Показать все теги
Мы, казахский народ, который жил по принципу: «По роду своему мы тюрки, лошади сопровождали нас испокон веков». Всем известно, что лошади у казахов издревле ценились высоко и являлись эталоном красоты. Великие вехи в истории, жизни народа связаны с тулпарами. Невозможно познать историю народа, глубже понять обычаи и традиции без этих грациозных животных.
Вопросу состояния коневодства в нашей стране посвящена данная статья.
Как известно, у казахов четыре вида домашнего скота: лошади, верблюды, коровы и мелкий рогатый скот (овцы, козы). Наличие скота являлось показателем благосостояния. Лошади отводилось особое место. С лошадью неразрывными нитями связаны национальное самосознание, нравственные ценности, обычаи и традиции, культура и искусство нашего народа. Это священное животное ставилось на второе место после любимой женщины. Любой казах любил и ценил своего быстроногого друга так высоко, что характер понравившего ему человека сравнивался с повадками коня. И вообше, такое неповторимое животное являлось мерилом всей его жизни, характера, повадок, отражением внутреннего состояния. Конь был и есть эталон породистости. Только казах в своем происхождении вот таким образом искал сходство с благородным животным, что является доказательством его огромного уважения к нему. Любой казах откажется от пищи ради коня, пойдет на любые жертвы ради него. У казахов даже ребенок прислушивается к топоту копыт — певучему звуку скакуна. Если есть на земле благородный народ, у которого ребенок с колыбели на коне, то это, наверняка, казахский народ. У самого бедного казаха и то была «куцехвостая кобыла». Пастух, который пас отару овец, имел гнедую. Благодаря лошади как средству передвижения казахский народ, народ Алаша, дошел до Алтая и Атырау, соединил пути между Аркой и Алатау — стал владеть огромной территорией [1].
Для казахского народа, дошедшего до независимости «по следам тулпара», большое значение имеет развитие коневодства сегодня. Конечно, в дореволюционное время в бескрайних степях казахов несметные табуны лошадей паслись свободно. Это и было истинным богатством казахского народа.
Стоит напомнить, что предки саков и гуннов великой степи были известны не только своей численностью, но и неисчислимыми табунами лошадей. Специалисты, любящие свое дело — коневодство, указывали на то, что поголовье лошадей непосредственно связано с демографическим состоянием населения. В годы великого джута, когда резко сокращалась численность казахов, поголовье породистых лошадей тоже значительно уменьшалось. Например, если во времена хана Тохтамыса поголовье доходило до 10 миллионов лошадей, то, по результатам переписи 1916 года, проведенного представителями царского правительства, поголовье снизилось до 4,6 миллионов.
В 30-ые годы ХХ века, когда республику возглавлял Ф. Голощекин и по решению руководства был организован «Малый Октябрь», поголовье сократилось до 150 тысяч лошадей. Таким образом, геноцид, проведенный по инициативе кремлевских палачей, уничтожил не только передовых представителей нации, но и повлиял на численность особо породистых скакунов.
Спустя десятилетия после окончания Великой Отечественной войны коневодство стало развиваться благодаря Д. А. Кунаеву и другим руководителям республики.
В Казахстане в начале 1980-ых годов было 1 млн. 777 тысяч голов лошадей. С приобретением суверенитета в республике изменилось отношение к развитию коневодства в государственном масштабе. Об этом говорит тот факт, что Президент РК Н. А. Назарбаев обращает особое внимание этой отрасли [2, С. 9—10]. Поэтому проблема возрождения коневодства волнует каждого второго жителя нашей страны. Если рассматривать с этой точки зрения, то казахская порода лошадей должна стать национальным брендом Казахстана.
Коневодство, коневодческое хозяйство — основная отрасль животноводства. Задачи развития отрасли — рост поголовья, увеличение качества продукции, использование в различных целях (производство мяса и кумыса, в качестве силового вида транспорта, участие в спортивных соревнованиях, продажа за рубеж и т. д.).
На сегодняшний день в мире насчитывается более 250 пород лошадей. В нашей стране имеется всего около 20 видов. Из истории известно, что, хотя наши предки и владели огромными табунами лошадей, до приобретения независимости поголовье намного уменьшилось. Например, если в 1916 году на земле казахов поголовье составляло более 4 миллионов лошадей, то на сегодняшний день оно составляет не более 1 миллиона голов. Самое обидное, что этому важному виду домашнего скота, который дошел до нас от предков, до сих пор не уделяется должного внимания. В коневодческом хозяйстве и на сегодняшний день существуют белые пятна. С целью избавления от этих белых пятен, чтобы не терять поголовье породистых лошадей, в 1992 году была создана Федерация Национального конного спорта Республики Казахстан. С момента создания Федерации вся работа проводится систематически. Основная цель Федерации — через коневодческое хозяйство, через развитие конного спорта стремиться к формированию казахского духа, казахского характера, казахского менталитета [3, С. 2—3].
Казахи в связи с жизнеными потребностями могли использовать лошадей и как транспортное средство, и как мясо на зиму. Лошадей, которых использовали на тяжелых работах, лошадей мясного направления, предназначенных для верховой езды и участия в байге, выращивали в особом режиме. В советские времена такая работа тоже проводилась. С 1920 годов в Петропавловске, Кос- танае, Акмоле, чуть позже в Кокшетау начали открывать коневодческие заводы. В восьмидесятые годы ХХ века стране существовало 19 конезаводов. В основном они были мясного направления [4]. На сегодняшний день по Казахстану насчитывается 3052 различного масштаба хозяйства, занимающиеся коневодством, из них 9 — коневодческих заводов [5, С. 26].
По сведениям информационного агентства «Казак- астык», по состоянию на 1 декабря 2010 года в республике насчитывалось более 1 млн. 563 тыс. голов [6].
Наша страна вошла в число 50-ти развитых стран мира, готовится вступить во Всемирную торговую организацию, стремится оказаться в составе и других значимых международных организаций мира. Это обязывает нашу экономику искать эффективные пути развития, соответствующие законам рынка. То есть мы должны достичь такогокачества производимой у нас продукции, что оно должно конкурировать с товаром, производимым не только высокотехнологичными странами Азии, но самыми развитыми странами Америки и Европы. При этом надо учитывать нереализованную импортную продукцию, которая может завалить наш рынок. Вот поэтому не стоит забывать промысел, доставшийся нам от прадедов, который нам известен испокон веков. То есть надо всесторонне развивать коневодческое хозяйство, которое является и транспортным средством и дает целебный напиток — кумыс, и драгоценное мясо. Тем более что ученые и экономисты давно рассчитали и доказали эффективность как внутреннего использования всех вышеназванных продуктов, так и экспортирования. Тем не менее, истина в том, что мы до сих пор не можем сполна использовать все возможности этого древнего вида хозяйства, который мог бы поднять на несколько ступеней выше экономику Казахстана.
Итак, подводя итоги, хочу выразить пожелание: необходима более реальная поддержка со стороны государства как мелким коневодческим хозяйствам, так и крупным конезаводам. В Центральной Азии проводятся традиционные для всех тюркоязычных народов, для которых лошадь является неотделимой частицей души, празднества, посвященные лошади. Например, в Туркменистане ежегодно проводится традиционный конный праздник. Многое делается для сохранения ахалтекинской породы, берущей свое начало в Туркменистане. У них даже существует министерство коневодства. А в нашем государстве нет не только министерства, но даже ни одного института по исследованию коневодческого хозяйства. Мы надеемся, что в будущем, опираясь на богатый опыт развитых стран, и у нас в стране можно будет добиться больших успехов в этом деле. Если мы хотим передать нашим детям и внукам такое бесценное достояние народа, как коневодство, необходимо в государственном масштабе выделять финансирование, внедрять национальные проекты по сохранению ценных пород лошадей и скакунов.
Елкей Нурлыбек Нурланулы, магистр истории
Костанайский государственный педагогический институт (Казахстан)
Из сборника «Исторические исследования: материалы II Mеждунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2013 г.)».
Литература:
- Бэмiшγлы Б. Жылкы жэне казак рухы. http://www.minber.kz/?p=524
- Казакстандагы жылкы шаруашылыгы жэне ат спортын дамыту // Казанат журналы. — 2007. — № 1 (шшде- кыр^йек).
- Казакпыз кымыз шш, ат баптаган. Казакстан Улттык ат спорты федерациясыныц президент К. Сатыбалдыулыныц Н. Кикебаевка берген сухбатынан //Мацмацкер журналы. — 2000. — № 1—2.
- Копаева К. Атбеп. http://www.aktobegazeti.kz/?p=12421
- Нечаев И., Тореханов А., Жумагул А., Сизонов Г., Жайтапов Т., Кикебаев Н., Нурушев М. Казахская лошадь. Прошлое, настоящее, будущее. — Алматы, 2005. — 208 с.
- Карабала Е. Жылкыныц θскенi-елдiц ецбеп http://masa.kz/article/view/id/575