Показать все теги
В 754 году неожиданно скончался после хаджа в Мекку от какого-то злокачественного недуга (вероятно, оспы) багдадский халиф ас-Саффах. Умирая, он завещал престол своему брату Абу Джафару, который принял имя ал-Мансура. Этот Аббасид, наделенный высокими дарованиями правителя, был человек решительный, умный, ученый, основательный во всех своих поступках, но вместе с тем лицемерный и вероломный. В своем жизненном обиходе он был чрезвычайно прост; носил грубое платье и даже (как утверждают некоторые хронисты) собственноручно штопал свою рубаху. Он не любил ни потех, ни игр, ни всего того, что было близко к удовольствиям.
На долю ал-Мансура выпала тяжелая задача наладить нормальную мирную жизнь в стране, принадлежавшую ему пока только по праву завоевания. Дело это было не из легких. В момент падения Омейядов Халифат находился в страшном хаосе. Персы и арабы, шииты и харид- житы, ортодоксы и неверующие, приверженцы Омей- ядов, Алидов и Аббасидов вели между собой жестокую войну. Крайние западные области — Испания, Марокко, Алжир, — и прежде бывшие фактически независимыми, теперь окончательно вышли из-под власти халифа. На востоке ал-Мансур также не мог чувствовать себя полновластным правителем, так как здесь огромным влиянием пользовался Абу Муслим.
Само утверждение ал-Мансура на престоле прошло в трудной борьбе. Его дядя Абдаллах ибн Али во главе большой армии вел в Верхней Сирии войну с византийцами. Узнав о кончине ас-Саффаха, он отказался присягнуть другому племяннику и выступил против него. Ал-Мансур двинул на мятежников Абу Муслима, который в ноябре 754 г. разгромил Абдал- лаха при Нисибине. Пока всесильный временщик отстаивал дела халифа в Ираке, тот постарался подорвать его позиции в Хорасане— сместил всех наместников Абу Муслима и заменил их верными ему людьми. Когда весть об этом дошла до Абу Муслима, он был возмущен вероломством семьи, возвышению которой отдал столько сил. В феврале 755 г. с отрядом телохранителей он приехал в Куфу, чтобы встретиться с халифом, и после резкого нелицеприятного разговора был убит по приказу ал-Мансура.
Однако, покончив с опасным всесилием главы персидской партии, халиф не думал отказываться от услуг самой этой партии. Да это было и невозможно— управлять персами силой одного оружия, как это было при Омейядах, теперь, после того как они сыграли такую выдающуюся роль в гражданской войне, было уже нельзя. С самого начала своего существования Халифат Аббасидов не был повторением Халифата Омейядов. Прежде всего отличался сам характер власти правящей династии. Если Омейяды воспринимались современниками как вожди бедуинских племен, установивших свою власть путем завоеваний, то Аббасиды, возведенные на престол во многом благодаря восстанию иранских мусульман, мыслились как лидеры всего исламского мира, в обязанности которых входило укрепление сложившегося общемусульманского государства. Это привело к тому, что при Аббасидах арабы- завоеватели стали постепенно утрачивать былую роль в политической жизни государства. Зато усилилась неарабская, прежде всего иранская, знать. Сейчас же после смерти Абу Муслима ал-Мансур приблизил к себе одного из его влиятельных помощников — Халида ибн Бармака, положив тем самым начало возвышению могущественного персидского рода Бармакидов. Халид немедленно приступил к важным реформам и постарался создать в Халифате административную систему по типу той, которая существовала в стране при Сасанидах.
Со времен ал-Мансура началось быстрое усвоение арабами персидских обычаев и воззрений. При этом власть халифа все более и более обретала черты восточной деспотии. Предшественники Аббасидов, Омейяды, понимали задачу халифов в первую очередь как предводителей мусульманской армии. Правительственные учреждения и местная администрация оставались при них сравнительно простыми и сохраняли в себе много патриархальных черт. При новой династии произошел быстрый рост бюрократической системы, важное значение в которой играли обращенные в ислам иранцы. Главными административными ведомствами (диванами) в новом Халифате стали канцелярия, казначейство, управление армией и главное почтовое ведомство. (Восстановление почтовой службы, которой издревле славилась Персидская держава, стало одной из первых забот ал-Мансура и его иранских помощников. Халиф хорошо понимал важное значение этого ведомства, позволявшего ему быстро получать известия из самых отдаленных частей империи.)
Вместе с тем государство взяло на себя заботы по возрождению ирригационной системы Ирака, пришедшей в упадок после ирано-византийских войн и арабских завоеваний. Это способствовало быстрому подъему сельского хозяйства и общему расцвету страны. Правительство покровительствовало торговле, промышленности и обмену. Ал-Мансур благоразумно отказался от внешних завоевательных войн и старался установить выгодные торговые отношения со всеми соседями. Благодаря Халиду была введена в действие хорошо продуманная налоговая система, позволявшая собирать в казну крупные суммы без больших издержек для населения. (Ежегодный доход, получаемый ал-Мансу- ром со своих владений, составлял 400 млн дирхемов; один Ирак выплачивал в казну 100 млн). Армия набиралась теперь не только из арабов, но также из персов.
Ал-Мансур старался заботиться о процветании науки и искусства. При нем были сделаны первые переводы на арабский язык персидских сказок, легенд и исторических преданий. Грациозное изящество персидской поэзии произвело на арабов такое большое впечатление, что с этого времени многие арабские поэты начинают писать на персидском языке. Тогда же было положено начало переводу на арабский трудов греческих философов.
Таким образом, при ал-Мансуре в основном сложились политический режим и экономическое устройство Халифата Аббасидов. Ибн Тиктак пишет, что именно он утвердил на крепких основах династию Аббасидов:«связал государство, заложил ему прочный фундамент, ввел правила и придумал многое вновь». Венцом трудов этого халифа стало основание им новой столицы. Ал-Мансуру никогда не нравилась Куфа, так как он не питал доверия к ее жителям. Едва взойдя на престол, он стал подыскивать место для постройки новой резиденции: спустился по реке к Джер- джераре, а потом поднялся вверх до Мосула. В конце концов он остановил свой выбор на местности, располагавшейся на западном берегу Тигра, неподалеку от развалин прежней столицы Сасанидов Ктеси- фона. Именно здесь решено было строить город, который сначала назывался Мансу- рией, а потом получил наименование Багдада. Он был спланирован в форме защищенного стенами, каналами и рвами круга. Внутри него должны были находиться дворец халифа, большая мечеть и правительственные ведомства— диваны. За пределами круглого города предполагалось разместить военные лагеря, рынок и кварталы, населенные представителями различных ремесленных профессий. Когда землемеры закончили разметку, ал-Мансур сам с молитвой заложил первый камень и выделил на строительные работы 4 млн дирхемов.
Багдад вырос со сказочной быстротой всего за пять лет (основной объем строительных работ был выполнен в 758—762 гг.). Расположенный в междуречье Тигра и Евфрата, в центре плодородной цветущей долины, пересекаемой сетью каналов, он был обречен на процветание и преуспевание. И действительно, Багдад очень быстро стал самым многолюдным и богатым арабским городом — центром светской и религиозной жизни исламского мира, подлинной торговой и интеллектуальной столицей Халифата.
Константин Рыжов
Из книги «Мусульманский Восток VII-XV вв»
Существует рассказ о предчувствия Ал Мансура, который увидел написанные на стене стихи как раз перед своей смертью.
Очень впечатляющий аспект характера этого халифа: когда он умер в 775 году, он оставил в казне шестьсот тысяч дирхамов и четырнадцать миллионов динаров.
На фото: памятник Ал Мансуру в Багдаде.