Показать все теги
Возрождающееся польское государство уже на заре своего становления столкнулось со многими проблемами. Экономический кризис, общественное брожение и политическая борьба являлись только некоторыми препятствиями на пути к созданию стабильного государства. Однако фундаментальное значение для будущего народа и польского государства имели проблемы его территориального образования и места в Европе, а также создание системы внешней и внутренней безопасности. Эти главные цели планировалось осуществить в результате предпринимаемых политических, дипломатических и военных мер. Большое значение имели успехи польского оружия в борьбе, проводимой на рубежах возрождающегося государства. В этой обстановке было естественным сильное влияние военных институтов на функционирование государственного аппарата. Многие сферы общественной жизни в различной форме подвергались «милитаризации», и одновременно с этим военные органы расширялись до уровня, отвечающего требованиям военных условий. Указанный период длился почти до конца 1921 года. Только тогда государственный аппарат, в том числе и армия, перешел к деятельности и организации в мирных условиях. Доминирование армии должно было уступить законам нормального функционирования государственной и политической жизни.
Процесс образования военных информационных служб в Польше после 1918 года проходил практически в условиях военного времени и при их активном участии в вооруженных конфликтах, связанных с борьбой за независимость и становлением самостоятельного государства. В 1918-1921 годах организация, формы и методы деятельности разведки и контрразведки совершенно отличались от тех, которые должны были применяться в мирное время. Кроме того, следует добавить, что сложная военно-политическая обстановка на польских территориях способствовала созданию многих институтов разведки.
25 октября 1918 года Регентский совет принял решение, имевшее большое значение для будущей организации военных властей. Вместо Военной комиссии было создано Министерство военных дел, руководителем которого стал полковник Ян Врочыньский. В то же время Регентский совет, оставляя за собою верховное командование Вооруженными силами, образовал новое центральное военное ведомство - Генеральный штаб Войска Польского. Сначала он должен был подчиняться министру военных дел, но на практике Генштаб стал независимым органом. Первым начальником Генштаба был генерал Тадеуш Йордан-Розвадовский.
Приезд Юзефа Пилсудского в Варшаву не только радикально изменил политическую обстановку в стране, но также существенно повлиял на организационное развитие военных институтов.
11 ноября 1918 года Регентский совет передал Ю. Пилсудс- кому верховное командование Вооруженными силами Польши, а Совет министров решением от 20 ноября 1918 года подтвердил свое право осуществления контроля над войсками. Генштаб предназначался для руководства военными действиями, а Министерство военных дел - для управления войсками. Как начальник Генштаба, так и министр военных дел были помощниками Верховного главнокомандующего Войска Польского. В конце 1919 года произошла очередная реорганизация верховных военных властей, в результате которой утвердился последний раздел компетенции по военным вопросам между Верховным командованием Войска Польского (ВКВП) и Министерством военных дел. Этот первый орган вместе с Генеральным штабом принял функцию руководства Вооруженными силами на фронтовой территории, а Министерство военных дел с подчиненным ему аппаратом должно было заниматься организацией, мобилизацией, обучением новобранцев в тылу страны, дообеспечением и поставкой ресурсов для фронтовых воинских частей. В обоих учреждениях были созданы специальные разведывательные и контрразведывательные органы. Принятый дуализм этих служб был намеренным и вызван разным диапазоном компетенции обоих институтов.
Уже в структуре созданного в октябре 1918 года Генерального штаба ВП нашлось место для Информационного отдела. Предположительно, он стал создаваться еще до 25 октября. Перечень задач этого подразделения был сформулирован достаточно лаконично. В них входили следующие направления: «Изучение иностранных армий и их военной литературы. Разведывательная и контрразведывательная служба. Польские подразделения за границей. Бюллетени иностранных государств. Предоставление компетентным властям военной и политической информации о соседних государствах. Военные атташе. Шифры». Первым начальником отдела стал Мечислав Мацкевич. Затем был создан отдельный Пресс-отдел, который должен был выполнять учетно-учебные функции. В конце ноября 1918 года Информационный отдел преобразовался в VI Информационный отдел Генерального штаба со следующей внутренней структурой:
- секция II «а» - разведка на Западе;
- секция II «в» - разведка на Востоке;
- секция II «с» - контрразведка;
- секция II «d» - информирование компетентных властей о важных военных и политических проблемах соседних государств.
Вместе со сменой начальника отдела 12 декабря 1918 года была начата интенсивная работа по его реорганизации. Новая организационная схема была готова в середине января 1919 года. Отдел возглавлял начальник, и у него был один заместитель. Отдел состоял из следующих подразделений:
- секция особых поручений, организационных вопросов и шифров;
- секция по вопросам Востока;
- секция по вопросам Запада и военных атташатов;
- секция политических вопросов;
- секция военно-полицейских вопросов;
- секция адъютантов;
- разведывательный отдел;
- Пресс-бюро;
- офицер связи с МИД;
- офицер связи с военной жандармерией.
Возрастающая роль ВКВП в структуре высших государственных властей способствовала тому, что диапазон компетенции его разведывательного органа значительно расширился за пределы поля военных действий. Среди работников VI Отдела доминировали офицеры, связанные с бельведерским лагерем. Это стало еще больше заметно, когда реферат по вопросам Польской военной организации (ПВО) был присоединен к VI Отделу ВКВП. Он занимался использованием организации ПВО и союзов приграничных восточных районов Польши для проведения разведывательной и диверсионной деятельности.
В течение последующих нескольких месяцев разведывательная служба ВКВП подверглась дальнейшим организационным преобразованиям и кадровым изменениям. Реорганизация, проведенная 11 мая 1919 года, не внесла в ее структуру существенных изменений, кроме переименования отдела с VI на II и увеличения его штата с 7 до 40 офицеров. В июне 1919 года из II Отдела ВКВП в Министерство военных дел были переданы две секции: политическая и военно-полицейская, выполнявшие контрразведывательные задачи, а в ведении разведывательной службы ВКВП остались ограниченные контрразведывательные функции.
В изданном в октябре 1919 года Временном положении о разведывательной службе в Войске Польском был подтвержден принцип того, что вся полнота разведывательной работы сосредоточена в аппарате Верховного командования ВП. Начальник II Отдела ВКВП с помощью подчиненных работников, проходивших службу в Центре и территориальных филиалах, занимался организацией и руководством военной разведывательной службой. Компетенция же в контрразведывательной сфере была разделена между ВКВП (на фронтовой территории) и Министерством военных дел (в тылу страны). В положении также были представлены формы и методы разведывательной работы:
«а) непосредственная оперативная деятельность, опирающаяся на работу с агентурой, завербованной на идейной и материальной основе;
б) изучение пленных и дезертиров;
в) анализ документов;
г) радиотелеграфная разведка;
д) авиационная разведка;
е) разведка по перехвату».
Можно отметить, что тогда удалось создать организационную систему органов военной разведки, отвечавшую европейским стандартам и обеспечивавшую результативность их действий. Большое значение в разведывательной работе имели сбор информации, ее анализ и обработка. В выполнении этих задач в реорганизованном в октябре 1919 года II Отделе ВКВП огромную роль играли вновь созданные подразделения: Учетное бюро и Разведывательное бюро. Первое из них вобрало в себя представительства военно-дипломатической секции по вопросам Востока и Запада.
Учетное бюро подразделялось на следующие отделы:
- зарубежный и внутренний;
- Германия, Гданьск, Бельгия и Швейцария;
3. Румыния, Италия, Югославия, Турция;
- Россия, Украина, Кавказ и Белоруссия (в этом отделе находились офицеры связи при украинском атамане Петлюре);
5. скандинавские государства, Англия, Эстония, Литва и Латвия;
6. Соединенные Штаты Америки, Япония, Китай, Сибирь;
7. Франция, Испания, Португалия.
Разведывательное бюро состояло из следующих отделов:
- организационного - рефераты: организационный, учебный, применения техники в разведке и фотографический;
- разведывательного А - рефераты: Германия, Гданьск, Австрия, Швейцария, скандинавские государства;
- разведывательного Б - рефераты: Чехословакия, Венгрия, Румыния, Балканы, Италия, Испания, Португалия, Франция;
- разведывательного Ц - рефераты: северный, восточный, юго-восточный;
- контрразведывательного - рефераты: борьбы со шпионажем и антигосударственной деятельностью и следственный.
22 июня 1920 года вопросы контрразведки снова были выделены в самостоятельную контрразведывательную секцию. Кроме типичных для разведывательной работы структур II Отдела ВКВП были созданы организационные подразделения, занимавшиеся пропагандистским и культурно-просветительским воздействием:
- Отдел внешней пропаганды, состоящий из рефератов: прессы, зафронтовой пропаганды и канцелярии;
- Внутренний отдел - рефераты: регистрации, кассовый, кадров;
- Ill секция Пресс-бюро со следующим диапазоном компетенции:
- организация представительств прессы при командовании в районе военных действий;
2. изучение польской и зарубежной прессы;
- обработка сообщений из прессы для использования их военными властями;
4. разработка военных бюллетеней для прессы;
- проведение пропаганды среди солдат на фронте с помощью брошюр и прокламаций.
На практике Пресс-бюро широко проводило продуманную культурно-просветительскую деятельность на фронте. В феврале 1919 года в пропагандистских целях оно приступило к изданию газеты для солдат «Солдаты Польши». Затем были созданы «Издательство полевой библиотеки», поставлявшее литературу на фронт - в окопы, и Солдатский университет. С помощью Научно-учебного департамента Министерства военных дел в середине 1919 года стала осуществляться акция по организации книжных магазинов и библиотек, а также фронтовых театров. В Пресс-бюро были созданы Центральная киностудия и Фотоотдел. Предлагаемые культурные услуги были адресованы не только военным, но также и гражданскому населению. В феврале 1920 года появились рефераты памятников и произведений искусств. Всей работой Пресс-бюро во время войны руководил известный писатель Юлиан Каден-Бан- дровский.
Вторым внутренним подразделением II Отдела, занимавшимся организацией пропагандистских акций и противодействием вражеской пропаганде в Войске Польском, была VI секция пропаганды и опеки над солдатами, которая в декабре 1919 года выделилась из Пресс-бюро. После перестройки внутренней структуры эта секция состояла из следующих отделов: организационного, солдатского просветительства, опеки над солдатами, цензуры, инструкторов по просветительству. Структуру II Отдела ВКВП дополняли еще 3 секции: бюро шифров, политическая и упомянутая ранее секция контрразведки.
Существенное значение для результативной деятельности разведывательных служб в период формирования границ и государственного устройства II РП имела организация территориальных военных подразделений специальных служб. Там сосредотачивались все оперативные усилия разведывательной службы. Территория государства была поделена на зоны: внутреннюю и фронтовую. В первой органы военной контрразведки взаимодействовали с гражданской контрразведкой (политическая полиция). На территории ведения военных действий обстановка была более сложной. На западе страны после начала Великопольского восстания в декабре 1918 года были задействованы также возможности и кадры ПВО во время создания Разведывательного отдела Верховного командования ВС Великопольского восстания, который в феврале 1919 года получил название Информационный отдел. В августе 1919 года вместе с созданием Великопольской армии он преобразовался в Разведывательную секцию, подчиняющуюся I Интенданту. В этот период военные власти восставших были независимыми от варшавского правительства. Это также касалось разведывательных органов. Работники разведки Великопольской армии осуществляли свою деятельность как в непосредственном тылу фронта, так и в глубине немецкого государства (в Берлине, Щецине и Крулевце). Они приобретали агентов среди солдат и местного населения. Особенно трудные условия для сбора информации складывались в Приморье. В ноябре 1919 года группа польских агентов в Щецине (семья Маюв) была арестована и приговорена немецким судом к длительному тюремному заключению. Только в ноябре 1919 года закончился период относительной самостоятельности органов Великопольской разведки. Вместо Главного командования был создан Штаб командования Великопольского фронта, подчиненный, как и воинские части на Восточном фронте, Верховному командованию Войска Польского. Тогда также было проведено унифицирование организации разведывательных служб. Разведывательная секция преобразовалась во II Отдел Великопольского фронта.
Точно так же проходил процесс организации специальных служб на юге страны, на территории Верхней Силезии. Сначала разведкой и контрразведкой занимался Подкомиссариат Верховного народного совета (ВНС). Только в 1919 году в результате польско-немецкого конфликта был создан Юго-Западный фронт. В рамках командования этого фронта было организовано с использованием кадров ВНС и ПВО II Разведывательное бюро. Оно состояло из 4 секций: разведывательной, контрразведывательной, прессы и просвещения, картографической.
Активность разведки Юго-Западного фронта проявлялась, главным образом, на немецком, верхнесилезском, цешинском и оравском направлениях. Однако плебисцитные вопросы оставались полностью в компетенции II Отдела Штаба Министерства военных дел. Отсутствие результатов и неспособность руководства II Разведывательного бюро в сфере управления привели к тому, что вместе с изменением названия «ЮгоЗападного» фронта на «Силезский» бюро преобразовалось в Иц Информационный отдел, руководимый новым шефом. Вся организация разведывательных филиалов была сориентирована на главные направления оперативной заинтересованности этих служб: немецкое и чешское. В центре разведки Командования Силезского фронта Разведывательная секция была разделена на два самостоятельных подразделения, охватывающих разведку в отношении Германии и Чехословакии. После этого началось энергичное создание сети территориальных подразделений, таких как резидентуры разведки (в виде отделений), агентуры и пограничные пункты. Так, например, были созданы 4 отделения с резиденцией в Ченстохове, Цешине, в Новом Сонче и Новом Тарге. Первое из них инфильтрировало в разведывательном плане Верхнюю и Нижнюю Силезию и в исключительных случаях территорию Германии. Разведывательные пункты были образованы в Кожпю, Освенциме, Со- сновце, Верушеве, Прашце и Вроцлаве. В связи с принятым решением об организации плебисцита, который должен был решить вопрос о будущем этого региона, в январе 1920 года основная тяжесть разведывательной работы отделения в Ченстохове была перенесена на территорию, охваченную плебисцитом. Только спустя год решением центральных властей военная разведка передала свою компетенцию (касающуюся Верхней Силезии) Разведывательному отделу Польского плебисцитного комитета в Бытоме. Остальные отделения занимались организацией разведывательной сети на чехословацкой и венгерской территории. В ходе этой работы были созданы 6 внутренних разведывательных пунктов (в Жилине, Оломунь- це, Прешбурге, Ласонце, Прешове, Мункачу) и 15 зарубежных резидентур.
Прибывшую в Польшу в апреле 1919 года армию генерала Юзефа Халлера включили в состав создававшегося тогда Галицийского фронта. II Отдел этого фронта принял в свой состав большую часть кадров Информационного бюро армии Халлера.
В связи с относительной стабилизацией военно-политической обстановки на западе государства на этой территории в начале 1920 года была начата акция по переводу Вооруженных сил на организацию мирного времени. Были ликвидированы командования фронтов: Поморского, Великопольского и Силезского. Вместо Вторых Информационных отделов были созданы 3 отделения - в Грудзоньдзе, Познани и Кракове, непосредственно подчиненных II Отделу ВКВП. В соответствии с письмом начальника Штаба ВКВП от 14 марта 1920 года были установлены штаты личного состава каждого отделения и их внутренняя структура. Она принципиально отличалась от существовавших ранее организационных решений. В структуру входили рефераты: учетный, организационный, перехвата, ра- диоразведывательный, политики и прессы, внешней пропаганды и иностранного шпионажа. Оперативная территория отделений была разделена на сектора, руководимые офицерами разведки, которые имели в своем распоряжении сеть разведывательных пунктов на территории иностранного государства. В принципе отделения могли вести только неглубокую разведку. Однако с учетом того, что центральные военные власти в своих стратегических концепциях придавали большое значение вооруженному конфликту, сотрудники разведотделений осуществляли разведывательные оперативные мероприятия в глубине Германии, опираясь на население польского происхождения.
Решающее значение для польских разведывательных операций на территории Юго-Западной Европы имела работа Краковского отделения. После ликвидации отделений бывшего Галицийско-Подольского фронта в Стрыю и Коломыи Кракрв- ское отделение взяло на себя ведение неглубокой разведки в Чехословакии, Румынии и Венгрии. Для этих целей оно располагало 95 кадровыми работниками и 35 постоянными разведчиками, действовавшими на территории 6 разведывательных секторов. Условия деятельности на юге страны были особенно трудными. В то время вопрос о государственной принадлежности Верхней и Цешинской Силезии был еще неясным, часть местного населения не идентифицировала себя с польскими национальными интересами, и, кроме того, Силезия стала ареной политических сражений между отдельными обществами и партиями. По этой причине очень часто возникали споры вокруг компетенции центральной власти, прежде всего на территории Верхней Силезии, где местные политические деятели относились с недоверием к ее представителям. Руководители разведывательных секторов обращали внимание на то, что много институтов являлось представительствами иностранных разведок. Например, городская полиция в Цешине и Вельске была под контролем чешской разведки. В результате такого положения в мае 1920 года чехи арестовали большую часть работников польской разведки в Бялой. Большую помощь польской разведке оказывали словацкое население (в качестве конфидентов) и немногочисленные венгры, населявшие территорию Северо-Восточной Словакии.
Совершенно иной была организация военных разведывательных служб на восточном театре военных действий. Там наиболее долго велись военные действия, и поэтому структура органов II Отдела ВКВП должна была соответствовать организации боевых воинских частей Войска Польского. В январе 1920 года Командование фронтов было преобразовано в Командование армий. При каждом вновь созданном Командовании армии были сформированы Вторые информационные отделы, внутренняя структура которых представляла собой следующее:
- разведывательная секция с организационным и учетным рефератами;
- контрразведывательная секция со специальным рефератом контрольных станций;
- секция политики и прессы с рефератом внешней пропаганды;
- культурно-просветительная секция.
Таким образом, Информационный отдел Подольского фронта стал II Отделом 6-й Армии, действовавшей против большевистской 12-й Армии. Среди подчиненных отделений, одно из которых, в Коломыи, было расформировано, а второе, находящееся в Стрыю, изменило свое положение - как уже ранее упоминалось, оно стало замыкаться на отделение II Отдела ВКВП в Кракове. В свою очередь, Информационный отдел Командования Волынского фронта стал II Отделом Командования 2-й Армии. В то же время Информационный отдел Командования Литовско-Белорусского фронта преобразовался в следующем порядке: отделение в Минске было переименовано во II Отдел Командования 4-й Армии, кроме того, были сформированы II Отдел 4-й Армии и II Отдел 1-й Армии.
Вместе с наступившим перемирием на Восточном фронте в октябре 1920 года была начата работа по основательной реорганизации военных учреждений, а также органов разведки и контрразведки. Постепенно осуществлялся переход к деятельности в мирное время. В начале 1921 года начались вывод с фронта отдельных армий и их ликвидация. Этот процесс продолжался до 1922 года. Часть функций из сферы администрации и инспекции приняли на себя создаваемые инспектора™ армии. На основании приказа Министерства военных дел от 9 мая 1921 года были созданы следующие инспекто- раты: I - Вильно, генерал Е. Рыдз-Шмиглы; II - Варшава, генерал Т. Розвадовский; III - Торунь, генерал И. Секерский; IV - Краков, генерал С. Шептыцкий; V - Львов, генерал С. Халлер.
Значительно труднее было приспособить систему организации специальных военных служб к новым условиям. Ранее, уже в 1920 году, на западе и юге страны были созданы отделения II Отдела ВКВП (в Кракове, Познани и Грудзоньдзе). Таким же способом на Восточном фронте II отделы отдельных армий преобразовались в отделения II Отдела ВКВП, которые непосредственно подчинялись руководителю Информационных служб Верховного командования ВП. 1 июня 1921 года вместо II Отдела Командования 6-й Армии было создано отделение II Отдела ВКВП во Львове. Точно так же из II Отдела Командования 2-й Армии было создано отделение II Отдела в Гродно, а позднее оно передислоцировалось в Вильно. Из разведывательных органов остальных армий (1, 4 и 7) организовалось отделение II Отдела в Бресте-над-Бугом. Заслуживает внимания тот факт, что контрразведывательные секции II отделов ликвидированных армий были отделены от вновь созданных отделений и передавались в контрразведывательные подразделения соответствующих Командований генеральных округов (КГО) - II отделов. Например, секция контрразведки II Отдела Командования 6-й Армии была принята КГО Люблин и Львов.
Вновь образованные отделения должны были заниматься неглубокой разведкой.
Потребность их создания объяснялась следующим: «В целях функционирования постоянного разведывательного центра на юго-восточной границе, центра, организующего работу постоянной сети разведывательных приграничных и заграничных отделений и пунктов, необходимо создать отделение II Отдела ВКВП во Львове. Одним из мотивов его создания уже в данный момент, перед общей реорганизацией верховных военных властей, является потребность унифицирования условий разведывательной работы на всей территории РП. Наличие командований армий на восточной границе не препятствует созданию отделений на постоянной основе. Сегодня эту работу ведут II отделы армий. Однако отсутствие постоянных центров работы, независимых от изменений, которые должны произойти в армии, вызывает необходимость ускорения создания этой организации».
Отделения в своем большинстве имели ту же самую внутреннюю структуру. В них входили следующие подразделения: организационный реферат, реферат кадров, технический реферат, реферат разведывательной агентуры, хозяйственная комиссия, канцелярия.
В ходе процесса организационных преобразований органов военной разведки и контрразведки в августе 1921 года было принято решение о ликвидации Верховного командования Войска Польского. Отдельные подразделения ВКВП вошли в состав Особого военного совета, Генерального штаба и Министерства военных дел. II Отдел ВКВП был принят в Генеральный штаб.
Иным способом преобразовывалась организация военной контрразведывательной службы на территории внефронтовой зоны.
В июне 1919 года из Верховного командования ВП в Министерство военных дел было передано 2 секции - политическая и военно-полицейская. На основе этих секций в июле того же года создается Информационный департамент в Министерстве военных дел. Он состоял из политической секции и отдела по контролю международной корреспонденции, а также телефонной и телеграфной связи, который позднее был передан в Министерство внутренних дел. Методы и направления деятельности департамента принципиально отличались от характера работы II Отдела ВКВП. Он занимался контрразведывательной деятельностью в широком ее понимании, охватывая всю территорию страны за исключением фронтовой территории.
Руководитель II Департамента Министерства военных дел должен был обеспечивать общественный порядок в тылу фронта и выполнять различные обслуживающие функции для линейных воинских частей. Для этого работники департамента подготавливали информационные сообщения для соответствующих командований, занимались борьбой с антигосударственной агитацией как в армейских рядах, так и в политической жизни, а также разрабатывали мероприятия по контрпропаганде. Наряду с этим проводилась соответствующая работа среди солдат, возвращавшихся с фронта, и военнопленных из Красной Армии, которые находились в специальных лагерях. Департамент взаимодействовал с различными представителями антисоветских и антиреволюционных сил, например с остатками корпуса генерала Бредова, сконцентрированными в лагерях в глубине страны. Разведывательно-пропагандистской инфильтрации особенно сильно подвергались украинцы и белорусы. В Бресте-над-Бугом генерал С. Булак-Балахович обучал белорусские части. В то же время украинские солдаты и офицеры были собраны в лагере Ланьцуче. Большой поддержкой Информационного департамента пользовался Борис Савинков, который получил согласие на формирование военных отрядов для выступления против большевиков. По договоренности с полицейской контрразведкой они активно занимались борьбой с коммунистической пропагандой.
В феврале 1920 года Министерство военных дел было основательно реорганизовано на французский манер. В созданном Штабе министерства вместо ликвидированных департаментов появились отделы. Вопросы контрразведки оказались в ведении II Информационного отдела Штаба Министерства военных дел. Сначала в него входили 3 секции: общеорганизационная, контрразведывательная и информационная. В июле 1920 года была создана плебисцитная секция. Она состояла из 3 отделов, которые должны были действовать на плебисцитных территориях: Верхняя Силезия, Цешинская Силезия, а также Вармин и Мазуры. Все специальные акции, организуемые на этих территориях, должны были согласовываться с руководителем данной секции. Это было вызвано интересом военных властей к положению регионов, вопрос о государственной принадлежности которых должны были решать плебисциты. Там оказывалась помощь действующим гражданским парамилитарным польским организациям (диверсионный реферат ПВО). Следует также напомнить, что в то же самое время члены Совета обороны государства приняли решение о создании Добровольческой армии. В рамках Главного инспектората Добровольческой армии был создан II Отдел информации и пропаганды.
Как уже упоминалось, большинство задач информационных служб Министерства военных дел относилось к контрразведывательным направлениям. В целях более результативной деятельности было начато создание территориальных контрразведывательных отделений Министерства военных дел. Уже в ноябре 1918 года стала вестись работа по разделению страны на генеральные округа, которых сначала было 5, а в 1920 году их насчитывалось уже 9: Варшавский, Гродзенский, Поморский, Келецкий, Лодзинский, Краковский, Львовский, Познаньский, Любельский. Командующие округов располагали штабами, которые создавали внутренние подразделения-отделы. Одним из них был II Информационный отдел, который отвечал за борьбу со шпионажем и антигосударственной деятельностью на территории округа. Руководители этих отделов подчинялись, с одной стороны, своему непосредственному начальнику - командующему округа, а с другой - руководителю II Отдела Министерства военных дел.
Особого внимания заслуживает деятельность жандармерии во время войны 1919-1921 годов. Эти подразделения выполняли 2 вида задач. Одни охватывали вопросы нарушения дисциплины в войсках, т.е. нарушения устава, дезертирство, самовольные отлучки и т.д. В период войны жандармерия выполняла задачи, которые в нормальных условиях находились в компетенции гражданской полицейской службы, т.е. охраны здоровья и жизни граждан и борьбы с криминальными преступлениями (военная полиция). В некоторых регионах страны, в Восточной и Западной Малопольше и Великопольше, отделы жандармерии являлись зародышами будущей Государственной полиции. Второй вид задач был связан с деятельностью отделов жандармерии как исполнительных органов для служб военной разведки и контрразведки, т.е. они занимались борьбой с антигосударственной деятельностью. Жандармерия в зависимости от территории своей деятельности делилась на полевую (фронтовая зона) и внутреннюю (тыл фронта). Первая подчинялась Верховному командованию ВП, вторая - министру военных дел.
Для второй в апреле 1919 года в Министерстве военных дел был создан Отдел жандармерии, сфера компетенции которого сначала распространялась только на территорию бывшего Польского королевства. Организация жандармерии в отдельных регионах королевства носила различный характер. На базе Польских Вооруженных сил ротм. Околович создал в ноябре 1919 года в Варшаве Отделение жандармерии, которому были подчинены бывшее районное командование и посты гмин.
Организация в Любельском округе опиралась на отделения австрийской жандармерии. В Келецком округе подразделения жандармерии создал ротм. В. Людвиковский, подчинивший себе различные полицейские формирования и австрийскую жандармерию. Позднее жандармерия была организована в Лодзинском округе. Это произошло не так стихийно, как в других районах. Туда приехал делегат из Варшавы Лоньчковский, который провел кампанию добровольного призыва. Как уже упоминалось, в Великопольше и Малопольше отделы жандармерии играли роль гражданской полиции, и поэтому в будущем они преобразовались в государственный орган по поддержанию порядка.
Центр в Варшаве подвергался многим реорганизациям (Командование жандармерии, Руководство организации, Инспекторат). В структуре Центра и территориальных подразделений всегда находились подразделения с негласными надзорными и полицейскими функциями. В созданной 7 апреля 1919 года полевой жандармерии, предназначенной для действий на территории боевых действий, также находились подразделения с подобной компетенцией. Сначала в Главном отделении полевой жандармерии при ВКВП был создан Инви- гиляционный отдел[1]. В этапных отделах функционировали следственные рефераты.
В период преобразования общественно-политической системы и границ II Республики в 1918-1921 годах потребность в результативности действий специальных служб резко возросла. Особенно способствовали развитию органов полицейских репрессий действия радикальных политических организаций и враждебных Польше соседних государств. В целях координации работы специальных служб было необходимо создание главных центров. Сначала намеревались создать 3 центра этого типа - при ВКВП, Министерстве военных дел и Главной комендатуре Государственной полиции.
Верховное командование ВП должно было проводить борьбу со шпионажем и диверсиями во фронтовой зоне и во фронтовом тылу с помощью полевой жандармерии. Подобную сферу деятельности должен был иметь Инвигиляционный центр Министерства военных дел, располагавший на территории государства (за исключением фронтовой территории) возможностями военной жандармерии. В конце концов, полицейская контрразведка была предназначена для борьбы с антигосударственной деятельностью и обычной преступностью. В мае 1920 года руководитель II Отдела ВКВП майор К. Болдескул высказался против создания трех военных инвигиляционных центров. По его мнению, четкое функционирование такого органа могло обеспечить создание единого инвигиляционного центра для всего государства. Уже 25 октября 1919 года был создан Военный инвигиляционный реферат при II Отделе Штаба Командования жандармерии Министерства военных дел. Сначала в нем предусматривалась 31 штатная единица. В его задачи входило:
- регулирование деятельности Военной инвигиляционной службы;
- классификация уголовного и конфиденциального инвигиляционного материала;
- подготовка военного инвигиляционного материала для печати в Следственной газете и ППИ.
Много сомнений вызывали раздел оперативных и репрессивных мер в действиях военной контрразведывательной службы и ее взаимоотношения с гражданскими органами безопасности.
Тем более возникал вопрос, требующий быстрейшего рассмотрения новой ситуации, в связи с постепенным угасанием всех вооруженных конфликтов, проводимых польским государством. В это время, на переломе 1920-1921 годов, было организовано проведение ряда межведомственных совещаний. До сих пор задачи политической контрразведки оставались в компетенции органов военных секций контрразведки II Отдела Штаба Министерства военных дел. Репрессивно-исполнительные функции также находились в распоряжении учреждений Военной жандармерии. На совещании 10 декабря 1920 года было предложено постепенно перевести контрразведывательные функции в компетенцию Государственной полиции. Майор Грегер из VI Отдела Штаба Министерства военных дел обратил внимание на то, что «гражданское население должно быть защищено от вмешательства военных властей, потому что офицеры, не имея наработанного правового навыка, могут нанести ущерб гражданам их арестами без предварительного сбора достаточного доказательного материала». На очередном совещании 8 января 1921 года дело дошло до конфликта с представителями военной контрразведки, которые потребовали оставить за армией полное руководство в вопросах политического характера, касающихся также и гражданских лиц.
В конце концов, в марте 1921 года задачи «политической контрразведки» оказались в компетенции органов Государственной полиции. В то же время военная контрразведка с отделами жандармерии (исполнительный орган) должна была заняться «обеспечением интересов Вооруженных сил государства от подрывной деятельности иностранных государств и враждебной пропаганды».
Анджей Мисюк
Из книги «Спецслужбы Польши, Советской России и Германии»
[1] Oddzial inwigilacyjny - отдел по негласному надзору за враждебными элементами и пресечению их антигосударственной деятельности.