ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Ал-Мансур
Ал-Мансур
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 11-06-2015 12:28 |
  • Просмотров: 2997

Аль Мансур, памятник в БагдадеВ 754 году неожиданно скон­чался после хаджа в Мекку от какого-то злокачественного недуга (вероятно, оспы) багдадский халиф ас-Саффах. Умирая, он завещал престол своему бра­ту Абу Джафару, который принял имя ал-Мансура. Этот Аббасид, наделенный вы­сокими дарованиями правителя, был че­ловек решительный, умный, ученый, осно­вательный во всех своих поступках, но вме­сте с тем лицемерный и вероломный. В своем жизненном обиходе он был чрезвы­чайно прост; носил грубое платье и даже (как утверждают некоторые хронисты) соб­ственноручно штопал свою рубаху. Он не любил ни потех, ни игр, ни всего того, что было близко к удовольствиям.

На долю ал-Мансура выпала тяжелая за­дача наладить нормальную мирную жизнь в стране, принадлежавшую ему пока только по праву завое­вания. Дело это было не из легких. В момент падения Омейядов Халифат находил­ся в страшном хаосе. Персы и арабы, шииты и харид- житы, ортодоксы и неверую­щие, приверженцы Омей- ядов, Алидов и Аббасидов вели между собой жестокую войну. Крайние западные об­ласти — Испания, Марокко, Алжир, — и прежде бывшие фактически независимыми, теперь окончательно вышли из-под власти халифа. На востоке ал-Мансур также не мог чувствовать себя пол­новластным правителем, так как здесь огромным влияни­ем пользовался Абу Муслим.

Само утверждение ал-Мансура на престоле про­шло в трудной борьбе. Его дядя Абдаллах ибн Али во главе большой армии вел в Верхней Сирии войну с ви­зантийцами. Узнав о кончи­не ас-Саффаха, он отказал­ся присягнуть другому пле­мяннику и выступил против него. Ал-Мансур двинул на мятежников Абу Муслима, который в ноябре 754 г. разгромил Абдал- лаха при Нисибине. Пока всесильный вре­менщик отстаивал дела халифа в Ираке, тот постарался подорвать его позиции в Хора­сане— сместил всех наместников Абу Муслима и заменил их верными ему людь­ми. Когда весть об этом дошла до Абу Мус­лима, он был возмущен вероломством се­мьи, возвышению которой отдал столько сил. В феврале 755 г. с отрядом телохра­нителей он приехал в Куфу, чтобы встре­титься с халифом, и после резкого нели­цеприятного разговора был убит по прика­зу ал-Мансура.

Однако, покончив с опасным всесили­ем главы персидской партии, халиф не ду­мал отказываться от услуг самой этой партии. Да это было и невозможно— уп­равлять персами силой одного оружия, как это было при Омейядах, теперь, после того как они сыграли такую выдающуюся роль в гражданской войне, было уже нельзя. С самого начала своего существования Халифат Аббасидов не был повторением Халифата Омейядов. Прежде всего отли­чался сам характер власти правящей ди­настии. Если Омейяды воспринимались современниками как вожди бедуинских племен, установивших свою власть путем завоеваний, то Аббасиды, возведенные на престол во многом благодаря восстанию иранских мусульман, мыслились как лидеры всего исламского мира, в обязанности которых входило укрепление сложившего­ся общемусульманского государства. Это привело к тому, что при Аббасидах арабы- завоеватели стали постепенно утрачивать былую роль в политической жизни государ­ства. Зато усилилась неарабская, прежде всего иранская, знать. Сейчас же после смерти Абу Муслима ал-Мансур приблизил к себе одного из его влиятельных помощ­ников — Халида ибн Бармака, положив тем самым начало возвышению могуществен­ного персидского рода Бармакидов. Халид немедленно приступил к важным реформам и постарался создать в Халифате админи­стративную систему по типу той, которая существовала в стране при Сасанидах.

Со времен ал-Мансура началось быст­рое усвоение арабами персидских обыча­ев и воззрений. При этом власть халифа все более и более обретала черты восточ­ной деспотии. Предшественники Аббаси­дов, Омейяды, понимали задачу халифов в первую очередь как предводителей му­сульманской армии. Правительственные учреждения и местная администрация ос­тавались при них сравнительно простыми и сохраняли в себе много патриархальных черт. При новой династии произошел быс­трый рост бюрократической системы, важ­ное значение в которой играли обращен­ные в ислам иранцы. Главными админис­тративными ведомствами (диванами) в новом Халифате стали канцелярия, казна­чейство, управление армией и главное по­чтовое ведомство. (Восстановление почто­вой службы, которой издревле славилась Персидская держава, стало одной из пер­вых забот ал-Мансура и его иранских по­мощников. Халиф хорошо понимал важное значение этого ведомства, позволявшего ему быстро получать известия из самых от­даленных частей империи.)

Вместе с тем государство взяло на себя заботы по возрождению ирригационной си­стемы Ирака, пришедшей в упадок после ирано-византийских войн и арабских заво­еваний. Это способствовало быстрому подъему сельского хозяйства и общему расцвету страны. Правительство покрови­тельствовало торговле, промышленности и обмену. Ал-Мансур благоразумно отка­зался от внешних завоевательных войн и старался установить выгодные торговые отношения со всеми соседями. Благодаря Халиду была введена в действие хорошо продуманная налоговая система, позво­лявшая собирать в казну крупные суммы без больших издержек для населения. (Ежегодный доход, получаемый ал-Мансу- ром со своих владений, составлял 400 млн дирхемов; один Ирак выплачивал в казну 100 млн). Армия набиралась теперь не только из арабов, но также из персов.

Ал-Мансур старался заботиться о про­цветании науки и искусства. При нем были сделаны первые переводы на арабский язык персидских сказок, легенд и истори­ческих преданий. Грациозное изящество персидской поэзии произвело на арабов такое большое впечатление, что с этого времени многие арабские поэты начинают писать на персидском языке. Тогда же было положено начало переводу на араб­ский трудов греческих философов.

Таким образом, при ал-Мансуре в ос­новном сложились политический режим и экономическое устройство Халифата Аб­басидов. Ибн Тиктак пишет, что именно он утвердил на крепких основах династию Аббасидов:«связал государство, заложил ему прочный фундамент, ввел правила и придумал многое вновь». Венцом трудов этого халифа стало основание им новой столицы. Ал-Мансуру никогда не нрави­лась Куфа, так как он не питал доверия к ее жителям. Едва взойдя на престол, он стал подыскивать место для постройки но­вой резиденции: спустился по реке к Джер- джераре, а потом поднялся вверх до Мо­сула. В конце концов он остановил свой выбор на местности, располагавшейся на западном берегу Тигра, неподалеку от раз­валин прежней столицы Сасанидов Ктеси- фона. Именно здесь решено было строить город, который сначала назывался Мансу- рией, а потом получил наименование Баг­дада. Он был спланирован в форме защи­щенного стенами, каналами и рвами кру­га. Внутри него должны были находиться дворец халифа, большая мечеть и прави­тельственные ведомства— диваны. За пределами круглого города предполагалось разместить военные лагеря, рынок и квар­талы, населенные представителями раз­личных ремесленных профессий. Когда землемеры закончили разметку, ал-Мансур сам с молитвой заложил первый камень и выделил на строительные работы 4 млн дирхемов.

Багдад вырос со сказочной быстротой всего за пять лет (основной объем строи­тельных работ был выполнен в 758—762 гг.). Расположенный в междуречье Тиг­ра и Евфрата, в центре плодородной цве­тущей долины, пересекаемой сетью кана­лов, он был обречен на процветание и пре­успевание. И действительно, Багдад очень быстро стал самым многолюдным и бога­тым арабским городом — центром светс­кой и религиозной жизни исламского мира, подлинной торговой и интеллектуальной столицей Халифата.

Константин Рыжов

Из книги «Мусульманский Восток VII-XV вв»

Существует рассказ о предчувствия Ал Мансура, который увидел написанные на стене стихи как раз перед своей смертью.

Очень впечатляющий аспект характера этого халифа: когда он умер в 775 году, он оставил в казне шестьсот тысяч дирхамов и четырнадцать миллионов динаров.

На фото: памятник Ал Мансуру в Багдаде.

 

Читайте также: