Показать все теги
Адрианопольскнй мир, заключенный в сентябре 1829 года, признал греческую независимость, укрепил сербскую автономию, дал автономию Валахии и Молдавии, но не изменил политический статус болгарского народа.
Наши соотечественники оказали большую поддержку русской армии в русско-турецкой войне (1828-1829). Они входили в отряд полка Липранди, в котором было 1500 болгар-добровольцев. При осаде г.Силистра в Северо-Восточной Болгарии русское командование сформировало отряд Георгия Мамарчева. Тогда Мамарчев совершил первую попытку восстания с центром в г. Тырново и установил связь с Сливеном и Котел ом при поддержке Г.С. Раковского. Русское командование, однако, арестовало Мамарчева и сорвало подготовку восстания.
Г. Мамарчев и его единомышленники в болгарских землях не отказались от своих планов. После войны они организовали в 1835 г. восстание— Велчову заверу, тесно связанное с выступлением их единомышленников в Силистре, где в то время находились русские войска. По условиям Адрианопольского мира Силистрия была под русской оккупацией до 1836 г., и только в этом году город и прилегающие к нему территории были переданы туркам. Таким образом, в начале 30-х годов все еще существовали благоприятные условия для восстания. Мамарчев и Раковский их использовали. Во время Крымской войны (1853-1856) дело этих двух революционеров продолжил капитан Никола Филиповский.
Но если вновь вернемся к Адрианопольскому миру и его значению для болгар, то обнаружим, что статья 13 — единственное проявление внимания к нашим соотечественникам. Болгары получили по этому договору право на переселение в земли Российской империи. Такое право получили и болгарские добровольцы из состава русской армии. Среди болгарских добровольцев особого внимания заслуживает Цани Калянджи из Лясковца.
Лясковец — обычный болгарский городок в Северо-Восточной Болгарии, он расположен возле Тырнова. До 60-х годов XIX в. его жители пользовались большими правами автономии. В городе было сильно влияние греческого освободительного движения, поэтому русско- турецкая война 1828—1829 гг. открыла дорогу надеждам лясковчан на освобождение.
Ц. Калянджи был сыном известного участника Греческого восстания (1821). Он — первый болгарский учитель в Лясковце, который осмелился сжечь греческие церковные книги и преподавать родной язык в школе[1]. В этой своей деятельности он находил поддержку лясковсцкого учителя Николы Козлева.
Во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг. Ц. Калянджи был в отряде в составе полка Липранди и получил орден за храбрость лично от своего русского военного начальника[2]. Во время Крымской войны Ц. Калянджи находился в штабе русской армии и занимался организацией болгарских добровольческих чет и болгарской разведки для русского командования в болгарских землях. В знак благодарности русское правительство даровало ему звание почетного русского гражданина и вручило золотую медаль с Владимирской лентой для ношения на шее. Ц. Калянджи поселился в Бессарабии и умер в 1868 г. в Кишиневе[3].
Ц. Калянджи получил привилегии в России и успел дать высшее образование своим сыновьям — Павлу и Ивану Калянджи (Иван Степанович Иванов). Павел Калянджи поселился в Комрате (Бессарабия) и в 1862 г. стал главным учителем в болгарском Комратском училище. Он был инспектором и болгарских бессарабских школ[4]. Павел Калянджи был одним из создателей болгарского добровольческого движения в сербско-турецкой войне 1876 г. Он также автор болгарских учебников для школ бессарабских болгар.
Иван Калянджи являлся воспитанником Максима Райковича из Ляс- ковца, Христаки Павловича из Свиштова и Ивана Момчилова из Елены. Он был учителем и участником церковной борьбы в своем родном городе, добровольцем во время Крымской войны. После войны он получил направление от русского правительства на учебу в духовную семинарию Кишинева. Такая привилегия была дана только ему и Н. Козлеву из Ляс- ковца. Иван Калянджи окончил также и духовную семинарию в Киеве, и историко-филологический факультет Киевского университета[5].
В 60-е годы XIX в. Иван Калянджи был инспектором и попечителем болгарских колоний в Бессарабии. В 1862 г. он основал болгарское училище в Комрате, боролся за существование болгарских школ в Бессарабии. В 1868 г. Иван Калянджи поселился в Кишиневе и стал русским чиновником. Он создал Кишиневское болгарское общество по распространению грамотности, которое формировало болгарские четы в Сербско- турецкой войне 1876 г. и болгарское ополчение во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
Род Калянджи из Лясковца политически вырос во время русско-турецких войн. В Лясковце он связан с родом попа Стояна Брусева.[6] Судьба рода Стояна Брусева была похожа на судьбу других лясковчан, переживших в родных местах русско-турецкие войны. Вместе с Иваном Калянджи поп Стоян Брусев был учителем в Лясковце. Кроме того, он был воспитанником архим. Максима Райковича, видным деятелем церковного движения и находился в рядах самых ярых противников «грецизма» в Лясковце.63
По словам Еню Кырпачева, род попа Стояна Брусева происходил из Калофера[7]. Его представители жили в «Ангельской махале» в Калофере при церкви «Святой Архангел». Стоян Брусев из Калофера участвовал в добровольческой чете во время русско-турецкой войны 1806-1812 гг. и получил императорское русское свидетельство и императорский указ от 1812 г. из Калофера семья Стояна Брусева переселилась в Кишинев.
Жизнь и деятельность Стояна Бруссва из Лясковца были документально описаны в воспоминаниях, оставленных Петром Хр. Попивано- вым, и изданы акад. Иваном Радевым. Однако если вернемся к Еню Кыр- пачеву, то увидим, что род Брусевых берет свое начало из Калофера, и его представители из этого города тоже были участниками болгарского добровольческого движения во время русско-турецких войн.
Поп Стоян Брусев из Лясковца, по словам Петра Хр. Поливанова, был активной фигурой в восстании воеводы Н. Филиповского во время Крымской войны. Чета Филиповского была сформирована главным образом из лясковчан при Лясковецком монастыре, который она охраняла в Габров- ских Балканах до смерти воеводы. Эти утверждения Петра Хр. Поливанова правдоподобны и дополняют существующие мнения.
Однако, если обратиться к исследованиям видного советского ученого В.Д. Конобссва, следует отмстить, что еще в 60-е годы XX в. Конобеев открыл существование самостоятельного болгарского национально-освободительного движения во время русско-турецких войн[8].
В.Д. Конобеев считал, что Россия в войне 1828-1829 гг. поддерживала идею восстания в Болгарии, Сербии, Македонии и Румелии, но не успела его осуществить. Тогда русское командование дало приказ о переселении болгар в Россию[9].
Во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг. болгарское национально-освободительное движение развернулось в районах, где велись военные действия. Одним из этих районов была Северо-Восточная Болгария с центром в г. Силистра. В 1835 г. Г. Мамарчев и Г.С. Раковский организовали в Силистре Велчову заверу, а во время Крымской войны — Тайное общество и восстание Н. Филиповского °. Стефан Дойнов пишет, что Вслчова завера была отправным пунктом в направлении национально- освободительного движения по пути самостоятельных действий[10]. Благодаря Георгию Мамарчеву восстание было подготовлено в 1835 г. в Тыр- ново Велчо Атанасовым-Стеколыциком, Василом Хадживылковым и др. Позднее деятели Велчовой заверы создали и Тайное общество Раковского. Все эти движения укрепляли болгарский революционный дух. По словам Ст. Дойнова, Велчова завера и восстание Николы Филиповского, организованное Тайным обществом, были вершиной болгарского национально- освободительного движения первой половины XIX в.
Н. Филиповский подготовил свою чету еще в 1854 г. в Лясковецком монастыре, но непосредственная помощь шла не только от Раковского и Тайного общества, но и от Ивана Калянджи, который во время войны поселился в Силистре. В то время Цани Калянджи, отец Ивана, находился в штабе русской армии. Тайное общество, как и Велчова завера, были ориентированы на русскую помощь. Надежды на нее входили в планы Раковского и Ивана Калянджи, в действия Раковского в Цариграде, Афинах и в Брэильские бунты 40-х годов XIX в[11].
Тайное общество и восстание Николы Филиповского были связаны с Лясковцем. В четах Н. Филиповского были в основном болгары из Ляс- ковца, и среди них был поп Стоян Брусев[12]. Поп Стоян Брусев после разгрома четы ушел в Бессарабию, где русское правительство дало ему надел земли. Здесь он служил священником в болгарской церкви в с. Кайрак- лия[13]. В 1870 г. поп Стоян Брусев вернулся в Лясковец, но его сын Христо Брусев остался в Бессарабии и окончил Болградское центральное болгарское училище и Одесский правовой факультет[14].
Хр. Брусев также вернулся в Лясковец и стал помощником Николая Жекова в его работе в качестве ректора Петропавловской духовной семинарии в Лясковецком мионастыре[15]. Хр. Брусев и Н. Жеков помогали Ан- тиму I в его избрании болгарским экзархом[16].
С борьбой за избрание болгарского экзарха также связаны Христо Г. Данов и Николай Живков. Они были очень благодарны Хр. Брусеву за его позицию в избрании Антима I. Такое их отношение нашло отражение в сохранившейся переписке между Хр. Брусевым и Хр. Г. Дановым[17]. Хр. Г. Данов вместе с Николаем Живковым, управляющим Русенским книжным магазином Данова, были не только благодарны за оказанную помощь Антиму I, но в благодарность за неё помогли Хр. Брусеву напечатать его книги в Вене. Также они отправили ему учебные пособия для ‘школы в Лясковце и др.
Никола Козлев был другим видным лясковецким учителем, судьба которого была схожа с судьбами Бруссва и Калянджи. Подобно им он начал свою политическую деятельность, приняв участие в церковной борьбе в Лясковце. Он тоже был участником восстания Николы Филиповского. Н. Козлев смог спастись в Бессарабии, а русское правительство устроило его в Духовную семинарию в Кишиневе [18]. Н. Козлев был первым болга- рином-стипсндиатом Кишиневской духовной семинарии наряду с болгарами из Македонии (Скопье и Охрид).
Кишиневская семинария открылась в 1813 г., сразу же после присоединения Бессарабии к Российской империи. В 1824 г. в семинарию поступили первые болгарские ученики-стипендиаты[19]. Это были болгары из Македонии, а наряду с ними и болгарин из Лясковца. В 60—70-е годы XIX в. интерес Кишиневской духовной семинарии к болгарам усилился.
Кишиневская духовная семинария вновь обратила внимание на болгар в 1869 г., когда 19 представителей бессарабских колонистов во главе с настоятелем Киприяновского монастыря просили бессарабского губернатора в Кишиневе принять меры по развитию болгарского просвещения в бессарабских колониях[20]. В результате лясковчанин Иван Ко- лянджи создал Кишиневское болгарское общество по распространению грамотности.
Кишиневское болгарское общество официально начало работать в 1871 г. Однако еще в 1869 г. оно стремилось укреплять свои связи с Тыр- ново и с Лясковцем— очагами революционных бунтов времен русско- турецких войн начала XIX в. По настоянию Ивана Калянджи Кишиневское общество приняло своих первых стипендиатов из Тырнова и Лясковеца[21].
Третий большой род Лясковца, связанный с попом Стояном Брусе- вым, а также с церковным и революционным движением в городе, был род попа Ивана Шаранкова. Об этом роде упоминалось еще в воспоминаниях Петра Хр. Попиванова. По словам Н. Жечева, поп Иван Шаранков был среди тех, кому давали клятву в Велчовой завере[22]. М. Москов и Д. Минев поставили род Ивана Шаранкова среди видных родов лясковец- ких чорбаджиев[23].
Об участниках Велчовой заверы П. Кисимов писал, что у них не было другой надежды, «как только на самих себя»[24]. Он же писал, что заговор стал реальностью после русско-турецкой войны 1828-1829 гг., поскольку этой войной «население было ободрено и материально улучшено...»[25].
Петр Хр. Попиванов очень обстоятельно остановился на политической деятельности попа Ивана Шаранкова, о котором мало известно. Его воспоминания являются продолжением рассказа о попе Иване Шаранкове из документального сборника «Болгарское восстание 1835 г.». По словам Петра Попиванова, Иван Шаранков созвал первое заседание Велчовой заверы с ведома Тырновского греческого митрополита Иллариона в греческом училище при Митрополии в Тырново. Греческое училище стало одним из центров заговора[26]. Этот факт свидетельствует, о том, что Завера не только находилась под влиянием греческого освободительного движения, но и о том, что она была направлена против Цариградской Патриархии. Ив. Шаранков был переселенцем из Янины, вдохновленный идеями Греческой заверы (греческого восстания 1821 г.)[27].
Поп Иван Шаранков, известный как поп Иван-Лясковчанин, был старостой кафедральной церкви «Св. Богородица» в Тырново, после разгрома Велчовой заверы вернулся в церковь «Св. Димитрий» в Лясковец. Похоронен в церкви «Св. Николай» в Лясковеце.
Судьба, подобная судьбе Ив. Шаранкова, была и у Антона Никопита из Македонии, который пришел в Лясковец из Скопье и тоже был под влиянием идей Греческой заверы. По словам Петра Хр. Попиванова, Ив. Шаранков и Антон Никопит были частью тысяч «славяноболгар», которые населяли Юго-Западную Грецию в те годы. (E. X. — поднимался вопрос об Эгейской Македонии).
Антон Никопит-Македонец был верным помощником Мамарчева. Он являлся членом Тырновского комитета, во главе с Вслчо Атанасовым- Стеколыциком (Болта)[28]. Клятва заговорщиков в Тырново приносилась Велчо Заговорщику (E. X. — Велчо Атанасов-Стеколыцик), учителю Антону Никопиту-Македонцу и попу Ивану Шаранкову-Лясковчанину[29]. Поп Иван Шаранков входил и в состав Лясковецкого комитета. Лясковец- кий комитет находился среди центров заговора (Тырново, Тырновская округа, Елена, Еленский округ, Трявна, Дряново, Габрово и Горна Оряхо- вица). Участие двух болгар из Эгейской Македонии в Завере показывает, что македонские болгары были тесно связаны с национально-освободительным движением болгарского народа.
Воспоминания Петра Хр. Попиванова дают представление и о возможностях, которые предоставляла Россия деятелям революционной эмиграции, спасшимся в Бессарабии. Одному из дядей П. Хр. Попиванова удалось получить стипендию Тодора Минкова для учебы в Николаевском пансионе и окончить гимназию в Николаеве (Южная Россия)[30]. Хр. Брусев, сын попа Стояна Брусева, успешно окончил Болгардское центральное училище и юридический факультет Одесского университета. Сам поп Стоян нажил, как уже говорилось, «завидное благосостояние в с. Кайраклия (Бессарабия)»[31]. Первым учителем в болгарском училище в Комрате (Бессарабия) был Павел Калянджи из Лясковеца, который впервые написал болгарские учебники для бессарабских болгар: «Болгарский букварь», «Краткая хрестоматия», «Друг детей». Учебник «Друг детей» был издан в Одессе с посвящением Ивану Калянджи из Кишинева и Стояну Калянджи из Лясковца. Учебник содержал много страниц из «Лесного путника» Г. Раковского, материалы о Лясковце, о переселении в Россию и др. Учебники П. Калянджи распространялись в Одессе, Болграде, Галаце, Тулче, Свишто- ве, Пловдиве, Тырново и Лясковце[32]. Их распространял среди болгар Христо Г. Данов.
Кишиневское общество по распространению грамотности поддержало планы Василия Д. Стоянова по созданию Болгарского книжного общества Брэилы. Капиталы Книжного общества состояли из взносов болгарских общин, которые участвовали в учредительном собрании. Капиталы передавались Попечительству общества в Брэиле и хранились в Одесском банке Одесского болгарского попечительства. В 1872 г. болгары из бессарабских колоний и Кишинева внесли в Одесский банк 15000 франков[33]. До того, как в 1872 г. он покинул Книжное общество, Стоянов пользовался поддержкой братьев Паница в Вене, бессарабских болгар Болграда и Кишинева и болгар Тулчи (Северная Добруджа)[34].
Во взаимоотношениях и политических связях между Кишиневским обществом по распространению грамотности, лясковецкими болгарами и Раковским важную роль играл Петр Оджаков из Лясковца. В 1869 г. П. Оджаков стал секретарем Кишиневского общества по распространению грамотности[35]. П. Оджаков был также участником церковного движения в Лясковце и пользовался доверием Раковского.
После русско-турецких войн начала XIX в. много болгар переселилось из Лясковца в Бессарабию благодаря своим соотечественникам в До- бруджс. С ними был связан Петр Оджаков, который организовал их в общества садоводов и овощеводов в период Первой болгарской легии (добровольческого отряда— О. М.) в Белграде7. Лясковецкие садоводы и овощеводы были социальной основой Брэильских бунтов, болгарских ле- пш в Белграде и Кишиневского общества по распространению грамотности. Они были самой многочисленной болгарской эмиграцией в Кишинев.
Болгарские эмигранты из Лясковца собрались в основном в Кишиневе. Один из членов этой общины — хаджи Иордан Брадата из Елены был связан с торговлей в районе Кишинева[36]. Он был видным участником Велчовой заверы и был известен среди своих соотечественников как «человек ученый и развитой для своего времени». Во времена Заверы хаджи Иордан Брадата вместе с Митьо-Софийцем и Велчо-Стеколыциком разработал в Плаковском монастыре план восстания.
Вслчова Завера имела также значительный отклик среди болгар в Пи- ротском округе, «где существовал заговор 300 сел», и в Македонии, где усилилось гаидучество [37].
Адрианопольский мир создал для болгар возможность не только переселиться в Бессарабию, но и организовать свое национально-освободительное движение[38]. В революционных бунтах во время войны 1828— 1829 гг. выросли «герои» революционного движения в Лясковце, которые связали свою жизнь с Бессарабией. Лясковсцкис болгары стали «деятельной патриотической совестью» болгар Кишинева. Среди видных деятелей революционного движения в Лясковце периода русско- турецких войн начала XIX в. отмечены также поп Стоян Бруссв и поп Иван Шаранков — дед и прадед болгарских академиков Радоя Попиванова и Петра Попиванова.
Е. Хаджиниколова
Из сборника статей «Война, открывшая эпоху в истории Балкан: К 180-летию Адрианопольского мира», 2009.
[1] Драганова Т. Общестпепо-стопанско и политаческо развитие на Лясковец през втората половина на XIX в.// Лясковец в миналото. Велико Търново. 1994. С. 81-111; Козлев II. Автобиография. Родна мисъл. XIII. 1923. № VII-X. В 1841 г. Цани Гинчев, поддержанный Николой Козловым, начал церковную борьбу в Лясковцс. В 1845 г. его дело подхватил от Петра Оджакова и Ивана Калянджи (Иван Ст. Иванов-Калянджи) сын Ц. Калянджи. См. Д. Ми- нев.Цапи Гинчев и Никола Козлев. Жизнь и творчество. Варпа, 1932.
[2] В Българска Бессарабия. София, 1938; Гинчев Ц. Спомени. Военни известия. 1918. Бр. 85-90; Минее Д.. Град Лясковец. Мипало, сегашно съетояние и дейци. Исторически и стопански приноси. Варна, 1944. С. 61-64,136-137, 334.
[3] В Българска Бссарабия. Минее Д. Град Лясковец. С. 65-66; Гинчев Ц. Няколко думи от биографията на Георги (Сава) Раковски. Илюстрация Светлина, 1918. Кн. 6; Златоустова Ек. Български пратешщи при руския император през 1856 г. В. Мир. Бр. 11, 630 от 5 май 1939; Народна библиотека «Св. св. Кирил и Методий». Болгарски исторически архив (НБКМ/БИА), ф. 18, а. ед. 4, л. 1: Эти русский указ об определении Цани Гинчева почетным русским гражданином.
* Ботушаров Хр. Павел Калянджи. // Радетели за просвета и кпижнина. София, 1986. С. 371-380; Генчев Н. Българо-руски културни общувания през Възраждансто. София, 2002. С. 166-169; Димитров А. Училището, прогресьт и националната революция. Българско училище през Възраждансто. София, 1987. С. 201; Кисимов П. Исторически работа. Мойте спомени. Ч. 4. София, 1903. С. 27-29; Нлетньов Г. Обществено-политическата дейност на Павел Калянджи през Възраждапето. Лясковац в миналото. Велики Търпово, 1944. С. 292-293; Червенков Н.Н. Политические организации болгарского национально-освободительного движения во второй половине 50-60-х гг. Кишинев, 1982. С. 130; Хаджиниколова Е. Бълга- рите в Сьрбско-турската война 1876 г. София, 1996. С. 217.
[5] Бананов П. Нова България. Отец Паисий, 1938. № 9; Бонева В. Пшгдели Кисимов в Бе- сарабия (1862-1865); Българите в Северното Причерноморие. Изследования и материали. Велико Търново, 1997. Т. 6. С. 254-255; Белчев Б. Иван С. Ивапов-Калянджии развитието на българскота възрожденека просвета до 1866 г. // Научна сесия, посветена на 100-годишната на проф. Петьр Ников. — Известия на Българското исторнческо дружство. Т. 38. София, 1986. С. 186-193; Иванов Ив. Ст. Сборник статей. Кишинев, 1896; Калчев К. Исторически календар за бесарабските българи. Велики Търново, 2001. С. 8, 126; Минее Д.. Град Лясковец. Миналото, сегашно състояние и дейци. С. 334-336; Оджаков П. Местовъзпитанието на нашите учени в настоящего столетие до 1886 г. // Училищен преглед. IX. 1904. № 1-2; Пена- ков Ив. Българите в Южна Бесарабия. Отец Паисий. 1938. № 5, 7, 9; Шипчанов П. Иван Степанович Иванов-Калянджи. // Военно-исторически сборник. 1987. № 5. С. 154-166; Хаджи- николова Ел. Иван Ст. Иванов. // Радетели за просвета и книжнина. С. 234-239.
[6] Попиванов Петьр Хр. Малка Лясковска сага. (Отец Иван Шаранков, поп Стоян Брусев). Под обша редакция на акад. Иван Радев. Велико Търново, 2005. С. 45.
[7] Генчева Цв. Просветното и културно развитие на Лясковец през XIX в. II Лясковец в миналото. Велико Търново, 1994. С. 110-113.
[8] Начов //. Из ръкописите па Еня Хр. Кърпачов. София, 1932. С. 123-113
[9] Конобеев ВД. Национально-освободительное движение в Болгарии 1828-1829. // Ученые записки Института славяноведения ЛИ СССР. М., 1960. Т. 20. С. 221-274; он же. Българского пационалпоосвободително движете. Идеология, програма, развитие. Под ред. на Крумка Шарова. София, 1972. С. 451.
[10] Там же. С. 281-304; Грек Ив. Българскитс доброволци (волонтеры) от 1828-1829 г. // Векове, 1975. №5; Филипова Д. Силистра град па 18 века. Силистра, 1969; Романски Ст. Георги Мамарчев и доброволчсската му команда от 1828-1829. // Списание на Българската академия на науките. София, 1921. Кн. 22. С. 175-207. Тайное общество Раковского (1853- 1854) было создано и действовало с ведома и одобрения Ивана Калянджи из Кишинева. Общество было связано с церковной борьбой, и в нем участвовали видные церковные деятели из Лясковца и Тырнова (Кыпчо Кесаров, Никола Козлев, Иван Цопзоров, Петко Р. Сла- вейков и др.). См. Косев Д. Отражение на Кримската война (1853-1856) в България. // Исторически преглед. 111. 1946-1947. №2; Трайков В. Раковски и балканските народи. София, 1971.
[11] Дойное Ст. Българите в руско-турецките войни. 1774-1850. София, 1987. С. 146-150, 159,175 и др.
[12] Конобеев В.Д. Българското националноосвободително движение... С. 281-287; Москов М. Лясковец. Миналото и бъднините му. Търново, 1920. С. 16; Пенев Б. Биографични бележ- ки за Раковски от Петко Р. Славейков. // Вестник на вестниците. Бр. 2 от 7 января 1917 г.; Пенев Б., Арнаулов М., Стоилов А. Георги С. Раковски. По случай 50-годишнината от смъртта му. София, 1917. С. 13, 23-25, 33, 40, 134; Романски Ст. Раковски и балканските народи. София, 1971. С. 44, 150, 195, 204, 330, 332, 386, 414-418 и др. В. Трайков высоко оценивал исследования В.Д. Конобеева, который первым установил, что Раковский сам связался с русским командованием во время Крымской войны, чтобы согласовывать действия армии с болгарским четническим движением в болгарских землях.
[13] Гъбенски Хр. и П. Историята на град Габрово и габровските въстания. Габрово, 2003. С. 117-118; Минее Д. Град Лясковец... С. 55-61.
[14] Попиванов Петьр Хр. Малка Лясковска сага... С. 24,43,51,55-64.
[15] Там же. С. 49. Хр. Брусев стал членом Лясковецкого революционного комитета, созданного Левским. Он умер в Лясковце будучи судьей. См. Титоров И. Българите в Бесарабия. София, 1905. С. 326; Лясковец в миналото. Велико Тырново, 1994. С. 79, 82, 139. Хр. Брусев приобрел доверие Н. Жекова, так как его отец поп Стоян Брусев был первым учеником архим. Максима Райковича, игумена Лясковецкого монастыря и участника Велчовой завсры. Н. Жеков продолжил учительское и революционное поприще архим. Максима Райковича в Лясковце и как его ученик стал ректором Тырновского епархиалыгаго богословского училища, открытого Илларионом Макариопольским в Лясковецком монастыре в 1874 г.
[16] НБКМ/БИА. Ф. 68. А. ед. 4. Л. 6-9, 21-23. Там же. ПВ-5437, 5451, 5458.
[17] Там же.
[18] Радкова Р. Нови данни за просветно-цьрковното състояние па българските колонии в Новорусийска край и в Бссарабия през първата половина на XIX в. // Известия на Болгарского историческо дружество. София, 1978. Кн. 32. С. 103; Н. Козлев был не только участником восстания Капитана Деда Николы (Н. Филиповского), но и работал в комитетской организации Левского. Он был учителем не только в Лясковце, но и в Бессарабии. Он являлся известным поэтом, а после Освобождения спова стал учителем в Болгарии.
[19] Бъчварова Н. Възпитаници на южноруските училища и развитие научных знаний в Болгария (XIX в.) София. 1989. С. 14; Поглубко К. А За да бъдат полезпи на парода си. София, 1976. С. 27-32; Радкова Р. Нови данни за проевстно... С. 103.
[20] Генчев Н. Българо-руски културни общувания през възраждането... С. 168; Дойное Ст. Българите в Украина и Молдова през Възраждането (1751-1878). София, 2005. С. 330- 338; ЗабуновИД. Болгары на юге России и национальное болгарское возрождение в 50- 70 гг. XIX в. Кишинев, 1981. С. 51-52; Минев Д.. Просветно дело в Лясковец. София, 1970. С. 75-97; Оджаков П. Южнославянският пансион на г-на Т. Минкова в Росии — град Николаев. Материали за учебного дело в Быгария. Св. 2. София, 1905. С. 29; Поглубко К.А. Весна Освобождения. Кишинев, 1978. С. 90-91; он же. Из истории болгаро-российских культурных связей 40-70 годов XIX в. Кишинев, 1976. С. 167; Хаджиниколова Ел. Българските пре- селници в южните области наРусия (1856-1877). София, 1987. С. 142-144.
[21] Минев Д. Град Лясковец... С. 121; Кулелиев Йорд. Девическото образование във Велико Търново преди Освобождението (1822-1877). В. Търново, 1936. С 46, 62.
[22] Жечев Н. Велчовата завера. София, 1985. С. 42.
[23] Москов М. Лясковец. С. 11 \ Минев Д. Град Лясковец... С. 40.
[24] Българското вьстание от 1835 г. (Велчовата завера). Материали и документа. Съста- вител, автор на предговора и на очерците — проф. д.ф.н. Иван Радев. Велико Търново, 2000. С. 69.
[25] Там же. С. 70.
[26] Попиванов Петьр Хр. Малка Лясковска сага... С. 27-29.
[27] Попивапов Петьр Хр. Малка Лясковска сага... С. 13,25,27-29.
[28] Попиванов Петьр Хр. Малка Лясковска сага... С. 29-30; Българското въетание от 1835 г... С. 75, 179-183.
[29] Попиванов Петьр Хр. Малка Лясковска сага... С. 29, 31. По словам Н. Жечева, главным очагом Велчовой заверы были Плаковский монастырь, Преображенский монастырь и Лясковсцкий монастырь во главе с архим. Максимом Райковичем. Клятва приносилась отцу Сергию из Плаковского монастыря, Ив. Шаранкову из Лясковца, попу Саве из Елены, хаджи Теодосшо из Капшюского монастыря. См. Н. Жечев. Велчовата завера. София, 1985. С. 42, 49, 51. В действительности оказалось, что видным деятелем в руководстве комитета, состоявшего из шести человек, был учитель Аптон Никопит-Македопец.
[30] Там же. С. 51.
[31] Поливанов Петьр Хр. Малка Лясковска сага... С. 61. Путь попа Стояна Брусева прошел через колонию Шикирли-китай, где он сначала обосновался. См. ЧелакЕк. Училищното дело и културно-просветният живот на българските преселници в Бессарабия /1856-1878/. София, 1999. С. 96.
[32] Челак Ек. Културни прояви на българските преселници в руската част на Южна Беса- рабия (1856-1878). //Болгария в сърцето ми. София, 1996. С. 129-130.
[33] Там же. С. 141; Документы за историята на БКД в Брала /1868-1876/. София, 1958. С. 14-15, 24-25, 123; Начов Н. Калофер в миналото. София, 1927. С. 488-489; Поглубко К.А. Весна Освобождения... С. 116\ Диалог от букви.. Кореспонденцията между М. Дринов, Гр. Начович, В.Д. Стоянов, В. Друмев и Т. Пеев (1868-1875). Съставител Корнелия Божанова. София, 2002. С. 58, 127 и др.
[34] Диалог от букви... С. 38, 109, 111, 119 и др.
2 Грудов В. Петьр Оджаков в културните традиции на Българското Възраждане. В: Ляс- ковец в миналото... С. 363-365; Славчев П. Исторически корени и формиране на селището. См: Лясковец в миналото... С. 11.
[36] Българското въетание от 1835 г... С. 61.
[37] Там же. Стр. 47-48
[38] Одринският мир от 1829 г. и балканските народи.Со^ия, 1981. С. 184.