ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Артиллерия береговых батарей Севастополя к началу обороны 1854 года. Взгляд из крепости
Артиллерия береговых батарей Севастополя к началу обороны 1854 года. Взгляд из крепости
  • Автор: Vedensky |
  • Дата: 11-09-2015 22:42 |
  • Просмотров: 3523

Севастополь к 1854 году как крепость 1-го класса (всего было 3 класса) имел соответствующую крепостную артиллерию. В 1834 году инженерным департаментом был составлен план усиления обороны рейда Севастополя. В 1852г. в Севастополе для обороны с моря было 8 батарей.

На Южной стороне было пять батарей: № 10-го, Александровская, № 8-го с бастионом № 7-го, Николаевская и Павловская. На Северной стороне - три батареи: Константиновская, Михайловская и № 4-го.

1. Батарея № 10-го. Назначение - обстрел Карантинной бухты (левый сектор стрельбы), стрельба по входу на рейд тыльными выстрелами.

2. Александровская батарея. Назначение - обстрел взморья от батареи № 10 до Северной косы. Кроме того, оборона входа на рейд и переднюю часть самого рейда.

3. Бастион № 7-го и батарея №    8-го. Назначение - обстрел входа на рейд. Кроме того, орудия левого фаса

- тыльная оборона батарей № 10-го и Александровской.

4. Николаевская батарея. Назначение - встречный огонь по кораблям, прорывающимся на рейд, фланговый обстрел передней части рейда.

5. Павловская батарея. Назначение - обстрел передней части рейда и входа в Южную Бухту, обстрел поперек рейда и части Южной бухты.

6. Константиновская батарея (вместе с Александровской составляла первую линию рейдовых батарей). Назначение - огонь по входу на рейд и подходу к нему, тыльная оборона рейда. Константиновская батарея вместе с Александровской и батарей № 10-го составляла сильную перекрестную о б орону акватории у входа на рейд.

7. Михайловская батарея. Назначение - встречный огонь по кораблям, прорывающимся на рейд, фланговый обстрел передней части рейда.

8. Батарея № 4-го. Назначение - обстрел фарватера рейда продольными выстрелами, действия по рейду поперечными и тыльными выстрелами, обстрел входа в Южную бухту.

Береговые батареи были, как правило, 3-ярусные, в них же располагались жилые помещения. Все казематы были устроены на одно орудие и имели от 12 до 14 футов высоты и от 151/2 до 171/2 футов ширины. Все каменные батареи были построены из крепкого известняка, добываемого в районе Инкермана. Оборонительная стена имела от 51/2 до 6 футов толщины. Верхний свод толщиною 3 фута был покрыт сверху земляной насыпью толщиною от 3-х до 6-ти футов. Опорные и поперечные стены были толщиной от 4-х до 4 и ½ футов. Задняя стена - от 21/2 до 3-х футов, внутренние своды - от 11/2 до 2-х футов. Облицовка стен делалась из правильных рядов отесанных камней длиной 1 фута, внутренняя кладка делалась из бутовой плиты. Опытным путем [1] установлено, что они раздавливаются при нагрузке от 135-ти до 150-ти пудов на 1 квадратный дюйм.

Расстояние между директрисами амбразур было везде 3 сажени. Они имели обстрел в 26 градусов, кроме Павловской и Михайловской, проектированных позже, в которых обстрел амбразур был увеличен до 50 г р адус ов. Амбразуры имели угол возвышения от 71/2 до 9-ти градусов, а угол склонения - от 5 до 6 градусов, кроме Александровской, в которой угол возвышения был 31/2 градуса, а угол склонения - 3. Для очищения казематов от дыма над амбразурами в лицевой стене имелись отдушины, в задней стене - окна, в 3-4 раза больше амбразур.

Анализ расположения орудий на береговых батареях [2] подтверждает то, что военное командование армии и флота России ожидали и опасались прорыва союзного флота на внутренний рейд Севастополя. В тактике того времени существовало морское правило «искать ближнего боя», или, как тогда говорили (и руководствовались ею), «тактика карронад» - стремились установить на береговых батареях как можно больше орудий среднего калибра с тем, чтобы выпустить в противника наибольшую массу чугуна в минуту. А 3-пудовые тяжелые орудия предпочитали устанавливать на внутренних батареях («кинжального боя») для поражения в упор прорвавшихся в гавань неприятельских судов.

Это подтверждается усилением обороны рейда - в январе 1854 года построены еще три новых батареи в глубине Севастопольской бухты: Двенадцати-Апостольская с 20 орудиями, Парижская с 22 орудиями, Святославская с 17 орудиями. Орудия были сняты с корабля «Три Иерарха», находящегося в доке. После устройства этих батарей приморское вооружение Севастополя составило 592 орудия.

К 1/13 мая 1854 г. было оборудовано еще 3 батареи с основным назначением -действия по взморью. Это мортирная батарея - пять мортир с правого фаса Константиновской Батареи перенесены на 100 метров вглубь бухты - получила № 11, Батарея Карташевского № 12 и Башня Волохова - № 13. Береговые батареи имели следующее вооружение, которое сохранилось ко дню высадки союзного флота.

Замысел обороны рейда состоял в следующем: предполагалось, что вражеский флот может войти в Севастопольскую бухту по створной линии маяков (ныне Инкерманский створ - 94,5-274,5 градусов). Рассмотрим степень сосредоточения огня на разные точки этой линии.

На расстоянии 2500 метров от линии входа на рейд неприятель был бы встречен выстрелами 4-х бомбовых пушек батарей № 10-го и Александровской.

На расстоянии 1700 метров от входа он вошел бы в зону огня 81-го орудия батарей №10-го, Александровской и Константиновской и двух батарей № 8-го.

Вход в Южную бухту обстреливался 42-мя орудиями батарей и огнем 230 орудий одного борта эскадры Корнилова.

Миновав батареи Павловскую и № 4-го, неприятель попадал бы под огонь их 35 орудий.

По мере продвижения вглубь рейда увеличивалось количество орудий, ведущих огонь. На расстоянии 850 метров от входа неприятель подвергался бы огню 146 орудий - добавлялись орудия батарей № 8-го с 7-м бастионом, Михайловская и Николаевская.

На расстоянии 425 метров огонь могли вести уже 229 орудий. Сам вход обстреливался 200-ми орудиями. На 200 саженях за линией входа огонь велся бы уже 249 орудиями. Самый мощный огонь велся бы на расстоянии за 400 метров от входа и за входом на рейд. Далее огонь бы ослабевал, но увеличивалась бы эффективность огня из-за уменьшения дистанции.

На расстоянии 800 метров позади входа неприятель подвергся бы огню 123 орудий (с дистанцией стрельбы не более 350 метров).

Далее огонь вели бы 170 орудий одного борта судов Нахимова, 37 орудий батарей Двенадцати-Апостольской и Святославской и 22 орудий Парижской батареи.

Затем огонь могли вести уже 300 орудий одного борта эскадры Нахимова. Такая система артиллерийского огня делала возможность прорыва в Севастопольскую бухту проблематичной.

Основу артиллерии батарей составляли береговые пушки калибра 30-36 футов (т. е. 164- 173 мм).

Такой калибр был оптимальным для стрельбы сплошными чугунными ядрами. При стрельбе на дальность прямого выстрела (около 500м) ядро пробивало оба борта деревянного линейного корабля.

Однако основными снарядами береговых пушек были каленые ядра. Такие ядра нагревались в специальных ядрокалильных печах до темно-вишневого цвета, а затем с помощью особых клещей опускались в канал орудия. При попадании в деревянные части корабля каленые ядра вызывали пожары.

Первым специально спроектированным береговым орудием стала 3-пудовая пушка (испытывалась еще и 2­пудовая). В 1849г. она подверглась модернизации и получила название «3-пудовая пушка образца 1849г.».

Для всех орудий назначено было иметь по 160 зарядов, в том числе по 10 картечных, что вдвое больше числа зарядов на кораблях. Для стрельбы калеными ядрами были назначены 24-фунтовые пушки (ядра 36-фунтовых пушек накаливались медленнее, но их также можно было применять). Для стрельбы калеными ядрами было устроено 27 ядрокалильных печей: три - на Батарее № 10-го, шесть - на Константиновской батарее, две - на Александровской батарее, четыре - на Бастионе № 7-го и батарее № 8-го, две - на Михайловской и десять - на Николаевской.

Дальнейшее увеличение калибра незначительно увеличивало действие ядра, но зато резко увеличивало вес артсистемы и существенно затрудняло заряжание, накат и поворот орудия. Это увеличивало стоимость орудия и число номеров прислуги, а также уменьшало скорострельность.

Кроме ядер, пушки стреляли книпелями, снарядами для перебития такелажа на кораблях, зажигательными снарядами - брандкугелями, бомбами - разрывными снарядами (осколочно-фугасными) весомдо 1 п уд а (16,36 кг) называющимися гранатой, свыше 1 пуда - бомбой, а также картечью. Картечь была мелкая (ближняя), засыпаемая в железный корпус, и дальняя. Картечные пули весом более фунта (0.4095 кг) назывались ядрами, а мельче - пулями. К примеру, 36-фунтовая пушка стреляла дальней картечью, у которой вес ядер составлял 537 г, а диаметр - 52,8 мм. Дальность стрельбы такими ядрами составляла 600-800 м.

Расчет орудийной прислуги на береговых батареях был таков: на каждую пушку - по 6 человек, на каждое орудие, кроме мортир, к которым не было назначено прислуги, - по 5 человек, на каждую ядрокалительную печь - по 5 человек. Общее число прислуги на всех береговых объектах к началу обороны составляло 2708 человек.

Ю. Куликов (Севастополь)

Военно-исторический журнал Military Крым, №1, 2005

Список использованных источников

  1. Тотлебен Э.И. Описание оборона г.Севастополя Т.1 - СПб, 1863. - С. 89.

2.Тотлебен Э.И. Описание обороны г.Севастополя Т.1 - СПб, 1863. - С.99-103.

 

 

Читайте также: