ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:
Вам нравится наш сайт?


Отличный сайт!
Хороший сайт
Встречал и получше
Совсем не понравился





» » Летопись "История селенгинских монгол-бурят"
Летопись "История селенгинских монгол-бурят"
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 03-04-2016 13:51 |
  • Просмотров: 3101

В настоящее время со всей остротой встает вопрос о создании правдивой и полной истории бурятского народа, о ликвидации ее "белых пятен". Для этого необходимо прежде всего обогатить источниковедческую базу, использовать все имеющиеся докумен­тальные, архивные и летописные материалы. Наша задача - ввести в научный оборот исторические материалы, имеющиеся на старомонгольском письменном языке, в первую очередь бурятские лето­писи и исторические хроники, написанные в XVIII - начале XX веков.

Хотя некоторые летописи уже изданы в разное время на старомонгольской письменности, русском и современном бурятском языках, еще значительное количество их остается в рукописях [1, 6].

Бурятские летописи делятся на хоринские, селенгинские, баргузинские, эхиритские и т.д. Летопись Дамби-Жалсана Ломбо-Цэрэнова "История селенгинских монгол-бурят" входит в группу селенгинских летописей. Селенгинские летописи по своему содер­жанию делятся на две подгруппы. Это разделение обусловлено эт­ническими особенностями и историей образования селенгинских родов. По территориальному признаку это понятие объединяет роды и племена бурят-монголов разного происхождения, пришедших в разное время. Первая подгруппа летописей касается бурят, про­живающих в районе нижней части р. Селенги, в долинах Оронгоя, Иволги, Убукуна, Тохоя, Жаргаланты, Хурамти, Сутоя. По своему родовому составу жители данных местностей являются выходцами из Предбайкалья к относятся к зхиритским и булагатским родам, мигрировавшим на данную территорию во второй половине XVII – начале XVIII в. Эти летописи в основном отражают историю и культуру бурят шести родов: алалуй, готол -бумам, баабай-хурамтши, абазай, шоно и харануты.

Вторая подгруппа летописей касается монгольских родов, миг­рировавших в районы рек Джиды, Темника, Чикоя, т.е. территории нынешних Джидинского, Кяхтинского и Селенгинского районов. Многие из этих родов пришли сюда из Монголии во времена походов в Халха-Монголию ойратского Галдан-Бошокту-хана в конце XVII в. (Бошигт хааны бослогын, Сайн хааны самууны уед). Эти монголь­ские роды образовали восемнадцать родов селенгинских бурят. Это ашабагаты, сонголы, сартулы, табангуты, атаганы, узоны и др. Своеобразие летописей этой подгруппы в том, что в них история этой группы бурят представлена в контексте взаимовлияния и взаимоотношений монголоязычных народов Центральной Азии.

Селенгинские летописи, вт. ч. "История селенгинских монгол-бурят”, написаны под влиянием монгольской летописной традиции. Однако нельзя утверждать, что влияние монгольской летописной традиции было исключительным. Перед авторами селенгинских летописей стояла задача - написать конкретную историю монгол-бурят, точнее, историю монгол-бурятских родов[1]. Поэтому они, опираясь на монгольскую традицию и используя ее достиже­ния, создают оригинальные летописные труды.

В условиях средневековых литературных традиций отсутство­вало понятие о плагиате и использование чужих трудов было де­лом обычным. Иными словами, сочинения селенгинских летописцев, впрочем, как и всех монгольских и других средневековых авторов, носят компилятивный характер. Конечно, бурятские летописи при написании своих работ опирались на доступный им материал. Од­нако каждая летопись имела свои особенности, а каждый автор - присущий только ему стиль.

Сопоставительно-сравнительный анализ показывает, что Д.-Ж. Ломбо-цэрэнов при написании летописного труда использовал монгольские летописные сочинения. Так как Ломбо-Цэрэнов являл­ся видным деятелем общественно-политической жизни бурят-монго­лов XIX в. и пользовался большим авторитетом среди соплеменни­ков, он имел возможность привлечь местных знатоков истории, ре­лигии, традиций устного народного творчества и, конечно, происхождения бурятских родов при написании своего сочинения. Несомненно, автор и его помощники опирались, прежде всего, на устные легенды и предания, родословные истории селенгинских монгол-бурят (родовое дерево, или родословные). Д.-Ж. Ломбо-Цэрэнов также использовал документальный материал, имевшийся в его распоряжении: архивные материалы, документы степных дум, материалы о текущих делах и др.

Автор летописи "История селенгинских монгол-бурят" Дамби-Жалсан Ломбо-Цэрэнов из рода баабай-хурамша. Род Ломбо-Цэрэно­ва ведет начало от некоего Мату Шишийна, получившего звание шуленги в 1728 г. при графе Савве Владиславовиче Рагузинском. Внук этого шуленги Тармай Видайн получил это же звание в 1747 г. Сын Тармая Аши в 1767 г. стал пятидесятником, а его сын Туруту получил это же звание в 1781 г. Сын Туруту. Ломбо-Цэрэн в 1807 г. был утвержден в должности главного тайши 18 родов селенгинских монгол-бурят. Юмдэлэг (Дамби-талсан) был сы­ном Ломбо-Цэрэна. Юмдэлэг Ломбо-Цэрэнов занимал также долж­ность главного тайши и в этой должности находился 14 лет. Уже будучи старым человеком, он принял духовное звание убаши с прибавлением имени Дамби-Жалсан.

В конце написанной им летописи читаем: "Сэлэнгын монгол- буряадуудай туухэ. В 1668 г. составил главный тайша селенгинских монгол-бурят убаш Дамби-Жалсан Ломбо-Цэрэнэй". Перу его также принадлежат "Заметки о роде хатагин", "Сказание о шаман­ке Асуйхан", "Повествование о происхождении шести родов мокгол бурят ведомства Селенгинской степной думы". Д.-Ж. Ломбо-Цэрэнов участвовал и в написании летописи "Бичихан записка".

По словам профессора H.H. Поппе, труд Д.-Ж. Ломбо-Цэрэнова "История селенгинских монгол-бурят" принадлежит к очень цен­ным источникам по истории бурят, являясь одной из немногих из­вестных нам хроник селенгинских бурят вообще. Н. Поппе в 1936 г. издал эту летопись на старомонгольской письменности без перевода на русский язык [3.7[. При подготовке к изданию он использовал два списка, хранящиеся в Институте востоковедения АН СССР. В основу издания была положена рукопись летописи из коллекции профессора А.М. Позднеева (№ 362), написанная черни­лами на одной стороне листа на бумаге со знаком одной из рус­ских фабрик. Рукопись содержит 85 страниц текста размером 22х 18 см. Кроме того, была использована вторая рукопись из той же коллекции Позднеева (№ 315). В своем труде "Образцу народной словесности монгольских племен11 А.М. Позднеев цитирует вторую рукопись, ссылки его сходятся с содержанием соответствующих страниц дайной рукописи [5].

Летопись Д.-Ж. Ломбо-Цэрэнова "Сэлэнгын монгол-буряадуудай туухэ" переведена со старомонгольского языка на русский язык Б.Доржиевым [2], на современный бурятский язык [2]. Чимитдоржиевым и опубликована на обоих языках [1].

Данная летопись - ценнейший источник по истории и культу­ре бурят-монгольского народа, прежде всего селенгинских бурят-монгольских племен и родов, в котором значительное внимание уделяется их жизни и быту, приводятся этнографические подроб­ности, которые представляют весьма важный исследовательский ма­териал. Летопись интересна и как памятник истории бытования и распространения различных религий. Здесь имеются материалы по древней религии монголоязычных народов - шаманизму. Прослежи­ваются пути проникновения и распространения буддизма в мон­гольском мире, в частности распространения его в форме ламаиз­ма в Бурятии, особенно в среде селенгинских монгол-бурят.

Большое место в летописи отведено истории создания на бу­рятской территории ламаистских монастырей - дацанов, деятель­ности религиозных иерархов - хамбс-лам и других категорий дея­телей религии. Также дано описание деятельности христианских миссионеров (англичан) среди бурят-монголов.

"История селенгинских монгол-бурят" интересна и как па­мятник фольклорных традиций бурятского народа, так как в нем представлены бурятские легенды и предания, многие жанры устно­го народного творчества. Кстати, летопись начинается с легенды о происхождении бурятских племен. Красочно повествуется о пра­родителях бурятских родов: шаманке Асуйхан Буха-нойоне, их сыновьях Бурядае и Хоридоеоб их потомках.

В летописи идет речь об истории консолидации селенгинских бурят-монголов в составе бурятского народа, определена админи­стративно-территориальная и политическая структура селенгин­ских родов в пределах Бурят-Монголии. В 1728 г. была определе­на граница между Россией, с одной стороны, и Монголией и Кита­ем, с другой, в результате чего произошло разграничение терри­торий проживания монгольских племен, прежде всего в Забайкалье. Многие собственно монгольские роды (сонголы, ашабагаты, атаганы, хатагины, хубдуты, узоны, сартулы и др.) вошли в состав бурятского народа и составили наиболее компактные крупные группы селенгинских бурят.

В летописи дана характеристика деятельности видных обще­ственных и религиозных деятелей бурятского народа (первого хамбо-ламы бурятских дацанов Дамба-Даржа Заяева, хамбо-ламы Гаван Ишижамсуева, главного хоринского тайши Шодо Болтрикова, ученых Галсан Гомбоева и Доржи Банзарова).

Достаточно подробно описан процесс вхождения Бурятии в состав Российского государства, а многие крупные события, про­исходившие в бурятском обществе начиная с конца XVII в., рас­сматриваются в летописи в связи с событиями российскими. В ней нашли отражение все крупные исторические и политические собы­тия российского масштаба, а также некоторые мировые события, в которых участвовала Россия. Дана характеристика деятельности русских царей, крупных общественно-политических деятелей - Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II, Саввы Рагузинского, Фе­дора Головина, М. Сперанского, Н. Муравьева-Амурского.

Д.-Ж. Ломбо-Цэрэнов в своем произведении подчеркивает тес­нейшую связь бурятской истории и культуры с историей и культу­рой общемонгольского мира, приводит материалы о монгольских племенах, раскиданных на обширной территории Монголии и Цент­ральной Азии, об их взаимовлиянии и взаимоотношениях, данные по истории монголов от Чингис-хана до Лигдэн-хана Чахарского.

В сочинении также встречаются сведения о смутных временах, междоусобицах в монгольском мире и освободительной борьбе мон­голов против маньчжуро-китайской экспансии в Монголии и Цент­ральной Азии. Эти события зафиксированы в летописи не случай­но, ибо с ними неразрывно связаны крупные передвижения бурят-монгольских родов, в частности передвижения монгольских родов в районах Забайкалья и Предбайкалья. Таким образом, ав­тор летописи знакомит читателей с событиями, связанными с об­щемонгольской историей, в основном с событиями XIII—XIX вв., с деяниями таких выдающихся монгольских правителей, как Чингис­хан, Хайсан-Кулук, Тогон-Тэмур, Даян-хан Бата-Мункэ, Лигдэн- хан, Амарсана, Чингуджаб. Упомянуты имена императоров Цинской династии: Энкэ-Амугалана (Канси), Тэнгрийн Тэтгэгсэна (Цяньлук) и др. Кроме того, в летописи содержатся богатые сведения о монголо-тибетских, монголо-китайских, монголо-русских, русско-китайских отношениях.

"Сэлэнгын монгол-буряадуудай туухэ" (История селенгинских монгол-бурят) Дамби-Жалсана Ломбо-Цэрэнова представляет собой важнейший историко-литературный источник по истории и культуре бурят-монгольского народа, прежде всего по истории и культуре селенгинских монгол-бурят. Материалы, содержащиеся в этой ле­тописи, безусловно, послужат важной источниковедческой базой для создания правдивой истории нашего народа.

Б.Д. Доржиев

Из сборника «История и культура народов Центральной Азии», Улан- Удэ, 1993

Источники и литература

1. Буряадай туухэ бэюэгууд. - Улаан-Удэ, 1992.

2. Ломбоцыренов ІІ. История селенгинских ыокголо-бурят / Пер. со старомонг. В. Доржиева // Газ. Красная Селенга. - І989. - Ш 67-74, 3-20 июня.

3. Летописи, селенгинских бурят. Вып. 1. Хроника убаши Дамби Джалцан Лоыбо-Цэрэнова. 1868. Текст издал H.H. Поппе // Труды Института востоковедения АН СССР. ХЛ. - М.; Л., 1936.

4. Поэднеев А.М. Образцы народной словесности монгольских племен. Вып. І. Народные песни монголов. - СПб., 1880.

5. Румянцев Г.Н. Баргузинские летописи. - Улан-Удэ, 1966.

6. Цыдэндамбаев Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Историко-лингвистическое исследование. - Улан- Удэ, 1972.



[1] Автор, следуя своему источнику, употребляет данное обо­значение по отношению только к селенгинским бурятам как вы­ходцам из собственно Монголии. Прим. ред.).

Читайте также: