Показать все теги
История Африки вообще и ее этническая история, в частности, изучены пока недостаточно. С одной стороны, это одна из самых молодых областей исторической науки (говорить о первых работах в области истории Африки можно, пожалуй, лишь с 20—30-х годов XX в., а изучение ее этнической истории делает только первые шаги). С другой стороны, проблема осложняется недостаточностью источниковедческой базы. Многие народы Африки до недавнего времени были бесписьменными; отдельные регионы континента вплоть до конца прошлого столетия развивались в почти полной изоляции от внешнего мира, археологически значительные территории остаются совсем неизученными.
В последние годы ведется большая работа по поискам источников африканской истории. Так, разыскиваются новые рукописи, особенно на арабском языке, во многих странах проводятся раскопки. Особенно большое внимание уделяется сбору и записи устных традиций — исторических хроник, передававшихся изустно от поколения к поколению.
Однако и существующие источники (местные хроники; описания чужестранцев: греков, арабов, затем европейцев; данные археологии, антропологии, глоттохронологии, лингвистики; устная традиция африканских народов) дают возможность наметить основные вехи и направления развития этнической истории Африки.
Восстановить древнейшие эпохи как истории так и этнического развития Африки нелегко. Детальное археологическое изучение Африки — дело будущего. Первые находки были сделаны еще в колониальную эпоху чаще всего случайно, как побочный результат геологических разведок, прокладки железных дорог и т. п. Поэтому сравнительно подробно обследованы те области, где были обнаружены залежи алмазов, золота, цветных металлов. Не случайно хорошо изучены отдельные районы ЮАР, Замбии, Зимбабве, некоторые участки Танзании и Кении. В то же время огромный бассейн реки Конго, пространства саванн Восточного и Западного Судана, за исключением немногих районов, оставались белым пятном для археологии. Отдельные специально организованные археологические экспедиции были исключением. После достижения независимости некоторые страны Африки (например, Нигерия) приняли планы комплексного изучения своих стран, в которые включены и археологические исследования. Однако задачи экономического развития отодвинули исполнение этих замыслов на неопределенное время. Для воссоздания истории расселения по континенту в древности привлекают помимо археологии и данные глоттолингвистики, палеоботаники, антропологии и т. п.
Население в те времена расселялось иначе, чем в наши дни. Сахара, пустыни юга Африки, малозаселенные области Восточной Африки были когда-то обитаемы. Благодаря мягкому и влажному климату нынешние пустыни были травянистыми саваннами, прорезанными мощными реками. Судя по «вади», высохшим руслам рек, водные потоки устремлялись с плоскогорья Ахаггар на север и юг. Горные леса, кустарниковые заросли и травянистые саванны покрывали всю Северную Африку и Сахару. Вдоль рек тянулись галерейные леса.
Просторы зеленой Сахары были густо населены. Об этом свидетельствуют не только археологические находки (в Сахаре и Сомали типичные орудия эпохи раннего палеолита находят часто прямо на поверхности земли), но и памятники наскальной живописи. Они обнаружены во многих районах Сахары, однако больше всего их в Тасси- лин-Аджере. Подобные .же памятники есть и в Восточной, и в Южной Африке. Лучше всего изучена сейчас сахарская наскальная живопись и петроглифика.
Самые первые изображения относятся к началу VIII—VI тыс. до н. э. и последние, по-видимому, к началу II в. н: э. По этим памятникам можно проследить изменения в жизни населения древней Сахары. Первые охотничьи сцены сменяются картинками из пастушеской жизни; изображения диких животных уступают место домашним. Население вело оседлый образ жизни: на памятниках много изображений хижин и даже селений. Подобные же рисунки, с изображениями быков с длинными, изогнутыми рогами, сцен охоты, сражений, танцев найдены в Эфиопии, в горах Каррара и Баати Суллум.
Периодом верхнего палеолита датируются наскальные рисунки в пещерах и гротах Кондоа-Оради в Восточной Африке.
Сцены охоты, отдыха, собирания ягод и злаков, военных столкновений с пришельцами-банту покрывают скалы Южной Африки. Первые зарисовки также относятся ко времени палеолита (последние, по-видимому, уже к XVIII в. н. э.).
Картина расселения африканцев в эпоху палеолита может быть намечена лишь весьма приблизительно. Находок эпохи палеолита обнаружено более всего в Южной Африке: в Капской провинции и Трансваале в ЮАР, Намибии и Зимбабве (культуры виктория-уэст, телленбош, моссел-бей и стиллбей).
Находок орудий эпохи раннего палеолита в Восточной Африке значительно меньше. К тому же их датировка достаточно сложна, так как сдвиги земной коры, образование сбросов и трещин проходили здесь уже на памяти человечества. Смещение пластов, в которых обнаруживают древнейшие орудия труда человека, мешает точно датировать находки. Наиболее древние из них были найдены в Кафу, на северо-западе Уганды. Позднее аналогичные находки были сделаны в Олдувае, на берегах озера Виктория, в Кавирондо и на острове Момбаса. Наиболее распространенная культура Восточной Африки — сан-го (первые находки были сделаны в Уганде).
Сцена охоты. Живопись (Южная Африка)
Охота на горного козла (Тассилин—Аджер)
Довольно богата Африка находками позднего палеолита и мезолита. Орудия этого периода (в основном кремневые ножи, скребки, сверла, а также микролиты) найдены во многих областях Южной и Восточной Африки.
Палеолит Судана и Центральной Африки изучен гораздо хуже. Почти полное отсутствие находок древнейшего периода в значительной мере объясняется особенностями климата и почвы. К тому же в условиях экваториального леса очень трудно обнаружить стоянку. Заброшенная деревня в течение нескольких лет зарастает густым лесом, а кухонные кучи становятся похожими на муравейники. Инвентарь, кроме каменных орудий на поверхности земли, практически исчезает, поэтому датировка оказывается весьма затруднительной.
Переход к неолиту происходил далеко не одновременно в разных районах Африки. Ранее всего этот процесс начался в северо-восточных областях Африки, в верхнем течении Нила, на территории древней Нубии (современная Республика Судан).
Древнейшие периоды истории остальной Африки изучены несравненно более слабо. Находки неолитических орудий здесь чаще случайны и не систематизированы. Местное население, живущее на границе леса и в саваннах Судана и Центральной Африки, считало каменные полированные топоры «небесными камнями» и хранило их как амулеты для защиты от молнии. Первой установленной неолитической культурой была тумбийская (открыта на берегах озера Тумба в Заире).
Культуры подобного типа характерны и для Восточной Африки. Они были обнаружены в Уганде, западной Кении, в Кавирондо, на берегах озера Виктория.
Находки ранненеолитического времени, хотя и немногочисленные, сделаны и в Западном Судане: в районах Ниоро, Бамако, в окрестностях Аукера. Во многих местах каменные орудия найдены в сочетании с медными, бронзовыми и железными предметами.
Именно с неолитом связаны значительные миграции народов Африки. Неолитическая революция, связанная с появлением скотоводства и земледелия, привела к резкому увеличению численности населения и откочевки части его на новые земли. Следует добавить, что примерно к III тыс. до н. э. началось постепенное высыхание Сахары, некогда плодородной и густонаселенной области. Как полагают современные географы, причинами его были не только геологические условия (в частности, общее потепление климата), но и деятельность человека: интенсивное пастбищное скотоводство в немалой степени способствовало вытаптыванию и уничтожению травяного покрова и ускоряло опустынивание степей.
Расселение древнего населения Сахары, по-видимому, проходило разными путями. Часть его, несомненно, двинулась к востоку, в долину Нила, значительно увеличив население Египта и Нубии. Другие волны миграций были направлены к югу и юго-западу. Вероятнее всего, именно в Сахаре сформировались как этнос фульбе — один из самых интересных этносов Западной Африки, вокруг проблемы этногенеза которого ломали копья многие исследователи на протяжении десятков лет. Сахарские элементы несомненны и в этногенезе хауса, сонгаи, малинке и других народов Западного и Центрального Судана.
По-видимому, именно совместным существованием на просторах сахарских саванн предков древних египтян и многих африканских народов можно объяснить ряд общих явлений культуры (элементы причесок, символику змеи, кусающей свой хвост, обычай бальзамирования и пеленания умерших и т. п.). Заметим, что многие афроцентристски настроенные ученые склонны видеть здесь прямые заимствования или даже свидетельства непосредственного происхождения отдельных народов черной Африки от древних египтян.
Железный век Африки в Африке, как и в некоторых других районах земного шара (например, в Восточной Европе или в некоторых областях Китая), железный век следовал непосредственно за камедным.
До сих пор не утихли споры о генезисе металлургического производства в Африке. Наряду со сторонниками теории заимствования индустрии железа (из Азии через долину Нила) есть и довольно многочисленная группа исследователей, утверждающая ее автохтонность и самобытность.
Наиболее аргументированной представляется гипотеза о проникновении железа несколькими путями (с севера континента и из долины Нила в Западную Африку, а затем в Восточную и Южную). Данные же о металлургии Центральной Африки, в частности бассейна реки Конго, позволяют предположить автохтонное в этом районе возникновение железной и медной индустрии.
Один из центров древней металлургии — северная Нигерия. Культура Нок датируется IX в. до н. э., а время расцвета этой культуры — по-видимому, III в. до н. э. Подобные же памятники были обнаружены в западной части Уганды.
В северо-восточной Африке существовал в I тыс. до н. э. и начале н. э. еще один центр древнейшей металлургии — Мероэ на Среднем Ниле. Более поздним временем датируются находки на территории Замбии и Малави (II в. до н. э. — II в. н. э.), в Руанде (VI—I вв. до н. э.) и Танзании (III в. до н. э.). Еще более позднее время — культура санга (VIII—IX вв. н. э.) и близкие ей культуры в Замбии и на берегах озера Кисале в Заире.
Ко времени эпохи раннего железа относится один из этапов этногенеза народов Африки — движение банту и начало их расселения по всей Центральной, Восточной и Южной Африке. Этот процесс, по мнению многих исследователей, был довольно тесно связан с переселениями многих народов из Сахары к югу, юго-востоку и юго-западу, потеснивших прежних насельников сахельской зоны. В тот период значительную часть Западного и Центрального Судана занимали, по-видимому, родственные народы, близость происхождения которых до сих пор прослеживается в их языках.
Время и пути миграций народов банту во многом еще не ясны, вызывают споры и требуют уточнения. Однако благодаря совместным усилиям ученых многих специальностей (историков, археологов, лингвистов) может быть нарисована приблизительная картина расселения банту. Используя данные своих наук, а также палеоботаники, климатологии и т. д., они высказали целый ряд гипотез, которые в целом могут быть сведены к следующей картине.
Первый бурный рост населения в Африке, вызванный неолитической революцией, происходил на незначительной территории, ограниченной Сахарой. Он еще не оказал серьезного влияния на другие регионы континента. Однако последующее распространение земледелия в степи Судана (предположительно III—II тыс. до н. э.) и связанное с ним второе резкое увеличение населения Африки прямо коснулось негрских народов Западного и Центрального Судана. Границей этой второй фазы были экваториальные леса и болота долины Нила.
В I тыс. до н. э. негроидное население суданской зоны состояло из земледельцев железного века. Данные лингвистики и антропологии довольно убедительно свидетельствуют, что районом, где лежала прародина народов банту, заселивших всю Центральную, Восточную и Южную Африку, могли быть только Камерун и Нигерия. Их переселения были направлены к востоку, в обход труднопроходимых девственных лесов бассейна Конго. Этот первый этап расселения банту проходил, вероятно, на рубеже новой эры не ранее половины I в. до н. э. и после I в. н. э. (стоянки железного века в Замбии). Первой областью, где банту остановились, были, скорее всего, плоскогорья Катанги (современная провинция Шаба в Заире), плодородные земли со множеством рек и речек, с залежами медных и железных руд, доступных разработке простейшими инструментами.
Второй этап экспансии банту — движение их из Катанги на запад и восток, распространение от Атлантического до Индийского океана. Археологический материал подтверждает вторичность культур Восточной Африки по отношению к культурам Центральной. По-видимому, банту появились в Восточной Африке в начале I тыс. н. э.
Третий этап экспансии банту, согласно последним исследованиям, можно датировать второй половиной I тыс. н. э. Он был связан с основанием тропических сельскохозяйственных культур, что дало возможность заселить более влажные районы. По-видимому, основным направлением было движение к северу вдоль побережья, а также освоение межозерья Танганьики и озера Альберта и переселение к югу, на территорию современного Зимбабве.
Второе тысячелетие н. э. открывает четвертый этап движения банту, когда происходило широкое расселение народов по всей современной «Африке банту». В это время отмечаются уже и повторные миграции, с севера на юг и с запада атлантического побережья на восток, в глубь материка. Банту активно смешивались с местными народами или оттесняли их в труднодоступные области девственного леса или пустынь. Так оказались загнанными в наиболее глухие области экваториальных лесов разрозненные группки пигмеев, а в сухие полупустыни юга — бушмены.
Материковая часть континента была в это время заселена в основном автохтонными народами, и все миграции их проходили в пределах континента. Немногочисленные переселенцы из Финикии, Римской империи, готы и вандалы практически не оказали никакого влияния на этническую историю, оставаясь замкнутыми в городских стенах и не ассимилируя местное население. Большее влияние на формирование населения северо-восточной Африки оказали древние связи с Аравией. Отдельные переселения аравийских племен на африканский континент имели место еще до н. э., происходила активная метисация и ассимиляция пришлого населения. Часто память об этих переселениях оставалась только в топо- или этнонимике. Так, старое русское название эфиопов «хабеши», как и название страны «Абиссиния», происходит от названия аравийского племени «хабашат», переселившегося мена на земли современной Эфиопии.
Иначе сложилась история заселения Мадагаскара и других островов Индийского океана. Многие черты культуры малагасийского населения указывают на близкое родство не только с негроидным населением континента, но и с Юго-Восточной Азией и Полинезией или Индонезией. Выше уже упоминалось о лингвистическом и антропологическом сходстве малагасийцев и жителей северо-восточных берегов Индийского океана. Материальная культура мальгашей также сохранила элементы южноазиатского происхождения. Так, кузнечные мехи ближе к малайским, нежели к африканским, на Мадагаскаре знали стрелометательную духовую трубку, неизвестную в Африке, но хорошо знакомую всем малайским народам как сарбакан; в некоторых районах острова до сих пор пользуются лодками с балансиром, на которых малайцы и полинезийцы совершали дальние плавания по океану; технология рисосеяния, ритуал погребального культа и другие элементы культуры также сближают эти два далеких друг от друга мира. Однако до сей поры остается неясным и вызывает большие споры исследователей время отдельных переселений, их размах, место, откуда приплыли переселенцы (называют Индонезию, Малайзию, Полинезию), а также пути, которыми шли мигранты (некоторые исследователи полагают, что существовал и промежуточный этап — побережье Восточной Африки). Современное население Мадагаскара — результат сложного смешения переселенцев с востока, со стороны океана, с одной стороны, и с недалекого, но труднодостижимого, из-за сильного течения в проливе, континента, с другой. Как полагают многие современные исследователи, миграционных волн с востока было по меньшей мере три: в XVI в. до н. э.; II в. до н. э. и между I и X в. н. э. Вероятно, и переселение с африканского материка не было единовременным актом. Возможно, первыми африканцами на острове были койсанские народы, и лишь впоследствии, когда на восточном побережье континента появились негроиды банту, последние проникли и на Мадагаскар.
Э. С. Львова
Из книги «Этнография Африки», 1984