ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:
Вам нравится наш сайт?


Отличный сайт!
Хороший сайт
Встречал и получше
Совсем не понравился





» » Ялтинская конференция и её безопасность
Ялтинская конференция и её безопасность
  • Автор: kolontaev |
  • Дата: 09-10-2013 12:52 |
  • Просмотров: 6831

Система безопасности и контрразведывательное обеспечение проведения Ялтинской конференции ведущих стран антигитлеровской коалиции в начале февраля 1945 года

4–11 февраля 1945 года состоялась Крымская (Ялтинская) конференция руководителей СССР, США и Великобритании, рассмотревшая вопросы послевоенного устройства мира и участия СССР в войне с Японией, после окончательного разгрома гитлеровской Германии.

К началу конференции в Ялте, развернув в январе 1945, мощное наступление, советские войска уже приближались к Берлину. Военные успехи союзников после контрнаступления германских войск в Арденнах и японских войск в Китае, несмотря на отступление Японии в войне на море, были менее весомыми. Эти обстоятельства способствовали значительным уступкам союзников Советскому Союзу как в европейских, так и в азиатских вопросах и той наиболее высокой степени сотрудничества, которая была достигнута союзниками в их совместных действиях против держав оси в годы Второй мировой войны.

При подготовке к ялтинской встрече вопрос обеспечения безопасности её участников и прежде всего глав союзных государств, стал одним из важнейших. По предложению английского премьера конференция получила кодовое название «Аргонавт» (а в Советском Союзе – «Остров», с целью введения в заблуждение германской разведки насчёт того, что она проходит на средиземноморском острове Мальта).

Одним из главных вопросов при подготовке, а затем и при проведении Ялтинской конференции стал вопрос, о различных формах её контрразведывательного и разведывательного обеспечения, с советской стороны.

Этот вопрос состоял из двух основных частей. Первое это обобщение разведывательных данных  о военной и политической обстановке в тогдашнем мире и особенно на фронтах второй мировой войны в Европе, необходимых для выработки позиции и требований советской делегации на Ялтинской конференции по послевоенному переустройству Европы и остального мира.

В связи с этой задачей, незадолго перед началом работы Ялтинской конференции, в начале января 1945, под председательством Берии, в Москве, в течении трех дней прошло самое длительное за всю войну совещание руководителей разведки Наркомата обороны, Военно-Морского Флота и НКВД - НКГБ. Главный вопрос - оценка потенциальных возможностей германских вооруженных сил к дальнейшему сопротивлению союзникам, был рассмотрен в течение двух дней.

Были представлены прогнозы о том, что война в Европе продлится не более трех месяцев ввиду нехватки у немцев топлива и боеприпасов, которые в дальнейшем оказались правильными.

Последний, третий день работы совещания был посвящен сопоставлению имевшихся материалов о политических целях и намерениях американцев и англичан на Ялтинской конференции. Все мы согласились с тем, что и Рузвельт, и Черчилль не смогут противодействовать линии нашей делегации на укрепление позиций СССР в Восточной Европе.

Вторым, не менее важным компонентом работы советских спецслужб, а так же военного и военно – морского ведомства, в связи с этим международным форумом в верхах было обеспечение его безопасности.

В ходе подготовки к проведению конференции в Ялте, руководители американских и английских спецслужб, серьезно опасались покушений на лидеров своих стран, тем более что Крым был освобожден, от немецких войск, сравнительно недавно, и на его территории могла остаться вражеская агентура.

На эти опасение, союзников был дан категорический ответ советской стороны: если даже в столице Ирана - Тегеране советская разведка и контрразведка сделала невозможное, то у себя на родине они, тем более обеспечат полную безопасность «Большой тройки».

В связи с этим 8 января 1945 года был издан приказ № 0028 наркома внутренних дел СССР Л. П. Берия от 08.01.1945 г. «О специальных мероприятиях по Крыму». Для осуществления мер безопасности утвержденных данным приказом был создан специальный штаб который возглавил заместитель наркома внутренних дел  комиссар государственной безопасности  2 - го ранга С. Круглов.

В состав руководства штаба так же вошли первый заместитель начальника 6 - го Управления НКГБ СССР комиссар госбезопасности 3 - го ранга Н. С. Власик (начальник личной охраны Сталина), начальник  ПВО Крыма генерал — лейтенант А. Г. Лавринович.

Для обеспечения безопасного проведения встречи были привлечены тысячи советских, американских и британских сотрудников служб охраны и безопасности, а так же корабли и авиация Черноморского флота и военно - морских сил США и Англии.

Так же со стороны США в охране президента участвовали подразделения морской пехоты.

Хотя 16 сентября 1944 боевые действия на Черном море завершились, тем не менее, в начале 1945 года территория Крыма вновь была переведена в режим прифронтовой зоны.

В начале февраля 1945 Черноморский флот снова привели в повышенную боевую готовность. Ему предстояло обеспечить встречу на высшем уровне и быть готовым к отражению внезапных налетов авиации противника. Для обеспечения безопасности конференции Черноморский флот сформировал отряд боевых кораблей в составе: крейсер «Ворошилов», эсминец «Сообразительный, два катера типа «большой охотник», 10 катеров типа «малых охотник» (типа «МО - 5»), а так же отряд подводных  лодок, численность которого до сих пор неизвестна..

С целью отражения возможного воздушного удара была выделена практически вся истребительная авиация военно – воздушных сил Черноморского флота (160 истребителей самолетов) и вся ПВО флота. Так же в противовоздушной обороне была задействована и Крымская дивизия ПВО. Общий состав задействованных наземных сил ПВОвыглядел следующим образом: 76 зенитных орудий крупного калибра, 120 орудий мелкокалиберной зенитной артиллерии, 99 зенитных пулеметов ДШК, 65 зенитных прожекторов). Любой самолет, появившийся над районом проведения конференции должен был немедленно сбиваться.

Стоянкой американских и английских кораблей и судов стал Севастополь, где были созданы запасы топлива, питьевой и котельной воды, приведены в должное состояние причалы, маяки, навигационное и противолодочное оборудование, проведено дополнительное траление в бухтах и по фарватеру, подготовлено достаточное количество буксиров. Аналогичные работы были проведены в ялтинском порту.

В море патрулировал крупный отряд кораблей Черноморского флота. О масштабах операции свидетельствует тот факт, что надводные корабли и подводные лодки были рассредоточены на линии Бургас – Саки с интервалом в 30 миль.

Воздушными воротами конференции стал военный аэродром близ города Саки. В отличие от остальных, этот аэродром имел две бетонные взлетно-посадочные полосы и был в состоянии обеспечить прием самолетов всех типов. Так же была подготовлена сеть запасных аэродромов в Крыму, на Кавказе, в Одессе.

 

Непосредственная подготовка к обеспечению внешней безопасности и контрразведывательному обеспечению работы Ялтинской конференции началась 8 января 1945  изданием приказов народных комиссаров госбезопасности и внутренних дел по всесторонней организации и обеспечении работы, данной встречи лидеров ведущих государств антигитлеровской коалиции.

Руководство охраной конференции было возложено на 6-е управление (управление охраны руководящих кадров партии и правительства) народного комиссариата государственной безопасности (НКГБ), которое направило в Крым специально подготовленные для несения охраны 500 офицеров.

Порядка 1200 человек оперативных сотрудников НКГБ прибывших в Крым из Москвы и других крупных городов занимались контрразведывательным обеспечением работы конференции.

Для непосредственного обеспечения охраны и безопасности участников конференции весь район их пребывания и передвижения был разбит на пять оперативных секторов: Саки – Симферополь, Симферополь, Симферополь – Алушта включительно, Алушта – Ялта – Байдарские ворота включительно, Байдары – Севастополь, а для регулирования движения на дорогах по всему маршруту указанных секторов был задействован специальный батальон, прикомандированный из Москвы. Охрана шоссейных дорог была организована личным составом семи контрольно-пропускных пунктов численностью 1800 сотрудников и 783 оперативных сотрудников и 10 переводчиков.

При проезде автомобильных кортеже делегаций участвовавших в конференции, по всей трассе их следования прекращалось всё остальноё движение, а в жилые дома и квартиры, выходившие на трассу, направлялись работники НКВД и НКГБ.

Для непосредственной охраны конференции, в добавление, к находившемуся до этого в Крыму, на постоянной основе 290 – му Новороссийскому мотострелковому полку войск НКВД СССР, были направлены еще несколько полков войск НКВД, в том числе 1 и 2 - й мотострелковые полки 1 - й отдельной мотострелковой дивизии особого назначения имени Ф.Э.Дзержинского войск НКВД СССР, Отдельный полк специального назначения  войск НКВД СССР, 281 стрелковый полк Внутренних войск НКВД СССР (отдельные подразделения), 32 пограничный полк войск НКВД СССР по охране тыла Действующей Красной Армии,  мотоциклетный отряд (120 человек), батальон военных регулировщиков и несколько бронепоездов войск НКВД СССР, а так же пять рот войск правительственной связи НКВД СССР.

Ялтинской конференции ведущих стран антигитлеровской коалиции 1945 года

Для охраны Сталина, вместе с советской делегацией занявшим Юсуповский дворец в поселке Кореиз, было выделено 100 сотрудников госбезопасности и батальон войск НКВД в количестве 500 человек.

Для зарубежных делегаций, прибывших с собственной охраной и службами безопасности, советской стороной была выделена внешняя охрана и коменданты для занимаемых ими помещений. В распоряжение каждой иностранной делегации выделялись советские автомобильные подразделения. И, как показали события, эта мера оказалась полностью оправданной

Среди американской охраны выделялся один из телохранителей Рузвельта - негр двухметрового роста. Он носил Рузвельта вместе с коляской по лестницам. Однако, в реальной критической ситуации спасли жизнь Рузвельту от возможного несчастного случая не импозантные и экзотические американские телохранители, а ко всему привыкшие и готовые к любым экстремальных ситуациям советские охранники.

президент Рузвельт, Ялтинская конференция, 1945

Перед одним из выездов американского кортежа из Ливадийского дворца телохранители Рузвельта пересадили президента из инвалидной коляски на переднее кресло открытого «виллиса». По невнимательности они неплотно закрыли специально сконструированные для парализованного Рузвельта опорные перила, которые в процессе движения по серпантину неожиданно распахнулась, и высокопоставленный пассажир стал вываливаться. Американская охрана, сидевшая в этой же машине застыла в оцепенении. От практически неминуемой гибели, Рузвельта, спас его советский водитель – лейтенант государственной безопасности Федор Ходаков (занимаемая должность – шофер - разведчик 1-й категории, на данном снимке в штатском, сидит за рулем "виллиса".


Он, мгновенно отреагировал на нештатную ситуацию и, проявив недюжинную физическую подготовку, не отрываясь от руля одной рукой – другой, ухватил за одежду выпадавшего из автомобиля президента, и втащил его назад в машину.

С учетом состояния здоровья Рузвельта для размещения главы американской делегации и его ближайшего окружения был подготовлен Ливадийский дворец. Главе английской делегации был подготовлен Воронцовский дворец.

Для облегчения обеспечения  режима безопасности часть персонала делегаций разместились на кораблях союзников, стоявших на рейдах Ялты и Севастополя.

На территориях вокруг дворцов, где располагались делегации, был введен строжайший пропускной режим, вокруг дворцов устанавливались два кольца охраны, а с наступлением темноты организовывалось третье кольцо, где патрулировали пограничники со служебными собаками.

Парк вокруг Ливадийского дворца, где проходила конференция, огородили четырехметровым забором. На парковых дорожках появилась охрана, переодетая в штатское, изображая садовников, подрезающих деревья. На ялтинский внешний рейд вышло шесть кораблей

Во всех дворцах были организованы узлы связи, обеспечивающие связь с любым абонентом, и ко всем станциям были прикреплены сотрудники, владеющие английским языком (не считая штатных иностранных специалистов).

Советская делегация прибыла из Москвы в Симферополь 1 февраля 1945. И.В. Сталин на машине сразу отправился на Южный берег Крыма, а В.М. Молотов остался встречать американскую и английскую делегации.

Президент США и премьер-министр Великобритании вылетели в Крым с Мальты в ночь на 3 февраля разными самолетами. Позже Черчилль скажет: «Началось великое переселение», имея в виду многочисленных сопровождающих и охрану – более 700 человек.

Всего в этот день в Саках произвели посадку 30 транспортных самолетов и 36 истребителей эскорта. На протяжении всего перелета самолеты поддерживали радиосвязь с Крымом, каждого в определенной точке над Черным морем встречали советские истребители и сопровождали до самого аэродрома. Затем разворачивались и летели за следующим – и так более четырех часов. Первым прибыл Черчилль, спустя час Рузвельт. Перелет в условиях военного времени осуществлялся при потушенных бортовых огнях.

Уинстон Черчилль, 1945, прибытие в Крым

11 февраля конференция завершилась подписанием главами делегаций итогового  коммюнике конференции и достигнутых соглашений.

После окончания конференции главы союзных делегаций осмотрели Севастополь. Первым город посетил президент США, он проследовал по единственной дороге, идущей из Ялты в Севастополь – Лабораторному шоссе, мимо разрушенных Лазаревских казарм и останкам разрушенной одноэтажной Корабельной стороны.

Как и на протяжении всей конференции, в этот день стояла великолепная солнечная погода. И на этом фоне особенно сильное впечатление оставляли раны, причиненные войной: от города почти ничего не осталось.

Президент был поражен разрушениями, причиненными войной. Спустившись по Ушаковой балке и протиснувшись сквозь чудом уцелевший проезд под каменным акведуком, президентский кортеж прибыл на Угольную пристань, где Рузвельта перенесли на американский корабль связи. С борта корабля он еще раз осмотрел разрушенный Севастополь.

Переночевав на военном корабле, он выехал в Саки, откуда самолетом вылетел в Каир. Через день 14 февраля 1945 все американские корабли покинули Севастополь.

На следующий день, после Рузвельта 12 февраля 1945, в Севастополь, для посещения мест, связанных с британской военной историей, вместе со своей дочерью Сарой приехал Черчилль.

Константин Колонтаев

Читайте также: