ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Аббадиды - династия эмиров Севильи (Испания), правившая в 1023—1091 гг.
Аббадиды - династия эмиров Севильи (Испания), правившая в 1023—1091 гг.
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 22-01-2016 20:15 |
  • Просмотров: 1561

Мухаммад I (1023—1042)

Аббад ал-Мутадид (1042—1069)

Мухаммад II ал-Мутамид (1069—1091)

В 1023 г. во время великой смуты, ох­ватившей Кордовский халифат, город Се­вилья с прилегавшей к нему территорией был объявлен республикой. Его правите­лем стал кади Абу ал-Касим Мухаммад из арабского рода Аббадидов, лишь незадол­го до переворота занявшего видное место в кругу высшей севильской знати. Мухам­мад был умен, честолюбив и обладал силь­ной волей. Он стремился сперва обозна­чить господство в Севильи, а затем под­чинить всю Андалусию. Первой цели он достиг очень быстро. Сохранив республи­канскую форму правления, он отменил полномочия своих коллег— членов арис­тократического совета. Чтобы привлечь к себе побольше сторонников, Мухаммад на­шел в Калатраве ремесленника, очень по­хожего на последнего омейядского хали­фа Хишама III, и выдал его за настоящего халифа. Эта хитрость принесла свои пло­ды, потому что мнимый халиф был признан правителями Кармоны, Валенсии, Дении и Тортосы. Усилившись благодаря поддерж­ке этих государств, Мухаммад разбил пра­вителя Малаги Йахйю I, а потом Бадиса Гранадского.

После смерти в 1142 г. Мухаммада во главе государства стал его сын Аббад ал- Мутадид. Кордовский историк Абу Марван писал, что этот эмир «превосходил всех своих современников красотой облика, со­вершенством сложения и нрава, величе­ственным видом, щедростью длани, про­ницательностью и остроумием, находчиво­стью и способностью предвидеть будущее. Его суждения о стихах и прозе отличались глубиной и верностью, ибо он владел не­малой долей природного таланта и обра­зованности». Но были о Мутадиде и дру­гие свидетельства. Более поздний арабс­кий историк Писан ад-дин ибн ал-Хатиб сообщает, что этот эмир ни во что не ста­вил пролитую кровь. Своей рукой он хлад­нокровно убил собственного сына. В 1053 г. Аббад пригласил в Севилью эмиров Рон­ды, Морона и Аркос-Хереса, с которыми до этого жил в полном мире, и здесь замуро­вал их в бане вместе со свитой (всего 66 человек). Все они задохнулись от про­веденного туда горячего воздуха. После этого Аббад присвоил владения умерщв­ленных эмиров, а их отрубленные головы хранил среди своих сокровищ. Мутадид очень заботился о блеске своего двора, привлекая в Севилью ученых и поэтов со всей Испании. Он продолжал борьбу про­тив Бадиса и других эмиров и постепенно овладел городами Мертелой, Ниэблой, Санта-Марией де Альгарве и Альхесира­сом. В результате Аббадиды к 1058 г. ста­ли владыками всей западной части полу­острова. В том же году Аббад объявил, что лжехалиф Хашим 111 умер, назначив его перед смертью эмиром всей арабской ча­сти Испании.

Мухаммаде II ал-МутамидНаивысшего могущества Севилья дос­тигла при Мухаммаде II ал-Мутамиде. Едва заняв престол, он в 1069 г. завоевал Кор­дову и мурсийский эмират, Севилья пре­вратилась при нем в цветущий город, ни в чем не уступавший Кордове в период ее расцвета. Роскошью своих дворцов, одежд, выездов, украшений, плодородием полей этот город затмил тогда всех прочих сопер­ников. Но главным украшением государ­ства был сам его правитель. По рассказу жившего в то время полководца и поэта Али ибн ас-Сайрафи, эмир Мутамид «не имел себе равных по великодушию и щед­рости, он был крепок, словно жезл, кото­рый нельзя сломить, и не знал соперни­ков в красноречии, умении слагать стихи и составлять послания». Он был образован как никто в его время и обладал прекрас­ной памятью. Мутамид покровительство­вал науке и культуре и оставил о себе па­мять как замечательный поэт. Вместе с тем он отличался почти безрассудной отвагой и редкой для правителя того времени доб­ротой. Любимой женой этого эмира была бывшая рабыня и погонщица волов Румай- нийя. Мутамид, пленившись ее красотой и поэтическим даром, выкупил ее у хозяина и женился на ней. Она родила мужу четы­рех сыновей.

К сожалению, блестящий расцвет Се­вильского эмирата продолжался совсем недолго. Воспользовавшись распадом ха­лифата, на севере усилились христианс­кие королевства. В 1085 г. король Леона Альфонс VI взял Толедо. В поисках спасе­ния от наступавших христиан Мутамид об­ратился за поддержкой к грозному бербер­скому султану Йусуфу ибн Ташуфину. Тот явился в 1086 г. в Испанию и нанес леон- цам под Салакой страшное поражение. Это принесло Альморавидам большую попу­лярность среди мусульман Испании. В 1090 г. Йусуф вновь переправился на Пи­ренейский полуостров, но на этот раз об­ратил оружие против самих андалусских эмиров. В конце 1091 г. войска Йусуфа пос­ле многомесячной осады взяли Севилью. Эмир Мутамид бился до последней воз­можности и разил береберов даже на по­роге своего дворца, но прекратил сопро­тивление после того, как рядом с ним был убит сын Малик. Он сдался в плен и был выслан в горный район Агмат на юге Ма­рокко. Там он и умер в 1095 г., оставив пос­ле себя множество прекрасных элегий, ко­торые до сих пор высоко ценятся знатока­ми арабской поэзии.

 Константин Рыжов

Из книги «Мусульманский Восток VII-XV вв»

Читайте также: