ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:
Вам нравится наш сайт?


Отличный сайт!
Хороший сайт
Встречал и получше
Совсем не понравился





» » » Крым в Средневековье (IV-XIII вв.)
Крым в Средневековье (IV-XIII вв.)
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 18-06-2015 18:59 |
  • Просмотров: 5572

Социально-экономическое и политическое развитие Таврики в эпоху раннего средневековья (IV—VII вв.) отличалось своей неравномерностью. В восточных и западных районах полуострова наблюдаются сильные перемены, связанные с массовым расселением пришлых «варварских» племен. В западной части Крыма сохранялись еще позднеантичные традиции, особенно в городской жизни. Однако усилившееся в период великого переселения народов разложение основ рабовладения вызвало повсеместное, хотя и неодинаковое развитие новых феодальных отношений.

В IV-V вв. главную роль в Западной Таврике играл Херсонес, ставший одной из провинциальных окраин Византийской империи. В Херсонесе (называвшемся при византийцах Херсоном) имелись свои административные органы, здесь функционировал викарат, в чьем ведении находился сбор налогов и торговой пошлины. Судя по надписи императора Зенона, в 488 г. в Херсоне располагался византийский гарнизон. Здесь было развито гончарное и другие отрасли ремесленного производства. Херсон был торговым городом, где с VI в. Выпускалась собственная медная монета. В начале IV в. здесь была основана христианская епархия, строились церкви и другие культовые сооружения. Интенсификация строительной деятельности связывается с активностью византийской политики на периферии империи в правление Юстиниана (527—565 гг.).

Херсон был центром не только его округи, но и всего Западного Крыма. Более мелкие пункты существовали в приморской части юго-запада полуострова и в глубине материка. Очевидно, к византийской поре относятся крепости, остатки которых сохранились в Каламите, Алустоне (Алуште), храмы и другие сооружения в Горзувите (Гурзуфе), на плато Магуп.

Несмотря на то что Херсон остался в стороне от движения кочевников, направивших свой основной удар на Боспор и его окрестности, этнический состав Херсона, а тем более его сельской округи был очень пестрым. Наряду с греческим населением, что было естественно для византийского города, ко второй половине V в. юго-западное нагорье в южнобережье Таврики заселили готы, которые в VI в. могли выставить несколько тысяч воинов. Их оттеснили сюда гунны, дошедшие после распада державы Аттилы вплоть до Херсона. Готы, проникавшие в юго-западную Таврику и с южного берега, слились со сложным по составу местным земледельческим населением, преимущественно аланского происхождения.

В конце III — первой половине IV в. центром Восточной Таврики оставался по-прежнему Боспор. Однако в 70-х гг. IV в. Боспорское царство, ослабленное многочисленными набегами готских племен, как уже отмечалось, пало под ударами гуннов. Боспор переживает политический и торгово-экономический упадок. Местную золотую монету вытесняет медная, но и ее с середины IV в. больше не выпускают. В дальнейшем чеканка собственной монеты так и не была восстановлена в Боспоре. Изменения в этническом составе населения Восточного Крыма шли с большей интенсивностью: широкое распространение получила сарматизация местного населения.

Власть гуннской знати продолжалась в Боспоре до начала VI в., когда он вновь при императоре Юстине I (518—527) стал центром византийского административного округа. Однако большая часть Таврики, находящаяся между Херсоном и Боспором, оставалась в руках гуннов. Византия назначала из числа гуннов своих наместников, против которых нередко восставали местные жители. Так, известно восстание против византийского ставленника - гуннского князя Грода, который был убит боспорянами, перебившими и византийский отряд.  Юстин I, направив сюда дополнительные военные силы, восстановил византийскую власть как над Боспором, так и над Таманским полуостровом.

Раннесредневековый период отмечен, таким образом, неравномерностью социально-экономического развития Таврики. Византийский городской центр Херсон сохранил и во внешнем облике, и в социально-политической структуре, и в хозяйственной жизни традиции поздней античности. Наряду с этим сохранялись мелкие общинные поселки и городки, в которых византийская власть была сравнительно слаба. Другой античный центр — Боспор пережил глубокие изменения в эпоху «переселения
народов». В VII—VIII вв. в Западной Таврике происходят существенные перемены. Наблюдается упадок городской жизни в Херсоне, что объясняется вызванным аграризацией общим кризисом византийской городской системы, а также хазарскими набегами в конце VII в. В Херсоне после смерти императора Маврикия (582—602) прекращается чеканка собственной монеты, происходит сокращение денежного обращения. Хазарские вторжения нарушали экономические связи города как с земледельческим населением округи, так и с кочевниками причерноморских степей. Об упадке хозяйственной жизни в Херсоне, голоде и нужде свидетельствует в 655 г. сосланный сюда папа Мартин. В условиях происходившего в Херсоне ослабления зависимости от Византии в конце VII—начале VIII в. намечается некоторая тенденция к городскому самоуправлению. В 710—711 гг. император Юстиниан II послал карательные экспедиции с целью укрепления византийской власти в Херсоне. Действия византийских отрядов вызвали взрыв протеста местного населения, обратившегося к хазарскому хакану за военной помощью. С помощью хазар восставшие херсонцы разбили экспедиционное войско Юстиниана И. В результате этих событий Филиппик Вардан (711—713) был провозглашен правителем Византии.

В VIII в. в Южной Таврике резко обостряются социальные противоречия. В 90-х гг. этого столетия здесь происходит восстание против местных властей. Повстанцы обращаются за военной помощью к хазарам. Росту социального антагонизма в Крыму, вероятно, в определенной мере содействовало иконоборческое движение в Византии. В период гонений, которым подвергались в империи иконоборцы, происходит массовая монашеская
миграция в Таврику. В Горном Крыму возникают многочисленные пещерные монастыри, остатки которых сохранились в Чилтере, Шулдане, Каламите (Инкермане). Интенсивное строительство этих христианских обителей сопровождалось ростом монастырского землевладения. В VIII в. в Таврике укрепляются христианские церковные организации. Существовавшие здесь Готская, Сугдейская, Херсонская и Боспорская епархии распространяют свою власть на обширную территорию Таврики.

В VIII—IX вв. в сельских общинных поселениях юго-западного нагорья Крымского полуострова наблюдается стабилизация экономической жизни. Обживаются руины старых античных поселений, в них возрождается ремесленное производство, налаживается хозяйство. Растут и новые общинные поселки с незакрепощенным населением.

Восточная Таврика и исторически связанный с ней Таманский полуостров переживают в VIII — IX вв. период своего подъема. Здесь растут земледельческие поселения, возникают ремесленные центры, густо заселяется Керченский полуостров (Тиритака, Эльтиген, Илурат). Интенсивно протекает городское строительство в Боспоре, где сооружается монументальный храм Иоанна Предтечи.

В VIII в. в Таврику вторгаются праболгарские племена, кочевавшие в степях Приазовья. Эти племена (в частности, те, что входили в орду Батбая) были вытеснены оттуда хазарами. Новые пришельцы застали в Крыму земледельческие общинные поселки с довольно пестрым населением. В них жили греки, аланы, готы, представители других народов и племен Таврики. Мигранты начали смешиваться с местным населением и постепенно оседать в поселениях Крыма.

Рубеж IX — X вв. характеризуется серьезными изменениями в экономической и политической жизни Таврики, что было вызвано рядом причин. В эту пору происходит ослабление, а затем и ликвидация господства хазар. Однако с 70—80-х гг. IX в. начинается вторжение в степи Причерноморья тюркоязычных кочевников-печенегов. Кроме того, в Таврике происходит усиление влияния Древнерусского государства.

В конце IX в. многочисленные поселения в восточной и юго-восточной части Крыма были разрушены в результате участившихся печенежских набегов. Печенеги заняли обширные пространства Таврики, за исключением Херсона и Боспора. Византийский историк и император Константин Багрянородный сообщает, что печенежское вторжение сильно повлияло на торговые и другие связи этих городов с сельской округой.

В X в. развиваются политические, торговые и культурные взаимоотношения Крыма с Древней Русью. В ходе борьбы за сферы влияния в Причерноморье в 944 г. было заключено соглашение князя Игоря с Византийской империей. Договор предоставлял Киеву право защищать Корсунь (Херсон) от живших поблизости «черных болгар», что было возможно лишь при наличии русских военных дружин в Крыму. В нем содержался также пункт, запрещавший русскому князю «иметь волости» в Херсоне («Корсуньской стране»). Очевидно, эта статья договора отражала стремление Византии не допустить влияния Руси в Херсоне. Византийские императоры приняли ряд мер, направленных на укрепление обороны Херсонской военно-административной округи (фемы). Херсон стал играть важную роль в политике Восточной Римской империи по отношению к Древней Руси и тюркоязычным кочевникам Таврики. Византия использовала печенежских вождей для борьбы против Киева. В 972 г. печенеги, подкупленные византийскими дипломатами, убили князя Святослава при его возвращении из похода на Дунай.

С событиями в Крыму было связано принятие христианства на Руси. В 989 г. князь Владимир овладел Херсоном, после того как византийский император попытался уклониться от выполнения ранее принятого обязательства: в обмен на военную помощь империи и крещение Руси выдать за него замуж свою сестру Анну. Взятие Херсона усилило влияние Древней Руси в Западной Таврике. Результатом торгово-экономических связей и военных походов русов в Причерноморье явилось образование Тмутараканского владения. В конце X в. Боспор, вероятно, был присоединен к Тмутаракани, что упрочило позиции Руси в Восточном Крыму.

В X—XI вв. в Херсоне в связи с обострением внутриполитического положения происходит частая смена византийских наместников и военачальников. В 1066 г. горожане восстали против Византии, что побудило императора Михаила VII Дуку обратиться за помощью к Руси. Киевский князь Святослав Ярославич послал в 1073 г. свое войско в Корсунь. Все это говорит об ослаблении византийской власти и усилении влияния Древней Руси в Западном Крыму; Аналогичный процесс имел место и в Восточной Таврике, где Боспор (Корчев) вошел, по-видимому, в состав Тмутараканского княжества. В пользу этого мнения косвенно свидетельствует знаменитая надпись на тмутараканском камне 1068 г.

Однако с середины XI в. политическая обстановка в Северном Причерноморье резко изменилась. Это было связано с появлением здесь новой волны тюрок-кочевников, известных под названием половцев (кипчаков). Начав свои набеги на Русь в 1061 г., половцы овладели южнорусскими степями, а затем и Таврикой. Господство кипчаков, длившееся до начала XIII в., распространялось почти на весь Крым, за исключением Херсона и Боспора. В XII — начале XIII в. кипчаки владели Сугдеей, им платили дань и города Южного Крыма.

Половецкое нашествие ослабило влияние русских князей в Таарике. В исторических хрониках после 1094 г не упоминается больше о Тмутараканском княжестве. Зато сообщается о византийских чиновниках, собиравших налоги в Восточном Крыму. Херсон в это время утрачивает черты некоторого самоуправления и ориентируется больше на Константинополь. Вместе с тем отмечается активная деятельность русских купцов в Таврике. В данную пору в Крыму важным центром международной торговли становится Сугдея (нынешний Судак), где помимо основного, греческого населения постоянно обитали русские, аланские, армянские купцы, выходцы из Малой Азии. В начале XIII в. в Таврику проникают венецианцы, которых затем вытесняют генуэзцы. Согласно договору с императором Мануилом I, генуэзцы получили исключительные права на Черном море. В 1204 г. Константинополь, как известно, был захвачен и ограблен крестоносцами, что нанесло жестокий удар Византии. Херсон и некоторые другие области Таврики начинают уплачивать дань Трапезундской империи. В Крыму, особенно в южных областях, происходит дальнейший процесс развития феодальных отношений Север населяли кочевые тюркоязычные племена. В крупных городских центрах, в частности в Херсоне, помимо греков жили армяне, аланы, евреи. В городе в начале в. обитали также половецкие и итальянские купцы и имелась русская колония. Здесь при археологических раскопках найдены характерные русские кресты, датируемые XII в.

В начале XIII в. в Крыму существовал и ряд небольших самостоятельных городов, княжеств и владений. Одним из них был город Феодоро на плато Мангуп, управлявшийся византийским феодальным родом Гаваров-Таронитов, имевших армянское происхождение. В середине XII в. Гавары-Тарониты были изгнаны в Херсон из Трапезунда. Вблизи современного Бахчисарая лежал город Кырк-Ер, находившийся под властью знатной аланской фамилии. Существовало и небольшое поселение Эски-Кермен, вероятно, входившее в состав Мангупского владения. Большинство этих городов — центров небольших владений сохранилось и после завоевания монголами Крымского полуострова в XIII в. Монгольское нашествие, совпавшее по времени с преобладанием в Черноморье итальянских торговцев и ростовщиков, знаменует собой новый этап в средневековой истории Таврики.

Из сборника «Крым: прошлое и настоящее», Институт истории СССР АН СССР, 1988

 

Читайте также: