успеха не добился.

В конце 1230 г. Ярослав Всеволодович вынудил новгородцев вновь пригласить его вместе с сыновьями Александром и Фёдором на княжение.

В 1231 г. галицкие бояре, сговорившись с Александром Всеволодовичем, составили заговор против Даниила с целью его убийства. Василько случайно раскрыл заговор, однако Даниил простил заговорщиков. Одновременно с этим Эндре с венгерским войском вторгся на территорию Галичины. Даниил попытался организовать отпор, но накануне решающего сражения был предан галицким ополчением, перешедшим на сторону венгров. Даниил отступил на Волынь, где, оставив править во Владимире Волынском воеводу Мирослава, сам ушёл в Польшу. Однако, организовать серьёзное сопротивление венграм Даниил не успел, так как осаждённый венграми во Владимире Волынском Мирослав без ведома Даниила заключил с венграми мирное соглашение, по которому Эндре опять сел в Галиче.

В начале 1233 г. Михаил Всеволодович стал собирать силы для захвата Киева. Узнав об этих приготовлениях, киевский князь Владимир Рюрикович обратился за помощью к Даниилу и тот прибыл в Киев. Узнав об этом, Эндре выступил на Киев. Однако, после первого столкновения у р. Случь с волынским сторожевым отрядом Эндре отступил. Даниил вместе с Васильком погнался за ним и догнал его около Шумска, где и произошло сражение, в результате которого венгры потерпели поражение. Эндре вернулся в Галич и послал за помощью в Венгрию, откуда вскоре к нему пришло венгерское войско. Даниил вместе с Владимиром Рюриковичем и союзными половцами выступил на Галич. Летом 1233 г. на берегу реки Стырь произошло сражение, в результате которого венгры были разгромлены. После этого Даниил осадил Галич. После двухмесячной осады и скоропостижной смерти Эндре галичане сдались.

В начале 1235 г. вновь обострилась ситуация вокруг Киева, на который опять двинул войско Михаил Всеволодович. Владимир Рюрикович снова обратился за помощью к Даниилу и тот привёл войско. Михаил Всеволодович отступил, а Даниил и Владимир Рюрикович двинулись на Чернигов. Однако, сражение под стенами Чернигова оказалось безрезультатным и Даниил и Владимир Рюрикович были вынуждены вернуться восвояси. На подходе к Киеву они узнали, что в окрестностях города появились половцы – союзники Михаила Всеволодовича. В окрестностях г. Торческа произошло сражение, в результате которого войско Даниила и Владимира Рюриковича было разгромлено. Даниил бежал в Галич, а Владимир Рюрикович попал в плен к половцам.

Когда Даниил вернулся в Галич, галицкие бояре прислали ему ложное донесение о том, что половцы движутся к Владимиру Волынскому и Даниил послал туда брата Василько с войском. Вскоре после ухода войска галицкие бояре предложили Даниилу покинуть Галич, что он и был вынужден сделать, отправившись в Венгрию, а потом на Волынь. Галичане пригласили на княжение Михаила Всеволодовича.

В конце 1235 г. Даниил и Василько предприняли безрезультатный поход на Галич.

Весной 1236 г. Михаил Всеволодович осуществил такой же безрезультатный поход на Волынь.

Летом 1236 г. Михаил Всеволодович вместе с Изяславом Мстиславовичем, половцами и поляками под командованием Конрада Мазовецкого выступил на Владимир Волынский. Однако, вскоре выяснилось, что половцы изменили Михаилу Всеволодовичу, перейдя на сторону Даниила и Михаил был вынужден вернуться в Галич.

Весной 1237 г. Даниил и Василько предприняли очередной безрезультатный поход на Галич.

В марте 1237 г. Конрад Мазовецкий передал добжиньским рыцарям-крестоносцам замок Дорогичин на восточном берегу Западного Буга. (Орден добжиньских рыцарей был основан Конрадом Мазовецким для борьбы с пруссами в 1228 г.) Даниил, осуществлявший в это время поход на ятвягов, повернул войско на Дорогичин, штурмом взял замок и захватил в плен магистра Бруно и других рыцарей.

В 1238 г. Михаил Всеволодович ушёл в Киев, оставив в Галиче сына Ростислава (1223 – 1263). В этом же году Даниил, воспользовавшись тем, что Ростислав Михайлович отправился с войском в Литву, захватил Галич.

15 июля 1240 г. произошла Невская битва, в которой Александр, если верить летописи, разгромил шведов.

В этом же году Даниил захватил Киев, но узнав о приближении монгольского войска, оставил в городе наместником тысяцкого Дмитра, а сам ушёл сначала в Венгрию, а потом в Польшу.

В конце 1240 г. Александр, поссорившись с новгородцами, покинул город.

В начале 1241 г. новгородцы, опасаясь усиления тевтонцев, пригласили Александра и в конце года он приехал в Новгород.

5 апреля 1242 г. произошло Ледовое побоище, в котором Александр и его младший брат Андрей (? – 1264) разгромили тевтонцев.

Осенью 1242 г. Ростислав Михайлович с помощью заговора захватил власть в Галиче. Однако, узнав о том, что Даниил двинул на него войско, Ростислав бежал в Венгрию. Даниил и Василько погнались было за ним, но в это время пришло известие о том, что монголы начали отход из Европы. При этом предполагалось, что часть монгольской армии может возвращаться через Галичину. Узнав об этом, Даниил отправился в г. Холм, а Василько во Владимир Волынский.

С весны 1243 – по весну 1244 гг. Даниил и Василько участвовали в междоусобной борьбе в Польше на стороне Конрада Мазовецкого против Болеслава Стыдливого (годы правления 1243 – 1279).

В 1244 г Даниил воевал с литовцами.

Летом 1245 г. Ростислав Михайлович вместе с венгерским и польским войском вторгся на Галичину и осадил Ярослав. Даниил и Василько вместе с союзными половцами двинулись на помощь осаждённому городу. 17 августа 1245 г. в битве под Ярославом Даниил разгромил Ростислава.

В этом же году Александр сражался с литовцами.

Во второй половине 1245 – первой половине 1246 гг. Даниил ездил в лагерь Бату (? – 1255) располагавшийся в низовьях Волги, где признал себя вассалом Орды.

В конце 1246 г. после смерти отца – великого владимирского князя Ярослава Всеволодовича Александр и Андрей поехали в Орду. Бату отправил их в Каракорум к великому хану.

В середине 40-х годов XIII в. римский папа Иннокентий IV (годы правления 1243 – 1254) проявил инициативу в налаживании контактов с Даниилом и Александром, рассматривая ситуацию как подходящую для распространения католичества на русские земли и желая иметь в лице Руси заслон против возможных новых набегов татар.

В 1246 – 1248 гг. папа направил Даниилу и Василько несколько посланий в которых, в частности, закрепил за ними те земли, на которые они имели право и запретил крестоносцам селится на подвластных этим князьям территориях: «…отзываясь на моления ваши, чтобы ни один из крестоносцев или иных монашеских орденов на занятых ваших землях и тех, что ещё будут заняты, ни во что не вмешивался и не мог бы приобретать земельных владений без вашего на то благоволения, предоставляем [это] вашей власти». Кроме этого, папа просил Даниила сообщать тевтонцам о новых нападениях татар: «…мы просим светлость твою, умоляем и усердно увещеваем об особом одолжении, чтобы как только станет тебе известно, что полчище татар движется на христианский мир, ты поспешил бы уведомить об этом любезных детей, братьев дома Тевтонского в Пруссии…».

В 1248 г. Иннокентий IV направил Александру Ярославовичу два послания. В первом послании (от 22 января) он предлагал Александру присоединится, по примеру его покойного отца Ярослава, к римской церкви и просил, в случае нового татарского вторжения, известить об этом тевтонцев: «…как нам стало известно из сообщения возлюбленного сына, брата Иоанна де Плано Карпини из Ордена миноритов, поверенного нашего, отправленного к народу татарскому, отец твой, страстно вожделев обратиться в нового человека, смиренно и благочестиво отдал себя послушанию Римской церкви, матери своей, через этого брата […] желая […] чтобы ты смог последовать спасительной стезей по стопам своего отца, достойного подражания во все времена, и с такой же чистотою в сердце и правдивостью в уме предаться исполнению заветов и поучений Римской церкви […] просим, напоминаем и ревностно увещеваем, дабы ты матерь Римскую церковь признал и её папе повиновался, а также со рвением поощрял твоих подданных к повиновению апостольскому престолу […] просим тебя об особой услуге: как только проведаешь, что татарское войско на христиан поднялось, чтоб не преминул ты немедля известить об этом братьев Тевтонского ордена, в Ливонии пребывающих…».

Во втором послании (от 15 сентября) папа просил Александра принять его посла архиепископа Прусского и разрешал воздвигнуть в Пскове латинский храм: «…как узнали мы от нашего благословенного брата, архиепископа Прусского, легата Апостольского престола […] ты предложил воздвигнуть в граде твоём Плескове соборный храм для латинян. […] вышеупомянутый архиепископ желает навестить тебя. Поэтому мы обращаемся к твоему Королевскому величеству с молениями, предостережениями и настойчивыми просьбами, дабы ты подобающим образом принял его как выдающегося члена церкви, дабы ты отнёсся к нему благосклонно и с уважением воспринял то, что он посоветует тебе ради спасения твоего и твоих подданных. Мы же, следуя совету того же архиепископа, позволяем тебе воздвигнуть упомянутый храм».

Что ответил Александр на это папское послание и ответил ли вообще – неизвестно.

В этом же году Даниил участвовал в походе венгерского короля Белы IV (годы правления 1235 – 1270) против чешского короля Пржемысла II Оттокара (годы правления 1253 – 1278) в войне за австрийское наследство.

В 1248-49 гг. Даниил участвовал в междоусобной войне в Литве.

В 1249 г. римский папа предложил Даниилу королевскую корону, тот, судя по летописному сообщению, отказался, сказав: «Рать татарьская не престаеть, зле живущи с нами, то како могу прияти венець бес помощи твоеи».

В этом же году Александр и Андрей вернулись из Каракорума. Александр получил там ярлык на великое киевское княжение и владение всей русской землёй, Андрей – ярлык на великое владимирское княжение.

В начале 1251 г. Александр отправил посольство в Норвегию к королю Хакону IV Хаконарссону (годы правления 1217 – 1263) с предложением мира и династического брака между своим сыном Василием (1240 – 1271) и дочерью короля. Летом в Новгород прибыло ответное посольство. Был заключён русско-норвежский договор о границе – «Разграничительная грамота», так же были определены нормы сбора дани с местных племён. Свадьба не состоялась из-за произошедшего в следующем году татарского нашествия.

В первой половине 1252 г. Александр поехал в Орду. В этом же году произошло татарское нашествие под командованием Неврюя на Северо-Восточную Русь. В результате этого нашествия Андрей бежал в Швецию, а Александр стал великим владимирским князем.

В конце 1252 г. татарский отряд под командованием Куремсы совершил набег на Галицко-Волынское княжество, разорив окрестности Кременца.

В этом же году Даниил возобновил переговоры с римским папой.

В конце 1253 г. Даниил был коронован в Дорогичине, в этом же году он воевал с ятвягами, а также вместе с Васильком и союзными половцами совершил набег на Литву.

В 1254 г. Даниил, Василько, Лев Даниилович (? – 1301), Роман Даниилович, Шварн Даниилович (? – 1267 или 1269) совершили набег на Болоховские земли (в бассейне р. Тетерев).

В 1255 г. новгородцы выгнали сына Александра Ярославовича Василия, но Александр заставил их вновь принять сына на княжение.

В этом же году Даниил заключил мирный договор с литовцами.

В конце этого же года Куремса вновь напал на Галицко-Волынское княжество, разорив окрестности Владимира Волынского и Луцка.

В 1256 г. Даниил и Василько воевали с ятвягами, в этом же году Даниил вновь прервал переговоры с римским папой.

В конце 1256 г. Александр Ярославович совершил поход на север, в земли еми.

В 1257 г. Александр и другие князья ездили в Орду, чтобы почтить нового хана Улагчи.

В конце 1257 г. в Новгород прибыли татарские численники с намерением произвести перепись населения для наложения дани. Горожане возмутились, Александр Ярославович ввёл в город войско, тем не менее в этот раз новгородцы сумели откупиться и дали обязательство в том, что будут сами регулярно выплачивать дань, определяя её размер без переписи.

В начале 1258 г. Александр Ярославович и другие князья ездили в Орду, чтобы почтить нового хана Берке.

Зимой 1258-59 гг. на границе Галицко-Волынского княжества появилось большое татарское войско под командованием Бурундая, который потребовал, чтобы русские войска участвовали вместе с ним в набеге на Литву. Даниил отправил вместе с Бурундаем брата Василько, а сам вторгся в Новогрудское княжество, которым владели литовцы, тем самым выступив в роли союзника татар.

В конце 1259 г. Бурундай пришёл опять. На этот раз он намеревался напасть на Польшу. На встречу с Бурундаем отправились Василько и сын Даниила – Лев. Бурундай потребовал от них разрушить городские стены в Данилове, Стожеске, Львове, Кременце, Луцке, Владимире Волынском. После того как это было сделано, татары продолжили поход в Польшу. В нём приняли участие Василько, Лев Даниилович, Роман Даниилович. Даниил, узнав о приходе татар, уехал сначала в Польшу, а затем в Венгрию.

В этом же году Александр Ярославович всё-таки сумел провести татарскую перепись в Новгороде.

В 1262 г. Александр поехал в Орду, о целях этой поездки историки спорят.

14 ноября 1263 г. Александр, возвращаясь из Орды, умер в Городце.

В следующем году умер Даниил Романович.

Итак, что же мы видим?

Взаимоотношения обоих князей с европейцами:

Александр Ярославович – два сражения (Невская битва и Ледовое побоище) и одно мирное соглашение (в 1251 г. с Норвегией).

Даниил Романович – постоянные как войны, так и союзы. Объяснить это можно тем, что Галицко-Волынское княжество, в отличие от Северо-Восточной Руси и Новгорода, имело общие границы, на западе с Польшей, а на юго-западе с Венгрией.

Взаимоотношения обоих князей с католической церковью:

Александр Ярославович получил от римского папы два послания.

Даниил Романович получил от римского папы несколько посланий и королевскую корону.

На этом все отношения обоих князей с римским папой и закончились.

Взаимоотношения обоих князей с татарами:

Александр Ярославович – сразу же полное и безоговорочное подчинение.

Даниил Романович – вначале борьба, потом подчинение.

Как видим, политические курсы, проводимые Александром и Даниилом имели больше сходства, чем различия. Тем не менее, исторические пути, по которым пошли в дальнейшем их княжества, различаются достаточно сильно. Вот как это объясняет Н. Клёнов: «На мой взгляд, всё до смешного просто: у владимирского князя Всеволода Юрьевича было действительно «большое гнездо». Мощные ветви семейного древа оставили после себя Ярослав Всеволодович, Александр и Андрей Ярославичи. Тогда как из трёх известных нам сыновей Даниила потомство оставил только один. Этот факт имел следующие важные последствия:

I. Для Галицко-Волынской земли начиная со второй половины XIII в. характерна намного более высокая степень консолидации и намного меньшее количество усобиц.

II. Для Галицко-Волынской земли начиная со второй половины XIII в. характерна заметно более слабая зависимость от Орды: немногочисленные местные князья не слишком часто нуждались в услугах верховного арбитра в лице хана. Для Северо-Востока этот арбитраж превратился в печальную традицию и один из основных инструментов внешнего управления. […]

III. Однако к 1340 г. немногочисленность Романовичей выходит боком Галицко-Волынской земле. Казимир Великий сумел занять лишённый легитимного князя Галич, а вот Ольгерд Литовский спустя примерно три десятилетия в более благоприятных условиях не сумел овладеть имеющей князя Москвой[2]».

 



[1] Комнин А. Князь Даниил Галицкий. Между Западом и Востоком. На сайте: www.antisys.narod.ru

[2] Клёнов Н.В. Несостоявшиеся столицы Руси: Новгород, Тверь, Смоленск, Москва. М., 2011. С. 50

 

Читайте также: