Показать все теги
Не только волны степной миграции приносили в Украину все новых и новых гостей — приносили их и волны Черного моря.
Еще за тысячу лет до Рождества Христова крохотная Греция была не только густо заселена, но и до предела перенаселена своим удивительно одаренным, активным и к тому же склонным к приключениям народом. И многие греки, которым родная земля стала тесна, начали искать себе приют и применение вдоль всего побережья Средиземного, Эгейского и Черного морей, доходя до самых отдаленных и пустынных мест. Недаром Платон сравнил своих соотечественников, расселившихся от Гибралтара до Кавказа, с лягушками, густо обсевшими берег пруда.
Уже в конце VII — начале VI в. до н. э. цепь основанных греками городов вытянулась вдоль северного побережья Черного моря. Все последующее тысячелетие они будут оставаться одинокими предвестниками будущего расцвета городской культуры Украины. Их же собственный расцвет приходится примерно на IV в. до н. э. Богатейшим среди городов была Ольвия в устье Буга, ставшая центром хлеботорговли черноморских колоний с метрополией. Другим важнейшим торговым центром стал крымский город Херсонес. Феодосия и Пан- тикапей (нынешняя Керчь) выделялись в созвездии городов- колоний Киммерийского Боспора на восточном побережье Крыма.
На протяжении нескольких столетий все эти города процветали. Но уже во II в. до н. э. их жители столкнулись с серьезными трудностями и противоречиями.
В каждом греческом городе были своя элита и свои низы, состоявшие в основном из бывших рабов. Между верхами и низами постепенно нарастали социальные конфликты. Да и внешняя угроза со стороны бескрайней дикой степи никогда не заставляла себя ждать. Если со скифами черноморским грекам надолго удалось установить мир и взаимопонимание, то этого нельзя сказать о кочевниках, пришедших на смену скифам.
К тому же изменилась конъюнктура на зерновом рынке. Египет завалил все Средиземноморье своим дешевым хлебом. А это подрывало значение хлебных поставок с Украины, которыми в основном и богатело греческое Причерноморье.
Наконец, усиление Рима окончательно нарушило политическое равновесие в мире древних эллинов. Последним бастионом этого мира стал Пантикапей, на целое столетие объединивший соседние города в так называемое Боспорское царство, где правила династия Спартокидов. Но в 63 г. под ударами римских легионов и этот бастион пал: последний из Спартокидов, Митридат VI, был наголову разбит римлянами. Черное море стало внутренним морем Римской империи.
В империи причерноморские города на какое-то время обрели прежнюю экономическую и политическую стабильность. Но в первые века новой эры империя зашаталась под ударами варваров. Одряхлев, она не могла уже защитить свои окраины. Стало ясно, что города в причерноморских степях доживают свои последние дни. В 270 г. здесь огнем и мечом прошли готы, а век спустя уже гунны не оставили камня на камне.
* * *
К началу новой эры, отсчитываемой от Рождества Христова, человеческая жизнь на территории Украины прошла определенные этапы развития. При этом ясно обозначились три типа общества, возникающие в трех различных географических зонах.
На лесистых равнинах севера и северо-запада жили земледельцы. Защищенные от внешних вторжений своими лесами и болотами, эти древнейшие жители края не знали ни военно-политической организации, ни культурного прогресса. Прежде всего они были крестьянами, а крестьяне везде и всюду одинаковы: завоеватели приходят и уходят, а они остаются на земле-кормилице, прорастая в нее корнями.
Широкая промежуточная зона — открытая степь. Здесь безраздельно господствуют кочевники. Завоевание все новых и новых земель — их главное дело и смысл существования. Благодаря своим завоеваниям эти пришельцы с востока создают первые крупные политические объединения на территории Украины. Восприимчивые к культурным влияниям, они приобщили Украину к жизни древних цивилизаций. Но были у этих кочевников и лютые враги — другие кочевники. В постоянных поисках новых пастбищ и военной добычи они время от времени напрочь уничтожали немалым трудом и немалой кровью созданные политические структуры, воздвигая на их месте другие,— и так без конца...
Окинув взглядом всю землю Украины, мы едва замечаем узкую полоску на юге, тянущуюся вдоль берега Черного моря.
Здесь греки выставили форпосты городской цивилизации; здесь развивались ремесла и торговля, устраивались школы, а жители знались со всем цивилизованным миром. По-видимому, немалые части Украины вглубь от побережья были втянуты в хозяйственную орбиту греческих городов и таким образом развивались в культурном отношении. И все же вряд ли эти города можно рассматривать как органическую часть «древнеукраинской» культуры: они остались в истории как еще одно замечательное ответвление культуры древних греков.
Орест Субтельный
Из книги «История Украины», 1994