Показать все теги
Розенберг, Гесс и другие
В 20-е годы в нацистском движении наблюдался гармоничный союз между оккультизмом и политикой. Среди первых апостолов германского мессии почти все проявляли интерес к эзотерическим учениям. Вероятно, только о Геббельсе, обнаружившем в одно время неожиданные симпатии к советской России, можно сказать, что он не принадлежал к тому или иному «братству». Даже такой земной человек, как Герман Геринг – повеса и гуляка, испытывал вспышки любопытства к тайным знаниям. В Скандинавии, где ему после окончания первой мировой войны пришлось работать летчиком-испытателем, он вступил в организацию масонского типа – Общество Эдельвейс. Позже «толстого Германа» можно было встретить среди членов германской Лучезарной ложи, иногда называвшейся Врил (напомним, что словом «врил» английский писатель и оккультист Бульвер-Литтон окрестил ту невидимую и всепронизывающую силу, которая в индуистских учениях зовется «кундалини».– В.П.).
На заре нацизма Гитлер через Эккарта завел знакомство с молодым и довольно загадочным человеком, проявлявшим склонность к мистицизму и уже зарекомендовавшим себя специалистом по «иудо-масонскому заговору». Это был Альфред Розенберг, ставший впоследствии «главным идеологом». В 1919 г. он вместе с русскими беженцами прибыл в Мюнхен из захваченной большевиками России. Вскоре он встретился с Дитрихом Эккартом и вступил в Общество Туле. По свидетельству очевидцев, нищему эмигранту быстро удалось найти общий язык с Эккартом и обрести заметный статус в правых кругах благодаря вывезенным им из Москвы «Протоколам сионских мудрецов». Некоторые историки считают эти самые протоколы фальшивкой, «состряпанной Сергеем Нилусом по заданию царской охранки». Но у них были (и есть!) ревностные защитники, твердящие об их «несомненной подлинности». Например, князь М. Горчаков писал:
«Протоколы представляют собой мировую программу; в этом не сомневается никто. Чья это программа, указано в самих протоколах...
Мы, русские, должны постоянно помнить, что именно еврейством эта программа была применена и испытана на теле живой России и послужила ему сперва орудием разложения, а затем и орудием порабощения».
Розенберг представил свою версию о том, как «сионские мудрецы» попали ему в руки. По его слорам, к нему на квартиру в Москве (кстати сказать, он был студентом Московского университета. – В.П.), явился «таинственный незнакомец», который «положил книгу на стол и исчез, не проронив ни единого звука».
Гитлер увидел в записях сионских мудрецов потрясающий пропагандистский материал и... высоко оценил «эрудицию Розенберга». «Русский эмигрант» забрался в высший эшелон нацистской иерархии.
Следует отметить, что его роль в движении рассматривается весьма неоднозначно: англичанин Льюис Спенс говорит, что Розенберг был злым гением нацизма; немец Иоахим Фест видит в нем совершенно заурядную личность, жившую в мире собственного воображения. Правда, по-видимому, в том, что Розенберг имел сильное влияние на Гитлера и нацистов в 20-е годы, но затем «русский» (так иногда его называли противники и завистники) был оттеснен на задний план более жестокими и целенаправленными соперниками. Однако вначале, когда ему покровительствовал Эккарт, сведший его с Гитлером, все обстояло иначе. Розенберг сразу же проявил себя пылким приверженцем нацизма и развил бурную писательскую деятельность. Одна за другой выходили его книги: «Влияние евреев в истории», «Аморальность в талмуде» (обе в 1919 г.) и «Преступность масонства» (1921 г.). В них доказывалось существование иудо-масонского заговора, стремящегося «подорвать основы нашей жизни». Согласно Розенбергу, объединенные усилия масонов разных стран привели к развязыванию первой мировой войны, а русская революция была инспирирована «международным еврейством».
Огромная продуктивность и обширная эрудиция в сфере «патологического национализма» сделали из него ведущего партийного идеолога. Эта репутация еще более окрепла после выхода в 1930 г. «Мифа XX века» – важнейшей книги национал-социализма, уступающей лишь «Моей борьбе» Гитлера.
В своем пространном труде, начинающемся словами: «Сегодня история мира должна быть написана заново», он интерпретирует всю историю как сплошной расовый конфликт.
Розенберг ставил перед собой задачу невиданных масштабов: он стремился создать не просто еще одну теорию, а совершенно новую религию.
«Сегодня рождается новая вера: миф крови. Соединив веру и кровь, мы отстаиваем божественную природу человека, его целостность... нордическая кровь и есть та материя, которая должна заменить и преодолеть все старые таинства».
Розенберг проповедовал новое сознание – сознание крови. Он отрицал не только христианство, но и германское неоязычество, нападал на астрологию. Для него религия крови была единственной истиной, ибо «базировалась на очевидных фактах жизни». Он мечтал о национальной религии крови, в ритуалах которой «отразится правда человеческого существования». В христианстве ведущий нацистский идеолог не видел ничего, кроме пустых обрядов и «иудейской блевотины».
Гитлер во многом соглашался с Розенбергом и его монологи, записанные Раушнингом, являются красноречивым подтверждением.
«Все религии одинаковы, неважно, как они называют себя. У них нет будущего, тем более в Германии... Будь то Ветхий Завет или Новый, нет никакой разницы: все то же самое, старое еврейское надувательство... Нельзя быть одновременно немцем и христианином. Надо выбрать что-то одно. Нам нужны свободные люди, которые чувствуют и знают, что Бог находится в них самих... Наши крестьяне не забыли истинную религию... Она еще живет... Крестьянину нужно сказать о том, что разрушила церковь: все тайное знание природы – божественное, бесформенное, демоническое... Мы скинем внешний покров христианства и обнаружим религию, свойственную нашей расе... с помощью крестьян мы сможем уничтожить христианство, потому что в них, в детях земли, есть подлинная религия, коренящаяся в природе и крови».
С благословения Гитлера Розенберг составил параграфы устава будущей Церкви Национального Рейха. В них говорилось о беспощадной борьбе с чужеземной христианской верой, требовалось запретить библию и заменить ее другой книгой – «Моя борьба».
В последнем параграфе устава «Новой Церкви» было сказано:
«В день ее основания христианский крест должен быть снят со всех церквей, храмов и часовен и заменен единственным непобедимым символом – свастикой».
Если бы Германия одержала победу во Второй мировой войне, то подобное могло бы осуществиться...
В тот же самый период, когда бывший московский студент Альфред Розенберг развивал свои псевдорелигиозные идеи, находившие понимание у Гитлера и у членов Общества Туле, другой оккультист прокладывал себе дорогу к нацизму. Это был мюнхенский студент Рудольф Гесс, родившийся, между прочим, в Египте. Большинство историков рисуют Гесса человеком слабым и нерешительным. Его же духовный ментор Карл Гаусхофер писал о нем следующее: «Ой находился во власти эмоций и страстно увлекался странными, фантастическими идеями... верил в то, что звезды влияют на личную и политическую жизнь. Я навсегда запомнил выражение его ясных глаз, в них было что-то сомнамбулическое...»
Так же как и Розенберг, Гесс принадлежал к Обществу Туле. Но его подлинным гуру был всегда Гаусхофер, об идеях которого рассказывалось ранее. Другого своего великого учителя, ставшего для него идолом, – Адольфа Гитлера, он нашел в 1921 году, побывав на митинге Германской рабочей партии. Услышав Гитлера, нервный мюнхенский студент испытал экстаз религиозного обращения и решил посвятить свою жизнь служению фюреру. Позже жена Гесса скажет, что его необычайная преданность Гитлеру носила магический характер.
Беспредельная лояльность Рудольфа Гесса снискала ему расположение вождя, сделавшего его своим личным адъютантом, а затем и заместителем по партии. Следует заметить, что Гитлер терпимо относился к определенным интересам Гесса, осуждаемым им у других. Так, его заместитель совершенно иррационально был увлечен оккультными науками: астрологией, ясновидением, гомеопатией и т.п. В течение шести лет он разыскивал магическое питье, способное принесли ему и его жене наследника. Когда они, наконец, преуспели в этом деле, Гесс положил под колыбель ребенка крупицы земли, присланной ему из разных уголков Германии, т.е. совершил магический ритуал известный с древнейших времен.
Говоря о Гессе, необходимо опять вернуться к Карлу Гаусхоферу. Он и его сын Альбрехт, также геополитик, поддерживали, как пишет французский исследователь Жан-Мишель Ангебер, тесные связи с представителями английского высшего света, являвшимися членами оккультистского ордена Золотой зари. Однако с началом войны в 1939 г. связь с ними оборвалась. Старший Гаусхофер попытался через Гесса убедить Гитлера в необходимости заключения мира с Англией. Он же, весной 1941 г., убедил своего послушного последователя совершить знаменитый полет в страну туманного Альбиона, закончившийся воистину плачевно.
Гаусхоферы составляли планы устройства личной встречи между Гессом и герцогом Гамильтоном, который был хорошим другом Альбрехта. К мнению герцога прислушивались премьер Уинстон Черчилль и король Джордж. Если бы он мог сообщить им детали немецкого мирного предложения, то, кто знает... Гаусхоферы полагали, что стоило пойти на риск. Старший Гаусхофер, зная, каким языком следует говорить с Гессом, сказал ему, что звезды благоприятствуют полету. Этого оказалось вполне достаточно: Гесс всегда верил знакам, подаваемым из высшего мира.
Он вылетел в Шотландию 10 мая 1941 г. на «Мессершмитте», сконструированном специально для него. Среди того немногого, взятого им с собой, были визитные карточки обоих Гаусхоферов, набор гомеопатических таблеток и письмо для герцога. Знал ли Гитлер о его планах? До сего дня не представляется возможным ответить на этот вопрос.
Гесс благополучно приземлился в Шотландии, но все последующее не было предвидено не только им, но и Гаусхоферами. Британское правительство отвергло мирное предложение. Гитлер незамедлительно объявил Гесса сумасшедшим, что привело к немалому замешательству в стране: совсем недавно, когда он занимал высокий пост, никто не мог даже усомниться в его нормальности...
Англичане, как известно, арестовали незадачливого заместителя фюрера. Из тюрьмы он послал старшему Гаусхоферу поздравление с днем рождения с такими, в частности, строками: «Не беспокойтесь обо мне. Вам меньше, чем кому-либо еще стоит беспокоиться. Мое нынешнее положение не совсем приятное. Но в дни войны надлежит претерпевать тяготы и мириться с тем, что является трудно переносимым.
Нельзя отрицать того, что я потерпел крушение, но ведь я был моим собственным пилотом! Поэтому я могу упрекать лишь самого себя. Все находилось под моим контролем. Вы хорошо знаете, как и я, что компас, ведущий наши дела, находится под влиянием сил, которые не могут ошибаться... Пусть эти силы будут благоприятствовать вам в последующие годы!»
В дальнейшем, увы, «эти силы» отвернулись не только от Гесса, но и от обоих Гаусхоферов. Фюрер явно перестал им благоволить. В письме Бормана Розенбергу, датированном 17 июня 1942 г., указывается, что «Национал-социалистический ежемесячник» чересчур много внимания уделяет статьям Карла Гаусхофера, и что впредь этого не должно быть.
Альбрехт Гаусхофер принимал участие в покушении на Гитлера 20 июля 1944 г., когда фюрер чудом избежал смерти. После этого его отправили в Моабитскую тюрьму, а Карла – в Дахау. В заключении, в ожидании казни, Альбрехт написал 80 сонетов. В сонете 38, посвященном отцу, есть такие строки:
С моим отцом говорила судьба,
Лишний раз все зависело от того,
Чтобы оттолкнуть демона в его темницу.
Мой отец сломал печать,
Он не почувствовал дыхания зла,
Он выпустил демона в мир...
После войны Карл Гаусхофер должен был свидетельствовать на Нюрнбергском процессе, но этого не случилось. В 1946 г. он покончил с собой, совершив харакири.
Гесс, как все знают, был приговорен в Нюрнберге к пожизненному заключению. С 1947 г. и до своей смерти в 1987 г. в возрасте 93 лет (имеется достаточно оснований полагать, что его убили. – В.П.), находился в тюрьме Шпандау. Заслуживает внимания тот факт, что он каждый день делал упражнения по системе йоги. Известна его переписка с женой и сыном. Хотя они виделись в последний раз в мае 1941 года, «никогда не чувствовали себя разделенными». Фрау Гесс говорила:
«Телепатия, астрология и его письма держат нас вместе... Мой муж и я находимся в постоянном телепатическом контакте...»
В оккультном помрачении
Описывая последние дни нацистской Германии, автор книги «Возвышение и падение Третьего рейха» В. Ширер отмечает:
«Это была атмосфера сумасшедшего дома. Члены кабинета возлагали надежды... на предсказания звезд».
Надо сказать, что удивляться этому не приходится: тяготение к астрологии и ко всему оккультному было свойственно национал-социализму не только в конце, но и при самом зарождении. «Врил», оккультная антропология, атлантомания, «коренные расы», единство религии и науки – все эти проблемы самым серьезным образом дебатировались еще в Мюнхене в первых нацистских кружках. В такой обстановке и появилось «величайшее учение» Гербигера, которого Гитлер считал «одним из трех великих космологов». На этом «учении», пожалуй, стоит остановиться особо, ибо оно весьма наглядно показывает, до каких нелепостей может довести оккультное помрачение.
Летом 1925 года многие ученые Германии и Австрии получили письмо, в котором заявлялось:
«Выбор надо сделать сейчас, быть с нами или против нас. В то время как Гитлер очистит политику, Ганс Гербигер сметет лживые науки. Доктрина вечного льда будет знаком возрождения немецкого народа. Берегитесь! Вставайте в наши ряды, пока еще не слишком поздно!»
Человеку, осмелившемуся бросить такой вызов, было 65 лет. Его учение уже получило известность среди широкой публики под названием ВЕЛ (Велтайслере: учение о вечном льде). «Арийская космогония» противоречила общепринятым астрономическим и математическим данным, но зато оправдывала древние мифы.
«Объективная наука – изобретение вредное, она – тотем упадка», – писал Гербигер. Он считал, как и Гитлер, что «главный вопрос любой научной деятельности – знать, кто хочет знать». Только пророк может претендовать на новое слово в науке, ибо он просветлен, вознесен на высшую ступень сознания. Ганс Гербигер не выносил ни малейшего сомнения, ни малейшего намека на противоречие. Его сотрясала священная ярость. «Вы доверяете уравнениям, а не мне! – возмущался он. – Сколько времени нам надо потратить на то, чтобы увериться в том, что математика – ложь, не имеющая никакой ценности?»
Гербигер не был одинок. Другой нацистский космолог утверждал, что мы живем на внутренней поверхности сферы. Третий заявлял, что земля плоская, что и побудило в конце концов послать на Арарат экспедицию за ковчегом.
За несколько лет основанное Гербигером движение опубликовало три огромных тома с изложением учения, 40 популярных книг, сотни брошюр. Оно издавало ежемесячный журнал «Ключ мировых событий». Учение Гербигера, умершего в 1932 г., унаследовал его сын Ганс Гербигер-младший, тесно связанный с главарями штурмовиков. После прихода к власти Гитлера сопротивление ВЕЛу резко пошло на убыль, хотя университеты по-прежнему преподавали ортодоксальную астрономию. Известные инженеры и ученые присоединялись к доктрине вечного льда. Среди них были Ленард, претендовавший на приоритет в открытии рентгеновских лучей, физики Оберт и Штарк, чьи исследования в области спектроскопии были всемерно известны.
«Наши нордические предки окрепли в снегах и льдах, – писалось в одной листовке, – вот почему вера во всемирный лед является естественным наследием нордического человека».
Доктрина Гербигера объясняла появление Солнечной системы, Земли, жизни и духа. Она описывала все прошлое мира и указывала на его будущие изменения. Она отвечала на три главных вопроса: «Кто мы? Откуда мы явились? Куда мы идем?»
Учение исходило из натурфилософской идеи беспрерывной борьбы между льдом и огнем, между силой отталкивания и силой притяжения. Эта борьба, это меняющееся напряжение между противостоящими принципами, эта вечная война в небе, являющаяся законом планет, правит также Землей и живой материей, определяя историю человечества. Гербигер описывал череду падений, в которых фигурируют люди-боги, гиганты, сказочные цивилизации. Его доктрина циклов и квазимагических отношений между человеком и миром опиралась на древние пророчества, оккультное учение об астрале, древнеиндийскую мистику, астрологию и демонологию.
В письме к рейхсляйтеру Лею Гербигер писал, как будучи молодым инженером, «наблюдал однажды падение струи расплавленного металла на мокрую заснеженную землю: земля взорвалась с замедлением и большой силой». Вот из этого наблюдения и выросло его учение.
В небе существовало огромное тело высокой температуры, которое было в миллионы раз больше нынешнего Солнца. Оно столкнулось с гигантской планетой, появившейся в результате скопления космического льда. Масса льда проникла глубоко в недра суперсолнца. Сотни тысяч лет все оставалось по-прежнему. Потом произошел грандиозный взрыв.
Осколки были отброшены так далеко, что исчезли в ледяном пространстве. Другие либо упали обратно на центральное тело, либо задержались в средней зоне, став планетами нашей системы. Их было 30. Луна, Юпитер, Сатурн « состоят из льда, а каналы Марса – ледяные трещины. Только Земля не полностью захвачена холодом: на ней продолжается борьба льда и огня.
На расстоянии втрое большем, чем от Солнца до Нептуна, находится огромное ледяное кольцо. Официальные астрономы упорствуют, называя его Млечным Путем, потому что сквозь него просвечивает несколько звезд, похожих на Солнце. Но фотографии отдельных звезд не более чем мошеннический трюк. Это куски льда, сияющие отраженным светом.
Солнечные пятна, меняющие форму и месторасположение, происходят от падения ледяных осколков, отрывающихся от Юпитера, который замыкает свое обращение каждые 11 лет.
Лед и огонь, отталкивание и притяжение вечно борются в мире. Эта борьба определяет жизнь, смерть и бесконечное возрождение космоса.
Немецкий писатель Элмар Брюгг издал в 1952 году труд, посвященный Гербигеру, где он писал:
«Ни одна из доктрин изображения мира не пользовалась принципом противопоставления, борьбы двух противоположных сил, которыми питается душа человека вот уже много тысячелетий. Незабываемое достоинство Гербигера в том, что он возродил интуитивное знание наших предков о вечном конфликте огня и льда, воспетое „Эддой“. Он изложил этот конфликт нашим современникам. Он научно обосновал этот грандиозный образ мира, связанного с дуализмом материи и силы: отталкивания, которое рассеивает, и притяжения, которое собирает».
Луна, согласно Гербигеру, в конце концов упадет на Землю. Несколько десятков тысячелетий расстояние одной планеты от другой кажется неизменным, но спираль неуклонно сужается. Постепенно усилится гравитационное воздействие Луны на Землю. Воды океанов поднимутся и в постоянном приливе покроют сушу, затопят тропики, окружив высочайшие горы. Живые существа ощутят постепенное уменьшение своего веса. Они вырастут. Космические лучи станут более мощными. Действуя на гены и хромосомы, они вызовут мутации. Появятся новые расы, животные, растения и люди-гиганты.
Луна взорвется от большой скорости вращения и станет кольцом из скал, льда, воды и газа, которое будет вращаться все быстрее и быстрее. Когда же кольцо обрушится на Землю, настанет объявленный Апокалипсис. Если люди переживут его, то самым сильным, лучшим, избранным предназначено увидеть ужасающие картины конца мира.
На протяжении тысячелетий лишенную спутников Землю ожидают потрясающие наслоения новых рас гигантов и невероятные катаклизмы. В конце концов Марс достигнет орбиты Земли. Слишком большой, чтобы стать спутником, он пройдет мимо и рухнет на Солнце. Земная атмосфера будет похищена Марсом и рассеется в пространстве. Океаны вскипят, смоют все, и земная кора лопнет. Мертвая планета столкнется в небе с ледяными планетоидами, станет гигантским ледяным шаром и тоже рухнет на Солнце. После столкновения настанет великое молчание, великая неподвижность, а внутри пылающей массы миллионами лет будут накапливаться водяные пары. Наконец, произойдет новый взрыв яростных сил космоса.
Такова судьба Солнечной системы в видении Гербигера, которого лидеры национал-социализма называли Коперником XX века. Они относились к его фантасмагориям с полным доверием. В подписанном 19 июля 1936 года «Примонтском протоколе» ВЕЛ признавался «подлинным сокровищем германского интеллекта».
Молодой «айслере-фюрер» Ганс Роберт Гербигер как-то изрек:
«Теория относительности так относится к мировому льду, как Талмуд к Эдде».
Для подтверждения правоты арийской космогонии Гиммлер послал Эдмунда Кисса в Абиссинию, организовал специальный отдел и даже снарядил экспедицию в Гималаи...
Гитлер принимал некоторые важные решения на основе теории Гербигера. Например, им были задержаны ракетные испытания из-за опасения нарушить равновесие в атмосфере. По этим же соображениям, замедлялись эксперименты, которые могли бы привести к созданию атомной бомбы...
Наиболее весомое подтверждение слепой веры фюрера в учение «ледяного пророка» можно обнаружить, пожалуй, в ведении им военной кампании против России. Гербигерианцы предсказали очень мягкую зиму и поэтому он, обычно чрезвычайно чуткий к нуждам своей армии, не счел нужным снабжать ее зимним обмундированием. Результаты чрезмерной веры в «науку» оказались катастрофическими для Германии. Первый снег выпал в начале октября. К ноябрю температура перешла нулевой рубеж. Одетые чуть ли не по-летнему, без шапок-ушанок, без зимних сапог, – короче, без всего необходимого в русскую зиму, солдаты Вермахта жестоко страдали от обморожения и нередко падали замертво, пытаясь справить естественные надобности на открытом воздухе... Русская кампания озадачила многих во всем мире. Никто не хотел понять того, что Гитлер все дальше уходил от реальности и все больше погружался в близкий и дорогой ему мир оккультных представлений.
Придя к власти, он обещал, что Германия никогда не капитулирует в будущем, не сдастся врагам. В 1944 г. Гитлер еще был полон решимости сдержать свое обещание. Когда русские и американские войска уже находились на германской территории и исход войны не вызывал сомнений, он приказал уничтожить все запасы питания, одежды, взорвать все заводы и фабрики, мосты и дамбы...
Архитектор и министр вооружений Альберт Шпеер – один из немногих нацистских лидеров, стоявших в стороне от всякой мистики, услышав об этом приказе, пришел в неподдельный ужас. Он попытался воззвать к здравому смыслу фюрера, напомнив ему о том, что нужно думать и о будущем:
«Мы должны стремиться сделать все возможное, чтобы сохранить основу для дальнейшего существования нации... У нас нет права лишать наш народ самого необходимого...»
Гитлер ответил вполне в духе вождя-сверхчеловека: «Если война проиграна, народ должен погибнуть. Такая судьба неизбежна... Нет никакой нужды заботиться о поддержании примитивного существования. Скорее наоборот, будет лучшим разрушить все, ибо эта нация оказалась слабой и недостойной. Будущее принадлежит полностью сильнейшей восточной нации (Россия). Кроме того, после сражений остались в живых лишь неполноценные существа. Лучшие люди были убиты».
Немцы показали, что еще не готовы стать господами мира, поэтому, считал фюрер, они заслужили того, чтобы исчезнуть с лица Земли.
Сам Гитлер, как известно, свел счеты с жизнью 30 апреля 1945 года. Этот день далеко не случайно был выбран им для самоубийства. Так по крайней мере считает американский автор и оккультист Д. Бреннан:
«Посвященный в мистерии Зла остался до конца верным своей мрачной вере и подстроил все таким образом, что даже его самоубийство явилось жертвенным приношением силам Тьмы. 30 апреля в древности отмечался праздник Дьявола, – день переходил в Вальпургиеву ночь. Вероятно, что это самая важная дата во всем календаре сатанизма».
Черный орден Генриха Гиммлера
Давно замечено, что творческая фантазия нередко опережает события, происходящие в реальной жизни. Это представляется неоспоримой истиной в отношении одной книги, вышедшей в 1896 году в Англии. Малоизвестный английский автор Шиль опубликовал фантастический роман, в котором рассказывалось о группе безжалостных убийц, бродящих по Европе и уничтожающих всех тех, кто, на их взгляд, препятствует прогрессу человечества. Книга называлась «СС»...
Четыре года спустя после появления «абсурдного и развлекательного романа», 7 октября 1900 г., в Мюнхене родился Генрих Гиммлер. Ему было суждено воплотить мрачные фантазии Шиля в действительность. Он происходил из семьи школьного учителя, являвшегося одно время наставником баварского принца Генриха, в честь которого и получил свое имя. Известно, что в 1918–1919 гг. юный Гиммлер старательно изучал аграрные науки и проявлял особый интерес к проблемам наследственности.
В начале 20-х годов он присоединился к малочисленной нацистской партии, а в 1923 г. принимал участие в мюнхенском путче. В последовавший затем период, когда почти все партийные лидеры очутились за решеткой, Гиммлер сблизился с братьями Отто и Грегором Штрассерами, занимавшими видное место в нацистском движении.
После освобождения Гитлера из заключения началось продвижение наверх «верного Генриха». В 1926 г. его назначили на пост заместителя начальника личной охраны фюрера. На основе этих небольших подразделений, именовавшихся сокращенно СС, и вырастет под руководством Гиммлера грозная организация с самыми разнообразными и широкими функциями.
В возрасте 28 лет он уже становится главой СС и обладателем высочайшего звания – рейхсфюрер. Однако в 1929 г. эсэсовцы насчитывали всего 200 человек и, конечно, никак не могли равняться по мощи с многотысячными СА (штурмовыми отрядами). Тем не менее Гиммлер решил создать свою собственную империю. Нет, он вовсе не стремился к личной славе и почету, – в этом плане ему было далеко до Гитлера или Геббельса. У него имелась иная, великая цель – создание расы господ, новой касты арийских воинов, которой предстоит править миром.
В своих фантазиях относительно нового порядка он преступал пределы исключительно политической сферы, его мысль развивалась в биологических и духовных категориях. Новый порядок, по его пониманию, должен был изменить весь курс цивилизации, совершить подлинную революцию в религии и науке. Центром же всех изменений должна была стать эсэсовская организация (СС).
С юных лет Гиммлер рассматривал крестьянство как основу немецкой нации. Чистота крови и почвеннический идеал являлись для него фундаментом доктрины о расовом превосходстве немцев. Создатель эсэсовского ордена всей душой ненавидел города, считая их источником деградации и всяческого разложения. Он мечтал о «возвращении к земле» и уничтожении почти всей промышленности. По его представлению, будущее принадлежит здоровой, самодостаточной и расово чистой крестьянской общине. Образцовую модель для своей крестьянской утопии Гиммлер видел в Первом рейхе, существовавшем тысячу лет тому назад. Он преклонялся перед героями прошлого, особенно почитая германского короля Генриха (по прозвищу – Птицелов), основателя Первого рейха. Повелитель Саксонии и победитель славян, этот венценосец изображался в виде «благородного крестьянина».
В 1926–1928 гг. Гиммлер принадлежал к религиозно-политическому движению «Артаманен». В основе этого движения был идеал земледельца-собственника. Хотя большинство артаманенцев не примкнуло к нацистской партии, но они давали клятву «кровью и землей» и заявляли, что завоюют и колонизируют Европу для Германии. Еще в 1924 г. их первая группа поселилась в одном из поместий в Саксонии, чтобы «практиковать доктрину самодостаточности». Довольно скоро около 2000 молодых людей прибыли на фермы в восточной Германии, стали вооружаться и готовиться к предстоящей войне со славянами. Движение «Артаманен» приобрело в середине 20-х годов определенную известность, и писатель Ганс Николь даже выпустил книгу о нем под названием «Новая жизнь».
Среди артаманенцев оказались и те, кто сделал себе карьеру при нацизме. Например, Рудольф Госс – будущий комендант концлагеря в Бухенвальде, и Рихард Дарре – идеолог расизма, родившийся в Аргентине и получивший образование в Англии. Дарре утверждал, что все сколько-нибудь важное имеет отношение к расе и, по его теории, крестьянство «всегда формировало единственно надежную основу нашего народа с точки зрения крови». Государство, писал он, должно расширять класс крестьянства и способствовать оттоку людей из городов. Дарре принадлежал также к школе мыслителей, считавших, что все великие культуры созданы теми, в чьих жилах текла «нордическая кровь». Вместе с рядом других ученых он полагал, что падение великих цивилизаций прошлого объясняется прежде всего «забвением расовых законов, загрязнением нордической крови». Дарре предлагал закрыть на территории Германии все интернациональные и гуманистические организации. Диапазон же таких организаций оказался чрезвычайно широким: от анархистских и коммунистических до масонских и христианских, т.е. все те, что в той или иней степени проповедывали универсальное человеческое братство.
Расистские идеи Дарре пришлись по вкусу Генриху Гиммлеру, придавшему им более широкий смысл. Если развитие цивилизации зависит от чистоты нордической расы, рассуждал он, то, следовательно, эта раса обладает какими-то мистическими и психическими качествами, отсутствующими у остальных представителей человеческого рода. Появление новой расы – сверхлюдей возможно только на определенной почве, – там, где сохраняется непосредственный контакт со святой землей родины.
Движение «Артаманен» незаметно угасло, как и множество подобных движений, но Дарре нашел себе применение в СС, где его назначили заведующим отдела «расы и расселения».
Следует заметить, что большинство членов СС имели блестящее образование. Каждый четвертый из них являлся обладателем докторской степени. В 1933 г., вскоре после прихода нацистов к власти, Гиммлер устроил собрание, на которое были приглашены ученые, промышленники, офицеры и землевладельцы. Обращаясь к ним, он призвал их «оказывать помощь СС в развитии и укреплении традиционных путей жизни». Каждое государство, заявил он, нуждается в элите, и в Германии такая элита – эсэсовцы. Но СС, продолжал Гиммлер, может действовать эффективно только в том случае, если его члены соответствуют современным социальным требованиям, имеют военный дух, получили подлинное германское воспитание, обладают благородной внешностью и отобраны по расовому признаку». Это заявление было встречено продолжительными овациями и почти все присутствовавшие выразили желание присоединиться к эсэсовскому ордену.
Гиммлер создал СС как привилегированную военную организацию кайзеровских времен. Помимо того, моделью для него послужили иезуиты. Основатель Общества Иисуса Игнатий Лойола (1491–1566) собрал вокруг себя «отборных» молодых католиков, поклявшихся ему в беспрекословном послушании. По мнению историков, Гиммлер старался следовать по его стопам. Он считал, что СС призван сыграть такую же роль в «тысячелетнем Рейхе», как иезуиты в Испанской империи. Несмотря на крайнюю ортодоксальность взглядов, члены Общества Иисуса тщательно изучали астрологию, алхимию, каббалу, дохристианские верования и проч., относящееся к «наукам язычников». В Америке иезуиты возводили свои монастыри на местах, считавшихся коренным индейским населением священными. Это как бы символизировало их духовную победу. В подражание им СС приобретал замки и владения в пунктах, отмеченных «славным историческим прошлым».
Игнатий Лойола был баском. Для Гиммлера этот факт имел немаловажное значение, ибо немецкие оккультисты полагали, что баски являются последними наследниками расы атлантов. Знаменитые духовные упражнения Лойолы основывались на практике монахов в Монсеррате – святой горы для бенедиктинцев. Гиммлер верил, что эти упражнения были унаследованы от учителей исчезнувшей Атлантиды и что он избран «высшими силами», чтобы использовать их для пробуждения Врила (кундалини) в целях осуществления господства тевтонской расы над всем человечеством.
Иезуиты не гнушались пользоваться «богомерзким» знанием тайных оккультных обществ, которые сами же подавляли безжалостнейшим образом. Также и Гиммлер, преследуя масонов и им подобных, выуживал у них разнообразную информацию, в том числе и из сферы оккульта. На примере иезуитов можно было видеть, что организация, обладающая знанием тайн человеческой психики, способна держать под своим контролем целые страны и народы. Гиммлеровский орден, воспринявший методы иезуитов, тоже намеревался овладеть всем миром не только силой оружия, но и посредством контроля над человеческой психикой. (В наши дни возможности такого рода контроля исследуются в институтах и лабораториях ЦРУ.– В.П.).
Сходство между СС и иезуитами не ограничивается их тяготением к оккультным знаниям. После двух послушнических лет у иезуитов следовали несколько лет тренировок и учебы и лишь затем приносились традиционные монашеские обеты. Организационная структура СС строилась аналогично. Так же как и в Обществе Иисуса, у эсэсовцев давались обычные и специальные обеты. У них существовал и свой «внутренний круг» для посвященных...
Надо, по-видимому, понять, что СС – не полицейская организация, но настоящий религиозный орден, с иерархией своего рода светских братьев-монахов во главе. В высших сферах находились сознательные ответственные лица Черного ордена, чье существование, однако, никогда не признавалось официально национал-социалистским правительством. Даже в руководстве партии говорили лишь о тех, кто был «в деле внутреннего круга», но ему никогда не было дано законного названия.
С определенного момента, когда гитлеровская партия взяла ориентацию в направлении тайной доктрины, более или менее понятной, – она вышла за рамки национального и политического движения. В общем, идеи остались теми же, но это уже был только эзотерический язык, предназначенный для масс, для описания ближайших целей, позади которых есть другие. «Больше ничего не идет в счет, кроме неслыханных целей. Теперь, если бы Гитлер имел в своем распоряжении народ, могущий служить осуществлению его высшей мысли лучше, чем германский народ, он не поколебался бы пожертвовать и германским народом». Философ-эсэсовец Бразиллах признал, «что он не торгуясь пожертвовал бы всем человеческим счастьем, своим и своего народа, если бы таинственный долг, которому он повинуется, приказал бы ему это».
«Я раскрою вам секрет, – сказал Гитлер Раушнингу, – я основываю орден». Он упомянул Бург – место первого посвящения, и добавил: «Оттуда вторая степень человека, который будет мерой и центром мира, человека-бога. Человек-бог, превосходящая фигура бытия, будет как культовый образ. Но есть еще другие степени, о которых мне не позволено говорить...»
Монахи-воины, эсэсовцы с мертвой головой (не смешивать с другими разрядами, в том числе с войсками СС, состоящими из второстепенных или третьестепенных братьев ордена, или с мелкими учреждениями, построенными внешне в подражание настоящему СС), получали посвящение в Бургах. Но сперва они проходили семинар, Напола. Учреждая одну из этих Напола, или приготовительных школ, Гитлер свел доктрину к самой общей мелкой формуле: «верить, повиноваться, сражаться, – все». Это школы, где «учатся убивать и умирать». Позднее, если они были того достойны, младшие, принятые в Бург, понимали, что «умирать» может быть понято в смысле «умирать для самого себя». Но если они оказывались не достойны, их ждала физическая смерть на поле боя...
В Бургах произносили обет и таким образом приобретали «неотвратимую сверхчеловеческую судьбу». И становились вне мира.
Не было больше речи о вечной Германии или национал-социалистском государстве, речь шла только о магическом приготовлении к приходу человека-бога; таких, одного за другим, Властители пошлют на землю, когда изменится равновесие духовных сил. Церемония, по ходу которой получали руны СС, должна была в достаточной мере походить на то, что описывает Рейнгольд Шнейдер, рассказывая о членах Тевтонского ордена в большом зале Мариенбурга, дающих обет, превращающий их впредь в воинствующую церковь: «Они прибывали из разных мест с различными лицами, после жизни, отмеченной волнениями. Они входили в замкнутую суровость этого замка, оставляя свои личные щиты, которые до них носили по крайней мере четыре предка. Теперь их гербом будет крест, повелевающий вести самую трудную борьбу на свете, но обеспечивающий вечную жизнь». Известно, что существовала церемония посвящения в Бургах. Ее называли «церемонией плотного воздуха», намекая на атмосферу чрезвычайного напряжения, рассеивавшегося только после того, как обет был произнесен. Такие оккультисты, как Льюис Спэнс, видели в этом черную мессу в чисто сатанинской традиции. Напротив, Вилли Фришауэр в своей работе о Гиммлере интерпретирует «плотный воздух», как момент абсолютного отупения участвующих...
Как и в каждой религиозной организации, у СС имелся катехизис. По его вопросам и ответам можно сулить об их «вере». «Почему мы верим в Германию и фюрера?» – спрашивалось в эсэсовском катехизисе. Ответ: «Потому что мы верим в Бога, верим в Германию, которую Он создал в Его мире, и верим в фюрера, Адольфа Гитлера, которого Он послал нам». Подобный ответ находился в полном соответствии с мессианскими мечтами самого Гитлера.
В пропаганде нацистской Германии часто подчеркивалось «божественное назначение» фюрера. Гитлер неоднократно отмечал в своих выступлениях, что его деятельность – «исполнение высших предначертаний» и «крестовый поход» против тех, кто сопротивляется «неизбежному приходу нового человека». На одном из плакатов был портрет Гитлера с его знаменитыми словами: «Борясь с еврейством, я следую по стопам нашего Господа»...
Во многих тайных обществах имелись три степени посвящения, были они и в СС. Гиммлер произвел внутреннее разделение по принципам средневековых рыцарских орденов-тамплиеров и тевтонцев. В СС насчитывалось три символа отличия. Доказавшим свою преданность и боевые качества, независимо от их чина, полагалось носить серебряное кольцо с изображением мертвой головы. Первоначально это кольцо предназначалось лишь для «старой гвардии», но к 1939 г. им обладал почти каждый офицер СС, занимавший командную должность не менее трех лет.
Кинжал являлся символом эсэсовской элиты. Он предназначался лишь для тех, кто имел чин не ниже оберштурмфюрера.
Но кроме «простой элиты», существовали и подлинно «высокопосвященные» – внутренний круг.
Гиммлер хорошо знал и ценил архаичные ритуалы тевтонцев, Барбароссы и короля Артура. Имитируя их, он выбрал 12 лучших обергруппенфюреров, которым выпала честь играть роль его ближайших и верных последователей. Опять-таки сравнение со средневековыми рыцарскими орденами представляется неизбежным. Только тщательно отобранные рыцари могли окружать Фридриха Барбароссу или же сидеть за Круглым столом короля Артура; они были не только отважными воинами, но и обладателями особо ценимых качеств. Выше всего ставилось послушание, умение же мыслить не считалось обязательным для рыцарей. В легенде об Артуре все решения принимались верховным магом – Мерлином, в нацистской Германии – Гитлером, являвшимся «посланцем высших сил».
Смысл средневекового рыцарства – создание и поддержание божественного порядка на земле. В каждом рыцаре простым смертным следовало видеть отражение высшего человека, по артуровским понятиям, им был Христос. В нацистской Германии эсэсовцы воплощали надежду на появление нового человека – супермена. Подобно рыцарским орденам прошлого, СС считал необходимым создать и навязать всему человечеству свой порядок. Тевтонские рыцари стремились поработить негерманские народности на востоке, к этому же стремились и эсэсовцы. Мелочная бюрократия существовала как у тевтонцев, так и в СС: у тех и у других велись подробнейшие досье на каждого члена, большая забота проявлялась об охранности архивов. У обоих орденов имелись свои учебные заведения.
Штаб-квартира тевтонцев и эсэсовцев были не только военными, но и религиозными центрами. Их крепости строились в наилучших местах относительно действия невидимых магнитных сил. Несколько тевтонских рыцарей были знаменитыми мистиками, нередко попадались знатоки оккультных наук и среди членов СС.
Ненависть Гиммлера к евреям могла сравниться с аналогичным чувством тевтонцев: евреям запрещалось жить на принадлежащих ордену землях. По-видимому, не случайно, что главный идеолог нацизма Альфред Розенберг родился в Ревеле (Таллинне) – в самом сердце старых владений тевтонского ордена.
«Подвиги» эсэсовцев в Польше и на востоке напоминали зверства тевтонцев: каждую зиму рыцари предпринимали разбойничьи нападения на «потешных славян». В них участвовали не только немцы, но представители и других наций «просвещенного Запада», в частности Генри Дербийский, известный впоследствии как английский король Генри. Спустя 6 столетий после этих бандитских вылазок, старый тевтонский «порядок» попытались установить эсэсовцы. По иронии судьбы черных рыцарей СС постигла почти та же участь, что и их предшественников – тевтонцев, нашедших свою погибель под ударами славян...
Архитекторы эволюции
Долгое время чуть ли не единственным свидетельством существования Атлантиды считался один из диалогов Платона. В конце прошлого века появилась книга Игнатуса Доннелли, рассказывавшая об исчезнувшем материке и его богатейшей цивилизации. В короткий период эта монументальная работа стала бестселлером. По утверждению Доннелли, Атлантида являлась прародиной арийской расы. «Если книга Бытия соответствует действительности, – писал он, – то дети Яфета, спасшегося с Ноем после потопа... поселились на континенте в Атлантическом океане (Атлантида)... Их потомки и есть те, кого называют арийцами...» Идеи Доннелли, представлявшие любопытное сочетание исторических гипотез с политикой, довольно быстро снискали известную популярность. Например, премьер-министр Великобритании Гладстон высоко оценивал их и говорил, что они соответствуют многим его убеждениям. Лет через сорок после выхода в свет «откровения об Атлантиде» книга Доннелли удостоилась признания со стороны главного идеолога нацизма Альфреда Розенберга.
Доннелли считал, что в Атлантиде существовала высшая каста (раса господ), наследие которой ощутимо и в наши дни. Достижения цивилизации атлантов не превзойдены и по сию пору. Раса господ отличалась особыми очертаниями черепа и выпуклостями лба. Последующие цивилизации, в том числе и древние греки, стремились подражать этим «благородным чертам» и даже производили искусственную деформацию черепов детям из лучших семей. Определенная форма черепа являлась, согласно Доннелли, показателем «высоко цивилизованных людей, призванных к господству»– арийцев.
Измерения черепов стали настоящим наваждением в XIX в. Основываясь на их результатах, ученые вели диспуты о различиях между арийцами, евреями и неграми. Бременский профессор Гильденмейстер опубликовал точные данные об измеренных им 103 черепах, в то время как англичанин Джон Беддо выпустил обширное исследование «Расы Британии», в котором описывал мельчайшие расовые различия жителей британских островов.
В 1900 г. в индийском городе Мадрасе начала осуществляться масштабная программа... «по измерению». Живые и мертвые индийцы, включая и местных евреев, превратились в объекты для «научной работы века». По размерам головной коробки определяли «преступников» и «нормальных». Через четыре десятилетия аналогичные «обмеры» проводились в нацистской Германии, но уже не только ради «блага науки»...
Каждый труд, посвященный расовой проблеме до второй мировой войны, обязательно упоминал о расовых отличиях арийцев, их отличиях от всех прочих. Сторонники теории арийского превосходства непременно ссылались на древнюю Индию, на ее кастовую систему, включавшую и откровенную расовую дискриминацию.
В Европе никогда не существовало разделения людей по расовым признакам, хотя кое-кто и намекал, что было бы неплохо его ввести. В середине XIX в. французский граф Гобино выпустил свое эпохальное эссе «О неравенстве человеческих рас». Будучи дипломатом, этнологом, поэтом, скульптором – обладателем поистине энциклопедических знаний, он создал доктрину, которая оказала вполне определенное влияние на будущее, Гобино доказывал, что некоторые расы «наследственно превосходят остальные». По его мнению, «история... показывает нам, что вся цивилизация происходит от белой расы и что никто не может существовать без сотрудничества с этой расой». Он отмечал также, что арийская раса «выше остальных белых в той же степени, как обычный белый человек превосходит негра...» По теории Гобино, незамедлительно принятой на вооружение пангерманистами, «ариец-германец – властное создание... Ко всему, что он думает, говорит и делает, надлежит относиться с большим почтением».
Помимо работ Гобино и других расистов, на нацистскую расовую теорию оказали заметное влияние и писания теософов. Нацисты, как и последователи мадам Блаватской, многое восприняли от тибетской школы эзотерической мысли. По представлениям теософов, арийцы считаются пятой корневой расой и ведут свое происхождение от легендарной Атлантиды. Сами же обитатели исчезнувшего материка принадлежали к четвертой корневой расе. Что же касается евреев, то, как писала Блаватская, они – «ненормальная и неестественная связь между четвертой и пятой корневыми расами».
Теософы, погруженные в оккультную теорию рас, твердо верили в неизбежность появления шестой корневой расы. Подготовка ее прихода, – иными словами, создание «сверхчеловека» – конечная цель нацистской расовой доктрины. По теософским же теориям, новая раса разовьется из наиболее «чистых арийцев».
Но перед приходом «сверхчеловека», говорили оккультисты, должны произойти колоссальные изменения в земной атмосфере. Сторонники Гербигера, например, заявляли, что Луна приблизится к Земле и, следовательно, произойдет гравитационное изменение, которое приведет к ускорению эволюционных процессов. Лондонский теософ А. Синнетт писал: «Лидер будущей корневой расы сумеет проложить себе путь, когда наступит подходящее время...» Именно таким лидером и видел себя Адольф Гитлер.
В период борьбы за власть нацисты часто твердили о «сокращении дороги к неизбежному», об ускорении имевшихся тенденций социальной эволюции. Расистская группа «Артаманен» (о ней упоминалось выше) тоже использовала аналогичную терминологию.
Когда Гиммлер обрел широчайшие полномочия в Третьем рейхе, он начал проводить эксперименты по селективному размножению человеческих особей, чтобы ускорить «неизбежный» приход шестой корневой расы. Его исследования сверхчувственного восприятия и контроля над врилом носили вполне целенаправленный характер: новый человек должен будет управлять оккультными силами. Грядущая раса обязательно будет выделяться такого рода способностями. Особое значение придавалось скрытой энергии – врилу, описанному лордом Бульвер-Литтоном в его романе «Грядущая раса». Гиммлер внимательно следил за отбором людей, склонных ощущать «дыхание иного мира» – из них и должна образоваться шестая корневая раса. Тех же, в ком не наблюдалось оккультных данных, кто превыше всего ценил материальные блага, глава «черного ордена» откровенно презирал, считая их неполноценными и неподходящими для Нового Порядка.
Гитлер также твердо верил в неизбежность появления «высшего человека». «Творение еше не окончено, – говорил он. – Старая человеческая особь уже находится в состоянии упадка. Человечество переходит на новую ступень развития каждые 700 лет, и окончательная цель – приход Сынов Бога. Вся творческая мощь будет сконцентрирована в новых людях... Сверхчеловек будет превосходить современного человека во всех отношениях. Понимаете ли вы теперь глубокий смысл нашего национал-социалистического учения? Тот, кто видит в национал-социализме лишь политическое движение, ничего не понимает в нем».
Гитлер полагал, что эти 700 лет заканчивались и неизбежен переход на новую ступень. Согласно языческим представлениям германцев, семисотлетний период кончался в 1944 г., после чего все должно измениться. Если же в 1944 г. действительно и произошли какие-то перемены, то вовсе не те, на которые рассчитывал фюрер: исход войны больше не вызывал сомнений...
Попытка Гитлера и Гиммлера применить евгенику – избавить человечество от физических и психических недостатков, содействуя размножению лишь наилучших особей, – также не привела к сколько-нибудь заметным положительным результатам. В нацистской Германии проводилась программа по стерилизации и «эфтаназии» тех, кого определяли как «декадентов». В эту группу зачислялись лица с наследственными и психическими заболеваниями, гомосексуалисты и расово «загрязненные». Оправдание подобной практике отыскивалось у Ницше: «... общество не существует ради самого себя, оно лишь средство для того, чтобы избранные личности могли осуществлять свое высшее призвание». Следует признать, что у Гитлера и его ближайших сподвижников слова редко расходились с делом. Они действовали, если можно так выразиться, «в полном соответствии со своими идейными и теоретическими установками». «Внутренний круг» посвященных старался не отступать от своей «тайной доктрины». Они искренне верили, что их жизнь связана с высшими силами и направляли всю энергию на изменение жизни на земле. Они жили (по-видимому, с этим нужно согласиться), в мире совершенно особых понятий и представлений. Что бы мог, например, сказать Гиммлер (если бы до этого не покончил самоубийством) на Нюрнбергском процессе? У него не нашлось бы общего языка с членами суда. Он не жил по эту сторону мира. Он принадлежал целиком к другому порядку вещей и .мыслей. Это был монах-воин с другой планеты...
«Дети дьявола»
Нацисты никогда не скрывали, что считают еврейство своим основным врагом. Вряд ли можно увидеть в этом что-то неожиданное и непонятное: для самых разных националистов евреи всегда были носителями чуждого и космополитического начала. Помимо того, безмерное пристрастие евреев к земному благополучию и их финансовое могущество нередко вызывали чувства ненависти и презрения, смешанные с подсознательной завистью. Однако и в еврейском вопросе у нацистов далеко не все просто и рационально объяснимо: при более тщательном рассмотрении обнаруживаются следы старых оккультных, гностических представлений.
Гностики первых веков христианства восстали против учения церкви, которое, по их мнению, служило лишь для обмана простолюдинов. Они утверждали, что истина доступна лишь посвященным – тем, кто унаследовал «великие тайные знания прошлого», передававшиеся из уст в уста мудрецами древности. Правда заключалась в том, полагали гностики, что Бог никак не мог стать человеком, ибо существовали два совершенно отдельных и несовместимых мира: духовный и материальный. В духовном царстве, созданном Богом, все преисполнено добром и светом; в материальном же мире, порожденном Дьяволом, – зло и мрак. Человек нуждается в спасении, но вовсе не от первобытного греха, а от порабощения материей. Для достижения этой цели ему необходимо то, что называется тайным знанием. Гностицизм, не признающий истинным официальное учение церкви, стал источником определенной оккультистской традиции.
Средневековая гностическая секта катаров отвергала Ветхий Завет и отождествляла Иегову с Дьяволом – создателем материального мира. В тогдашнем гностицизме крепко засела идея, что еврейский бог на самом деле – сатана, ответственный за всё` существующее в мире зло. Он противостоял Богу Нового Завета. Катары пытались полностью удалить Ветхий Завет из христианской теологии. Они обвиняли иудаизм в служении Дьяволу, стремящемуся подавить в людях жажду всего светлого, духовного. Иегова, говорили катары, – бог мрака, влекущий в бездну. В доказательство своей правоты они ссылались на священное писание. Еврейский бог приносил лишь сплошные несчастья: устроил потоп, уничтожил Содом и Гоморру, поощрял кровавые жертвоприношения; разделил людей на мужчин и женщин, создал Адама, а затем проклял свое творение.
В противоположность ему Бог Нового Завета являлся воплощением света. Он провозгласил, что нет «ни мужчин, ни женщин», ибо все едины во Христе. Он благословлял все живое, для него все было пронизано добром и ни в чем не обнаруживалось греха.
Что общего у этих двух богов? Синагога, заявляли катары, – обитель сатаны, а евреи – «дети дьявола», общения с которыми надлежит избегать любыми средствами. Небезинтересно заметить, что католическая церковь, яростно клеймившая «ересь» катаров и упорно отказывавшаяся «выбросить Ветхий Завет в помойную яму», все же кое-что приняла от тех, чье учение столь жестоко подавляла. В средние века на евреев часто смотрели как на злых колдунов, практикующих черную магию. На магов же, по католическим представлениям, следует смотреть как на детей Дьявола. Они были живым подтверждением действия «нечистых сил».
Главная же причина отвращения, питаемого средневековым человеком к евреям, заключалась, естественно, в их упорном неприятии Христа, в их невероятной злобе к Тому, Кто озарил жизнь своим несказанным Светом и дал ей смысл. Кто, кроме «сатанинского отродья», мог не замечать этого?..
Не слишком хорошая репутация евреев усиливалась их ...искусством врачевания. Оно считалось еще одной «еврейской загадкой». А загадки, между прочим, никакой не было: евреи охотно учились у арабов и древних греков, к наследию которых церковь, мягко говоря, не рекомендовала обращаться.
Люди средних веков, может быть, и ненавидели Дьявола, но они же признавали его подлинным правителем физического мира, «князем мира сего». Поэтому неудивительно, что в крайних ситуациях, вопреки церковным запретам, они не брезговали прибегать к помощи еврейских магов и еврейских эскулапов. Средневековая церковь же хотя и преследовала «проклятых гностиков», кое в чем вполне с ними соглашалась: и для нее евреи являлись «детьми дьявола». Несмотря на внешний вид евреев, они, полагали некоторые богословы, не принадлежат к роду человеческому. От них «исходил другой запах». Поговаривали еще (и приводили довольно серьезные доказательства), что они убивают христианских детей и используют их кровь для ритуальных целей. Несколько младенцев, «нашедших погибель от рук дьявольского племени», были причислены церковью к лику святых мучеников. Стоит отметить также, что на картинах средневековых художников изображался сатана с ярко выраженными семитскими чертами. Правоверные христиане и гностики одинаково верили, что для евреев существует лишь этот материальный мир, который они и стараются изо всех сил держать под своим контролем. Отсюда и «основное свойство жидов – любовь к деньгам».
Человеческая плоть, как полагали, тоже принадлежит сатане. Она что-то вроде тюрьмы для души: «душа – узница тела». В плотском вожделении скрыто основное человеческое искушение. В этом отношении евреи выглядели образцовыми демоническими созданиями, ибо вся их жизнь, считалось, сводилась к удовлетворению чувственных потребностей. Более того, было распространено мнение, что иногда и сам дьявол непосредственно общается с людьми в процессе полового акта. С точки зрения гностиков, само размножение – всегда зло. Если материальный мир – создание сатаны, логично рассуждали они, то борьбу со злом можно считать успешной тогда, когда не происходит зарождения новой жизни. Требовать от слабых и ничтожных смертных прекращения жизни – непосильная и неподъемная для них задача, но гностики считали, что следует продвигаться именно в этом направлении.
Гностицизм под названием герметизм, перекочевавший в эпохи Возрождения и Реформации, с помощью магии и медитации продолжал стремиться к «заветной цели»: освобождению духа от оков тела, сотворенных еврейским богом. Во времена Просвещения (XVIII в.) оккультная традиция, казалось, была предана полному забвению, но уже в XIX в., с появлением теорий о неравенстве рас, у нее появились новые сторонники. Е.П. Блаватская писала в своей «Тайной доктрине», что гностики «были правы, относя еврейского бога к классу низших, материальных и не слишком святых созданий невидимого мира.
...За образование неполноценных рас – в духовном и моральном плане, высшее божество не может нести ответственности, но только ангелы низкой иерархии, к классу которых гностики и относили еврейского бога, Иегову».
Следовательно, заявляла Блаватская, еврейский бог тождествен Каину, рожденному Евой от сатаны.
Юдофобы с радостью подхватили эту идею, и в свою очередь разработали концепцию о происхождении арийцев от «сил добра и света». Сама природа, говорили они, протестует против союза арийца и семита, ибо в результате рождается чудовищный гибрид с искривленной психикой. В связи с тем, что «плохая кровь вытесняет хорошую», арийская женщина, зачавшая от еврея, наверняка произведет на свет только еврейских детей.
«Природа хранит верность своей аристократической сущности и жестоко наказывает любые посягательства на чистоту крови», – писал Людвиг Бюхнер. Евреи являются «чудовищной помесью», утверждал Хьюстон Чемберлен, и «их существование – грех, их существование – преступление против святых законов жизни, и это чувствуют в определенные моменты сами евреи, когда судьба грозно стучится в их двери. Не отдельная личность, а весь народ должен быть очищен, и не от сознательного, а от бессознательного преступления». Развивая мысль Чемберлена, логично прийти к заключению, что юдофобия – инстинктивная мудрость арийской расы и что только «лучший, наиболее развитый и способный» достоин выжить. Но как объяснить выживание евреев, их «неспособность исчезнуть»? Артур Шопенгауэр писал:
«...Изумительное дело, – будучи прогнан со своей родины более двух тысяч лет тому назад, этот маленький народец все-таки продолжает влачить свое бытие и скитаться, меж тем как столько других великих и прославленных народов, наряду с которыми столь ничтожное племя даже не заслуживает быть упомянутым, – ассирияне, мидяне, персы, парфяне, отошли в вечный покой, исчезли без возврата. Так, еще сегодня встречаем мы этот безземельный народец среди всех народов мира, – причем он нигде не у себя дома, но нигде и не иностранец, – отстаивающий свою национальность с беспримерным упорством и все пытающийся укорениться где-нибудь, чтобы, наконец, подделать себе отечество, без которого любой народ все равно, что аэростат в воздухе. Увы, по сие время живет Израиль паразитом за счет других народов и не на своей, а на их земле. Но это не мешает ему вдохновляться самым искренним патриотизмом – во имя своей собственной национальности, как это ясно показывает строжайшая гармония, с которою все они держатся за одного и один за всех...
У евреев мы видим поразительное отсутствие того, что называется душевным благородством, и это позорит их несравненно больше, нежели все прочее, но в то же время служит им в этом мире на пользу лучше, чем самая высокая добродетель...»
Другой немецкий философ и юрист Клюбе, объясняя «странную выживаемость» евреев, писал:
«Евреи представляют собой политико-религиозную ассоциацию, сурово подчиненную деспотизму раввинов. Жизнью своих общин, системою действий каждого из них, своим национальным, совершенно исключительным строем, обостренным сознанием кровного родства между всеми ними, то есть таким чувством, которое в сущности является духом касты,– они образуют от отца к сыну сообщество национальных заговорщиков. Дух еврейства познается, вообще говоря, из их религиозной гордыни. Они воображают себя народом, который, будучи избранным Богом, стоит выше всех неевреев и отличается от них как физически, так и нравственно, а затем полагают, что все прочие народы должны быть стерты с лица земного. Но разум доказывает, а опыт подтверждает, что кастовый дух, в особенности же дух религиозно-политической касты, несовместимы с благом государства и общества... Поэтому-то мы проповедуем свободное, искреннее и бесповоротное порицание, устранение и отвержение талмудизма!»
Во второй половине прошлого века немецкие философы, географы, социологи и политики страстно обсуждали различия между германцами и евреями. Иногда эти различия объясняли «контрастом между пустыней и лесом». Расовая душа, образовавшаяся под жгучим солнцем, склонна к мягкости, паразитизму и неспособна к творчеству. Отсюда же и отчуждение от природы, которое, как утверждали некоторые ученые, является «неотъемлемым свойством еврейства». Полную противоположность евреям являли немцы. Их «исконные черты»: сила, смелость, творческий дух и любовь к природе.
«Биологические философы» вроде Теодора Фриче, Йорга Ланца фон Либенфельса и Гвидо фон Листа проповедовали «расовую гигиену», предупреждая об опасностях «загрязнения крови». Через несколько десятилетий труды ученых расистов и пропагандистов чистоты расы увенчались признанием: «научный расизм» стал обязательным предметом в учебных заведениях Германии.
Величайшим препятствием в деле «святой борьбы с еврейством» были религиозные, христианские чувства народных масс. Для устранения этого препятствия понадобилось арианизировать Христа. Немецкие расисты разделяли гностическую точку зрения относительно того, что христианство должно отделить себя от Ветхого завета. Они опубликовали ряд «документов», доказывающих арийское происхождение Спасителя. В этой кампании поучаствовал и великий Вагнер. Он писал, что еврейство – «воплощение дьявола, служащее разложению человечества» – повинно в «иудейско-варварской сумятице, царящей во всем мире» и что только «очищение крови» сохранит цивилизацию от окончательной гибели.
Эзотерические сюжеты преобладали в операх Вагнера, который не скрывал, что хотел обратить внимание своих слушателей на «вечную борьбу» между еврейским и арийским миросозерцаниями. Темой одной из его опер явился поиск святого Грааля – гностическая мистерия, раскрывавшаяся в песнях трубадуров-катаров и понятная лишь «посвященным». Одним из таких «посвященных» вроде бы оказался Гитлер. О своем понимании вагнеровского «Парсифаля» он говорил Раушнингу: «За абсурдным фоном с его христианской канвой и христианской мистификацией проглядывает нечто иное, являющееся подлинным содержанием... прославление чистой, благородной крови; братство посвященных, объединившихся ради ее сохранения. Король страдает от неизлечимого заболевания загрязненной крови. Непосвященный, но чистый человек подвергается соблазнам плоти и мерзким утехам развращенного общества в магическом саду Клинзора, пытающегося сделать все возможное, чтобы он не нашел правильную дорогу и не присоединился к элите рыцарей, охраняющих тайну жизни, – чистую кровь».
Только «истинно чистый и благородный» будет участвовать в «вечной жизни, гарантированной Граалем» – гностическим символом сокровенного знания бессмертия.
Раушнинг вспоминал, что для Гитлера еврейство представляло «сам принцип зла» и что в его эзотерической доктрине оно – «мифический прототип ветхого человечества» – «непримиримый враг нового избранного народа – германцев». Новые избранные, понятно, не могут терпеть никаких других претендентов на эту роль. Грядет «подлинная война богов». Раушнинг, не разбиравшийся в эзотерических проблемах, подразумевал, что его собеседник говорит в символическом плане, но Гитлер заверил его, что все значительно проще:
«Это неоспоримо и яснее ясного! Два мира находятся в противостоянии – люди Бога и люди сатаны! Евреи – антилюди, создание другого бога. Они произошли от иного корня человеческой расы. Я утверждаю, что арийцы и евреи всегда противостоят друг другу, и если первых я называю людьми, то вторых надо называть как-то иначе. Между ними разница больше, чем между человеком и зверем. Это не значит, что я причисляю евреев к миру животных. Они отдалены от них еще больше, чем мы, арийцы. Они – за пределами природы и враждебны ей».
В этих словах Гитлера обнаруживается поразительное сходство с представлениями средневековых гностиков. Можно даже сказать, что он идентифицировал себя с ними. И вовсе не случайно, что в 1936 г. в Мюнхене были развешаны цветные плакаты, изображавшие фюрера в серебряных доспехах рыцаря Грааля. Эсэсовцев же знакомили с историей святого Грааля, рыцарскими братствами, алхимией и другими «далекими от реальной жизни вещами».
О своих планах по дальнейшему «просвещению» масс Гитлер говорил Геббельсу в присутствии Раушнинга:
«Крестьянам же будет сказано о том, что церковь разрушила в них: все тайное знание природы, всего божественного, бесформенного, демонического... Мы снесем христианскую облицовку и возродим религию, присущую нашей расе. Мы должны начать с деревни, а не с городов...
Городские массы опустошены. Их трудно поднять на великие дела. Но для нашего крестьянства все еще существуют высшие понятия и высшие ценности...»
Все вопли нацистов относительно еврейства, – «зла», с которым «невозможны никакие компромиссы», невольно наводят на мысль о старом учении катаров. Согласно ему, все сущее делится на две противоположности: добро и зло, свет и тьма, материалистический и духовный миры. Подтверждение связи со старой «христианской ересью» можно найти в публицистических и литературных опусах нацистских идеологов.
Наглядный пример – статья «Заземленный еврей не имеет души», принадлежащая перу Альфреда Розенберга. В этой работе ведущий идеолог нацизма писал, что в то время как все другие народы верят в жизнь после смерти и в бессмертие души, для евреев существует лишь этот, материальный мир. Их необычайная преданность ему сохраняет жизнь на земле. Гностики, как уже говорилось выше, полагали, что дух скован материей и для его освобождения требуется отвержение этого мира. Таким образом, из-за полного отсутствия у евреев мироотрицания не наступает царство Духа. Розенберг пишет: «Там, где имеется идея бессмертия, непременно присутствует стремление к отходу от всего временного и преходящего; следовательно, возникает отрицание мира. И в этом смысл существования всех неевреев: они охранители мироотрицания, идеи жизни после смерти, даже выраженной и самым бледным образом. Следовательно, каждый из них может спокойно уйти из этого мира, самое существенное сохранится в их потомках. Если же, однако, исчезнет еврейский народ, то не останется ни одного другого народа, который бы столь высокого пенил этот мир – и тогда неизбежен конец света. ...Лишь евреи последовательно и постоянно твердят „да“ этому миру, даже в те моменты, когда другие ощушают страстное желание преодолеть этот мир... С другой стороны, если евреи будут продолжать душить нас, мы не сможем исполнить нашей миссии, заключающейся в спасении этого мира, но должны будем задохнуться в безумии жизни мира сего, будем влачить ничем не ограниченное пустое существование, не ведущее ни к какой цели. Это приведет нас в прямом смысле к пропасти, разрушению не только иллюзорного земного мира, но и истинно сущего – духовного. Зафиксированное на самом себе, еврейство не представляет абсолютно ничего, кроме слепой воли к разрушению,– безумие всего рода человеческого. Известно, что евреи особенно предрасположены к психическим заболеваниям. „Ведомые заблуждениями“, говорил Шопенгауэр о евреях.
...Лишить мир его души, – вот действительная цель иудаизма. Это, однако, будет равнозначным разрушению мира».
В этом примечательном отрывке из статьи Розенберга четко просматривается гностическая тема с порабощением духа в «злом мире». Для освобождения прежде всего нужно отвергнуть сей мир, но этому препятствует еврейство с его безграничной и всепоглощающей любовью к материи. Так, за всеми рассуждениями нацистов о лишенном души еврействе, о еврейской финансовой кабале, о еврейских революционерах-разрушителях, являющихся причиной кризиса христианской цивилизации, выглядывает обветшалый гностицизм довольно отдаленной от нас эпохи.
Средневековый взгляд на евреев как на черных магов отражен и в заявлении Гесса, сделанном им после его ареста англичанами. По словам заместителя фюрера, евреи владеют тайными силами, гипнотизирующими людей и вынуждающими «х действовать против собственной воли.
Нацисты, по крайней мере партийная элита, знали, что ведут «священную войну» против еврейства, борются с «детьми дьявола» и «врагами рода человеческого». Поэтому-то они вполне искренне не могли понять, когда их обвиняли в «невиданных жестокостях», отсутствии гуманизма и т.п. вещах. Они ощущали себя посланцами «высшего мира», осуществлявшими свою миссию и творившими «высшую справедливость», недоступную пониманию тех, кто попал под «влияние евреев и сам оевреился».
В одном из своих выступлений по радио в годы войны Геббельс заявил:
«Евреев постигла та судьба, которую они вполне заслужили. Не может быть и речи о каком-либо сострадании к ним».