ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Некрополь вологодского Софийского собора (археологический аспект)
Некрополь вологодского Софийского собора (археологический аспект)
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 03-12-2016 22:43 |
  • Просмотров: 4333

Некрополь Софийского собора - погребальный комплекс XVI-XIX веков епархиального кафедраль­ного собора г. Вологды. Он включает погребения, со­вершённые внутри собора и у его стен, а также пере­захоронения, возникшие при возведении Софийского собора и Архиерейского двора (рис. 1). Внутрихрамовая часть некрополя включает погребения вологод­ских епископов и архиепископов, совершённые с 1587 по 1894 г. Их местоположение и «список погребённых в соборе архиереев, с кратким указанием на главные обстоятельства их жизни» изложены в публикациях Н. И. Суворова[1]. В конце 70-х гг. XX - начале XXI столе­тий представилась возможность их археологического изучения[2], также была выявлена внешняя часть не­крополя - погребение настоятеля» и массовые пере­захоронения.

Рис. 1. План-схема выявленных и обследованных погребений и перезахоронений некрополя Софийского собора (основа - план из отчета Н.В. Гуслистова 1979 г.).

Рис. 1. План-схема выявленных и обследованных погребений и перезахоронений некрополя Софийского собора (основа - план из отчета Н.В. Гуслистова 1979 г.).

Поводом для первого археологического обсле­дования погребений послужили ремонтно-реставра­ционные работы, проводимые в Софийском соборе в 1979 г. Реставраторами был снят пол, осуществлена выемка грунта, при этом были обнажены кирпичные погребальные камеры. Благодаря усилиям руково­дителя Вологодской археологической экспедиции Н. В. Гуслистова удалось исследовать захоронения. Их описание представлено в публикуемых выдержках из «Отчёта о работе Вологодской археологической экс­педиции в 1979 году», составленного Н. В. Гуслисто­вым и хранящегося в Вологодском государственном музее-заповеднике[3]. Фотографии находок предостав­лены участником работ М. В. Иванищевой.

«Погребение I - (первое от южного входа) архи­епископа Гавриила (умер в 1707 г.). Погребальная камера разрушена проломом сверху и засыпана стро­ительным мусором. Свод погребальной камеры полу­круглый, в наивысшей точке высота камеры 0,85 м... Длина камеры 2,1 м, ширина 0,85 м. От следующей камеры отделена перемычкой в 1 кирпич. Остатки костяка и фрагменты тканей перемешаны со строи­тельным мусором. В смятом состоянии найден каф­тан светло-зелёного цвета с шаровидными металли­ческими пуговицами. Кафтан светского покроя.

Погребение II - епископа Павла (умер в 1725 г.). Камера с полукруглым сводом, высотой 140 см. Раз­меры камеры 175 х 70 см. Камера заполнена стро­ительным мусором, среди которого встречены дере­вянные доски гроба с сохранившейся обивкой. Костяк

в переотложенном состоянии, череп не потревожен. Из инвентаря обнаружены: крест-мощевик наперс­ный со сканью; шарообразные бронзовые пуговицы. При зачистке головной части обнаружена митра из коричневой ткани, шитая золотой канителью, укра­шенная серебряными накладками-дробницами с эма­левыми изображениями.

Погребение III - епископа Пимена II (умер в 1753 г.). Погребальная камера с ненарушенным верх­ним сводом, разрушены перемычки в один кирпич с примыкающими камерами. Внешне камера представ­ляет прямоугольную площадку 200 х 75 см, ступен­чато спускающуюся к чёрному полу. В сечении виден полукруглый кирпичный свод. Высота камеры 85 см, размеры 258 х 100 см. ... Обращает на себя внимание тот факт, что свод камеры сложен из кирпича мень­шего размера и скреплён цементным раствором (сле­ды ремонта?). При зачистке камеры встречены доски и ручки от гроба. Останки сохранились в переотложенном состоянии. Из инвентаря: в головах митра матерчатая с гладным золотным шитьём. В централь­ной части камеры фрагменты евангелия: накладки медные, чеканные с изображениями евангелистов и распятия, корочки деревянные, обтянутые материей, следы кожаных застёжек, бумажный тлен. Встречены фрагменты кожаной обуви.

Погребение IV - епископа Серапиона Лятушевича (умер в 1762 г.). Погребальная камера с полукруглым сводом, размеры 200 х 90 см, глубина 80 см ... от по­гребения III и V отделена кирпичными перемычками.

Сохранились доски гроба. Костяк в переотложенном состоянии. В центральной части камеры две наклад­ки евангелия - медные со следами позолоты. В южной части камеры - митра с шитыми изображениями сера­фимов и херувимов по зелёному фону; в верхней части митры изображение Богоматери Знамения (рис. 7).

Погребение V - захоронение епископа Иосифа Золотого (умер в 1774 г.). Погребальная камера с по­лукруглым сводом, размеры 200 х 100 см, высота по стене 85 см, до верхней точки свода 120 см. Вместе со строительным мусором доски гроба с железной ручкой и следами обивки материей, остатки одежды. Костяк в переотложенном состоянии. . Из инвента­ря найдены: цепочка с ладаницей (?) с изображением Спаса, панагия из непробного серебра, позолочена, с перегородчатой эмалью, по боковой грани надпись гравированная «божья ради благодати архиепископа Симона Вологодского и Белозерского году 1664. 0. 23» (рис. 2); митра шитая с изображениями Спаса, Николы, Богоматери, исполненные гладью (рис. 6); корочки Евангелия, деревянные, обтянутые материей, пелена с шитым изображением «Софии Премудрости Слова Божья», по кругу - изображение Троицы и избранных святых, по углам - символы евангелистов; янтарные чётки с крестиком (рис. 5); фрагменты кожаной обуви.

Погребение VI - епископа Иринея Братановича (умер в 1796 г.). Верхний свод камеры не разрушен, но нарушены перемычки с V и VII погребениями. Вы­сота камеры ... в высшей точке свода 90 см. Сохрани­лись доски гроба. Костяк нарушен. ... Из вещей об­наружены: медный с позолотой наперсный крест на шнурке; медная овальная панагия с изображением Богоматери; скорлупообразный медальон с гравиро­ванными изображениями распятия; клобук чёрного сукна; омофор с изображением четырёхконечного креста и каймой, выполненными из золотного кру­жева XVIII в. (рис. 4).

Погребение VII (последнее по южной стене) - епископа Арсения Тодорского (умер в 1802 г.). По­гребальная камера высотой 90 см, с полукруглым сводом, размеры 200 х 75 см, завалена строительным мусором. Сохранились доски гроба. Костяк в переотложенном состоянии. ... Найдены фрагменты одежды.

Погребение VIII (второе от северного входа) - ар­хиепископа Антония (умер в 1587 г.). Погребальной камеры не выявлено. Под нарушенной кирпичной кладкой, возвышающейся на 30 см над чёрным по­лом, глинистая засыпка, нарушенная перекопом. В перекопе найдены звенья чёток (рис. 3). Верхняя часть костяка разрушена.

Панагия из погребения Иосифа Золотого

 Рис. 2. Панагия из погребения Иосифа Золотого

Чётки из погребения святителя Антония

Рис. 3 Чётки из погребения святителя Антония

 Рис. 4. Омофор из погребения Иринея Братановича

 Рис. 4. Омофор из погребения Иринея Братановича

 Рис. 5. Янтарные чётки и крестик из погребения Иосифа Золотого

 Рис. 5. Янтарные чётки и крестик из погребения Иосифа Золотого

Рис. 6. Митра из погребения Иосифа Золотого

 Рис. 6. Митра из погребения Иосифа Золотого

Рис. 7. Митра из погребения Серапиона Лятушевича

 Рис. 7. Митра из погребения Серапиона Лятушевича

В результате проведённой работы можно ска­зать, что все вскрытые в 1979 г. погребения были потревожены ранее, по-видимому, во время замены пола и разборки надгробий в 30-х гг. ХХ в.

По окончании археологических работ погребаль­ные камеры были вычищены, сохранившиеся остан­ки погребённых сложены обратно, вещи, представ­ляющие художественную и историческую ценность, переданы в фонды Вологодского областного крае­ведческого музея»[4].

Таким образом, Н. В. Гуслистовым было исследо­вано 8 внутрихрамовых погребений, произведена их идентификация.

В 2001 г. в ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря отреставрирована уникальная находка из захороне­ния епископа Иосифа Золотого - «древний памятник декоративно-прикладного искусства - пелена XVI в., с редко встречающимся в древнерусском шитье ико­нографическим сюжетом «София Премудрость Слова Божия» (см. приложение, рис. 37)[5]. Ряд найденных предметов, хранящихся в фондах музея, ещё нужда­ется в дополнительной атрибуции и реставрации.

В 1998 г. И. П. Кукушкиным проведено повтор­ное археологическое исследование останков святи­теля Антония. Работы осуществлялись по благословлению епископа Вологодского и Великоустюгского Максимилиана, под контролем комиссии Вологод­ского епархиального управления.

В ходе археологических изысканий была осу­ществлена расчистка и выемка фрагментов погребе­ния. Найдены плетёные шерстяные шнурки, кованые гвозди от гроба. Сделано предположение, что осно­ванием (площадкой) для установки гроба являлась верхняя плоскость белокаменных известняковых блоков, служащая основанием кирпичного цоколя стены. Был проведён антропологический анализ ко­стей скелета, который показал, что святитель Анто­ний имел рост более 180 см, его лоб был невысокий, средней ширины, голова в целом небольшая, нос вы­дающийся вперёд, надбровные дуги развиты слабо. Возможно, имело место прижизненное заболевание позвоночника[6].

Мощи святителя Антония, а также вещи, найден­ные в погребении, в установленном порядке были переданы в Вологодское епархиальное управление и в настоящее время покоятся в церкви Св. Николая во Владычной слободе г. Вологды.

В 2003-2004 гг. в Софийском соборе выполня­лись реставрационные и инженерные работы, были отремонтированы и погребальные камеры воло­годских архиереев. Одновременно осуществлялись охранные археологические исследования под руководством И. В. Папина, в ходе которых «на глубине 20-30 см от уровня кирпичного пола был обнаружен кирпичный склеп с цилиндрическим сводом, сложен­ный на цементном растворе. На своде склепа снару­жи кирпичом выложен четырёхконечный крест». По предположению исследователя, указанное погребе­ние могло принадлежать архиепископу Вологодско­му и Тотемскому Израилю (Никулицкому), скончав­шемуся в 1894 г.[7]

«Внешняя» часть некрополя была обнаружена в 2000-2001 гг. И. П. Кукушкиным в ходе археологи­ческих исследований в связи с разработкой проекта устройства дренажа собора.

В 2000 г. в разведочном шурфе близ внешней, се­верной стены собора, на глубине 1,05 м от дневной по­верхности была обнаружена кирпичная погребальная камера. Её меридиональная ось проходит в 5,5 м к севе­ру от приапсидной лопатки, параллельно стене храма. Полуциркульный свод погребальной камеры выпол­нен из кирпича на цементно-известковом растворе. Длина сооружения 2,8 м, оно расчищено от уровня верхней точки свода на глубину 0,2 м, на которой за­фиксирована её ширина - 1,4 м[8]. Заслуженный рестав­ратор, краевед Н. И. Федышин предположил, что по­гребение может принадлежать одному из настоятелей Софийского собора. Возможно, это захоронение прото­иерея кафедрального собора Василия Ивановича Нордова, умершего в 1883 г. По воспоминаниям Николая Ивановича Федышина, три надгробных плиты находи­лись у «северной» стены храма до середины ХХ века.

В 2001 г. проведены археологические раскопки у южной стены Софийского собора[9]. В раскопе пло­щадью 60 кв. м было зафиксировано 2 яруса разнов­ременных перезахоронений. Первый (верхний) ярус залегает на глубине от 0,47 м до 1 м (при отметке уровня дневной поверхности 116.70), он образован шестью скоплениями (перезахоронения № 1-6), каж­дое из которых составляли останки нескольких (от двух до шести) индивидов. По стратиграфии строи­тельных напластований, перезахоронения верхнего горизонта совершены в XVII-XIX веках (рис. 8). Мож­но предположить, что в этот период, когда велись застройка и благоустройство Архиерейского двора, близрасположенных территорий, было затронуто ранее существовавшее кладбище, а извлечённые че­ловеческие останки в разное время перезахоранива­лись у Софийского собора.

Нижний ярус перезахоронений (№ 7, 8) залегает на глубине от 1,33 м до 1,85 м от уровня дневной по­верхности (рис. 9). В перезахоронении № 7 останки сосредоточены на площади 2,5 х 1,76 м. Кости зале­гают в несколько рядов, расположены в анатомиче­ском порядке. Черепа сложены в юго-западной ча­сти; большеберцовые, крупные трубчатые кости - в северо-восточной, прочие кости посткраниальных скелетов рассредоточены хаотично на площади пере­захоронения. По количеству костей черепов в переза­хоронении останки более 100 индивидов. Они залега­ют на платформе, составленной из пяти деревянных плах. Среди костей найден фрагмент створки бронзо­вого креста-энколпиона.

Перезахоронение № 8 примыкает к перезахоро­нению № 7 с северо-запада. Останки сосредоточены на площади 2,5 х 1,47 м. Кости залегают на грунте в несколько рядов. Их расположению придано подо­бие анатомической последовательности, но по срав­нению с перезахоронением № 7 с большей долей «небрежности». По количеству костей черепов пе­резахоронение содержит останки приблизительно 100 индивидов. По зафиксированным фрагментам древесного тлена можно предположить, что переза­хоронение было совершено в деревянном коробе.

Рис. 8. Верхний ярус перезахоронений, совершённых в XVII - нач. XIX в. у стены Софийского собора

 Рис. 8. Верхний ярус перезахоронений, совершённых в XVII - нач. XIX в. у стены Софийского собора

Рис. 9. Нижний ярус перезахоронений, предположительно, совершённых во время строительства Софийского собора

 Рис. 9. Нижний ярус перезахоронений, предположительно, совершённых во время строительства Софийского собора

Судя по разнице уровней залегания, перезахоро­нения № 7 и № 8 близки по времени совершения, но не одновременны. Перекрывающий их строительный горизонт относится к периоду сооружения кирпич­ных стен храма. Есть основания полагать, что остан­ки из перезахоронений нижнего яруса происходят с кладбища, располагавшегося на территории Собор­ной горки, возможно, на месте заложения фундамен­та Софийского собора.

Таким образом, некрополь Софийского собора формировался с начала возведения храма до конца XIX века. Он включает традиционные погребения архиереев и настоятелей, перезахоронения с клад­бищ, располагавшихся на месте и близ комплекса Архиерейского двора, возможно, и на участке, заня­том зданием собора. По своей историко-культурной, мемориальной значимости некрополь Софийского собора представляет значительный интерес для ис­следований.

И. П. Кукушкин

 Из сборника материалов научной конференции История и археология Русского Севера, посвящённой 60-летию со дня рождения Н. В. Гуслистова, Вологда, 2012

Примечания


[1] Суворов Н. И. Описание Вологодского кафедрального Со­фийского собора. М.: тип. Бахметева, 1863. С. 60-73;

1    [2] Он же. Вологодский архиерейский дом. Вологда, 1898. С. 52.

[3] Автором в публикуемый текст внесены незначительные поправки и сокращения, не снижающие содержательные характеристики отчёта.

[4] Гуслистов Н. В. Отчёт о работе Вологодской археологиче­ской экспедиции в 1979 году // ВГИАХМЗ. Б/н.

[5] Семечкина Е. В. Реставрация пелены XVI в. «София Прему­дрость Божия» из собрания Вологодского музея-заповед­ника // VI Грабаревские чтения : доклады, сообщения. М.: Сканрус, 2005. С. 75-83.

[6] Кукушкин И. П. Археологические исследования в Вологод­ском кремле в 1997-2000 годах // Вологда : краеведческий альманах. Вып. 4. Вологда: Легия, 2003. С. 9.

[7]  Папин И. В. Тайны главного здания Вологды: археологиче­ские исследования Софийского собора // Археология Вологды: история и современность : сб. статей. Вологда, 2007. С. 74-75.

[8] Кукушкин И. П. Археологические исследования... С. 11.

[9] Кукушкин И. П. Отчёт о проведении археологических рас­копок в зоне охраны Софийского собора в городе Вологде в 2001 году // ИА РАН.

Читайте также: