ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » » Стоянки первобытных людей среднего палеолита на территории современной Баларуси
Стоянки первобытных людей среднего палеолита на территории современной Баларуси
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 02-07-2016 23:11 |
  • Просмотров: 4329

Нижний палеолит (шелльская и ашельская эпохи). На территорию СССР древний человек проникает уже в нижнем плейстоцене, в начале Окского оледенения (800—600 тыс. лет назад). Это человек шелльской эпохи. Остатки его поселений обнаружены в Закавказье и в Придне­стровье (Сатани-Дар, Лука Врублевецкая). Орудия труда представлены в первую очередь ручными рубилами, отесанными с двух сторон массив­ными кусками камня с заостренным узким концом и «пяткой», приспо­собленной в качестве рукояти, а также и другими изделиями из кремня, обсидиана, кварцита.

Примерно около 300 тыс. лет назад, в ашельское время, человек про­ник еще дальше к северу. Ашельские орудия найдены возле Житомира, непосредственно у южной границы БССР. Основные формы орудий труда представлены остроконечниками, скреблами, а также рубилами, более тонкими и изящными по обработке.

На территории Белоруссии до настоящего времени еще не обнаруже­ны нижнепалеолитические памятники, хотя палеогеографическая обста­новка во время межледниковий и здесь благоприятствовала расселению первобытных людей.

Большое влияние на животный и растительный мир Белоруссии ока­зало березинское (окское) оледенение. Окский ледник достиг линии Пинск — Бобруйск — Мозырь.

В течение следовавшего за оледенением теплого межледниковья фло­ра и фауна на какое-то время стали близки к современным.

Средний палеолит. Мустьерская эпоха. В эпоху следующего, днепров­ского, оледенения, когда территория Белоруссии была покрыта сплош­ным ледяным щитом, первобытный человек откочевал к югу. Конец этого оледенения открыл перед людьми ранее недоступные пространства. Од­нако потепление шло медленно. Лишь постепенно тундровая раститель­ность сменялась лесной.

Все более расширялась территория, на которую могли проникнуть группы неандертальцев (рис. 1).

Рис-1

Названия памятников: 1—Крумплево, 2—Эйгуляй, 3—Вильнюс, 4—Эжериняй, 5—Пальница, Пе­релом. 6— Цыдовичи, Гожа, 7—Грандичи, 8—Несиловичи, 9—Черешля, 10—Бобровичи, 11—Оре­хово, 12—Пульмо, 13—Нобель. 14—Сеньчицы, 15—Юревичи, 16—Ново-Быхов, 17—Абидовнчн,

18—Кистени. Коромка, 19—Гренск, 20—Подлужье, 21—Бердыж, 22—Турищевичи, 23—Клеевичи,

24—Светидовичи, 25—Новые Бобовичи, ?6—Елисеевичи, 27—Хотылево, 28—Тимоновка, 29-- Юдипово, 30—Курово, 31 —Трубчевск, 32—Пушкари, 33—Новгород-Северский, 34—Чулатово, 35— Мезин, 36—Авдеево, 37—Добр'НшчеБка, 38—Гонцы, 39—Канев. 40—Владимировна, 41—Фаетов, 42—Киев, 43—Радомышль, 44—Житомир, 45—Искорость. 46 —Збраньки, 47—Дозгиничи, 48 —Шва­бы, 49—Марьяновка, 50—Городок. 51—Липа, Мирогоща, 52—Кременец, 53—Краков, 54—Ежма- новице, 55—Пекары, 56—Вежхове, 57—Мпшице, 58—Гулин, 59—Гжыбова Гора—«Рыдно», 60—Гу- ра Пулавска, 61—Марянка Выглендув. 62—Хатажынув, 63—Витув. 64—Цаловане. 65—Свидры Бельке, 66—Плуды, 67—Станьковиче," 68—Добигнево, 69—Рожнев, 70—Губин, 71—Волчков, 72— Касперовцы, 73 —Лисичникя, 74—Хотин, 75—Студеница, 76—Букавна, Незвншкн, 77—Бабин, Ко- ряань, 78—Поливанов Яр, 79—Молодова

Результаты раскопок в Подлужье (Чечерский район) в 1953—1954 гг. позволили К. М. Поликарповичу сделать вывод о том, что перигляциальные (приледниковые) пространства, расположенные к северу от 52-й па­раллели, были уже освоены первобытными людьми в мустьерское время (100—40 тысячелетий назад) 2.

Этим, однако, в значительной мере предвосхищался ход иссле­дований. По сути правильное это положение не могло быть подтвержде­но материалами Подлужской стоянки (как оказалось, они относились к более позднему времени). Лишь открытие стоянки в Хотылево под Брян­ском и находки орудий явно мустьерского возраста в ряде мест верхнего Поднепровья подтвердили предположение К. М. Поликарповича. В оврагах Каменной Горы — останце второй надпойменной террасы Беседи в районе Светиловичей в последнее время обнаружены серии мустьер- ских отщепов. Как известно, здесь же в 1929 г. было найдено мустьерское скребло 3.

Еще более значительным мустьерским местонахождением является Клеевичсхое в Костюковичском районе на правом берегу Беседи, откры­тое К. М. Поликарповичем. Однако Поликарпович не нашел на собран­ных здесь кремнях следов обработки.

Недавно в шурфах, заложенных В. Д. Будько на месте прежних рас­копок, выявлены отщепы и нуклеусы мустьерского облика, а также кости мамонта и дикой лошади. Орудия мустьерских форм, изготовленные в основном из черного мелового кремня, залегали здесь в толще палево­серой супеси, выше морены днепровского оледенения.

В толще второй надпойменной террасы Днепра в Ново-Быхове также было найдено овальное скребло с явно мустьерским характером обра­ботки. Очень характерно архаичное массивное, двустороннее обработан­ное рубило, найденное у деревни Велятичи на Ясельде в Брестской обла­сти. Мустьерские формы орудий обнаружены в бассейне Сожа, вблизи деревни Турищевичи, в месте впадения Беседи в Сож (рис. 2).

 Рис-2

1—овальное скребло (Ново-Быхов); 2—скребло (Светловичи, Каменная Гора); 3—4—фор­мы, близкие к остроконечникам (Клеевичи); 5—отщеп с ретушью с левалуазской тех­никой скола (Клеевичи)

На основе местных материалов нельзя сказать что-либо определенное об общественном устройстве мустьерцев. В какой-то степени об этом свидетельствуют материалы соседних областей.

Основными занятиями мустьерцев были охота, а также собирательст­во. Остатки костей, добытых на месте стоянок, показывают, что охота шла главным образом на мамонта, носорога, лошадь, бизона, оленя, а там, где мустьерцы жили в пещерах, - на пещерного медведя.

Одним из важнейших достижений, которые позволили мустьерцам обитать в приледниковой полосе, было умение использовать огонь. Сле­ды кострищ обнаружены в ряде мустьерских стоянок Восточной Европы. Обожженные кости и угли, правда, в небольшом количестве встречались и в Клеевичах. Мустьерские общины уже умели строить прочные жили­ща из костей и шкур крупных животных как убежища от холода в усло­виях приледниковой зоны. В зависимости от местных условий эти жили­ща были наземными или несколько углубленными в землю. Ярким при­мером тому может служить жилище из костей мамонта в мустьерском слое поселения Молодова на Днестре. Там, где это было возможно, че­ловек использовал естественные укрытия и пещеры (Крым, Южная Польша, Кавказ).

 

Читайте также: