Показать все теги
Вернуться к оглавлению
Отнюдь не претендуя на исчерпывающее объяснение различия исторических судеб Европы и Китая, мы считали необходимым обратить внимание на один из важнейших в этом смысле факторов - на различия конфуцианства и христианства. Эти различия многочисленны и разнообразны, но за всеми ними стоит одно, главенствующее - противоположность между трансцендентным характером христианского учения и земной, социальной направленностью конфуцианства. Отсюда и социально-политические последствия: христианство с его трансцендентной направленностью способствовало укреплению социального строя общества, в котором оно господствовало, в неизмеримо меньшей степени, а творчеству, социальному изменению и прогрессу - в неизмеримо большей степени, чем конфуцианство, прочно связавшее себя с социальным строем средневекового Китая, обожествившее и укрепившее его.
Но, способствовав созданию стабильного общества, самой интегрированной в то время социальной структуры в мире и соответствующей им стабильной личности, конфуцианство тем самым способствовало созданию социальной структуры и личности консервативных, к новациям и творчеству способных в неизмеримо меньшей степени, чем дезинтегрированная европейская социальная структура и во многом неупорядоченная, дезорганизованная и индивидуалистическая личность европейца-христианина. Читатель может заметить, что, говоря о социальном влиянии христианства, мы как бы начали за упокой, а кончили за здравие, и наоборот, говоря о конфуцианстве, начали за здравие, а кончили за упокой. Но мы меньше всего хотели подходить с какой-то предвзятой оценкой. Было бы глубоко неверно утверждать, что конфуцианство «лучше» христианства или наоборот. Более того, идеалы конфуцианства отнюдь не абсолютно чужды европейцам, да и христианская погоня за трансцендентным не полностью чужда китайцу (поскольку в душе он всегда был немного даос и немного буддист). Но различная весомость этих идеалов в одном и другом обществе во многом определила различие социальных судеб Китая и Европы.
Литература
- Маркс К. Передовица в № 179 «K6lnische Zeitung». Т. I[1]
- Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство. Т. 19.
- Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. Т. 7.
- Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Т. 21. д.
- Энгельс Ф. Материалы к «Анти-Дюрингу». Т. 20.
- Энгельс Ф. Письмо Йозефу Блоху в Кенигсберг, от 21 [-22] сентября 1890 г. Т-377. Энгельс Ф. Письмо К. Марксу в Лондон, Манчестер около 26 мая 1853 г. Т. 28.
- Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Т. 20.
- Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.
- Каждан А. П. Фридрих Энгельс как историк раннего христианства// Вопросы философии. 1970. № 11.
- Конрад Н. И. Полибий и Сыма Цянь. «Запад и Восток». М., 1966.
- Кроль Ю.Л. Сыма Цянь - историк. М., 1970.
- Фурман Д. Е. К вопросу о становлении христианства как мировой религии // Вопросы философии. 1969. №10.
- Фурман Д. Е. Некоторые методологические проблемы анализа религиозной надстройки (развитие христианской догматики и социальные интересы) //Вестник МГУ (философия). 1968. № 3.
- Юнг К. Психологические типы. М., 1921.
- «Лунь-юй». «Чжуцзы цзичэн» («Собрание сочинений всех философов»). Т. I. Ч. 1. Пекин, 1956.
- «Мэн-цзы». «Чжуцзы цзичэн». Т. 1.4, 2. Пекин, 1956.
Вернуться к оглавлению