Показать все теги
Почти на десять тысяч километров от Черного до Желтого морей простерся степной пояс Евразии. На протяжении тысячелетий здесь сменялись различные народы и культуры. В I тыс. до н.э. по данным анналов Ассирии, персидских и греческих источников здесь обитали саки-скифы. Современные лингвисты считают, что их язык принадлежал к большой арийской (индоиранской) семье, входящей в состав индоевропейской языковой общности.
Но кто были индоиранцы? Сами себя они называли ариями. Это многочисленная группа народов, включающая три ветви.
1. Древние племена дардов и нуристанцев, населяющие горы Гиндукуш в верховьях реки Инд, сохранившие архаичную культуру и древнейшие мифологические представления, в том числе культ Индры и наркотического напитка (Fussmann 1977).
2. Жители большей части Индостана, ведущие свою родословную от индоариев — создателей мифологических текстов Ригведы, Атхарваведы, Шатапатха-брахманы, более поздних Пуран и замечательных эпических поэм Махабхарата и Рамаяна.
К этой же группе индоариев относится отколовшаяся от них часть, ушедшая в XVII—XVI вв. до н.э. далеко на запад в Переднюю Азию на север Месопотамии, населенный неиндоевропейским народом — хурритами. Арии в XV—XIII вв. до н.э. стали военной элитой государства Митанни, и их цари носили арийские имена. Они поклонялись древним общеиранским божествам Индре, Митре, Вару не, близнецам Насатья, а также Сурье, Мар у там, Арте (Барроу 1976: 30, 31). Точная дата истории митаннийских ариев — около 1350 г. до н.э., когда принц Митанни Шаттиваса (старое чтение Куртиваза, Мат ив аза) сбежал с отрядом из Аррапхи к царю могущественного Хеттского царства Суппилулиуме и подписал с ним договор, скрепленный именами богов, в том числе арийских. Примерно к тому же времени относится трактат о коневодстве, написанный митаннийцем Киккули и переведенный на хеттский язык. Но числительные и, главное, термины, связанные с выездкой колесничных коней и их мастями, являются индоарийскими. Из этого следует, что индоарии Митанни выделялись на Ближнем Востоке своим искусством коневодства, что позволило им ввести новую колесничную тактику боя. Это было важнейшей инновацией в военном деле Передней Азии и обеспечило установление арийского господства в Митанни. Такой вывод подтверждают имена царей и военной элиты: Твишраттха — «Имеющий мчащиеся колесницы», Вриттхашва — «Обладающий большими конями» (Mayrhofer 1966).
3. Ариями называли себя и западные иранцы — персы, расселившиеся в Иране и в VI—IV вв. до н.э. создавшие огромную Ахе- менидскую империю, простиравшуюся от Египта до Индии.
К восточно-иранским народам причисляются древние земледельцы юга Средней Азии, Афганистана и Белуджистана: хорезмийцы, согдийцы, арейцы, бактрийцы. Согласно распространенной гипотезе, пророк и великий реформатор Заратуштра действовал среди восточных иранцев, возможно в Бактрии. Проповеди пророка Гаты вошли в состав религиозной книги иранцев Авесты, другую важнейшую ее часть составляют Яшты — гимны, обращенные к древнейшим общеиндоиранским богам, к которым взывали и индоарии в Индии и Митанни. Это Митра, близнецы Насатья, Арта, известен и Индра, но как второстепенный персонаж. Древние иранские сказания нашяи отражение в великом сочинении Фирдоуси Шахнаме, а некоторые эпические предания до сих пор бытуют на Памире.
Еще одну ветвь восточно-иранских народов составляли кочевники евразийских степей. В персидских источниках их называют саками, в греческих — скифами. Их отдаленными потомками сегодня являются осетины Кавказа, сохранившие древний эпос Нарты, в котором многие до сих пор бытующие сюжеты и образы находят истоки в индоиранской мифологии (Дюмезиль 1976),
Источники подчеркивают близость образа жизни, жилища, костюма, обычаев кочевых народов степей, принципиально отличавшихся по своему хозяйственно-культурному типу от земледельцев. Но интересно, что Авеста хранит воспоминания о родстве всех иранцев: в Яште (XIII: 143) говорится об «области Арья..., Турья, Сайрима, Сайнй, Даха», где Арья — иранцы, Турья — туранцы, обитатели Согда со столицей в Самарканде, Сайрима — это название одного из сакских объединений — савроматов, живших от южного Урала до Дона, а Даха — также сакское племя Средней Азии (Bailey 1959). В другом тексте говорится, что герой-родоначальник Траэтаона делит мир между своими сыновьями: Тура— прародителем туранцеа, Сайрима — прародителем савромагов и Ирад- жем — прародителем иранцев (Christensen 1934). Существенно отметить, что Траэтаона — это древний общеарийский персонаж Трита. Само слово «арий» сохранилось во многих регионах арийского мира: в названии страны Иран и осетинского объединения Ирон, скифского племени «аризанты» и областей Ариана в Южной Азии и Арьяварта на Ганге в Индии, а главное — в названии легендарной страны прародины индоиранцев Арианам-Вайджо (дословно — «Широкий арийский простор»). Там высятся горы Рипа и протекает полноводная река Ра (иранское Рангкха, индийское Раса), упоминаемая и в Авесте, и в Ригведе. Некоторые ученые полагают, что Ра — это Волга, Рипейские горы — Урал. Но локализация этой страны остается дискуссионной, как и проблема происхождения арийских народов.
Актуальность постановки этой проблемы обусловлена тем, что:
- В начале нынешнего тысячелетия говорящие на индоиранских языках народы выйдут по совокупной численности на первое место в мире, обогнав китайцев. По данным Time World Almanadi 2002 совокупная численность говорящих на китайском языке составит 1,2 млрд человек, тогда как говорящие на индоиранских языках достигнут по совокупной численности 1,384 млрд человек. Уже сейчас количество лиц, говорящих на разных индоиранских языках, составляет, несмотря на неполноту данных, более 1 млрд человек (Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990), хотя по другим справочникам точные цифры несколько расходятся.
- Индоиранские народы на протяжении четырех тысяч лет своего существования играли выдающуюся роль в истории Старого Света и продолжают ее играть в современном мире со все нарастающей силой.
- В древности, как свидетельствуют ахеменидские персидские и греческие источники, ираноязычные народы занимали к Старом Свете гигантскую территорию степей от Северного Причерноморья до глубин Сибири, всю Среднюю Азию, Афганистан и Иран.
- Особенное значение изучение проблемы генезиса индоиранцев имеет в России, поскольку, во-первых, индоиранские народы оказали большое влияние на культуру своих соседей финно-угров, обитавших в эпохи энеолита и бронзы в лесной зоне Волго-Уралья, где живут и сейчас. От носителей андроновской культуры они получили медь, домашних животных, в том числе лошадь, и заимствовали из индоиранской мифологии культ коня, образ верховного бога, разъезжающего по небу на колеснице, подобно ведийскому Варуне, и культ солярного бога Мир-Сусне-Хума, имя которого соответствует постоянному эпитету арийского Митры. Эти выводы надежно подтверждены данными экологии, лингвистики и археологии (Напольских 1997; Бонгард-Левин, Грантовс- кий 1974, 2001; Топоров 1975, 1981; Кузьмина 1994; Joki 1973; Fodor 1976; Parpola 1988) {Карты 1, 2).
Во-вторых, многие ученые, как говорилось, локализуют прародину арийских народов в эпоху бронзы в южнорусских степях, и в зоне от Урала до Волги получены важнейшие археологические материалы, подтверждающие эту гипотезу, как я постараюсь показать ниже.
В-третьих, в эпоху раннего железа у скифов многие элементы культуры восприняли славяне.
5. Блок ошибался, когда писал «Да, скифы мы, да, азиаты мы с раскосыми и жадными глазами»: мы не азиаты, а индоевропейцы, и не потомки арийцев скифов, а другая индоевропейская ветвь — славяне. И сами скифы не были монголоидами с раскосыми глазами, а принадлежали к европеоидному антропологическому типу. Но правда то, что в славянской культуре многое заимствовано у южных соседей: мужской костюм (брюки, кафтан), женский парадный головной убор с кокошником, многие орнаменты, а главное, многие мифологические представления. Само слово «Бог» — от иранского «Бхага»; к имени бога восходящего солнца Хорса, упомянутого в «Слове о полку Игореве», восходит слово «хорошо». Персонаж Вий у Гоголя — это некогда могучий бог ветра иранский Вайю, ведийский Вата; образы фантастических, часто полиморфных существ — это и божественная птица Див (от иранского «дэв» — «бог», восходящее к индоевропейскому «небо, свет»), и птица Гамаюн с женским ликом, и сгорающая и возрождающаяся птица Рух, приносящая яйцо — прообраз вселенной, и Симург — вещая орлиноголовая птица в иранской мифологии Сэнмурв, царь птиц с крыльями, но с головой и лапами собаки и рыбьей чешуей, олицетворяющий три сферы мироздания, и, вероятно, Полкан — в русской мифологии полуконь-получеловек, имя которого восходит к иранскому Лев, переосмысляемому как герой-победитель. Эти образы сближают изобразительное творчество русских со скифским звериным стилем.
Русские с раннего детства знакомятся с героями персидской литературы: героиня арабских сказок «Тысяча и одна ночь» Ша- херезада носит иранское имя «дочь шаха» — значит, в арабскую антологию вошел и цикл персидского фольклора. Герой Пушкина Руслан — прямой потомок популярной в XVII в. на Руси «Повести о Еруслане Лазаревиче». Исследователи видят здесь переложение цикла сказаний о Рустаме из Шахнаме Фирдоуси.
Кроме того, важность научной постановки проблемы происхождения индоиранцев в современной России обусловлена и тем, что в постсоветский период получило широкое распространение глубоко антинаучное представление об арье-славах. Крах Советского Союза, социальное расслоение, кризис советской науки привели к идеологическому вакууму, крайне заниженной национальной самооценке русских, как показывают социологические опросы. В разных социальных группах идет поиск новых духовных ценностей, распространились ложные псевдонаучные исторические представления, начиная от новой хронологии Фоменко и кончая теорией пассионарности Гумилева. Идеи арийского происхождения славян попали даже на страницы школьных и вузовских учебников и активно пропагандируются средствами массовой информации.
Этому крайне опасному для многонациональной страны потоку противостоит всего несколько серьезных работ. Лучшие из них, на мой взгляд, книга Б.А. Шнирельмана «Интеллектуальные лабиринты: очерки идеологии в современной России» (М., 2004), учебное пособие «Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье» В.Я. Петрухина и Д.С. Раевского (М., 1998, 2005). Явную острую потребность общества в популярной, но строго научной литературе об индоариях удовлетворяет только превосходная книга ГлМ. Бон гарда-Леви на и З.А.. Грантовского *От Скифии до Индии», выдержавшая три издания (М., 1974, 1983, 2001), да отчасти небольшая книжка автора «Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня» (Фрунзе, 1986).
Б этих условиях задача критического рассмотрения научных гипотез происхождения арийских народов становится особенно актуальной в современной России, так как может стать барьером попыткам утверждения арийской идентичности русских и связанной с этим националистической пропагандой и ксенофобией.
Каковы были древнейшие судьбы степей Евразии? Важнейшим событием в истории всего Старого Света явился переход от присваивающей экономики (собирательство, охота и рыболовство) к производящей экономике (выращивание растений и разведение домашних животных). Великий английский археолог Гордон Чайлд назвал это событие «неолитической революцией». Она совершилась в VIII—VI тыс. до н.э. в Малой Азии, где произрастали дикие предки ячменя и пшеницы и водился вид горных баранов, которые были одомашнены. Производящее хозяйство постепенно распространилось во всей Передней Азии и Египте, и вскоре были домес- тицированы крупный рогатый скот и свинья. Позже земледелие и скотоводство утвердились на юге Средней Азии, в Индии и Закавказье, а также на Балканах в зонах цивилизаций второго порядка. При посредстве создателей европейских культур линейно-ленточ- ной керамики, а позже трипольской, эти важнейшие достижения цивилизации появились в Подунавье и Северном Причерноморье.
Дальнейшие судьбы населения Старого Света определялись экологическими условиями регионов. К III тыс. до н.э. сложилось три зоны культур: на юге — Древний Восток, где в условиях ирригации удавалось получать максимальный урожай, что явилось предпосылкой формирования там государственных образований. К этой зоне тяготели также Эгейский мир, Балканы и Подунавье, хотя урожайность полей была ниже, но основу экономики составляли все же земледелие и металлургия Эгеи и балканского очага. Из этого региона навыки производящего хозяйства попали в степи Причерноморья. Экологические особенности степи, являющейся огромным естественным пастбищем (Мордкович 1982), обусловили утверждение здесь комплексного земледельческо-скотоводчес- кого хозяйства, в котором главную роль играло скотоводство.
Распространение в степи изобретенных б Передней Азин колесных повозок, запряженных парой волов, позволило скотоводам легко передвигаться по степным просторам, интенсифицировать пастушеское хозяйство.
Третья зона Старого Света — лесная — простиралась к северу от степи. Суровый климат препятствовал развитию здесь производящего хозяйства, и лес оставался зоной охоты, рыболовства и собирательства. Это разделение ойкумены на природно-хозяйствен- ные зоны сохранялось вплоть до Средневековья.
К началу III тыс. до н.э. степь Евразии от Дуная до Великой китайской стены (карта I) делилась на два региона: к востоку от рек Урап и Эмба была зона, где в основном сохранялась присваивающая неолитическая экономика, а от Дуная до Волги пастухи были знакомы с земледелием и разводили крупный и мелкий рогатый скот. Важным фактором в культуре степняков было знакомство с лошадью, которую первоначально использовали только в пищу, но постепенно делали попытки ее приручения. Табуны диких коней водились в степях, и уже в IV тыс. до н.э. здесь сложился культ этого животного, которому впоследствии было суждено сыграть выдающуюся роль в истории всех индоиранских народов (Кузьмина 1977а; Kuzmina 2003).
Археологическая культура (точнее, общность), распространенная в III тыс. до н.э., носит название ямной, поскольку захоронения ямников совершены в грунтовых могилах под курганами (Мерперт 1968; 1974; в американской археологии за степными культурами М. Гимбутас (Gimbutas 1956) утвердила совершенно неверное название «Курганные культуры»).
Важнейшей инновацией ямного времени было появление в степях колесного транспорта: открытых возов или крытых кибиток с цельными деревянными колесами, запряженных парой волов при помощи ярма и дышла (Кузьмина 1974; Kuzmina 1971; Piggott 1969; 1983). Это новшество позволило пастухам расширить территорию пастбищных угодий, передвигаясь за скотом.
Другим важным прогрессивным явлением эпохи было внедрение медных изделий, поступавших первоначально с западных балканских рудников, а позже также с Кавказа (Черных 1966; 1972; Рындина, Дегтярева 2002).
Ямная культурная общность представляет большое значение для изучения интересующей нас истории индоиранцев, поскольку в создателях этой культуры многие лингвисты и археологи видят или «сех индоевропейцев, и пи только часть их. включая и н доиоак- цев (см, ниже,).
На смену ямной пришли генетически связанная с ней полтав- кинская культура в Волго-Уралье (Качалова 1967; Кузнецов 1989), а также катакомбная, сложившаяся под влиянием Кавказа, возможно, нов отит о ров с кой культуры (Гей 2000), В лесной зоне сформировалась абашевская культура, входящая в круг культур шнуровой керамики (Кузьмина О. 1992). Эти культуры, как я постараюсь показать ниже, явились основой формирования андроновской и срубной культурных общностей, а которых есть основания видеть древнейших индоариев.
Кузьмина Е.Е.
Из книги «Арии - путь на юг», 2008