ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » » Киевская Русь и Волжская Булгария
Киевская Русь и Волжская Булгария
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 03-10-2014 17:23 |
  • Просмотров: 11816

Более тысячи лет тому назад на просторах лесостепи Восточной Европы образовалось два сильных государства - Киевская Русь и Вол­жская Булгария, определявшие историческое развитие регионов в те­чении нескольких столетий. Несмотря на различия в этническом со­ставе населения, религии, культурных традициях, политической орга­низации, Русь и Булгария с первых дней своего существования уста­новили между собой тесные связи. Для порубежных земель они были практически повседневными, выражавшимися в том числе во взаимной помощи в голодные годы продуктами питания. Более отдаленные реги­оны поддерживали между собой взаимовыгодные торговые отношения.

Не обходилось, разумеется, и без военных столкновений, но они не носили характера длительного противостояния. Похад киевского князя Святослава на Хазарский каганат в 966 г., окончившийся его блестящей победой, объективно оказался на пользу Волжской Булгарии. После этого она обрела полную независимость от сильного со­седа с юга и получила широкие возможности экономического разви­тия.

Поход Владимира на Волжскую Булгарию в 985 г. привел к уста­новлению между двумя странами мирных отношений. По словам летопи­си, Владимир и его окружение пришли к выводу о невозможности по­лучения дани от булгар, а те, в свою очередь, заявили: "Толи не будеть межю нами мира, оли камень начнеть плавати, а хмель почнеть тонути" (I, с.59).

Мирный договор, видимо, был подтвержден булгарским посольст­вом в следующем году. Именно это было главной целью его прихода в Киев. При этом имело место и предложение взять их мусульман­скую веру, которую только недавно приняли сами. Владимир и его окружение отклонили предложение булгарских послов. Своеобразной ратификацией мирного договора Руси и Волжской Булгарии явилась женитьба Владимира на булгарской принцессе. Немецкий ученый Людольф Мюллер полагает, что Борис и Глеб были сыновьями Владими­ра и знатной булгарки. Одним из оснований этому, согласно немец­кому исследователю, являлся тот факт, что Борис и Глеб княжили соответственно в Ростове и Муроме, землях, граничивших с Волж­ской Булгарией (2, с.11).

В 990 г., как явствует из Никоновской летописи, ftycb пыта­ется распространить христианство на волжских булгар и с этой целью посылает к ним философа Марка Македоняна. Результат его мис­сии был, практически, такой же, как и булгарских проповедников. Свидетельство летописи о прибытии из Булгар к Владимиру четырех князей, якобы просвещенных божественным крещением, не меняет сути дела. Ооа государства остались верны своим религиозно-идеологическим системам. Политическая и религиозная жизнь Булгарии была ориентирована на арабский мир, Руси - на Византию, что, впрочем, не мешало им поддерживать тесные торговые отношения.

В течение нескольких веков успешно функционировал торговый путь Булгар - Киев. Известен он со времен Джейхани (ок. 900 г.), обстоятельно описан ал-Идриси в 1154 г. в его знаменитой книге ’’Услада путешествующих вокруг света". Две соседние страны нужда­лись в продукции друг друга. В.Н.Татищев, использовав не дошед­ший до нас источник, отмечает, что во времена Владимира Святосла­вича булгарские купцы имели разрешение свободно торговать в го­родах по Волге и Оке, а русские купцы получали аналогичную свобо­ду на территории Булгарии. "И дал им (Владимир булгарским купцам - П.Т.) во все грады печати, дабы они везде и всем волно торгова­ли, и русские купцы с печатьми от наместников в Болгары с торгом ездили без опасения" (3, с.69).

Об участии Руси в торговле с Булгаром сообщают восточные ав­торы Ибн Русте, Ибн-Фадлан и др. Археология подтверждает эти пи­сьменные свидетельства. Культурные слои городов Волжской Булгарии содержат вещи русской работы, а городов Киевской Руси ~ изделия, происходящие из Булгарии. В большей мере чем ремесленные изделия, в двухсторонние торговые операции вовлекалась продукция сельского хозяйства и промыслов. Значительное место занимала также торговля рабами, которые продавались в Хорезм и страны Арабского Халифата.

Путь Киев - Булгар был, по существу, частью огромной транс­европейской торговой системы путей. Из Булгара они уходили на Балтику, Каспий и Арабский Восток, из Киева - к черноморским, ба­лтийским и западноевропейским рынкам. Таким образом, Киевская Русь и Волжская Булгария являлись естественными посредниками ме­жду Востоком и Западом, Югом и Севером. Для арабов Булгар был во­ротами в мир восточных славян, финно-угров, балтов и скандинавов, стран Западной Европы. Аналогичную роль выполнял Киев в торговле Руси и стран Западной Европы с Арабским Востоком.

Экономическое взаимодействие Киевской Руси и Волжской Булга­рии имело большое значение для народов, окружавших их. Они как бы интегрировались в культурные системы двух стран, перенимая пере­довые достижения арабской и византийской цивилизаций. Сказанное справедливо и по отношению их этнической истории. Булгария оказа­ла решающее воздействие на формирование тюркоязычных народов ре­гиона, на сложение современных волжских татар, Русь содействова­ла вхождению в восточнославянский этнос печенегов, половцев, фин­но-угров и других средневековых народов.

Схожей оказалась и судьба двух соседних стран. Они практи­чески одновременно были повержены ордами Чингис-хана и Батыя. Великий город на Волге подвергся разгрому осенью 1236 г., Киев - осенью 1240 г.

Исследователи неоднократно обращались к теме Волжская Булга­рия и Киевская Русь. Ей посвящены работы Б.А.Рыбакова, В.Л.Янина, В.В.Кропоткина, А.Х.Халикова, И.В.Дубова и других археологов. Осо­бо следует выделить исследование Б.А.Рыбакова, в котором он пред­принял попытку реконструировать путь Булгар - Киев, на основании анализа письменных источников (4). В целом она не вызвала сколько-нибудь принципиальных возражений, но, как и всякая теоретическая модель, нуждалась в обосновании конкретными материалами.

В 1988 г. между Институтом археологии Академии наук Украины и Институтом языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова Академии наук Татарстана было заключено соглашение о совместном археологи­ческом изучении знаменитого торгового пути Булгар - Киев. Поиско­вая экспедиция под руководством А.Х.Халикова и А.П.Моци в течение трех лет (1989 - 1991 гг.) вела тщательные исследовательские ра­боты на западной, русской и восточной, булгарско-буртасской ча­стях пути. В процессе выполнения темы состоялись две научные ко­нференции в Воронеже (1990 г.) и Казани (1991 г.), на которых подверглись обсуждению многие проблемы взаимоотношений Киевской Руси и Волжской Булгарии, в том числе и результаты археологичес­ких исследований последних лет.

Предложенная вниманию читателей книга содержит много новой интересной информации об экономическом взаимодействии двух стран, о месте и роли в этом взаимодействии торгового пути Булгар - Ки­ев, о его трассе, местах гостьбы и караван-сараев, системе охра­ны и функционирования, товарах, участвовавших в торговле и др.

Академик АН Украины Толочко П.П.

Из материалов научной конференции "Путь из Булгара в Киев” проведенной 26-27 февраля 1991г. учеными Казани (Институт языка литературы и истории им. Г. Ибрагимова) и Киева (Институт археоло­гии).

Литература

1. Повесть временных лет. - Ч I. - M. - Л., 1950.

2. Duller L. Die altrussischen biografischen Erzftlungen und 11turgiechen. Dichtungen uber die heiligen Boris und Gleb. Munchen, 1967.

3. Татищев B.H. История Российская. - Т.П. - М. - Л., 1963.

4. Рыбаков Б.А. Путь из Булгара в Киев//МИА - № 169, 1969.

 

Читайте также: