ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Древнерусский храм в Смоленске
Древнерусский храм в Смоленске
  • Автор: admin |
  • Дата: 16-08-2013 23:07 |
  • Просмотров: 2912

Древнерусский храм в СмоленскеВ Смоленске архитектурно-археологическим отрядом Института археологии полностью раскопан и изучен ранее неизвестный древнерусский храм домонгольского периода, обнаруженный осенью 2012 года в процессе охранных раскопок под руководством К.В. Воронина. Выехавшая на место группа архитектурных археологов тогда же определила развал кладки как остатки четырехстолпного храма середины XII века с несколько более поздними, но тоже домонгольскими галереями.

В мае-июне 2013 года были проведено масштабное археологическое изучение памятника, позволившее выявить его основные формы и некоторые детали, датировать храм и определить его место в истории архитектуры древнего Смоленска. Это первые раскопки домонгольского памятника в городе за последние двадцать лет.

Храм, посвящение которого мы не знаем, расположен на склоне левого берега Днепра в центре современного Смоленска, адрес его площадки: улица Большая Краснофлотская, 1–3. Недалеко от этого места располагалась Пятницкая башня смоленской городской стены и протекал Пятницкий ручей, поэтому есть некоторые основания предполагать, что храм был посвящен великомученице Параскеве Пятнице. Однако на другом, левом берегу ручья, ныне исчезнувшего, уже была раскопана церковь, определенная исследователями как Пятницкая. Она была выстроена в начале XIII века, тогда как новооткрытый храм на правом берегу был возведен в середине XII столетия. Возможно, что топонимы, связанные с Параскевой Пятницей, относятся к более раннему храму. И все же, точно определить посвящение новонайденного памятника пока не представляется возможным.

Раскопанный памятник, судя по формату плинфы, плоского и почти квадратного кирпича византийского образца, из которого в технике равнослойной кладки были сооружены его стены и столбы, а также по стратиграфическим данным и особенностям плана, был сооружен в середине XII века. Он близок к таким полностью или частично сохранившимся образцам смоленской архитектуры, как церковь Петра и Павла и церковь Иоанна Богослова «на Варяжках». Это был такой же, как они, четырехстолпный одноглавый храм с тремя полукружиями алтарных абсид. Столбы, поддерживавшие барабан купола, были крестообразными в плане. Пол церкви был сделан из плинфы на растворе. На внешней поверхности стен выступали лопатки, делившие фасады на прясла, а на средней паре лопаток на каждом фасаде были расположены полуколонки, характерные для поднепровского зодчества середины XII века. Следует отметить несколько меньшие размеры открытого памятника – по сравнению с названными двумя храмами. По размерам и деталям он ближе всего к церкви Василия в Смядынском монастыре в Смоленске.

В домонгольское время в храме было совершено несколько погребений. Одно из них было устроено в аркосолии, внутристенной арке в южной стене. Это захоронение мужчины, вероятно, ктиторское. Еще одно находилось в специальной плинфяной гробнице  у западной стены храма с внешней стороны. Интересно, что погребенные в этой гробнице женщина и ребенок были ориентированы необычно, как и сама гробница: по оси север-юг.

Древнерусский храм в СмоленскеХрам вскоре после строительства был расписан фресками, многочисленные фрагменты которых были обнаружены в процессе раскопок, тогда как на самих стенах сохранились только мельчайшие кусочки, тут же осыпавшиеся. У западной стены храма был найден фрагмент бронзового колокола, возможно, одновременного зданию или отлитого несколько позже, но, естественно, до разрушения памятника.

В начале XIII века храм был достроен: с севера и с юга к основному четырехстопному ядру были пристроены галереи, сложенные из плинфы другого теста и формата. Они были расписаны фресками, о чем свидетельствуют найденные фрагменты, написанные на другой, чем в основном ядре, основе. Возможно, была и западная галерея.

Во второй половине XIII или в XIV веке храм начал постепенно приходить в упадок, сначала исчезли галереи, на месте которых осуществлялись у полуразрушенного храма многочисленные погребения. Среди них интересно то, что покрыто белокаменной плитой с необычной резьбой западного типа. Ядро храма интенсивно разрушалось в XV веке. В XVI столетии он представлял собой задернованные развалины, в которых православная церковь уже не опознавалась. Вероятно, именно поэтому эти руины не были «замечены» во время сооружения смоленской стены под руководством зодчего Федора Коня в конце XVI века. Стена, основания которой тоже были раскрыты во время раскопок, прошла по алтарной части церкви, полностью разрушив ее (она восстанавливается только по аналогиям). Ров перед стеной Федора Коня уничтожил юго-западный угол храмового ядра и, вероятно, западную галерею начала XIII века, о которой мы ничего не знаем достоверно. В дальнейшем место храма забылось, и только выходы плинфы на поверхность, о которых в XIX – начале XX века сообщали смоленские краеведы, говорили о том, что где-то в этом месте есть остатки домонгольского каменного храма.

После раскопок открытый памятник предлагается законсервировать  и музеефицировать. Новый образец смоленского зодчества существенно дополняет наши представления об истории, культуре и архитектуре как самого Смоленска, так и всей Древней Руси.

Читайте также: