Показать все теги
Л. С. Васильев, Д. Е. Фурман
Было бы глубоко неверно утверждать, что конфуцианство «лучше» христианства или наоборот. Более того, идеалы конфуцианства отнюдь не абсолютно чужды европейцам, да и христианская погоня за трансцендентным не полностью чужда китайцу (поскольку в душе он всегда был немного даос и немного буддист). Но различная весомость этих идеалов в одном и другом обществе во многом определила различие социальных судеб Китая и Европы.
Оглавление
Введение
Обстоятельства возникновения христианства и конфуцианства
Иисус и Конфуций. Учение Иисуса и учение Конфуция.
Сравнение основ христианского и конфуцианского мировоззрений
Закономерное и случайное в процессе генезиса христианства и конфуцианства.
Эволюция учений христианства и конфуцианства
Движущие силы и направление эволюции. Появление «Писания». Комментирование - способ переработки религиозной идеологии. Формализация. Сближение с иными философскими системами. Изменение социальной ориентации. Символ веры. Культ. Сложившаяся структура «исторической» религии. Закономерность реформации. Религиозная организация. Закономерное и случайное в эволюции и победе христианства и конфуцианства.
Влияние христианства и конфуцианства на социальную жизнь Европы и Китая
Направления и формы влияния особенностей религиозной идеологии на социальную жизнь. Влияние организационных различий на социальную структуру. Политические позиции христианства и конфуцианства. Влияние христианства и конфуцианства на тип социальной мобильности. Разное отношение к истине. Разное отношение к людям. Разное отношение к обществу. Разное отношение к прошлому и будущему.
Общие выводы относительно социального влияния христианства и конфуцианства. Литература