Показать все теги
Всего через месяц после того, как отгремели воздушные бои в Финляндии, уже мессеру предстояло повоевать в небе Северной Европы. К апрелю 1940 г. Германия уже семь месяцев находилась в состоянии войны с Великобританией и Францией, которую из-за ее пассивного характера с легкого пера журналистов окрестили «странной» или «сидячей» войной. Западные союзники ограничивались морскими операциями и борьбой в воздухе. Дания и Норвегия после начала Второй мировой войны заявили о своем нейтралитете.
Эти страны, в особенности Норвегия, напрасно надеялись, что им удастся остаться в стороне от разгорающегося мирового пожара. Достаточно взглянуть на карту, как сразу же становится понятно, насколько их надежды призрачны. Силы, базирующиеся на норвежском побережье, могут весьма существенно угрожать флангу основной английской военно-морской базы в Скапа-Флоу. Немецким кригсмарине, действующим в Атлантике, значительно выгоднее базироваться на норвежское побережье, чем на побережье Германии. Есть и еще один фактор, правда, на первый взгляд не столь очевидный, благодаря которому норвежские воды приобретают для Германии важное значение. На расстоянии примерно 1000 миль от Эгерсунда до Нордкапа вдоль побережья Норвегии проходит фарватер между материком и многочисленными прибрежными островами. Этот фарватер, известный под названием Лидс, служит Норвегии внутренним морским путем со времен викингов. Германия не упустила возможности воспользоваться им как во время Первой, так и во время Второй мировой войны. Немецкие корабли и суда пересекали Скагеррак и Каттегат под прикрытием своей авиации, входили на фарватер Лидс и следовали по нему до пункта, который избирали для выхода в Атлантику.
Планируя вторжение во Францию, немцы беспокоились, что англо-французские войска могут занять Данию и Норвегию и получить хороший плацдарм для превентивной атаки по Германии. Кроме того, оккупация Норвегии Великобританией и Францией для Германии означала бы фактическую блокаду своего ВМФ и прекращение поставок ценнейшего стратегического сырья - железной руды (ежегодно порядка 11 млн т)[1]. С другой стороны, для Германии захват Норвегии означал бы не только решение вышеуказанных проблем, но и приобретение военно-морских баз, которые можно было бы использовать для операций в Атлантике.
Беспокойство немцев насчет высадки англо-французских войск в Норвегии имело веские основания - начиная с сентября 1939 г. Черчилль и Даладье неоднократно высказывались за ввод войск в Норвегию.
Гросс-адмирал, главнокомандующий кригсмарине, Эрих Редер уже давно обращал внимание Гитлера на Норвегию. При этом он отмечал, что ее нейтралитет выгоден Германии, при условии, конечно, если Англия не нарушит его. Однако, понимая, что Англия не оставит надолго незакрытой брешь в созданном ею кольце блокады, Редер приказал морскому штабу разработать план операции по вторжению в Норвегию, в случае если это окажется необходимым. Пытаясь достичь цели мирным путем, Редер организовал встречу между Гитлером и прогермански настроенным создателем и лидером норвежской ультранационалистической партии «Национальное собрание»[2] (Nasjonal Sämling) Видкуном Квислингом, которого ошибочно считал способным оказать влияние на норвежский парламент. Однако зимой события развернулись вопреки ожиданиям Редера. Вместо того чтобы оказать помощь Германии, Квислинг начал просить об оказании помощи ему самому[3]. В декабре 1939 г. немецкое командование утверждает план вторжения в Норвегию и Данию под кодовым названием «Ве- зерюбунг», ранее разработанный как альтернативное решение скандинавского вопроса.
Тем временем 6 января 1940 г. британское правительство предъявило Норвегии и Швеции ноту, в которой содержалось требование покончить с германским судоходством в их территориальных водах. Советско-финская война 1939-1940 гг. стала для союзников поводом для начала подготовки ввода войск в Северную Норвегию и Швецию, естественно под предлогом оказания помощи Финляндии, при этом из англо-французского экспедиционного корпуса меньшая часть (всего одна дивизия) предназначалась непосредственно для Финляндии, остальные войска должны были контролировать порты и транспортные пути, использовавшиеся для перевозки руды. 5 февраля министр иностранных дел Великобритании объявил норвежскому и шведскому послам о намерении прекратить экспорт руды в Германию, но 12 марта между Финляндией и Советским Союзом был заключен мир, и эти планы союзников отодвинулись.
Некоторое время в Скандинавии царил мир, однако произошедший 16 февраля 1940 г. инцидент с немецким вспомогательным судном, танкером «Альтмарк», взорвал обстановку.
Корабль, сопровождавший и дозаправлявший карманный линкор «Адмирал граф Шпее», после гибели последнего направлялся из Южной Атлантики на родину, имея на борту около 300 пленных - членов команд потопленных рейдером судов.
Преследуемый британскими эсминцами, он попытался укрыться в Ессинг-фьорде в юго-западной части Норвегии. Британский эсминец «Коссэк», войдя в бухту вслед за «Альтмарком», применил с прямой санкции Черчилля силу - высадил на него абордажную команду и освободил пленных, несмотря на то что вблизи находились норвежские военные корабли. Во время этой акции погибло семь немцев. Команда была оставлена на судне, «Альтмарк» в ходе нападения сел на камни, но впоследствии смог самостоятельно добраться до немецкого порта.
Правительство Норвегии заявило протест британским властям, но последние заявили, что имело место лишь «чисто техническое» нарушение нейтралитета.
Следует иметь в виду, что незадолго до этого имел место сходный случай: в норвежские воды вошло захваченное карманным линкором «Дойчланд» американское судно «Сити оф Флинт» с немецкой абордажной командой на борту. Тогда норвежские власти немцев интернировали, а судно отпустили.
Для немецкой стороны бездействие норвежских кораблей во время захвата «Альтмарка» стало явным свидетельством того, что, защищая свой нейтралитет от Германии, Норвегия готова терпеть вмешательство Великобритании. Через несколько дней, 21 февраля Гитлер приказал начать подготовку операции по захвату Норвегии. Командующим немецкими войсками в этой операции был назначен командир XXI армейского корпуса генерал Николаус фон Фалькенхорст.
Операция по захвату Норвегии и Дании является одной из самых интересных кампаний Второй мировой войны. Она противоречила всем принципам военноморской стратегии, за исключением одного - внезапности. Силам вторжения предстояло пересечь море, контролируемое самым мощным флотом в мире, и высадить войска в различных, далеко отстоящих друг от друга пунктах, удаленных от немецких баз почти на 1000 миль. Немецкие войска должны были занять плацдармы, укрепиться на них и подготовиться к отражению неизбежных контратак английских сил. Захват Норвегии был блестяще осуществленной комбинированной десантной операцией, фактически не имевшей аналогов в прошлом. Она была основана на тесном взаимодействии трех родов вооруженных сил: авиации, военно-морского флота и сухопутных войск.
Оперативный план предусматривал внезапный захват стратегических пунктов Норвегии силами шести дивизий вермахта при поддержке флота и люфтваффе. После этого следовало, перебросив тяжелую технику, захватить коммуникации внутри страны, привести норвежскую армию к капитуляции и приготовиться к отражению возможного англо-французского десанта. Как сообщалось выше, главная трудность заключалась в большой удаленности северной части Норвегии от германских баз. Фактически единственным путем для доставки войск был морской, и поэтому основная тяжесть операции легла на флот. Было сформировано шесть групп, предназначавшихся для захвата портов Нарвик, Тронхейм, Берген, Христиансанд, Арендаль, Эгерсунд и Осло. Основные же войска должны были доставить 23 транспорта в составе трех эскадр. В первом эшелоне вторжения было около 30 тысяч человек, всего же в ходе операции немцы перебросили в Норвегию около 200 тысяч солдат. С воздуха операцию, несмотря на ожидавшееся начало наступления на Западном фронте и ограниченное число пригодных для базирования площадок на норвежской территории, обеспечивало около 1300 самолетов X авиакорпуса люфтваффе.
Деятельность немецкой авиации в ходе Норвежской кампании имела свои характерные особенности. Авиации пришлось решать широкий спектр задач: завоевание господства в воздухе, оказание поддержки наземным войскам, изоляция района боевых действий, борьба с ВМФ противника, перевозка войск и их снабжение. Люфтваффе, вне всякого сомнения, оказывало наибольшее, если не решающее, влияние на ход всей кампании.
Транспортную и бомбардировочную авиацию X авиакорпуса прикрывала одна-единственная авиагруппа одномоторных истребителей - II./JG77. По состоянию на 4 апреля она располагала 37 Bf-109E-3 и Е-1, из которых лишь двадцать девять были боеготовыми.
Сразу после начала операции группа заняла аэродром под датским городом Ольбург, а два дня спустя, 11 апреля, как только появилась возможность, перебазировалась уже в Норвегию на аэродром Кристиансанд-Кьевик. Однако 4-я эскадрилья практически сразу же вернулась назад для прикрытия с воздуха карманного линкора «Лют- цов», который возвращался на базу из-за полученных боевых повреждений.
Резня над Кристиансандом
Между тем 12 апреля произошло, пожалуй, самое значительное за время кампании сражение в воздухе. В тот день сразу после полудня оставшаяся часть II./JG77 была поднята в воздух на перехват бомбардировщиков противника.
В этой дневной атаке участвовало в общей сложности 83 английских самолета: 36 «Веллингтонов», 24 «Хемп- дена» и 23 «Бленхейма». Англичане использовали отработанную довоенную тактику. Не имевшие истребительного эскорта бомбардировщики шли тесным строем, в принципе позволявшим осуществлять поддержку друг друга при встрече с неприятельскими истребителями. Хотя такая тактика уже ранее продемонстрировала свою неактуальность, как, например, в декабре 1939 г. над Гельголандской бухтой, английское командование не приняло соответствующих мер.
Погода в тот день также не способствовала успешному выполнению задания. Низкая облачность заставляла лететь на небольшой высоте, чтобы не потерять визуального контакта между машинами. Когда же самолеты приблизились к норвежскому побережью в районе Кри- стиансанда, погода резко улучшилась, выглянуло солнце. Бомбардировщики еще не успели набрать высоту, как на них внезапно «свалились» мессеры.
Почти в течение часа немецкие летчики вели ожесточенный бой, по результатам которого заявили о восьми победах. Отличились обер-фельдфебель Эрих Херфельд, фельдфебель Роберт Менге[4], лейтенант Дитрих Бёсслер, гауптман Франц Хайнц Ланге, унтер-офицер Курт Ополь- ски, обер-фельдфебель Херман Штирле, фельдфебель Эртель, лейтенант Эдгар Струкман и обер-лейтенант Вильгельм Рутхаммер. Пять «Хемпденов» из 44-й и 50-й Sqdn. RAF рухнули на землю. Немногим лучше обстояли дела у «Веллингтонов»: 149-я эскадрилья потеряла две машины, 9-я и 38-я - по одной. К ним добавился и случайно оказавшийся в этом районе морской разведчик Локхид «Хадсон»[5] из 233-й Sqdn. RAF. Из потерянных англичанами 10 самолетов два были на счету немецких зенитчиков.
Но и люфтваффе за свой успех заплатило высокую цену, потеряв сразу пять «Мессершмиттов», сбитых английскими бортстрелками. При этом четыре летчика погибли: Херфельд, Опольски, Рутхаммер и Штирле, заявившие победы за несколько минут до гибели. Опольски на тот момент был лучшим асом группы, имевшим на своем счету три воздушные победы. Этот бой свидетельствует не столько о меткости английских бортстрелков, сколько о полной беззащитности немецких летчиков, сидящих в не имевшей никакого бронирования кабине «Эмиля»...
Очень скоро частые налеты англичан заставили распылить II./JG77 чуть ли не по звеньям и парам по нескольким аэродромам вдоль норвежского побережья. Оснащение площадок было весьма скудным, особенно остро сказывалась малочисленность постов воздушного наблюдения и оповещения, из-за чего приходилось организовывать почти непрерывное воздушное патрулирование. Если побережье Германии опоясывала густая сеть радиолокационных станций, то здесь первый радар воздушного наблюдения «Варцбург» был введен в действие лишь 24 апреля в районе Ставангера. Приходилось полагаться на разбросанных вдоль берега наземных наблюдателей, но они зачастую обнаруживали противника слишком поздно или давали неверное направление.
Однако английские бомбардировщики и разведчики действовали в небе Норвегии чаще в одиночку или небольшими группами, что давало «Мессершмиттам» неоспоримое преимущество, даже с учетом их распыленности и частых ошибок в целеуказании.
Так, 15 апреля фельдфебель Роберт Менге сбил пару «Хадсонов». Летчик доложил на землю, что самолеты после атаки «пошли вниз», пуская клубы черного дыма. Очевидно, одним из сбитых самолетов в действительности был «Веллингтон» из 38-й Sqdn. RAF, который ранним утром бомбил аэродром в Сола. Вторым сбитым самолетом, вероятно, все-таки действительно был «Хадсон» из 224-й Sqdn. RAF, связь с которым прервалась над Норвегией в 13.00'.
Следующее столкновение с самолетами RAF имело место только 24 апреля. Пара «Эмилей», которую пилотировали упоминавшиеся выше Струкман и Менге, поднялась по тревоге на перехват звена «Хадсонов» из 220-й Sqdn. RAF, обнаруженных в районе Ставангера. Бой был скоротечным и ожесточенным. В море упали два английских морских разведчика, а третий сумел уйти. Спустя час другая пара во главе с фельдфебелем Вернером Петерманом атаковала и сбила одинокий английский бомбардировщик, по всей видимости один из шести «Вел- лингтонов» из 38-й Sqdn. RAF, бомбивших аэродром в Сола и стоянку гидросамолетов у Ставангера.
В конце весны в северных широтах ночи довольно светлые, и вполне вероятно было, что этим будут пользоваться англичане, поэтому 29 апреля в Тронхейм из Ольборга прибыла эскадрилья ночных истребителей ll.(N)/JG2, на вооружении которой состояли Bf-109D-1. Однако боевой путь их там оказался недолгим. Очень скоро выяснилось, что «старичкам» явно не хватает скорости, чтобы успешно перехватывать цели. Видя бесполезность дальнейшего пребывания эскадрильи на севере, 21 мая ее через Кристиансанд перебросили обратно в Германию.
Для прикрытия эвакуации союзников из Центральной Норвегии командование RAF распорядилось усилить авиаудары по аэродромам противника. В течение суток 30 апреля 56 самолетов (6 «Бленхеймов» из 110-й Sqdn., 23 «Уитли» из 51, 58, 77 и 102-й Sqdn., 16 «Веллингтонов» из 9, 37, 99 и 115-й Sqdn., а также 10 «Хемпденов» из 44, 50 и 61-й Sqdn.) наносили удары по аэродромам Сола, Форнебю и Ольборг, потеряв в общей сложности 9 машин.
Вечером того же дня летчики 4-й эскадрильи JG77 в районе Ставангера сбили в двух вылетах 3 самолета. Сначала отличились обер-лейтенант Хельмут Хенц и лейтенант Хайнц Демес, сбившие «Бленхеймы» из 110-й Sqdn. RAF, которые уже возвращались после бомбардировки аэродрома Сола. А спустя пару часов в воздух поднялась пара «Эмилей» с задачей перехватить несколько «Веллингтонов» из 37-й Sqdn. RAF. Немцам удалось обнаружить пару бомбардировщиков, и в стремительной атаке ведомый обер-фельдфебель Эрвин Саваллиш сбил один из них. Пара мессеров также понесла потери - хвостовой стрелок бомбардировщика сбил Bf-109E-3 (W.Nr. 1537) ведущего лейтенанта Хайнца Демеса, который погиб.
1 мая люфтваффе противодействовало эвакуации союзников из Намсуса и Ондальснеса. Для некоторого снижения их активности 3 «Хадсона» 269-й Sqdn. Берегового командования RAF совершили налет на аэродром Сола, при этом один из них был сбит лейтенантом Георгом Ширмбеком из 4-й эскадрильи JG77. Затем удар по той же цели нанесли еще 9 «Бленхеймов». В ночь на 2 мая 12 «Уитли» и 6 «Хемпденов» атаковали аэродромы Сола, Осло-Форнебю и Ольборг.
2 мая эвакуация союзников из Центральной Норвегии была закончена, а с 10 мая по понятным причинам (наступление немецких войск на Западном фронте) Бомбардировочное командование RAF практически прекратило свои действия над Норвегией. Но, как известно, помимо бомбардировочной авиации, в небе Норвегии и над прилегающими водами действовали еще и самолеты Берегового командования RAF и морская авиация (Fleet Air Arm, сокращенно FAA) с авианосцев «Арк Ройал», «Глориус», «Фьюриус». Хоть они и не смогли существенно повлиять на итоги боевых действий, но нервы противнику помотали.
На защите «Шарнхорста»
В начале мая все внимание немцев было приковано к последним приготовлениям к блицкригу на территории Франции, Бельгии и Нидерландов. В связи с чем II./JG77 приходилось действовать в условиях почти полной изоляции. Поскольку основные бои разгорелись в районе Нарвика, самолеты группы никак не могли повлиять на ход боев, так как тот лежал на самой границе радиуса действия Bf-109. По расчетам, запаса топлива мессера могло хватить лишь на пятиминутное пребывание в зоне Нарвика. Тем не менее на свет появился опрометчивый план, по которому планировалось вместе с первой волной десанта отправить к Нарвику несколько истребителей, чтобы те, оставаясь в воздухе до последней капли бензина, расчистили небо от самолетов противника. Вскоре эта авантюрная идея была отвергнута, к большому облегчению летчиков II./JG77.
В мае группа сидела без большой работы, выполняя лишь дежурное патрулирование. За весь месяц пилотам удалось сбить лишь пару «Хадсонов» и один «Бленхейм».
6 июня король Норвегии Хаакон и норвежское правительство эвакуировались морем в Великобританию. Спустя три дня капитулировали остатки норвежской армии, и боевые действия на суше прекратились.
До конца Норвежской кампании, то есть официально до 11 июня - дня, когда была подписана капитуляция, а фактически до конца июня, летчики II./JG77 одержали еще 25 воздушных побед. Основной их задачей в это время было прикрытие с воздуха линкора «Шарнхорст», вставшего на ремонт в Тронхейме после попадания торпеды, а также ПВО Ставангера.
Так, 11 июня в районе Тронхейма звено из 4-й эскадрильи перехватило дюжину «Хадсонов» из 269-й Sqdn. Берегового командования RAF, шедших бомбить поврежденный «Шарнхорст», и сбило два английских бомбардировщика. Отличились обер-фельдфебель Якоб Ар- нольди и лейтенант Георг Ширмбек.
13 июня объединенные силы берегового командования RAF и FAA предприняли новую, более массированную атаку на германский линкор. Предварительно англичане провели налет на аэродром Тронхейм-Веренс силами 14 пикирующих бомбардировщиков Блэкбам В.24 «Скуа» из 800-й и 803-й Sqdn. FAA, стартовавших с палубы авианосца «Арк Роял». Им на перехват были подняты истребители из 4./JG77 и 3./ZG76 (оснащенной Bf-110).
При первом же контакте противников было сбито 9 английских самолетов, из них пять было на счету летчиков 4./JG77. Два самолета сбил Арнольди, и по одной победе одержали унтер-офицер Людвиг Фрёба, фельдфебель Харбах и Эрвин Саваллиш.
Доблестная, но катастрофическая по своим последствиям для англичан операция оказалась безрезультатной. Единственная бомба, попавшая в немецкий линкор, не взорвалась, хотя и пробила верхнюю палубу. Этот налет стал лебединой песней пикирующих бомбардировщиков типа «Скуа», которые оказались слишком легкой целью для истребителей противника.
Пока морская авиация англичан зализывала свои раны, Береговое командование RAF предприняло новое наступление. 15 июня 233-я Sqdn. потеряла три «Хадсона» в районе Ставангера. Двоих из них записал на свой счет обер-фельдфебель Антон (Тони) Хакль. Это были первые воздушные победы будущего аса, награжденного дубовыми листьями к Рыцарскому кресту, одержавшего 192 победы и завершившего Вторую мировую войну в должности командира JG11. Третьего «Хадсона» завалил лучший ас Норвежской кампании Роберт Менге.
18 июня «Шарнхорст» в сопровождении эскорта из эсминцев наконец отправился в Германию для продолжения ремонта. На следующий день в районе острова Утсир соединение было обнаружено самолетами британского Берегового командования. Англичане подумали, что настал час «икс». Уже около 15.00 шесть торпедоносцев «Свордфиш» из 821-й и 823-й Sqdn. FAA вышли в первую атаку, которую, впрочем, немецкие моряки легко отразили зенитным огнем. Британские летчики не имели практики, и эта атака крупного корабля была их первой в жизни. Все торпеды пошли практически параллельно курсу кораблей, которым ничего не стоило от них уклониться, сбив при этом два торпедоносца. Почти тут же 4 «Хадсона» с большой высоты и со столь же большой неточностью сбросили на линкор 227-кг бомбы. Две из атакующих машин погибли, еще две с трудом вернулись на базу, имея тяжелые повреждения. Спустя полтора часа над соединением появилось 9 «Бьюфортов» с 227-кг бронебойными бомбами, но и их атака была отбита зенитным огнем и истребителями. Три машины рухнули в море. При этом отличились летчики 6-й эскадрильи JG77 унтер-офицер Рольф и фельдфебель Ген- хард Хорниг.
Примерно через час последнюю в тот день атаку «Шарнхорста», но все с тем же результатом провели еще 4 «Хадсонов». На сей раз летчики из штабного звена II./JG77 и 5-й эскадрильи обер-лейтенант Теодор Цам- ман, лейтенант Хорст Карганико, обер-лейтенант Альфред фон Лойевски и обер-фельдфебель Антон (Тони) Хакль сбили 4 самолета противника.
Отражая воздушные атаки, сам линкор «Шарнхорст», как говорится, отстреливался из всех стволов, кроме главного калибра, выпустив 900 105-мм снарядов и 3600 мелкокалиберных. Вскоре немцы перехватили британское сообщение, из которого стало понятно, что в море находятся крупные силы флота метрополии. «Шарнхорст» получил приказ укрыться в порту Ставангер. В этот момент некоторые британские корабли находились всего в 35 милях от него. К вечеру 21 июня воздушное прикрытие линкора, не считая пары бортовых Ат-196, было увеличено до 10 «Мессершмитгов», 2 бомбардировщиков Не-111 и летающей лодки Do-18. «Шарнхорст» успешно добрался до Ставангера и на следующий день вышел в Киль, где должен был пройти ремонт в сухом доке.
Подводя итоги боевой работы мессеров в ходе операции «Везерюбунг», следует отметить, что II./JG77 сбила 39 самолетов противника, потеряв при этом десять своих машин. Из них семь в боях с английскими бомбардировщиками. Группа продолжала действовать в небе Норвегии до середины ноября 1940 г., когда она была переброшена во Францию на крайний запад Европы - в Брест.
Юрий Борисов
Из книги «Воздушные дуэли»
Примечания
[1] Германия ежегодно импортировала 15 млн т. железной руды, при этом около 75% вывозилось из Скандинавии. Летом руда транспортировалась из шведского порта Лулео через Балтийское море в Германию. Корабли английского флота были не в состоянии помешать использованию этого пути, так как не могли прорваться через Скагеррак. Но Балтийское море зимой замерзает, и тогда руду приходилось транспортировать по железной дороге в норвежский порт Нарвик. 41% скандинавской руды вывозился именно этим путем. Поэтому Норвегия имела для Германии огромное стратегическое значение.
[2] Партия создавалась по образцу немецкой NSDAP как структурно, так и идеологически. Сам Квислинг был провозглашен «вождем», «фюрером». Символика партии во многом соотносилась с символикой немецких нацистов, а пропагандистские плакаты обнаруживают близкое сходство с гитлеровскими. Главным символом Национального собрания был желтый «солнечный крест» на красном фоне. Квислин- говцы широко использовали символы и элементы, почерпнутые из древнескандинавской культуры, подразумевая этим возрождение духа викингов и героического прошлого. Так, боевые отряды партии получили название хирд (hird) — по образцу дружин древних конунгов. В этом устремления Квислинга и его соратников также имели много общего с пропагандой немецких нацистов.
[3] Выборы 1936 г. не принесли желаемых результатов (26 577 голосов — 1,83% от общего числа), а выборы в местные органы власти 1937 г. оказались по сути провальными. Внутренний кризис в партии привел к сокращению ее членов, и на момент германского вторжения в ней числилось около 2000 человек.
[4] Роберт Менге — участник боев в Испании в составе легиона «Кондор», где летом—осенью 1938 г. сбил 4 И-16: 23 июля, затем 7 октября еще два и последний 1 ноября. Это была его первая воздушная победа из тринадцати одержанных им в ходе Второй мировой войны.
[5] Именно такой самолет в свое время обнаружил и навел на немецкий танкер «Альтмарк» эсминец «Коссэк».