Показать все теги
В культурном слое херсонесского квартала XIX представлены все основные разделы стратиграфии города с IV в. до н.э. до конца его существования. В первой половине IV в. до н.э. здесь, на склонах загородной (в то время) балки находился некрополь, перекрытый на рубеже IV-III вв. до н.э. жилой застройкой. Эллинистические кварталы северного берега Херсонеса составляли последний ряд перед несохранившейся боевой стеной со стороны открытого моря, образующего здесь неглубокий залив с галечным пляжем. Эти приморские кварталы сравнительно невелики, причем рассматриваемый нами XIX-й квартал, будучи в III в. до н.э. весь занят одним жилым домом, был наименьшим. Все кварталы северного берега в плане представляли собой неравнобокие трапеции, общее расположение которых было согласовано с вогнутой береговой линией, близкой к современной [1].
К следующему строительному периоду принадлежит здание с фресками, не раз менявшее свое назначение, будучи попеременно богатым жилым домом, синагогой или еврейской школой, а с IV в. н.э. - христианским храмом. Для приспособления к христианскому культу отнятого у иудеев здания, в его северную стену была встроена пятигранная апсида.
На руинах этой первой, однонефной базилики (далее - базилика I) в VI в. возводится трехнефная базилика II, разрушенная землетрясением [2].
Вскоре после гибели базилики II внутри ее среднего нефа строится маленькая базилика III, сохранившая мраморный пол IV в.[3], при этом боковые нефы базилики II служили кладбищем. Базилика III впоследствии, в свою очередь, позднее, служила каменоломней. Отчетливые следы предшествующих корыстных раскопок отмечены Г.Д. Беловым [4].
Переделанная из синагоги, базилика I не имела внутренних колоннад. Сохранившаяся в слое ее разрушения ранневизантийская капитель с ажурной резьбой листьев аканфа (т.н. феодосианская) и фрагменты еще нескольких капителей, наряду с разбитыми известняковыми колоннами неизвестных ломок, могли принадлежать либо входному притвору, либо атриуму. Возможно, этому же храму принадлежала верхняя часть статуи доброго пастыря IV в. н.э., поврежденная огнем [5].
Комплекс колонн для базилики II был почему-то доставлен в Херсон неполным. В этой связи особенный интерес среди мраморного убранства базилики II представляют многочисленные детали, изготовленные в самом Херсонесе из античных мраморов. Кроме дополнения колоннад, где таких деталей до наших дней сохранилось мало - всего две базы колонн и один пилястровый импост, мраморы II в. н.э. почти полностью послужили материалом для изготовления обрамления входов в нартекс и средний неф, алтаря, оконных столбиков и т.д. Особенно много расчлененных саркофагов проконнеской работы, повернутых вниз рельефами и надписями, пошло на вымостку пола в среднем нефе базилики II [6]. Так как рельефы саркофагов неоднократно издавались, рассматривать их заново мы не будем.
Помимо преобладающих мраморов херсонесского некрополя, при нашем доследовании базилики II в 1954 - 1956 гг., были выявлены мраморы, происходящие из позднеантичного теменоса и других мест Херсонеса. Большая часть этих камней до сих пор не издана, иные, на наш взгляд, не получили верной трактовки. Попробуем это сделать теперь (для описания памятников принят хронологический порядок).
- Угловой блок известнякового карниза с порезками (рис 1, деталь I). Украшен овами и лесбийским киматием. Нависающая часть стесана при вторичном использовании в качестве скамьи (с правой стороны сохранился профиль астрагала). Раннеэллинистическое время.
- Часть древнееврейской стелы с врезным изображением семисвечника, пальмовой ветви и рога - символа воскрешения мертвых (рис 3, деталь IX). Средняя ветвь семисвечника несколько выше боковых, прорезанных по концентрическим дугам. Передняя и боковые стороны стелы обработаны начисто, задняя сохранила естественную кору известнякового пласта. Передние углы срезаны фасками под 450. Верхняя часть стелы (с надписью?) грубо срублена при вторичном использовании в синагоге, может быть, в качестве сакрального символа над входом в молитвенный зал. Надгробия относятся к позднеэллинистическому времени. Не позднее рубежа I в. н.э. Камень был заложен в фундамент апсиды базилики II.
- Мраморная плита с изображением орлиноголового грифона (рис.1, деталь II). Монстр представлен сидящим в угрожающей позе, с приподнятой левой лапой, приоткрытым клювом и задранным хвостом. Изображения крыльев и гребня орнаментали- зованы. Плита имеет четырехстороннюю профильную рамку. Между головой и левой лапой грифа имеются следы тщательно забитой надписи. Рельеф издан в качестве торцовой стенки саркофага [7]. Однако такая трактовка не объясняет небольшие размеры плиты с четырехсторонней рамой, совсем не свойственной торцам детских саркофагов с апотрофическими изображениями грифов [8]. Плита с рельефом спутника Аполлона является вотивом из святилища этого бога. Использована в VI в. н.э. для изготовления пилястрового импоста. Первые века новой эры.
- Часть известнякового жертвенного стола с изображением клубящейся змеи (рис.1, деталь III). Поверху продольный выруб для оконной рамы (?). Универсальность змеи в качестве спутницы богов не позволяет говорить о культовой принадлежности алтаря. Первые века новой эры.
- База пилона лестницы монументального мраморного алтаря с жертвенником на возвышенной площадке (рис 2, деталь IV). Одноторусная трехсторонняя база на толстой плинте. Верх срублен при вторичном использовании для вымостки пола базилики II. Первые века новой эры.
- Известняковый постамент статуи (рис. 2, деталь VI). Параллелограмм без обломов. На верхней поверхности углубление для статуи. Спереди прямоугольный выруб со следами розовой цемянки, как видно, для мраморной доски с надписью. Заложен в первый ряд лицевой кладки апсиды базилики II. Первые века новой эры.
- Мраморный постамент статуи (рис. 2, деталь V). Плита толщиною всего 100 мм с тонким плинтом и двойным ремешком понизу. На поверхности крупное углубление для правой ноги статуи. Использовалась для вымостки пола базилики VI в.н.э. Найдена на берегу моря в двух метрах от северной стены базилики II.
- Плита с углублением для левой ноги небольшой статуи. Толщина 90 мм. В VI в.н.э. использована как основание алтарного возвышения (солеи), будучи перевернута и снабжена простейшим профилем и вырубами для алтарной преграды (рис. 2, деталь VII).
- Плита с текстом декрета г. Тия в честь херсонессца... сына Папия [9]. Использована в VI в. н.э. для изготовления базы колонны (рис. 3 деталь VIII). Мрамор.
Таким образом, ко времени строительства базилики II VI в. н.э., памятники античного общественно-религиозного центра Херсонеса оставались еще не полностью разобранными.
Е.Н. Жеребцов
Из сборника «Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. I». Симферополь, 2008
Примечания
1 Белов Г Д., Стржелецкий С.Ф. Кварталы XV-XVI // МИА. № 34. 1953. С. 78.
2' Белов Г.Д. Отчет о раскопках в Херсонесе за 19351936 гг. Севастополь, 1938. С. 92-93.
3' Благодаря вековым религиозным традициям населения храмовые развалины Херсона использовались только для нового церковного строительства и никогда не служили свалками. Поэтому археологи после удаления верхнего слоя разрушения сразу оказывались на дневной поверхности ранневизантийского времени.
4' Белов Г.Д. Указ. соч. С. 90-91.
5' Колесникова ЛГ. Раннехристианская скульптура Херсонеса // Херсонес Таврический. Ремесло и культура. Киев, 1974. С. 58-60.
6' Белов Г.Д. Указ. соч. С. 114-117. Каталог № № 455, 468, 430, 180, 181, 183, 185, 469, 465, 474, 196, 454.
7' Иванова А.П., Чубова А.П., Колесникова Л.Г. Античная скульптура Херсонеса. Каталог. Киев, 1976. С. 158. Кат. № 501, иллюстрация 159.
8' Античная скульптура из собрания государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Москва, 1987. С. 149, фиг. 93.
9' Соломоник Э.И. Новые эпиграфические памятники Херсонеса. Киев, 1964. С. 36-41.
Рис. 1. Античные детали из раскопок «Базилики 1935 года». Промеры в миллиметрах.
Рис. 2. Античные детали из раскопок «Базилики 1935 года». Промеры в миллиметрах.
Рис. 3. Античные детали из раскопок «Базилики 1935 года». Промеры в миллиметрах.