Показать все теги
Наркотики сложного состава в комплекте с банданой как у хиппи, свидетельствуют о том, что культура использования галлюциногенов процветала в юго-центральных Андах в среде местной элиты около 500 г. н.э. и продолжалось там, по крайней мере, в течение еще 600 лет.
Элементы, описанные в последнем выпуске журнала Antiquity, проливают свет на образ жизни и систему верований, которые поддерживались народом Тиуанако, древнего города-государства, расположенного недалеко от озера Титикака в Боливии. При раскопках найдены объекты, среди которых "нюхательные таблетки", деревянная нюхательная трубка, шпатели, разноцветный текстильный платок - бандана. Они свидетельствуют об использовании в древности психоактивных веществ.
"Таблетки для нюханья в Андах в основном использовались ритуальными специалистами, такими, как шаманы, - объяснил Discovery News ведущий специалист Хуан Албарассин-Джордан из Fundación Bartolomé de Las Casas в Ла-Пасе, Боливия. - Психотропные вещества, добытые из растений, были весьма распространены. Их растирали и смешивали на камнях. Нюхательные трубки затем использовались для введения вещества через нос в дыхательную систему".
Ритуальные предметы из Куэва-дель-Чилено: а) кожаный мешок или atado; б) большие таблетки для нюханья; в) небольшие таблетки для нюханья; г) костяные лопатки; е) фрагменты растительных и костяных волокон.
Албарассин-Джордан и его коллеги Хосе Каприлес и Мелани Миллер проанализировали детали и родственные объекты, найденные во время раскопок в месте, называемом Куэва-дель-Чилено. Они также обнаружили чаши для питья, известные как "kerus" - из них пили чичу, спиртовой настой из сброженной кукурузы.
В настоящее время считается, что на знаменитых сохранившихся монолитах в регионе, таких как монолит Беннетта, изображена фигура, держащая Keru с левой стороны и нюхательный лоток с правой стороны.
На основе археологических и этнографических данных известно, что это измененное состояние сознания имело духовное значение в Тиуанако.
Психоактивные токсикоманы "должны были быть посредниками между естественным и сверхъестественным, - сказал Албарассин-Джордан. - Они также разрешали конфликты между живыми и мертвыми".
"Пациенты", по мнению исследователей, возможно получали табак и стимуляторы, предназначенные для лечения некоторых болезней. Они добавили, что так как Тиуанако носили маски и шкуры, изображающие хищников, в частности пуму и кондора, наркотики, возможно, также использовались во время ритуальных церемоний с участием этих видов. Доказательства как животных, так и человеческих жертвоприношений были найдены на месте.
Артефакты, выделенные из ритуального слоя: а) деревянные трубки для нюханья; б) маска – лисья морда; в) оголовье из многоцветной ткани.
Нюхательные таблетки также предполагали и более романтический сценарий. Каприлес объяснил, что "на маленьком лотке для нюханья изображены мужчина и женщина в состоянии нежностей, когда мужчина кладёт руку на живот своей спутницы, а она сдерживает его руку".
"Диада самка-самец является традиционно важной в андских странах, являясь одной из форм взаимной дополнительности". Исследователи также считают, что элитные члены общества Тиуанако проходили жесткий контроль по доступу и обращению с психотропными веществами, а народу, возможно, разрешали использовать наркотики в частных лечебных церемониях или во время общественных мероприятий.
Каприлес также рассказал, что наркокультура прекратила своё существование после распада государства Тиуанако около 1100 года н.э., но новое руководство не отказывало себе в удовольствии употребления ферментированного варева. По словам Каприлеса, "потребление чиче сохранилась, включая его использование во время общественных праздников".
Чича теперь считается национальным напитком Боливии и широко доступна по всей стране.