Показать все теги
Укры (украны, укряне, вукраны) – славянское племя (союз племен?), жившее на территории современной Германии и не имеющее отношения к украинской истории.
«Древние укры» являются объектом многочисленных псевдопатриотических инсинуаций, преподносящих их как «первоукраинцев». При этом «степень древности» укров – величина непостоянная: от близкого к историческим реалиям начала средневековья до абсолютно фантастического каменного века. К сожалению, в медиа (в первую очередь – в Интернете, а также в телепространстве) изыскания отечественных поборников «фолк-хистори» очень часто преподносятся как точка зрения украинской исторической науки. Последнее никоим образом не соответствует действительности: видение «укрского вопроса» украинскими исследователями нисколько не отличается от такового в европейской историографии (смотри: «Существуют ли «древние укры» в украинских учебниках?»).
Исторически достоверные укры (Uchri), они же – укране/вукране/укряне (Ucranі, Vucrani) – славянское племя (союз племен?), населявшее бассейн реки Укер/Иккер (нем. Ucker/Uecker) в междуречье Одера и Эльбы. Предполагается, что этноним «укране» является производным от названия реки (ср. «бужане», «струмяне»). Название же реки (в славянском произношении «Укра», совр. польск. Wkra), большинство исследователей выводит из славянского термина vikru «быстрый».
Основные упоминания укров/укран в источниках связанны с событиями Х в., а именно – с экспансией немецких правителей (прежде всего – маркграфов Саксонской марки) на земли западных славян. Встречающееся в литературе мнение о том, что укране жили на берегах Укера чуть ли не с VI в. н.э. не имеет достаточных оснований. Эта гипотеза опирается исключительно на наиболее раннюю археологическую дату расселения в регионе славян (носителей суковско-дзедзицкой археологической культуры). Однако никакой информации об укранах нет не только для VI в., но и для более поздних периодов. Достаточно показательно, к примеру, что укран не знает т.н. «Баварский географ» второй половины ІХ в.
«Покорение» славян Эльбо-Одерского междуречья в Х в. было достаточно номинальным. Эти земли на протяжении ХI – начала ХІІ вв. были предметом территориальных споров Священной Римской империи и Польского королевства, а население этих областей оставалось в достаточной мере самостоятельным. Переломным моментом в истории региона стал т.н. Крестовый поход против славян 1147 г. Именно после него началась активная аграрная колонизация региона немецкими поселенцами, а также активизировалась миссионерская деятельность католического клира среди славян.
Результатом этих процессов стала достаточно быстрая ассимиляция славянского населения. Показательно, что источники второй половины ХІІ – ХІІІ вв. уже практически не упоминают славянские племенные названия. В качестве «реликтов» они сохраняются в основном в топонимике. В частности, среди топонимов фигурирует и некая «terra ukera». Однако стоит отметить, что позднесредневековы и современные топонимы (Uckerland, Uckermark) подразумевают не столько «земли укров/укран», сколько «земли вокруг Укера/Иккера» (реки).
В заключение остается только сделать несколько замечаний о гипотезах относительно возможного родства средневекового населения территории Украины и укран. Исторические корни укран связанны с территорией Украины (вернее – её северной части) ровно в той мере, в которой с достаточно условной «прародиной» связаны все без исключения славянские народы, как исчезнувшие, так и существующие поныне.
Очень зыбкую почву под собой имеют и предположения о переселении в ХІ –ХІІ вв. укран под натиском немецких завоевателей в пределы современной Украины, встречающиеся в околоисторической литературе. Исторических свидетельств об этом просто нет. Археологический же материал действительно позволяет ставить вопрос о наличии каких-то связей между населением Южной Руси и Эльбо-Одерского междуречья. Однако характер этого материала достаточно однозначен: речь идет о торгово-обменных отношениях, не исключено – о переселении небольших групп населения (отдельные семьи/роды), но никак не о масштабной миграции.
Таким образом, укране представляются достаточно четко локализованным в пространстве и времени явлением, не имеющим практически никакого отношения к территории современной Украины, а тем паче – к этногенезу украинцев. Всяческие фантазии о «древних украх» остаются на совести их авторов, а также на совести «объективных критиков» этих антинаучных бредней, которые вольно или невольно способствуют их – бредней – популяризации.