ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Операция по захвату Норвегии и Дании во Второй мировой войне
Операция по захвату Норвегии и Дании во Второй мировой войне
  • Автор: Vedensky |
  • Дата: 08-02-2017 11:15 |
  • Просмотров: 3527

Всего через месяц после того, как отгремели воздуш­ные бои в Финляндии, уже мессеру предстояло повое­вать в небе Северной Европы. К апрелю 1940 г. Герма­ния уже семь месяцев находилась в состоянии войны с Великобританией и Францией, которую из-за ее пассив­ного характера с легкого пера журналистов окрестили «странной» или «сидячей» войной. Западные союзники ограничивались морскими операциями и борьбой в воз­духе. Дания и Норвегия после начала Второй мировой войны заявили о своем нейтралитете.

Эти страны, в особенности Норвегия, напрасно на­деялись, что им удастся остаться в стороне от разгора­ющегося мирового пожара. Достаточно взглянуть на карту, как сразу же становится понятно, насколько их надежды призрачны. Силы, базирующиеся на норвеж­ском побережье, могут весьма существенно угрожать флангу основной английской военно-морской базы в Скапа-Флоу. Немецким кригсмарине, действующим в Атлантике, значительно выгоднее базироваться на нор­вежское побережье, чем на побережье Германии. Есть и еще один фактор, правда, на первый взгляд не столь очевидный, благодаря которому норвежские воды при­обретают для Германии важное значение. На расстоянии примерно 1000 миль от Эгерсунда до Нордкапа вдоль побережья Норвегии проходит фарватер между матери­ком и многочисленными прибрежными островами. Этот фарватер, известный под названием Лидс, служит Нор­вегии внутренним морским путем со времен викингов. Германия не упустила возможности воспользоваться им как во время Первой, так и во время Второй мировой войны. Немецкие корабли и суда пересекали Скагеррак и Каттегат под прикрытием своей авиации, входили на фарватер Лидс и следовали по нему до пункта, который избирали для выхода в Атлантику.

Планируя вторжение во Францию, немцы беспокои­лись, что англо-французские войска могут занять Данию и Норвегию и получить хороший плацдарм для превен­тивной атаки по Германии. Кроме того, оккупация Нор­вегии Великобританией и Францией для Германии озна­чала бы фактическую блокаду своего ВМФ и прекращение поставок ценнейшего стратегического сырья - железной руды (ежегодно порядка 11 млн т)[1]. С другой стороны, для Германии захват Норвегии означал бы не только решение вышеуказанных проблем, но и приобретение военно-морских баз, которые можно было бы использовать для операций в Атлантике.

Беспокойство немцев насчет высадки англо-француз­ских войск в Норвегии имело веские основания - на­чиная с сентября 1939 г. Черчилль и Даладье неодно­кратно высказывались за ввод войск в Норвегию.

Гросс-адмирал, главнокомандующий кригсмарине, Эрих Редер уже давно обращал внимание Гитлера на Норвегию. При этом он отмечал, что ее нейтралитет вы­годен Германии, при условии, конечно, если Англия не нарушит его. Однако, понимая, что Англия не оставит надолго незакрытой брешь в созданном ею кольце бло­кады, Редер приказал морскому штабу разработать план операции по вторжению в Норвегию, в случае если это окажется необходимым. Пытаясь достичь цели мирным путем, Редер организовал встречу между Гитлером и прогермански настроенным создателем и лидером нор­вежской ультранационалистической партии «Нацио­нальное собрание»[2] (Nasjonal Sämling) Видкуном Квис­лингом, которого ошибочно считал способным оказать влияние на норвежский парламент. Однако зимой со­бытия развернулись вопреки ожиданиям Редера. Вместо того чтобы оказать помощь Германии, Квислинг начал просить об оказании помощи ему самому[3]. В декабре 1939 г. немецкое командование утверждает план вторже­ния в Норвегию и Данию под кодовым названием «Ве- зерюбунг», ранее разработанный как альтернативное решение скандинавского вопроса.

Тем временем 6 января 1940 г. британское правитель­ство предъявило Норвегии и Швеции ноту, в которой со­держалось требование покончить с германским судоход­ством в их территориальных водах. Советско-финская война 1939-1940 гг. стала для союзников поводом для начала подготовки ввода войск в Северную Норвегию и Швецию, естественно под предлогом оказания помощи Финляндии, при этом из англо-французского экспедици­онного корпуса меньшая часть (всего одна дивизия) пред­назначалась непосредственно для Финляндии, остальные войска должны были контролировать порты и транспорт­ные пути, использовавшиеся для перевозки руды. 5 фев­раля министр иностранных дел Великобритании объявил норвежскому и шведскому послам о намерении прекра­тить экспорт руды в Германию, но 12 марта между Фин­ляндией и Советским Союзом был заключен мир, и эти планы союзников отодвинулись.

Некоторое время в Скандинавии царил мир, однако произошедший 16 февраля 1940 г. инцидент с немецким вспомогательным судном, танкером «Альтмарк», взорвал обстановку.

Корабль, сопровождавший и дозаправлявший кар­манный линкор «Адмирал граф Шпее», после гибели последнего направлялся из Южной Атлантики на роди­ну, имея на борту около 300 пленных - членов команд потопленных рейдером судов.

Преследуемый британскими эсминцами, он попытал­ся укрыться в Ессинг-фьорде в юго-западной части Нор­вегии. Британский эсминец «Коссэк», войдя в бухту вслед за «Альтмарком», применил с прямой санкции Черчилля силу - высадил на него абордажную команду и освобо­дил пленных, несмотря на то что вблизи находились нор­вежские военные корабли. Во время этой акции погибло семь немцев. Команда была оставлена на судне, «Альт­марк» в ходе нападения сел на камни, но впоследствии смог самостоятельно добраться до немецкого порта.

Правительство Норвегии заявило протест британским властям, но последние заявили, что имело место лишь «чисто техническое» нарушение нейтралитета.

Следует иметь в виду, что незадолго до этого имел место сходный случай: в норвежские воды вошло захва­ченное карманным линкором «Дойчланд» американское судно «Сити оф Флинт» с немецкой абордажной коман­дой на борту. Тогда норвежские власти немцев интер­нировали, а судно отпустили.

Для немецкой стороны бездействие норвежских ко­раблей во время захвата «Альтмарка» стало явным сви­детельством того, что, защищая свой нейтралитет от Германии, Норвегия готова терпеть вмешательство Ве­ликобритании. Через несколько дней, 21 февраля Гитлер приказал начать подготовку операции по захвату Норве­гии. Командующим немецкими войсками в этой опера­ции был назначен командир XXI армейского корпуса генерал Николаус фон Фалькенхорст.

Операция по захвату Норвегии и Дании является од­ной из самых интересных кампаний Второй мировой войны. Она противоречила всем принципам военно­морской стратегии, за исключением одного - внезап­ности. Силам вторжения предстояло пересечь море, контролируемое самым мощным флотом в мире, и вы­садить войска в различных, далеко отстоящих друг от друга пунктах, удаленных от немецких баз почти на 1000 миль. Немецкие войска должны были занять плац­дармы, укрепиться на них и подготовиться к отражению неизбежных контратак английских сил. Захват Норвегии был блестяще осуществленной комбинированной де­сантной операцией, фактически не имевшей аналогов в прошлом. Она была основана на тесном взаимодействии трех родов вооруженных сил: авиации, военно-морского флота и сухопутных войск.

Оперативный план предусматривал внезапный захват стратегических пунктов Норвегии силами шести диви­зий вермахта при поддержке флота и люфтваффе. После этого следовало, перебросив тяжелую технику, захватить коммуникации внутри страны, привести норвежскую армию к капитуляции и приготовиться к отражению возможного англо-французского десанта. Как сообща­лось выше, главная трудность заключалась в большой удаленности северной части Норвегии от германских баз. Фактически единственным путем для доставки войск был морской, и поэтому основная тяжесть опера­ции легла на флот. Было сформировано шесть групп, предназначавшихся для захвата портов Нарвик, Тронхейм, Берген, Христиансанд, Арендаль, Эгерсунд и Осло. Основные же войска должны были доставить 23 транс­порта в составе трех эскадр. В первом эшелоне вторже­ния было около 30 тысяч человек, всего же в ходе опе­рации немцы перебросили в Норвегию около 200 тысяч солдат. С воздуха операцию, несмотря на ожидавшееся начало наступления на Западном фронте и ограничен­ное число пригодных для базирования площадок на нор­вежской территории, обеспечивало около 1300 самоле­тов X авиакорпуса люфтваффе.

Деятельность немецкой авиации в ходе Норвежской кампании имела свои характерные особенности. Авиации пришлось решать широкий спектр задач: завоевание гос­подства в воздухе, оказание поддержки наземным вой­скам, изоляция района боевых действий, борьба с ВМФ противника, перевозка войск и их снабжение. Люфтваф­фе, вне всякого сомнения, оказывало наибольшее, если не решающее, влияние на ход всей кампании.

Транспортную и бомбардировочную авиацию X авиа­корпуса прикрывала одна-единственная авиагруппа од­номоторных истребителей - II./JG77. По состоянию на 4 апреля она располагала 37 Bf-109E-3 и Е-1, из которых лишь двадцать девять были боеготовыми.

Сразу после начала операции группа заняла аэродром под датским городом Ольбург, а два дня спустя, 11 апре­ля, как только появилась возможность, перебазировалась уже в Норвегию на аэродром Кристиансанд-Кьевик. Од­нако 4-я эскадрилья практически сразу же вернулась на­зад для прикрытия с воздуха карманного линкора «Лют- цов», который возвращался на базу из-за полученных боевых повреждений.

Резня над Кристиансандом

Между тем 12 апреля произошло, пожалуй, самое значительное за время кампании сражение в воздухе. В тот день сразу после полудня оставшаяся часть II./JG77 была поднята в воздух на перехват бомбардировщиков противника.

В этой дневной атаке участвовало в общей сложности 83 английских самолета: 36 «Веллингтонов», 24 «Хемп- дена» и 23 «Бленхейма». Англичане использовали отра­ботанную довоенную тактику. Не имевшие истребитель­ного эскорта бомбардировщики шли тесным строем, в принципе позволявшим осуществлять поддержку друг друга при встрече с неприятельскими истребителями. Хотя такая тактика уже ранее продемонстрировала свою неактуальность, как, например, в декабре 1939 г. над Гельголандской бухтой, английское командование не приняло соответствующих мер.

Погода в тот день также не способствовала успешно­му выполнению задания. Низкая облачность заставляла лететь на небольшой высоте, чтобы не потерять визуаль­ного контакта между машинами. Когда же самолеты приблизились к норвежскому побережью в районе Кри- стиансанда, погода резко улучшилась, выглянуло солн­це. Бомбардировщики еще не успели набрать высоту, как на них внезапно «свалились» мессеры.

Почти в течение часа немецкие летчики вели ожесто­ченный бой, по результатам которого заявили о восьми победах. Отличились обер-фельдфебель Эрих Херфельд, фельдфебель Роберт Менге[4], лейтенант Дитрих Бёсслер, гауптман Франц Хайнц Ланге, унтер-офицер Курт Ополь- ски, обер-фельдфебель Херман Штирле, фельдфебель Эртель, лейтенант Эдгар Струкман и обер-лейтенант Вильгельм Рутхаммер. Пять «Хемпденов» из 44-й и 50-й Sqdn. RAF рухнули на землю. Немногим лучше об­стояли дела у «Веллингтонов»: 149-я эскадрилья потеряла две машины, 9-я и 38-я - по одной. К ним добавился и случайно оказавшийся в этом районе морской разведчик Локхид «Хадсон»[5] из 233-й Sqdn. RAF. Из потерянных англичанами 10 самолетов два были на счету немецких зенитчиков.

Но и люфтваффе за свой успех заплатило высокую цену, потеряв сразу пять «Мессершмиттов», сбитых ан­глийскими бортстрелками. При этом четыре летчика по­гибли: Херфельд, Опольски, Рутхаммер и Штирле, за­явившие победы за несколько минут до гибели. Опольски на тот момент был лучшим асом группы, имевшим на своем счету три воздушные победы. Этот бой свидетель­ствует не столько о меткости английских бортстрелков, сколько о полной беззащитности немецких летчиков, си­дящих в не имевшей никакого бронирования кабине «Эмиля»...

Очень скоро частые налеты англичан заставили рас­пылить II./JG77 чуть ли не по звеньям и парам по не­скольким аэродромам вдоль норвежского побережья. Оснащение площадок было весьма скудным, особенно остро сказывалась малочисленность постов воздушного наблюдения и оповещения, из-за чего приходилось ор­ганизовывать почти непрерывное воздушное патрулиро­вание. Если побережье Германии опоясывала густая сеть радиолокационных станций, то здесь первый радар воз­душного наблюдения «Варцбург» был введен в действие лишь 24 апреля в районе Ставангера. Приходилось по­лагаться на разбросанных вдоль берега наземных наблю­дателей, но они зачастую обнаруживали противника слишком поздно или давали неверное направление.

Однако английские бомбардировщики и разведчики действовали в небе Норвегии чаще в одиночку или не­большими группами, что давало «Мессершмиттам» не­оспоримое преимущество, даже с учетом их распылен­ности и частых ошибок в целеуказании.

Так, 15 апреля фельдфебель Роберт Менге сбил пару «Хадсонов». Летчик доложил на землю, что самолеты после атаки «пошли вниз», пуская клубы черного дыма. Очевидно, одним из сбитых самолетов в действитель­ности был «Веллингтон» из 38-й Sqdn. RAF, который ранним утром бомбил аэродром в Сола. Вторым сбитым самолетом, вероятно, все-таки действительно был «Хад­сон» из 224-й Sqdn. RAF, связь с которым прервалась над Норвегией в 13.00'.

Следующее столкновение с самолетами RAF имело место только 24 апреля. Пара «Эмилей», которую пило­тировали упоминавшиеся выше Струкман и Менге, под­нялась по тревоге на перехват звена «Хадсонов» из 220-й Sqdn. RAF, обнаруженных в районе Ставангера. Бой был скоротечным и ожесточенным. В море упали два английских морских разведчика, а третий сумел уйти. Спустя час другая пара во главе с фельдфебелем Верне­ром Петерманом атаковала и сбила одинокий английский бомбардировщик, по всей видимости один из шести «Вел- лингтонов» из 38-й Sqdn. RAF, бомбивших аэродром в Сола и стоянку гидросамолетов у Ставангера.

В конце весны в северных широтах ночи довольно светлые, и вполне вероятно было, что этим будут поль­зоваться англичане, поэтому 29 апреля в Тронхейм из Ольборга прибыла эскадрилья ночных истребителей ll.(N)/JG2, на вооружении которой состояли Bf-109D-1. Однако боевой путь их там оказался недолгим. Очень скоро выяснилось, что «старичкам» явно не хватает ско­рости, чтобы успешно перехватывать цели. Видя беспо­лезность дальнейшего пребывания эскадрильи на севере, 21 мая ее через Кристиансанд перебросили обратно в Германию.

Для прикрытия эвакуации союзников из Центральной Норвегии командование RAF распорядилось усилить авиаудары по аэродромам противника. В течение суток 30 апреля 56 самолетов (6 «Бленхеймов» из 110-й Sqdn., 23 «Уитли» из 51, 58, 77 и 102-й Sqdn., 16 «Веллингтонов» из 9, 37, 99 и 115-й Sqdn., а также 10 «Хемпденов» из 44, 50 и 61-й Sqdn.) наносили удары по аэродромам Сола, Форнебю и Ольборг, потеряв в общей сложности 9 ма­шин.

Вечером того же дня летчики 4-й эскадрильи JG77 в районе Ставангера сбили в двух вылетах 3 самолета. Сна­чала отличились обер-лейтенант Хельмут Хенц и лейте­нант Хайнц Демес, сбившие «Бленхеймы» из 110-й Sqdn. RAF, которые уже возвращались после бомбардировки аэродрома Сола. А спустя пару часов в воздух поднялась пара «Эмилей» с задачей перехватить несколько «Вел­лингтонов» из 37-й Sqdn. RAF. Немцам удалось обна­ружить пару бомбардировщиков, и в стремительной ата­ке ведомый обер-фельдфебель Эрвин Саваллиш сбил один из них. Пара мессеров также понесла потери - хвостовой стрелок бомбардировщика сбил Bf-109E-3 (W.Nr. 1537) ведущего лейтенанта Хайнца Демеса, кото­рый погиб.

1 мая люфтваффе противодействовало эвакуации со­юзников из Намсуса и Ондальснеса. Для некоторого снижения их активности 3 «Хадсона» 269-й Sqdn. Бере­гового командования RAF совершили налет на аэродром Сола, при этом один из них был сбит лейтенантом Геор­гом Ширмбеком из 4-й эскадрильи JG77. Затем удар по той же цели нанесли еще 9 «Бленхеймов». В ночь на 2 мая 12 «Уитли» и 6 «Хемпденов» атаковали аэродромы Сола, Осло-Форнебю и Ольборг.

2 мая эвакуация союзников из Центральной Норве­гии была закончена, а с 10 мая по понятным причи­нам (наступление немецких войск на Западном фронте) Бомбардировочное командование RAF практически пре­кратило свои действия над Норвегией. Но, как известно, помимо бомбардировочной авиации, в небе Норвегии и над прилегающими водами действовали еще и самолеты Берегового командования RAF и морская авиация (Fleet Air Arm, сокращенно FAA) с авианосцев «Арк Ройал», «Глориус», «Фьюриус». Хоть они и не смогли существен­но повлиять на итоги боевых действий, но нервы про­тивнику помотали.

На защите «Шарнхорста»

В начале мая все внимание немцев было приковано к последним приготовлениям к блицкригу на террито­рии Франции, Бельгии и Нидерландов. В связи с чем II./JG77 приходилось действовать в условиях почти пол­ной изоляции. Поскольку основные бои разгорелись в районе Нарвика, самолеты группы никак не могли по­влиять на ход боев, так как тот лежал на самой границе радиуса действия Bf-109. По расчетам, запаса топлива мессера могло хватить лишь на пятиминутное пребыва­ние в зоне Нарвика. Тем не менее на свет появился опрометчивый план, по которому планировалось вместе с первой волной десанта отправить к Нарвику несколь­ко истребителей, чтобы те, оставаясь в воздухе до по­следней капли бензина, расчистили небо от самолетов противника. Вскоре эта авантюрная идея была отвергну­та, к большому облегчению летчиков II./JG77.

В мае группа сидела без большой работы, выполняя лишь дежурное патрулирование. За весь месяц пилотам удалось сбить лишь пару «Хадсонов» и один «Бленхейм».

6 июня король Норвегии Хаакон и норвежское пра­вительство эвакуировались морем в Великобританию. Спустя три дня капитулировали остатки норвежской ар­мии, и боевые действия на суше прекратились.

До конца Норвежской кампании, то есть официально до 11 июня - дня, когда была подписана капитуляция, а фактически до конца июня, летчики II./JG77 одержа­ли еще 25 воздушных побед. Основной их задачей в это время было прикрытие с воздуха линкора «Шарнхорст», вставшего на ремонт в Тронхейме после попадания тор­педы, а также ПВО Ставангера.

Так, 11 июня в районе Тронхейма звено из 4-й эска­дрильи перехватило дюжину «Хадсонов» из 269-й Sqdn. Берегового командования RAF, шедших бомбить по­врежденный «Шарнхорст», и сбило два английских бом­бардировщика. Отличились обер-фельдфебель Якоб Ар- нольди и лейтенант Георг Ширмбек.

13 июня объединенные силы берегового командова­ния RAF и FAA предприняли новую, более массирован­ную атаку на германский линкор. Предварительно ан­гличане провели налет на аэродром Тронхейм-Веренс силами 14 пикирующих бомбардировщиков Блэкбам В.24 «Скуа» из 800-й и 803-й Sqdn. FAA, стартовавших с палубы авианосца «Арк Роял». Им на перехват были подняты истребители из 4./JG77 и 3./ZG76 (оснащенной Bf-110).

При первом же контакте противников было сбито 9 английских самолетов, из них пять было на счету лет­чиков 4./JG77. Два самолета сбил Арнольди, и по одной победе одержали унтер-офицер Людвиг Фрёба, фельдфе­бель Харбах и Эрвин Саваллиш.

Доблестная, но катастрофическая по своим послед­ствиям для англичан операция оказалась безрезультат­ной. Единственная бомба, попавшая в немецкий лин­кор, не взорвалась, хотя и пробила верхнюю палубу. Этот налет стал лебединой песней пикирующих бомбар­дировщиков типа «Скуа», которые оказались слишком легкой целью для истребителей противника.

Пока морская авиация англичан зализывала свои раны, Береговое командование RAF предприняло новое наступление. 15 июня 233-я Sqdn. потеряла три «Хадсо­на» в районе Ставангера. Двоих из них записал на свой счет обер-фельдфебель Антон (Тони) Хакль. Это были первые воздушные победы будущего аса, награжденного дубовыми листьями к Рыцарскому кресту, одержавшего 192 победы и завершившего Вторую мировую войну в должности командира JG11. Третьего «Хадсона» завалил лучший ас Норвежской кампании Роберт Менге.

18 июня «Шарнхорст» в сопровождении эскорта из эсминцев наконец отправился в Германию для продол­жения ремонта. На следующий день в районе острова Утсир соединение было обнаружено самолетами британ­ского Берегового командования. Англичане подумали, что настал час «икс». Уже около 15.00 шесть торпедо­носцев «Свордфиш» из 821-й и 823-й Sqdn. FAA вышли в первую атаку, которую, впрочем, немецкие моряки легко отразили зенитным огнем. Британские летчики не имели практики, и эта атака крупного корабля была их первой в жизни. Все торпеды пошли практически парал­лельно курсу кораблей, которым ничего не стоило от них уклониться, сбив при этом два торпедоносца. Поч­ти тут же 4 «Хадсона» с большой высоты и со столь же большой неточностью сбросили на линкор 227-кг бом­бы. Две из атакующих машин погибли, еще две с трудом вернулись на базу, имея тяжелые повреждения. Спустя полтора часа над соединением появилось 9 «Бьюфортов» с 227-кг бронебойными бомбами, но и их атака была от­бита зенитным огнем и истребителями. Три машины рухнули в море. При этом отличились летчики 6-й эска­дрильи JG77 унтер-офицер Рольф и фельдфебель Ген- хард Хорниг.

Примерно через час последнюю в тот день атаку «Шарнхорста», но все с тем же результатом провели еще 4 «Хадсонов». На сей раз летчики из штабного звена II./JG77 и 5-й эскадрильи обер-лейтенант Теодор Цам- ман, лейтенант Хорст Карганико, обер-лейтенант Аль­фред фон Лойевски и обер-фельдфебель Антон (Тони) Хакль сбили 4 самолета противника.

Отражая воздушные атаки, сам линкор «Шарнхорст», как говорится, отстреливался из всех стволов, кроме главного калибра, выпустив 900 105-мм снарядов и 3600 мелкокалиберных. Вскоре немцы перехватили бри­танское сообщение, из которого стало понятно, что в море находятся крупные силы флота метрополии. «Шарн­хорст» получил приказ укрыться в порту Ставангер. В этот момент некоторые британские корабли находились всего в 35 милях от него. К вечеру 21 июня воздушное прикрытие линкора, не считая пары бортовых Ат-196, было увеличено до 10 «Мессершмитгов», 2 бомбардиров­щиков Не-111 и летающей лодки Do-18. «Шарнхорст» успешно добрался до Ставангера и на следующий день вышел в Киль, где должен был пройти ремонт в сухом доке.

Подводя итоги боевой работы мессеров в ходе опе­рации «Везерюбунг», следует отметить, что II./JG77 сби­ла 39 самолетов противника, потеряв при этом десять своих машин. Из них семь в боях с английскими бом­бардировщиками. Группа продолжала действовать в небе Норвегии до середины ноября 1940 г., когда она была переброшена во Францию на крайний запад Ев­ропы - в Брест.

Юрий Борисов

Из книги «Воздушные дуэли»

Примечания


[1]  Германия ежегодно импортировала 15 млн т. железной руды, при этом около 75% вывозилось из Скандинавии. Летом руда транспорти­ровалась из шведского порта Лулео через Балтийское море в Герма­нию. Корабли английского флота были не в состоянии помешать ис­пользованию этого пути, так как не могли прорваться через Скагеррак. Но Балтийское море зимой замерзает, и тогда руду приходилось транс­портировать по железной дороге в норвежский порт Нарвик. 41% скандинавской руды вывозился именно этим путем. Поэтому Норве­гия имела для Германии огромное стратегическое значение.

[2]  Партия создавалась по образцу немецкой NSDAP как структур­но, так и идеологически. Сам Квислинг был провозглашен «вождем», «фюрером». Символика партии во многом соотносилась с символикой немецких нацистов, а пропагандистские плакаты обнаруживают близ­кое сходство с гитлеровскими. Главным символом Национального собрания был желтый «солнечный крест» на красном фоне. Квислин- говцы широко использовали символы и элементы, почерпнутые из древнескандинавской культуры, подразумевая этим возрождение духа викингов и героического прошлого. Так, боевые отряды партии по­лучили название хирд (hird) — по образцу дружин древних конунгов. В этом устремления Квислинга и его соратников также имели много общего с пропагандой немецких нацистов.

[3]  Выборы 1936 г. не принесли желаемых результатов (26 577 голо­сов — 1,83% от общего числа), а выборы в местные органы власти 1937 г. оказались по сути провальными. Внутренний кризис в партии привел к сокращению ее членов, и на момент германского вторжения в ней числилось около 2000 человек.

[4] Роберт Менге — участник боев в Испании в составе ле­гиона «Кондор», где летом—осенью 1938 г. сбил 4 И-16: 23 июля, за­тем 7 октября еще два и последний 1 ноября. Это была его первая воздушная победа из тринадцати одержанных им в ходе Второй миро­вой войны.

[5] Именно такой самолет в свое время обнаружил и навел на не­мецкий танкер «Альтмарк» эсминец «Коссэк».

Читайте также: