ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » «Златотронная Гера». Формирование олимпийского пантеона
«Златотронная Гера». Формирование олимпийского пантеона
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 23-10-2014 11:21 |
  • Просмотров: 3890

Изучение ре­лигии и мифологии древних греков сопряжено с целым рядом трудностей, главная из которых за­ключается в состоянии источниковой базы. Ведь кроме случайных упоминаний некоторых божеств в микенских табличках II тыс. до н.э., греческая ми­фология известна по письменным источникам не ранее VIII-VII вв. до н. э. К тому же гомеровские поэмы известны в редакции VI в. до н. э., когда по приказу афинского тирана Писистрата они были записаны и создан единый канон. А всякая запись мифа, являющегося, при наличии огромного числа определений, прежде всего устным словом, уже есть искажение через всевозможные интерпретации и догматизацию. Из истории религиозных верова­ний Греции оказывается выпавшим также период так называемых «Темных веков» — XI-середины VII вв. до н. э. За это время греческое общество про­делало длительную эволюцию, и мифологическое мышление греков успело коренным образом изме­ниться. Можно лишь априорно говорить об име­ющей место преемственности, исходя из того, что религия является наиболее консервативным эле­ментом общественного сознания. Подобное состоя­ние дел с источниками и является той основой, на которой зиждется гиперкритицизм и скепсис неко­торых ученых, с недоверием относящихся к тради­ции (мифам, легендам, эпосу). Они считают полно­стью достоверным лишь период, зафиксированный письменными источниками, то есть после 700 г. до н. э., а все предшествующие периоды «легендарны­ми», «мифическими», несмотря на данные архео­логии, свидетельствующие о преемственности ре­лигиозных представлений греков на протяжении веков. Древнейший пласт религиозных представ­лений приходится восстанавливать из довольно поздних письменных источников, дополняя их данными археологии и других вспомогательных дисциплин.

Хотя греческий язык является индоевропейским, греческая религия на удивление неиндоевропейская. И олимпийский пантеон, за исключением Зевса, Аида и Посейдона, и рассказы о богах также в значи­тельной степени не являются индоевропейскими. «Верховенство Зевса», — заметил М. Г. Джейм­сон, — есть отправная точка для мифологии. Но само по себе это индоевропейское наследие не ка­жется сколько-нибудь продуктивным в области мифологии».

Сформировавшийся к периоду классики олим­пийский пантеон из 12 небожителей четко и ясно организован по семейному признаку: Зевс, «отец богов и людей», глава семьи, Гера, его сестра-жена, их дети и сиблинги. Греческая религия вообще по большей части мужская, описывающая мир с муж­ской точки зрения. Хотя культ Геры в Греции сви­детельствует о глубоком уважении к богине, статус ее у Гомера нарочито снижен. В классической ми­фологии образ царицы Олимпа всегда рисуется од­нозначно гротескно и даже комично. У нее тяжелый характер — непредсказуемый, вспыльчивый, ревни­вый, мстительный, она всегда недовольна мужем, с которым постоянно пререкается, действуя ему на­перекор. Их отношения больше напоминают воен­ные действия, чем супружескую любовь. Не поко­ряясь даже сильнейшему из богов, Гера остается равноправным партнером. И хотя ее авторитет зиж­дется у Гомера на словах: «Ты почиваешь в объяти­ях бога всемощного Зевса» (Il. XIV. 213), шаблон­ный эпитет самого Зевса — «громкогремящий супруг Геры». Несмотря на свои прежние браки с богиня­ми, только Гера «златотронная сестра и супруга» со скипетром в руке. Эти черты Геры являются руди­ментом предшествующей эпохи, когда во главе пан­теона находилась богиня-мать. Она — древнейшая богиня, старшая дочь Крона. Зевсу, как пришельцу, пришлось с большим трудом пробиваться на Олимп, покоряя древних богов с их владычицей. Захватив власть, он взял в жены царицу побежденных, и сфе­ра богини была реформирована в угоду победивше­му патриархату, в результате чего, в частности, бог приобрел женские черты и функции. В древнейших мифах образ Зевса далек от привычного пред­ставления о Царе богов, грозном Нефелегерете (Тучегонителе), владыке Олимпа. Он слаб, зависим, управляем, беспомощен, зачастую смешон, а в роли матери всего лишь вынашивает и рожает дитя, за­чатое богиней. Между тем покоренная, но непокор­ная царица проявляет большую самостоятельность. Ее партеногенное материнство — символ самодов­леющего женского начала. Военные и космические функции Геры — свидетельство ее былой славы и ве­личия.

Будучи силой взята замуж, Гера по существу никогда не была реальной женой Зевса. Она была двойником Зевса, его отражением, а сам Зевс носил ее имя (Зевс Герайос). В мифах древней Греции Гера предстает великой доэллинской богиней, культ ко­торой аркадцы считали самым древним и относили его ко времени появления из земли их предка Пе­ласга. Вынужденное замужество Геры отразило зах­ват минойской Греции и свержение Геры как вер­ховного божества. За всеми бытовыми картинками в мифах прослеживаются реальные исторические события: поставив во главе своего бога Зевса, гре­ки-ахейцы (дорийцы закрепляют это положение) в качестве законной супруги придают ему родную сестру, что предопределило прохладные отношения супругов и время от времени прорывающуюся аг­рессивность Геры. С другой стороны, то, что в суп­руги верховному богу северные пришельцы «от­дали» его старшую сестру, «богиню старейшую, отрасль великого Крона», лучше всего доказывает преемственность божественной власти.

Селиванова Л. Л. (Москва)

Доклад на V Международной научной конференции, посвященной 350-летию г. Харькова и 200-летию Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина.

4-6 ноября 2004 года

 

Читайте также: