Показать все теги
Один из самых видных теологов в мире. Родился в Николаеве. Его детские и юношеские годы прошли в Днепропетровске.
44 года был главой (Ребе) Любавичского Движения хасидского иудаизма. За время его руководства оно из незначительной организации превратилось в движение, объединившее свыше 200 тысяч последователей во всем мире. Ребе содействовал созданию просветительских центров, программ социальной и гуманитарной помощи всем нуждающимся, невзирая на вероисповедание и происхождение. Сейчас в 35 странах шести континентов действует более 1400 таких центров.
Сочетая глубокие знания в области теологии и науки с глубоким состраданием к людям и удивительной проницательностью, Ребе стал лидером, к которому обращались ведущие политические и религиозные деятели, крупные бизнесмены.
После смерти члены конгресса США Чарльз Шумер, Джон Льюис, Ньют Гингрич и Джерри Льюис внесли в палату представителей законопроект о посмертном награждении Ребе Рабби Менахема-Мендла Шнеерсона Золотой Медалью Конгресса.
Рудольф Мирский, Александр Найман
Из книги «Знаменитые евреи Украины»
Из Википедии:
Рабби Менахем-Мендл Шнеерсон (в прижизненных публикациях и традиционно ивр. מנחם מענדל שניאורסאהן, англ. Menachem Mendel Schneerson; 18 апреля 1902, Николаев — 12 июня 1994, Нью-Йорк), чаще упоминается, как Любавичский (Любавический) ребе (идиш דער ליובאַוויטשער רבי, дер любавичер ребе, ивр. הרבי מליובאװיטש, ха-раби ми-любавич) — 7-й и последний ребе Хабада. Один из виднейших еврейских деятелей XX века. Считается мессией некоторыми из своих последователей, часть из которых не признают его физической смерти.
В 1994 году награждён посмертно высшей наградой США — Золотой медалью Конгресса.
Менахем-Мендл родился в 1902 году в городе Николаеве в семье Леви-Ицхака Шнеерсона, праправнука Цемах-Цедека, третьего главы Хабада, и его жены Ханы, дочери Меира Шломо Яновского, раввина Николаева. Назван в честь Менахем Мендель Шнеерсона (Цемах-Цедека). Старший из трех сыновей.
Мать ребе Хана рассказывала, что среди указаний, полученных от Ребе Шалом-Дов-Бера Шнеерсона, были указания омывать младенцу руки перед кормлением, надевать на него кипу (ермолку) и малый талит («талит катан»).
В 1909 году отец получил назначение на должность раввина Екатеринослава, и вся семья переехала туда.
С детства проявлял большие способности. Отец лично занимался его обучением. Достаточно быстро смог изучить основную еврейскую литературу. Помимо этого, самостоятельно изучал светские науки. Слава о выдающемся юноше дошла до любавичского ребе Йосефа Ицхока Шнеерсона, который вскоре сосватал ему свою среднюю дочь.
В октябре 1927 года вместе со своим будущем тестем и невестой Хаей-Мушкой покинул пределы Советского Союза. В 1928 году в Варшаве женился на Хае-Мушке.
После отъезда из СССР продолжил учёбу в раввинской семинарии Hildesheimer, а затем стал вольнослушателем в Университете Фридриха Вильгельма на факультетах философии и инженерии. В 1933 году переехал в Париж, где закончил инженерное отделение высшей школы - École spéciale des travaux publics, du bâtiment et de l'industrie (ESTP). После этого поступил на математическое отделение в Сорбонне. В 1940 был вынужден оставить учёбу и 11 июня, за три дня до захвата Парижа нацистами и установления морской блокады, успел эвакуироваться в Виши, а затем в Ниццу, где оставался до отъезда из Европы.
Переехав в Нью-Йорк в 1941 году, некоторое время работал на бруклинском судостроительном заводе. Затем стал помогать своему тестю, эвакуированному в 1940 году из Варшавы, и тоже обосновавшемуся в Нью-Йорке, в расширении деятельности Хабада. В 1942 году тесть назначил его директором центральных организаций движения (Издательство Кехос и Молодёжное движение Хабада). В 1950 году скончался тесть.
В 1951 году, после отказа старшего зятя и обращений хасидов с просьбой принятия на себя руководства движением, стал 7-м любавичским ребе. Принятием на себя руководства Хабадом было произнесение на хасидском собрании («фарбренген»), посвященному году со дня смерти 6-го любавичского ребе, исследования «Боси легани» 10 швата 5711 года по еврейскому календарю.
В качестве лидера Хабада Ребе вел широкую деятельность по распространению еврейского образования для разных возрастов. Были открыты новые любавические ешивы, в которых наряду с Талмудом изучался хасидизм, в США, Канаде, Австралии, Англии, Франции, Израиле и России. Была создана система школ Охалей Йосеф Ицхак, в которых наряду с общеобразовательными предмета ученики получали основы еврейского образования. Были созданы системы школ и семинаров для девочек: Бейт Ривка и Бейт Хана, в которых в дополнение к получению аттестата зрелости и специальности на серьезном уровне преподавалось хасидское учение. Была создана система колелей Леви-Ицхака для изучения иудаизма людьми пенсионного возраста.
По его инициативе были открыты центры в сефардских общинах Марокко и Франции, а также в Бразилии, Аргентине, Австралии. Позже центры были открыты также в Индии, Китае, Таиланде, Непале. [источник не указан 1002 дня]
Ребе активно поддерживал тайных последователей и подпольную деятельность по сохранению еврейства в СССР. После распада СССР он был одним из первых, кто заново воссоздал еврейские общины в странах СНГ. Одной из главных целей его деятельности было подготовка к пришествию мессии.[источник не указан 1002 дня]
Известное хасидское высказывание «Каждый хасид видит в своём Ребе — Машиаха» послужило толчком к тому, что хасиды Хабад стали открыто говорить о том, что Ребе Менахем-Мендел Шнеерсон является Машиахом.
14 апреля 1992 г. было принято раввинское постановление о том, что Любавичский Ребе считается потенциальным Машиахом («бехезкат Машиах»).
Существуют различные чудесные истории о том, что кто-то видел Ребе. Так, 16 ноября 2006 года в видеозаписи, снятой на сотовый телефон, кто-то разглядел мелькнувший силуэт Ребе в «770» (во всемирном центре движения Хабад)