Показать все теги
Более тысячи лет тому назад на просторах лесостепи Восточной Европы образовалось два сильных государства - Киевская Русь и Волжская Булгария, определявшие историческое развитие регионов в течении нескольких столетий. Несмотря на различия в этническом составе населения, религии, культурных традициях, политической организации, Русь и Булгария с первых дней своего существования установили между собой тесные связи. Для порубежных земель они были практически повседневными, выражавшимися в том числе во взаимной помощи в голодные годы продуктами питания. Более отдаленные регионы поддерживали между собой взаимовыгодные торговые отношения.
Не обходилось, разумеется, и без военных столкновений, но они не носили характера длительного противостояния. Похад киевского князя Святослава на Хазарский каганат в 966 г., окончившийся его блестящей победой, объективно оказался на пользу Волжской Булгарии. После этого она обрела полную независимость от сильного соседа с юга и получила широкие возможности экономического развития.
Поход Владимира на Волжскую Булгарию в 985 г. привел к установлению между двумя странами мирных отношений. По словам летописи, Владимир и его окружение пришли к выводу о невозможности получения дани от булгар, а те, в свою очередь, заявили: "Толи не будеть межю нами мира, оли камень начнеть плавати, а хмель почнеть тонути" (I, с.59).
Мирный договор, видимо, был подтвержден булгарским посольством в следующем году. Именно это было главной целью его прихода в Киев. При этом имело место и предложение взять их мусульманскую веру, которую только недавно приняли сами. Владимир и его окружение отклонили предложение булгарских послов. Своеобразной ратификацией мирного договора Руси и Волжской Булгарии явилась женитьба Владимира на булгарской принцессе. Немецкий ученый Людольф Мюллер полагает, что Борис и Глеб были сыновьями Владимира и знатной булгарки. Одним из оснований этому, согласно немецкому исследователю, являлся тот факт, что Борис и Глеб княжили соответственно в Ростове и Муроме, землях, граничивших с Волжской Булгарией (2, с.11).
В 990 г., как явствует из Никоновской летописи, ftycb пытается распространить христианство на волжских булгар и с этой целью посылает к ним философа Марка Македоняна. Результат его миссии был, практически, такой же, как и булгарских проповедников. Свидетельство летописи о прибытии из Булгар к Владимиру четырех князей, якобы просвещенных божественным крещением, не меняет сути дела. Ооа государства остались верны своим религиозно-идеологическим системам. Политическая и религиозная жизнь Булгарии была ориентирована на арабский мир, Руси - на Византию, что, впрочем, не мешало им поддерживать тесные торговые отношения.
В течение нескольких веков успешно функционировал торговый путь Булгар - Киев. Известен он со времен Джейхани (ок. 900 г.), обстоятельно описан ал-Идриси в 1154 г. в его знаменитой книге ’’Услада путешествующих вокруг света". Две соседние страны нуждались в продукции друг друга. В.Н.Татищев, использовав не дошедший до нас источник, отмечает, что во времена Владимира Святославича булгарские купцы имели разрешение свободно торговать в городах по Волге и Оке, а русские купцы получали аналогичную свободу на территории Булгарии. "И дал им (Владимир булгарским купцам - П.Т.) во все грады печати, дабы они везде и всем волно торговали, и русские купцы с печатьми от наместников в Болгары с торгом ездили без опасения" (3, с.69).
Об участии Руси в торговле с Булгаром сообщают восточные авторы Ибн Русте, Ибн-Фадлан и др. Археология подтверждает эти письменные свидетельства. Культурные слои городов Волжской Булгарии содержат вещи русской работы, а городов Киевской Руси ~ изделия, происходящие из Булгарии. В большей мере чем ремесленные изделия, в двухсторонние торговые операции вовлекалась продукция сельского хозяйства и промыслов. Значительное место занимала также торговля рабами, которые продавались в Хорезм и страны Арабского Халифата.
Путь Киев - Булгар был, по существу, частью огромной трансевропейской торговой системы путей. Из Булгара они уходили на Балтику, Каспий и Арабский Восток, из Киева - к черноморским, балтийским и западноевропейским рынкам. Таким образом, Киевская Русь и Волжская Булгария являлись естественными посредниками между Востоком и Западом, Югом и Севером. Для арабов Булгар был воротами в мир восточных славян, финно-угров, балтов и скандинавов, стран Западной Европы. Аналогичную роль выполнял Киев в торговле Руси и стран Западной Европы с Арабским Востоком.
Экономическое взаимодействие Киевской Руси и Волжской Булгарии имело большое значение для народов, окружавших их. Они как бы интегрировались в культурные системы двух стран, перенимая передовые достижения арабской и византийской цивилизаций. Сказанное справедливо и по отношению их этнической истории. Булгария оказала решающее воздействие на формирование тюркоязычных народов региона, на сложение современных волжских татар, Русь содействовала вхождению в восточнославянский этнос печенегов, половцев, финно-угров и других средневековых народов.
Схожей оказалась и судьба двух соседних стран. Они практически одновременно были повержены ордами Чингис-хана и Батыя. Великий город на Волге подвергся разгрому осенью 1236 г., Киев - осенью 1240 г.
Исследователи неоднократно обращались к теме Волжская Булгария и Киевская Русь. Ей посвящены работы Б.А.Рыбакова, В.Л.Янина, В.В.Кропоткина, А.Х.Халикова, И.В.Дубова и других археологов. Особо следует выделить исследование Б.А.Рыбакова, в котором он предпринял попытку реконструировать путь Булгар - Киев, на основании анализа письменных источников (4). В целом она не вызвала сколько-нибудь принципиальных возражений, но, как и всякая теоретическая модель, нуждалась в обосновании конкретными материалами.
В 1988 г. между Институтом археологии Академии наук Украины и Институтом языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова Академии наук Татарстана было заключено соглашение о совместном археологическом изучении знаменитого торгового пути Булгар - Киев. Поисковая экспедиция под руководством А.Х.Халикова и А.П.Моци в течение трех лет (1989 - 1991 гг.) вела тщательные исследовательские работы на западной, русской и восточной, булгарско-буртасской частях пути. В процессе выполнения темы состоялись две научные конференции в Воронеже (1990 г.) и Казани (1991 г.), на которых подверглись обсуждению многие проблемы взаимоотношений Киевской Руси и Волжской Булгарии, в том числе и результаты археологических исследований последних лет.
Предложенная вниманию читателей книга содержит много новой интересной информации об экономическом взаимодействии двух стран, о месте и роли в этом взаимодействии торгового пути Булгар - Киев, о его трассе, местах гостьбы и караван-сараев, системе охраны и функционирования, товарах, участвовавших в торговле и др.
Академик АН Украины Толочко П.П.
Из материалов научной конференции "Путь из Булгара в Киев” проведенной 26-27 февраля 1991г. учеными Казани (Институт языка литературы и истории им. Г. Ибрагимова) и Киева (Институт археологии).
Литература
1. Повесть временных лет. - Ч I. - M. - Л., 1950.
2. Duller L. Die altrussischen biografischen Erzftlungen und 11turgiechen. Dichtungen uber die heiligen Boris und Gleb. Munchen, 1967.
3. Татищев B.H. История Российская. - Т.П. - М. - Л., 1963.
4. Рыбаков Б.А. Путь из Булгара в Киев//МИА - № 169, 1969.