Показать все теги
В развитии сотрудничества СССР со славянскими странами Центральной и Юго-Восточной Европы особое место занимают последние годы войны, когда советские вооруженные силы вступили на территорию оккупированных стран, неся им освобождение от национального порабощения и фашистского гнета. Создалась новая ситуация в развитии отношений Советского Союза с этими странами, позволяющая углубить и закрепить взаимные симпатии р боевую дружбу, которые сложились в годы совместной борьбы против фашизма. Практически впервые в своей истории народные массы СССР и зарубежных славянских стран получили возможность для столь широкого и непосредственного общения. Победы Советской Армии усилили воодушевление и революционный подъем у славянских народов, их готовность всеми силами способствовать победе над врагом, а тем самым собственному освобождению и быстрейшему окончанию войны. Развитие политической активности масс, связанное с движением Сопротивления, и установление в славянских странах демократических порядков создавали обстановку, которая также благоприятствовала налаживанию разностороннего сотрудничества между СССР и славянскими странами — военного, политического и экономического, складыванию взаимоотношений нового типа.
Конечно, существовали и силы, тормозившие развитие этого сотрудничества народов. Преди них былир^ак правящие круги западных держав, так и реакционные классы в славянских государствах. Развернувшаяся в этих государствах классовая борьба захватила и область взаимоотношений с Советским Союзом.
На последнем этапе войны, начавшемся во второй половине 1944 г., главными задачами антифашистской коалиции являлись достижение полной победы над гитлеровской Германией и создание прочной основы для будущей мирной жизни народов. Особую важность приобретала выработка принципов, на которых должны были строиться послевоенные отношения между народами.
Роль той или иной страны в решении вопросов послевоенного мира определялась вкладом, который эта страна внесла в дело разгрома фашизма. В этом отношении СССР и славянские страны находились в наиболее выгодном положении, так как вели активную борьбу против фашизма и принесли на алтарь победы огромные жертвы.
Советский Союз занимал особое место в антигитлеровской коалиции. Он сплачивал ее силы и одновременно противодействовал стремлению империалистических держав подчинить своему влиянию освобождаемые страны и ущемить их суверенитет.
Свои замыслы реакционные круги США и Англии пытались реализовать путем создания блоков (федераций) государств Центральной и Юго-Восточной Европы, которые, разумеется, должны были находиться под руководством западных держав. В отличие от этих держав Советское государство добивалось полного восстановления суверенных прав освобождаемых стран и строило свои отношения с ними на принципиально иной основе — на основе дружбы, взаимопомощи и равноправного сотрудничества.
Примером конкретного осуществления новых принципов взаимоотношений между народами может служить советско-чехословацкий договор о дружбе, взаимопомощи и послевоенном сотрудничестве, подписанный в декабре 1943 г. В апреле 1945 г. аналогичные договоры были подписаны СССР с Югославией и Польшей. Подобные же принципы нашли воплощение в соглашениях, которыми регулировались отношения между советским командованием и местной администрацией на освобожденной территории славянских стран.
Эта политика всестороннего сотрудничества, союза и дружбы отвечала интересам как народов СССР, так и зарубежных славянских народов и находила их прямую поддержку. Упрочение сотрудничества СССР с Польшей, Чехословакией, Болгарией и Югославией явилось плодом совместных усилий народов Советского Союза и славянских стран, результатом их героической борьбы против фашизма в годы второй мировой войны.
Взаимоотношения СССР со славянскими странами Центральной и Юго-Восточной Европы строились с учетом специфических интересов каждой страны. Поэтому мы рассматриваем процесс налаживания сотрудничества СССР со славянскими странами на основе анализа этих двусторонних отношений.
В ходе Великой Отечественной войны Советского Союза с фашистской Германией крепло советско-польское боевое сотрудничество.
Военное сотрудничество проявилось прежде всего в партизанском движении, которое стало приобретать в Польше широкий размах вскоре после нападения Германии на СССР. В создании многих партизанских отрядов на территории Польши активное участие принимали советские военнослужащие, бежавшие из фашистского плена. Поэтому многие отряды возникали как смешанные польско-советские. Помимо этого, начиная с 1943 г. в Польше действовали многочисленные советские партизанские отряды. Между советскими и польскими партизанами налаживалось тесное взаимодействие. Так, например, в 1943 г. была проведена крупная совместная боевая операция партизан против шести тысяч гитлеровских карателей в Парчевских лесах.
Польское движение Сопротивления сковывало значительные силы вермахта, СС и полиции. Боевые действия польских партизан против гитлеровцев являлись существенной помощью советским вооруженным силам на советско-германском фронте.
По мере продвижения Советской Армии на -запад Польша стала превращаться в ближний тыл гитлеровской армии. Удары со стороны партизан по германской военной машине стали приобретать еще большее значение. В феврале — апреле 1944 г. на польскую территорию вышло много советских партизанских соединений и отрядов. Только на Люблинщину из-за Буга перешли 4 польских и 12 советских отрядов и соединений, в том числе Первая украинская дивизия им. С. Ковпака х. Советскими и польскими партизанами были проведены крупные сражения с гитлеровцами под Ремблевом (14 мая), в Липских и Яновских лесах, Пуще Соль- ской (9—25 июня) и в лесах Парчевских (18—21 июля) [1].
Советский Союз оказывал большую материально-техническую помощь польским патриотам. Весной 1944 г. во время переговоров в Москве с делегацией Крайовой Рады Народовой Советское правительство сочло возможным увеличить поставки вооружения и снаряжения для Армии Людовой вдвое по сравнению с тем, что просила делегация [2].
Советский Союз помог Польше также в деле формирования на советской территории польских вооруженных сил. В результате соглашения 30 июля 1941 г. было поставлено снаряжение и вооружение для польских дивизий под командованием генерала Андерса. После отказа польского эмигрантского правительства использовать созданную в СССР армию на советско-германском фронте и вывода ее в Иран Советское правительство по просьбе Союза польских патриотов помогло создать и вооружить первоклассной советской военной техникой 1-ю дивизию им. Т. Костюшко.
12 октября 1943 г. дивизия им. Т. Костюшко под Ленино вместе с советскими частями вступила в бой с немецко-фашистскими захватчиками. Это сражение положило начало боевому сотрудничеству советских и польских вооруженных сил.
За короткий срок польские вооруженные силы, создаваемые Союзом польских патриотов на территории СССР, превратились в армию, насчитывавшую в своем составе к моменту вступления на польскую землю около 107 тыс. человек [3]. 1-я Польская армия была вооружена и оснащена советской техникой. Она вместе с Советской Армией в июле 1944 г. вступила на польскую землю и приняла участие в боях за освобождение Польши. Вскоре на территории Советского Союза была создана 2-я армия Войска Польского.
Выступая плечом к плечу с Польской армией, Советская Армия выполнила свой интернациональный долг в отношении братского польского народа. «Советские войска, — говорилось в заявлении Советского правительства от 26 июля 1944 г.,— вступили в пределы Польши, преисполненные одной решимостью — разгромить вражеские германские армии и помочь польскому народу в деле его освобождения от ига немецких захватчиков и восстановления независимой, сильной и демократической Польши» [4].
В ходе совместных действий летом 1944 г. была освобождена восточная часть Польши, а в результате зимнего и весеннего наступления 1945 г. завершено освобождение всей Польши и воссоединение в едином Польском государстве всех польских земель, захваченных германскими милитаристами.
Советский Союз оказал огромную политическую поддержку польской демократии. Он полностью поддержал политическую программу Крайовой Рады Народовой. Во время переговоров с делегацией КРН в Москве 20 мая 1944 г. Советское правительство признало Крайову Раду Народову представительством польского народа и выразило согласие установить официальные отношения с ее исполнительным органом. Это признание укрепило авторитет КРН^как на международной арене, так и внутри страны, содействовало усилению ее политических позиций, вело к переходу на сторону демократического национального фронта новых слоев народа. Одновременно это признание КРН явилось серьезным ударом по позициям польской реакции. Оно способствовало усилению изоляции эмигрантского правительства.
В связи с началом освобождения Польши Советское правительство 19 июля 1944 г. поддержало инициативу представительства КРН в Москве о создании органа исполнительной власти КРН —
Польского, комитета национального освобождения (ПКНО). 1 августа 1944 г. СССР официально признал ПКНО и обменялся с ним дипломатическими представителями. Вслед за Советским Союзом дипломатические отношения с ПКНО установило чехословацкое правительство. Советский Союз содействовал признанию ПКНО Францией.
Признание Советским Союзом Польского комитета национального освобождения явилось ударом по планам империалистических кругов США, Англии и польской реакции установить в Польше буржуазные порядки. Правящие круги США и Англии попытались оказать на Советское правительство дипломатический нажим с целью заставить его отказаться от поддержки ПКНО и дать согласие на переезд в Польшу эмигрантского правительства из Лондона. Но Советское правительство отвергло-домогательства западных держав и заявило о том, что польские дела должны решаться самими поляками.
Силы польской демократии в конечном итоге сумели утвердить народную власть на освобожденных территориях и преодолеть сопротивление реакции. Выражением, этого процесса явилось преобразование ПКНО 31 декабря 1944 г. во Временное правительство. Советский Союз приветствовал демократические преобразования, проводимые ПКНО, а затем и Временным правительством, оказал полную поддержку также и их внешнеполитической программе. Советский Союз согласился с предложением об установлении польско-советской государственной границы по «линии Керзона» с отступлениями от нее в некоторых местах в пользу Польши. Он полностью поддержал требования Польши об установлении западных польских границ по Одеру и Нисе.
На Крымской конференции (февраль 1945 г.) советская делегация решительно отстояла суверенное право польского народа на формирование своего национального демократического правительства, и конференция рекомендовала создать правительство Национального единства на основе существующего Временного правительства с включением в него демократических деятелей из самой Польши и из-за границы. Правительства США и Англии согласились признать Временное правительство Польши и прекратить поддержку эмигрантского правительства в Лондоне. Было признано также, что восточная граница Польши будет установлена по «линии Керзона». Польша получила право на возвращение западных земель.
Важнейшее значение для упрочения демократических порядков в Польше имело заключение 21 апреля 1945 г. советско-польского договора о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве. Договор закрепил новые отношения, сложившиеся в ходе борьбы с немецко-фашистскими захватчиками между обеими странами. В нем нашли свое отражение новые принципы межгосударственных взаимоотношений.
По настоянию Советского Союза на Берлинской конференции было принято решение о западных польских границах по Одеру и Нисе. Он отстоял на конференции в Сан-Франциско право Польши быть член ом-учредителем Организации Объединенных Наций.
Огромное значение для польского народа имела экономическая помощь Советского Союза.
Немецко-фашистская оккупация нанесла колоссальный материальный урон польскому народу; В ходе боевых действий советские войска в ряде случаев сумели помешать гитлеровцам разрушить промышленные объекты и культурные памятники. Так был спасен Краков. Так была сохранена промышленность Силезии.
В соответствии с соглашением от 27 июля 1944г., заключенным между Советским правительством и ПКНО, советские военные власти организовали охрану промышленных объектов, оказали содействие в их пуске. Советский Союз отправил в Польшу большое количество промышленного сырья и материалов. Все это давало возможность наладить выпуск промышленных товаров, а рабочим дать работу.
Была оказана продовольственная помощь освобожденному населению, выделены необходимые медикаменты и т. д,
4 февраля 1945 г. Исполком обществ Красного Креста и Красного полумесяца СССР направил в Польшу две большие партии медикаментов, перевязочного материала и медицинских инструментов.
В целях оказания немедленной помощи в восстановлении Варшавы Советское правительство поставило в течение трех месяцев 50 тыс. тонн муки, 11 вагонов консервов и сгущенного молока. Чтобы дать кров людям, в Варшаву было отправлено 300 стандартных домов. В столицу Польши было отправлено также 500 грузовых автомашин для расчистки улиц, 10 подъемных кранов, 30 троллейбусов, телефонная станция на 5 тыс. абонентов, 3 радиостанции.
Советское правительство предоставило польскому правительству заем на 50 млн. руб. и для заграничных операций — 10 млн. долл. [5]
В феврале 1945 г. советские власти выделили из трофеев и передали Польше 4 тыс. грузовых и тысячу легковых автомобилей, а также десятки самолетов.
Тесные экономические связи, складывавшиеся между Советским Союзом и Польской Народной Республикой, были закреплены торговым договором, заключенным в июле 1945 г.
Молодое народно-демократическое польское государство с пер-, вого дня имело в лице Советского Союза верного и надежного друга. Своей последовательной политикой Советский Союз помог польскому народу отстоять свои международные интересы и занять подобающее ему место на международной арене. Из игрушки в руках империалистов Польша превратилась в важный фактор мира в Европе и во всем мире.
Рассматривая вопрос о советско-болгарских отношениях и сотрудничестве на завершающем этапе Великой Отечественной войны, необходимо иметь в виду два принципиально различающихся друг от друга периода этих отношений: до 9 сентября 1944 г. и после этой даты.
До 9 сентября 1944 г. отношение прогрессивных сил Болгарии к Советскому Союзу и его справедливой войне против гитлеровских захватчиков коренным образом отличалось от позиции правящей монархо-фашистской клики. Болгарский трудовой народ, видевший в советском народе бескорыстного друга и защитника, горячо поддержал благородные цели Советского Союза в Великой Отечественной войне. Смертельная схватка с фашизмом, происходившая на советско-германском фронте, явилась решающим толчком и вдохновляющим примером для развертывания вооруженного национально-освободительного антифашистского движения и в Болгарии. Организатором этого движения выступила Болгарская рабочая партия. Под ее руководством на протяжении более трех лет в антифашистской борьбе активно участвовало свыше 250 тыс. человек. Наряду с партизанскими отрядами, четами, а затем и бригадами специальные боевые группы проводили саботаж и диверсии на военных объектах, коммуникациях, предприятиях и т. д. Развернулась работа по разложению болгарской армии, которая^в то время являлась не только инструментом поддержки монархо-фашистского строя в Болгарии, но и орудием немецкого империализма на Балканах.
Монархо-фашистские правители пытались утопить в крови народно-освободительное движение. От рук болгарских фашистов в период 1941 —1944 гг. погибло около 30 тыс. партизан и деятелей антифашистской борьбы. Несмотря на это, движение Сопротивления разрасталось с каждым днем. Расчеты гитлеровцев на отправку болгарских войск на советско-германский фронт были полностью сорваны, болгарский «тыл» оказался крайне непрочным и ненадежным. Тем самым болгарский народ внес свой вклад в общую борьбу против немецко-фашистских захватчиков.
Сотрудничество и взаимопомощь болгарского и советского народов в борьбе против общего врага имели многосторонние и разнообразные проявления. В Советском Союзе в период войны находилось Заграничное бюро ЦК БРП и вождь болгарского народа Георгий Димитров, сыгравший огромную роль в разработке вопросов стратегии и тактики антифашистской борьбы. Под его руководством вела свои передачи радиостанция «Христо Ботев», находившаяся в СССР и выполнявшая фактически роль рупора и организующего центра антигитлеровских сил в Болгарии В начале сентября 1944 г. крупнейшее соединение болгарской партизанской армии — Первая народно-освободительная повстанческая дивизия была снабжена оружием, сброшенным советской авиацией. В действовавших в Болгарии партизанских отрядах плечом к плечу со своими болгарскими братьями сражались советские бойцы, бежавшие из гитлеровского плена. В частях Советской Армии служили и героически дрались с гитлеровскими захватчиками многие сыны и дочери болгарского народа. Группы болгарских патриотов (д-ра Александра Пеева, Гиню Стойнова и др.) с риском для жизни доставляли советской разведке ценные сведения о составе и сосредоточении гитлеровских частей и о военных объектах в Болгарии.
В августе 1944 г. войска 3-го Украинского фронта нанесли сокрушительный удар по гитлеровским войскам в районе Кишинев — Яссы и стали быстро приближаться к границам Болгарии.
4 сентября Советский Союз объявил войну монархо-фашистской Болгарии, правительство которой продолжало оказывать содействие гитлеровцам в войне против СССР. Этим актом Советское правительство лишило смысла и переговоры, которые последние правители буржуазной Болгарии вели с англо-американским командованием в Каире. Английские и американские правящие круги, убедившись в провале их намерений оккупировать Болгарию своими войсками и учитывая новую обстановку, были вынуждены прекратить сепаратные переговоры.
Перед вступлением советских войск на болгарскую землю советским командованием был установлен контакт с Главным штабом Народно-освободительной повстанческой армии Болгарии. Местные комитеты Рабочей партии в пограничной полосе, выполняя указания ЦК и его Заграничного бюро о недопущении развязывания военных действий против советских войск и об оказании им всяческой помощи, также установили непосредственную связь со штабом 3-го Украинского фронта. В воззвании, с которым 8 сентября командующий 3-м Украинским фронтом обратился к населению, к ««оружейным силам Болгарии, говорилось: «Красная Армия не имеет намерения воевать с болгарским народом и его армией, так как она считает болгарский народ братским народом. У Красной Армии одна задача — разбить немцев и ускорить срок наступления всеобщего мира». Болгарский народ встретил Советские войска с ликованием.
В обстановке быстро развивавшегося наступления Советской Армии и общего революционного подъема, охватившего страну, 8 сентября 1944 г. монархо-фашистская диктатура была свергнута.
С первого же дня своего существования новая, народно-демократическая Болгария решительно переходит в лагерь антигитлеровской коалиции. Правительство Отечественного фронта опиралось при этом на поддержку Советского Союза. Благодаря усилиям и твердой позиции Советского правительства, в частности, было преодолено сопротивление английских правящих кругов, не желавших признавать Болгарию стороной, воюющей в составе антигитлеровской коалиции, стремившихся разоружить и демобилизовать болгарскую армию. 28 октября 1944 г. в Москве в результате переговоров между представителями СССР, Великобритании и США, с одной стороны, и делегацией правительства Отечественного фронта — с другой, состоялось подписание соглашения о перемирии. Болгария, в частности, обязывалась принять активное участие в борьбе против фашистской Германии под руководством Союзного (Советского) Главнокомандования.
Участие болгарского народа в Отечественной войне против гитлеровской Германии в период 1944—1945 гг. явилось по существу продолжением его вооруженной антифашистской борьбы в предшествующий период. В исключительно короткий срок была создана новая революционная армия. Из пополнений новобранцев, партизанских соединений и демократической части старой армии были сформированы четыре армии общей численностью около 450 тыс. бойцов. Огромную роль в мобилизации бойцов армии и всего народа на борьбу против гитлеровской Германии, в подготовке материальных и моральных предпосылок успешного ведения войны сыграли комитеты Отечественного фронта. Болгарский народ с величайшим воодушевлением провожал своих сынов на фронт для участия в войне против ненавистного фашизма.
С начала октября 1944 г. три болгарские армии сражались совместно с войсками Советской Армии и во взаимодействии с Народно-освободительной армией Югославии против гитлеровских войск, участвуя в освобождении Югославии. Одновременно болгарские войска прикрывали левое крыло наступающих советских войск 3-го Украинского фронта. Советское командование взяло на себя снабжение болгарской армии необходимым ей вооружением и снаряжением и прикомандировало к болгарским подразделениям опытных советских командиров — инструкторов и военных советников [6].
После того как совместными операциями братских армий Македония и Южная Сербия были освобождены, закончился первый период участия Болгарии в войне. Второй период начался с конца ноября — начала декабря, когда была сформирована 1-я армия в составе 130 тыс. бойцов. Эта армия была также включена в состав 3-го Украинского фронта под общим командованием маршала Толбухина.
Бойцы 1-й болгарской армии, сражаясь рядом с советскими воинами, проявили в развернувшихся боях с врагом, особенно на территории Венгрии, исключительную храбрость, стойкость и выдержку. В критические моменты, когда враг пытался прорвать позиции болгарских войск, на помощь им приходили советские части. Так, во время ожесточенных боев у р. Драва в марте 1945 г. командование войск 3-го Украинского фронта направило на помощь 1-й болгарской армии 133-й советский корпус и гвардейский минометный дивизион.
К моменту капитуляции гитлеровской Германии части болгарской армии находились уже у подножья австрийских Альп. Своими боевыми операциями, осуществлявшимися под общим руководством советского командования, 1-я болгарская армия вместе с войсками 3-го Украинского фронта участвовала в боях в районе среднего течения Дуная и в освобождении от захватчиков некоторых районов Югославии, Южной Венгрии и Австрии. В боях с гитлеровцами болгарские войска потеряли 32 тыс. человек убитыми и ранеными. Участие в войне против фашистской Германии упрочило международные позиции молодого народно- демократического государства и сыграло важную роль при разработке условий справедливого мирного договора между Болгарией и государствами антигитлеровской коалиции. Болгария заняла достойное место в семье свободолюбивых народов. Кровь, пролитая болгарскими и советскими воинами в совместных боях, еще больше укрепила дружбу между народами Советского Союза и Болгарии.
Наличие могучего социалистического государства — Советского Союза, а также присутствие на болгарской территории союзника болгарских трудящихся — советских войск сыграло решающую роль в предотвращении империалистической интервенции в Болгарии.
Помощь и поддержка Советского Союза имели огромное значение для восстановления и развития экономической жизни освобожденной Болгарии. Советский Союз еще в ходе войны оказал болгарскому народу большую материальную помощь, выделил значительное количество товаров и сырья для болгарского народного хозяйства.
В первые же месяцы после установления народно-демократической власти в болгарские порты стали прибывать пароходы с советскими товарами, крайне необходимыми для разоренной болгарской экономики. 14 марта 1945 г. было подписано первое советско-болгарское торговое соглашение (на сумму 30 млрд. левов). Полученные из Советского Союза машины, черные и цветные металлы, хлопок, нефтепродукты, химикаты и другие ценные материалы и сырье обеспечили восстановление-и бесперебойную работу болгарской промышленности и транспорта. Это помогло почти полностью ликвидировать безработицу. Большая помощь была оказана и сельскому хозяйству освобожденной Болгарии.
В 1941—1943 гг. югославское народно-освободительное движение выдержало тяжелые испытания и добилось больших успехов. Провалились неоднократные- попытки фашистского командования разгромить партизан. Партизанские отряды закалялись в боях и постепенно выросли в Народно-освободительную армию Югославии (НОАЮ). К концу 1943 г. эта армия насчитывала 300 тыс. воинов и освободила от оккупантов примерно половину югославской территории. Власть на освобожденной территории взяли в свои руки народно-освободительные комитеты, которыми руководил созданный в ноябре 1942 г. общеюгославский политический орган — Антифашистское вече народного освобождения Югославии (АВНОЮ). Народно-освободительная армия вынуждена была вести бои не только с гитлеровскими войсками, но и с четниками Михайловича — опорой эмигрантского правительства в стране и фактическими пособниками оккупантов.
Западные союзники, поддерживавшие четников, неоднократно пытались убедить Советский Союз изменить его негативное отношение к четническому движению. Однако Советское правительство продолжало отрицательно относиться к четникам и обращало внимание западных союзников на то, что лишь партизаны в Югославии ведут борьбу с фашистскими войсками.
Успехи Народно-освободительной армии Югославии и дальнейший подъем народно-освободительного движения привели к созданию Национального комитета освобождения Югославии (НКОЮ) — первого народного правительства страны во главе с И. Броз Тито. Вторая сессия АВНОЮ (ноябрь 1943 г.), учредившая НКОЮ, лишила одновременно эмигрантское правительство прав законной власти. Это был революционный акт, заложивший фундамент новой, социалистической Югославии Он способствовал укреплению и развитию сотрудничества между советским и югославским народами.
Хотя советскую и югославскую армию все еще разделяло более тысячи километров, Советское правительство сделало все для того, чтобы оказать НКОЮ военную помощь. Со специально созданных авиационных баз началась переброска вооружения, боеприпасов, обмундирования, медикаментов для Народно-освободительной армии Югославии. Еще до выхода советских войск на югославскую границу советские летчики доставили воинам НОАЮ около тысячи тонн военных грузов. После освобождения Румынии и Болгарии были организованы крупные советские базы снабжения НОАЮ в Крайове и Софии, где было сосредоточено большое количество вооружения и боеприпасов. Сперва на самолетах, а затем и наземным транспортом военные грузы перебрасывались в Югославию.
Еще в октябре 1943 г. большая группа бывших солдат и офицеров югославской армии, насильственно мобилизованных гитлеровцами и перешедших на сторону Советской Армии, обратилась к Советскому правительству с просьбой разрешить формирование добровольческой части для вооруженной борьбы против гитлеровской Германии. Эта просьба была удовлетворена [7].
В начале октября 1944 г. советское командование передало Народно-освободительной армии Югославии полностью вооруженную и экипированную отдельную пехотную бригаду, сформированную из югославов. Несколько позднее были переданы две танковые бригады и танковая рота, вооруженные в СССР [8].
В Югославию были также направлены советские врачи и медицинские сестры, доставлено большое количество медикаментов, а позднее НОАЮ был передан ряд полностью оборудованных полевых госпиталей с медицинским персоналом. Благодаря этой помощи была спасена жизнь десятков тысяч бойцов [9].
В сентябре 1944 г. Советская Армия вышла на югославскую границу. Открылась возможность совместных боевых действий с НОАЮ на завершающем этапе борьбы за освобождение Югославии от фашистских захватчиков.
К этому времени Народно-освободительная армия Югославии значительно выросла за счет притока добровольцев. Она располагала кадрами бойцов и командиров, имевших большой боевой опыт. К середине 1944 г. вооруженные силы Югославии насчитывали около 350 тыс. человек [10]. НОАЮ освободила от оккупантов ряд новых районов. Но противник все еще обладал превосходством в силах. Для того чтобы разбить хорошо вооруженного врага, НОАЮ требовалась помощь. Советское правительство и Национальный комитет освобождения Югославии пришли к выводу о необходимости и целесообразности совместных действий войск Советской Армии и Народно-освободительной армии Югославии с целью скорейшего освобождения восточных районов страны и ее столицы Белграда [11].
21 сентября 1944 г. маршал Тито прилетел в Москву. Здесь было заключено соглашение о временном вступлении советских войск на югославскую территорию. Советская сторона при этом заявила, что советские войска по выполнении своих боевых задач будут выведены из Югославии, так как Советский Союз не посягает на ез— суверенность, и что на территории страны, в районах расположения частей Советской Армии, будет действовать гражданская администрация Национального комитета освобождения Югославии [12].
Тогда же, в сентябре 1944 г., Государственный комитет обороны СССР принял решение передать народной Югославии авиационную группу, а также вооружение и снаряжение для 12 стрелковых и 2 авиационных дивизий и направить в войска НКОЮ большую группу советских офицеров в качестве инструкторов [13].
Олицетворением советско-югославского военного сотрудничества была Белградская операция. История освобождения Восточной Сербии и Белграда богата примерами братской поддержки и взаимной выручки. Советские воины сражались за свободу югославского народа, считая это своим интернациональным долгом. Придя в Югославию как друзья и братья, они встречали на каждом шагу уважение и любовь, которые были лучшим свидетельством советско-югославской дружбы.
Советско-югославское боевое сотрудничество сопровождалось поддержкой, которую Советский Союз оказывал народной Югославии на международной арене. В переломный момент югославской истории, в ноябре 1943 г., когда Антифашистское вече народного освобождения приняло революционные решения и создало Национальный комитет освобождения Югославии, Советское правительство приветствовало эти решения.
В конце. 1943 г. было решено направить в Югославию советскую военную миссию, которая была аккредитована при НКОЮ. Придавая своей миссии не только военный, но и политический характер, Советское правительство способствовало укреплению международных позиций НКОЮ.
В заявлении от 5 февраля 1944 г. Советское правительство подчеркнуло, что Национальный комитет освобождения Югославии поддерживается широкими народными массами Югославии.
Западные союзники стремились обеспечить условия для возвращения короля Петра и эмигрантского правительства Югославии в страну. Особенно активно действовал Черчилль. Он полагал, что реорганизация эмигрантского правительства и удаление из него наиболее одиозных фигур, в первую очередь генерала Михайловича, помогут созданию таких условий.
Руководство новой Югославии согласилось установить контакт с реорганизованным эмигрантским правительством при условии, что оно осудит четников Михайловича и выразит готовность поддержать народно-освободительное движение. В июне 1944 г. между новым премьером реорганизованного эмигрантского правительства Шубашичем и Национальным комитетом освобождения Югославии начались переговоры. Советское правительство 15 июня 1944 г. поставило Шубашича в известность, что оно приветствовало бы объединение всех сил, борющихся в Югославии против гитлеровской Германии, против ее ставленников и предателей югославского народа — Павелича, Недича, Михайловича.
«Оно готово было бы,— говорилось в советском заявлении,— со своей стороны поддержать югославское правительство, которое было бы создано с указанной выше целью на основе соглашения с маршалом Тито, добившимся уже значительных успехов в объединении народов Югославии и имеющим действительно реальные силы в стране» [14].
После освобождения Белграда между Национальным комитетом освобождения Югославии и югославским эмигрантским правительством было заключено соглашение об образовании единого правительства. Советское правительство считало это соглашение полезным для демократических сил Югославии. 16 и 25 января 1945 г. Советское правительство указало английскому правительству на необходимость без каких-либо 'оговорок и без дальнейших оттяжек ввести в действие соглашение Тито — Шубашича и признать объединенное югославское правительство [15].
Крымская конференция (февраль 1945 г.) рекомендовала ввести в действие упомянутое соглашение и образовать на его основе Временное объединенное правительство Демократической Федеративной Югославии, которое и было сформировано 7 марта 1944 г. В течение короткого времени все государства антигитлеровской коалиции и многие нейтральные страны признали правительство ДФЮ. Так новая народно-демократическая Югославия, преодолев многочисленные трудности, завоевала международное признание.
Югославское правительство выразило глубокую благодарность Советскому Союзу за ту огромную моральную и материальную помощь, которую он оказал народам Югославии в их тяжелой борьбе против фашистских оккупантов и их пособников [16].
Чтобы охарактеризовать материальную помощь, достаточно привести один пример. Население освобожденного Белграда и других городов голодало — во время оккупации жители получали нерегулярно по 150 г хлеба в день. По просьбе югославского правительства Советское правительство выделило и обеспечило срочную доставку в Югославию 3 300 тыс. пудов пшеницы, ржи, муки, гороха, ячменя [17], хотя в это время население Советского Союза само o&¥f»o нуждалось в продовольствии.
Братские отношения, сложившиеся между СССР и Югославией, нашли воплощение в договоре о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве. «Такого договора,— заявил при его подписании 11 апреля 1945 г. министр иностранных дел Югославии,— наш народ требовал еще до немецкого нападения, четыре года тому назад, когда он на белградских улицах провозгласил лозунг: «Белград — Москва» [18]. Договор укрепил международное положение новой Югославии, ставшей на путь строительства социализма, помогал ей отстаивать сво-и законные права.
Проявив в 1938 г. решимость и готовность защищать Чехословакию от германской агрессии, Советский Союз заложил прочное основание для будущего здания советско-чехословацкого союза и сотрудничества.
Горячие симпатии народа к Советскому Союзу, возросшие в годы войны, заставили чехословацкое правительство в 1943 г. пойти на подписание советско-чехословацкого договора.
Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между СССР и Чехословацкой республикой заложил прочный фундамент всестороннего сотрудничеству двух стран в войне против Германии и в послевоенные годы [19]. Проникнутый духом уважения независимости и суверенитета договаривающихся сторон, он создавал благоприятные возможности для укрепления дружбы и всесторонних связей между народами СССР и Чехословакии, закладывал основу для установления нового типа взаимоотношений на принципах равноправия между великой и малой странами, сотрудничества государств с различными социальными системами. Подписание договора было большой победой политики дружбы между народами. Он наносил серьезный удар как по планам ликвидации независимости малых стран Европы путем создания федераций, так и по замыслам, имевшим целью внешнеполитическую изоляцию СССР. «Вступив в союз с СССР,— писала тогда американская газета «Нью-Йорк геральд трибюн»,— Чехословакия решительно развеяла последние мечты о создании санитарного кордона».
Договор также укреплял внешнеполитическое положение Чехословакии. Он исключал повторение национальной катастрофы, подобной Мюнхену, обеспечивал безопасность Чехословакии и позволял ее народам сосредоточить все силы на строительстве свободного и независимого государства.
На базе договора происходило последующее развитие советско-чехословацких отношений. В ходе переговоров между представителями чехословацкого и советского правительств, имевших место сразу же после заключения договора, обсуждались проблемы, интересующие обе стороны. Как констатировал Э. Бенеш в своей телеграмме из Москвы 22 декабря 1943 г., была достигнута полная договоренность по вопросам о границах, переселении части населения из Чехословацкой республики, о Венгрии, о Германии, о будущем экономическом сотрудничестве, о помощи СССР в деле формирования чехословацких воинских частей на советской территории, сотрудничестве чехословацкой армии с советскими вооруженными силами, об общей политической линии в отношении союзников и по вопросу о Польше [20].
Вскоре был осуществлен и ряд практических мероприятий. На базе договора 8 мая 1944 г. было подписано советско-чехословацкое соглашение, которое позволяло решать в дружественном духе все вопросы, связанные с вступлением советских войск на чехословацкую территорию [21]. Оно предусматривало передачу чехословацкому правительству всей полноты власти на территории, освобожденной советскими войсками. Таким образом, Советский Союз последовательно соблюдал принцип невмешательства во внутренние дела своего союзника. «Соглашение,— как констатировала тогда правительственная газета «Чехословак»,— обеспечивает полное восстановление государственного суверенитета Чехословацкой республики». Оно убедительно продемонстрировало принципиальное отличие советской политики в освобожденных странах от политики США и Англии, насаждавших там, куда ступала нога их солдата, органы военной администрации, которые брали полностью власть на освобожденной территории.
Было бы ошибкой считать, что заключение советско-чехосло- вацкого договора и подписание майского соглашения означало окончательное изменение внешнеполитической ориентации самого чехословацкого правительства. Безусловно, им были сделаны важные шаги в сторону сближения с СССР, но оно по-прежнему держало курс на установление более тесных связей в будущем с капиталистическим миром, а не с СССР- Это касалось также и экономических отношений между СССР и Чехословакией. Так, ее внешнюю торговлю по-прежнему предполагалось ориентировать на западные страны, значительно увеличив при этом удельный вес США в чехословацких экспортных и импортных операциях [22].
Многие документы свидетельствуют о том, что до последних дней войны буржуазные круги Чехословакии уповали на то, что страна будет освобождена армиями западных союзников [23]. Эти расчеты опирались на действия западных держав, которые буквально до последних дней войны не оставляли-надежды изменить ход событий в Центральной и Юго-Восточной Европе [24]. Однако развитие международной обстановки и революционный подъем в самой Чехословакии делали все более нереальной надежду буржуазных кругов удержать страну в состоянии балансирования между Востоком и Западом.
Приход советских вооруженных сил вел к неизбежному расширению советско-чехословацких связей. Укрепились межгосударственные контакты, началось непосредственное общение народных масс в процессе совместной борьбы против общего врага. Воплощение в жизнь принципов советско-чехословацкого сотрудничества становилось в сложившейся обстановке делом самих народов обеих стран. В конечном итоге совместная борьба стала решающим фактором упрочения советско-чехословацких отношений.
Словацкое восстание, положившее начало наЦЪонально-демо- кратической революции в Чехословакии, ясно и решительно декларировало наряду с социальными задачами программное положение об установлении братства народов Чехословацкой республики и Советского Союза [25]. Буржуазное правительство, чтобы иметь хотя бы какое-нибудь влияние на повстанческой территории, вынуждено было принять это положение как само собой разумеющееся.
Вступление советских войск на территорию Чехословакии стало новым фактором упрочения советско-чехословацких дружественных связей. Следует отметить одно обстоятельство, которое имело колоссальное значение для этих связей — советские вооруженные силы действовали на территории Чехословакии как армия дружественной союзной и притом социалистической державы. Они оказывали помощь населению продовольствием 2Т, восстанавливали дороги и мосты, разминировали заводы, общественные и частные здания, передавали местным властям трофейное имущество и т. д.[26] Огромная помощь начиная с лета 1944 г. была оказана также движению Сопротивления в стране: на оккупированную территорию посылались советско-чехословацкие партизанские группы, снабженные вооружением и снаряжением.
Советское командование издало строгие приказы, в которых категорически запрещались реквизиции имущества у населения и другие самовольные действия. Необходимые для армии фураж и другие товары можно было получить у населения только по разрешению местных органов власти с обязательной оплатой их стоимости деньгами [27].
Развитие национально-демократической революции в Чехословакии и установление демократических порядков на освобождаемой советскими войсками территории привели к тому, что народные массы стали играть ведущую роль не только в общественном развитии страны, но и в определении основной внешнеполитической линии. Помня суровый урок Мюнхена, они теперь были полны решимости не допустить его повторения. Идеи нерушимого союза с СССР захватили по существу все социальные прослойки, и их практическое осуществление становилось общенациональным делом. На собраниях рабочих, крестьян, интеллигенции часто стали приниматься резолюции, подобные нижеследующей, единодушно принятой жителями г. Прешова в январе 1945 г.: «Мы требуем, чтобы договор о дружбе и взаимной помощи, который связывает нашу республику с Советским Союзом, стал могучей основой дальнейшего сближения наших братских народов»[28].
Сотни тысяч чехословацких граждан вносили посильный вклад в упрочение советско-чехословацкой дружбы. Они помогали советским войскам перевозить боеприпасы и другие грузы, транспортировать раненых, наводить переправы и т. п. С другой стороны, сотни тысяч советских солдат, участвовавших в освобождении Чехословакии, а также советские люди, сражавшиеся на ее территории в партизанских отрядах, смогли почувствовать искренние симпатии чехословацкого народа к народам Советского Союза, познакомиться ближе с его жизнью и культурой. Можно без преувеличения сказать, что все участники освобождения Чехословакии стали самыми горячими поборниками дружбы с чехословацким народом. Это обстоятельство имело немаловажное значение для утверждения в советском народе горячих симпатий к народам Чехословакии.
Таким образом, освободительные операции Советской Армии на территории Чехословакии способствовали широкому общению народов двух стран, что значительно расширило базу советско- чехословацких взаимоотношений.
Качественно новой чертой этих отношений стало то, что в результате победы Сойетского Союза в войне с гитлеровской Германией и сомгестной борьбы против фашизма подавляющее большинство чехословацкого народа стало решительными сторонниками советско-чехословацкого союза дружбы и сотрудничества.
Другая характерная черта этих отношений заключалась в том, что победа национально-демократической революции в Чехословакии и изменение политической структуры общества дали ее народам возможность оказывать решающее воздействие на внешнюю политику государства. Благодаря этому революционные силы чехословацкого народа смогли добиться того, что принцип нерушимого союза дружбы и сотрудничества с СССР был включен в политическую программу правительства Национального фронта чехов и словаков и стал основной линией внешней политики Чехословацкой республики [29]. Это позволило строить послевоенные отношения между СССР и Чехословацкой республикой на принципиально новой политической основе, в обстановке полного доверия, дружбы и братской взаимопомощи.
На завершающем этапе второй мировой войны между СССР и всеми славянскими странами Центральной и Юго-Восточной Европы сложились дружеские отношения, которые стали основой для сотрудничества в войне против гитлеровской Германии.
Установление этих отношений явилось результатом взаимодействия различных факторов. Среди них: долголетняя борьба Советского Союза за новые принципы отношений, между народами; борьба народов славянских стран за упрочение дружбы с СССР; широкое распространение в годы войны идей славянской солидарности; мощное развитие революционного движения Сопротивления; установление демократических порядков в славянских странах; решающие победы Советской Армии на фронтах. Важную роль сыграла внешнеполитическая линия Советского государства, направленная на восстановление и защиту суверенных прав славянских государств. Сотрудничество Советского Союза с этими государствами имело военный, политический и экономический аспекты.
Особое значение в годы войны приобрело военное сотрудничество. Оно проявлялось главным образом во взаимодействии Советской Армии и сил Сопротивления в славянских странах, наносивших удары по тылам фашистской армии и тем самым оказывавших существенную помощь Советскому Союзу. Следует при этом отметить, что в рядах движения Сопротивления в славянских странах сражались значительные отряды советских людей. В первые годы войны это было одной из форм военного сотрудничества. Начиная с 1943 г. в бои на советско-германском фронте активно включились созданные в СССР чехословацкие и польские воинские части, благодаря чему рамки военного сотрудничества существенно расширились.
На завершающем этапе войны войска славянских стран действовали совместно с советскими вооруженными силами. Именно такой характер носили операции Войска Польского на территории Польши, болгарской армии на Балканах и в Венгрии, операции советских и югославских войск по освобождению Белграда и восточной части Югославии, участие чехословацкого корпуса в боях за освобождение Польши и Чехословакии.
В огне сражений складывались боевая дружба и братство по оружию. Сотрудничество СССР и славянских стран проявлялось также в том, что население освобожденных районов оказывало важную помощь наступавшей Советской Армии в восстановлении дорог и мостов, в подвозе боеприпасов и продовольствия, в предоставлении жилья и т. п.
Политическое сотрудничество СССР со славянскими странами в сложной обстановке военных лет было призвано помочь решению кардинальных вопросов ведения войны и послевоенного устройства мира.
Усилия Советского правительства были направлены в первую очередь йа ограждение суверенных прав славянских народов, на обеспечение их независимого политического развития, а также на международное признание вклада славянских стран в дело борьбы против фашизма. Эта линия Советского правительства нашла свое воплощение в заключении соглашений об отношениях между советским командованием и местной администрацией после вступления советских войск на территорию соответствующей страны, в защите Советским Союзом интересов славянских государств в совместных с союзниками органах и на конференциях стран антигитлеровской коалиции. Со своей стороны славянские страны оказывали поддержку внешнеполитическим акциям Советского правительства, усиливая их действенность. Советское правительство подчеркивало большое значение национально-освободительной борьбы славянских народов против фашизма, их огромный вклад в дело победы над фашистской Германией. Благодаря позиции Советского правительства этот вклад получил затем надлежащую оценку в ряде дипломатических документов, в частности в соглашениях о перемирии и в мирных договорах с Болгарией, Венгрией и Румынией.
Советское правительство настойчиво отстаивало законные права и интересы славянских стран на международной арене. СССР полностью солидаризировался с позицией Югославии по вопросу
об итало-югославской границе, защитил интересы Болгарии при подписании с ней перемирия. Советское правительство первым признало и установило дипломатические отношения с демократическими правительствами всех славянских стран. Это признание повлияло на позицию других государств антигитлеровской коалиции, которые в конце концов также были вынуждены признать народные правительства.
Что касается экономического сотрудничества, то оно носило в военные годы ограниченный характер. Она проявлялось главным образом в виде помощи освобожденному населению продовольствием, некоторыми промтоварами, а также помощи Советского государства и его вооруженных сил в восстановлении разрушенного войной и оккупантами народного хозяйства.
Наиболее показательными в этом отношении были следующие мероприятия. Во-первых, выделение Советским Союзом значительного количества продовольствия для югославского населения осенью 1944 г., а несколько позднее — для польского и чехословацкого населения. Во-вторых, подписание советско-болгарского торгового соглашения, по которому Советский Союз поставил Болгарии значительное количество нефтепродуктов, черных и цветных металлов, сырья, а также сельскохозяйственных машин и семян. Подобные соглашения были подписаны и с другими странами.
Все перечисленные факторы служили наглядным свидетельством устанавливающихся отношений дружбы и тесного сотрудничества между СССР и славянскими странами. Именно в годы войны был заложен прочный фундамент дружеских отношений между СССР и славянскими странами, найдены пути к решению многих сложных проблем межгосударственных связей в послевоенные годы.
Становление отношений нового типа между СССР и славянскими странами наносило сильнейший удар по позициям мирового империализма. Оно ликвидировало опасность внешнеполитической изоляции новых народно-демократических государств, обеспечивало более благоприятные условия для внутреннего революционного развития этих стран и их деятельности на международной арене.
Вместе с тем установление дружеских взаимоотношений со славянскими странами способствовало укреплению внешнеполитических позиций Советского Союза, расширяло его политические и экономические связи.
Сотрудничество между СССР и славянскими странами служит также делу обуздания реваншистских, неонацистских сил. Как известно, в настоящее время эти силы активизировались и несут угрозу миру и безопасности всего европейского континента. Миролюбивые государства стремятся предотвратить эту угрозу, не допустить новой войны.
В этой обстановке сотрудничество между СССР и славянскими странами, между всеми государствами, стремящимися к сохранению мира, приобретает особое значение. Оно даег возможность пресечь деятельность милитаристов и реваншистов, усилить фронт борьбы против фашизма и войны.
Л. Б. Валев, Ф. Г. Зуев, А. И. Недорезов, Г. М. Славин
Доклад на VI Международном съезде славистов (Прага, 1968)
[1] Там же, стр. 318—341.
[2] «Polski ruch robotniczy w okresie wojny i okupacji iiitlerowskiej». Warszawa, 1964, str. 450.
[3] «Sesja naukowa poswigcona wojnie wyzwolenczej narodu polskiego 1939— 1945», str. 80.
[4] «Внешняя политика Советского Союза в период Великой Отечественной войны», т. II. М., 1945, стр. 115.
[5] Archiwum Akt. Nowycli. Protokoly posiedzen Rady Ministrow, t. 1 (1. 1945—28.VI 1945). Протокол от 25. I 1945 г.
[6] Только по отчетным документам (а учитывалось далеко не все) стоимость вооружения, боеприпасов и снаряжения, предоставленных Советским Союзом болгарской армии, составила свыше 13 млрд. левов (по ценам 1945 г.). «Военно-исторический сборник», 1960, № 6, стр. 107.
[7] «Внешняя политика Советского Союза в период Великой Отечественной войны», т. I. М., 1946, стр. 87.
[8] Там же.
[9] Там же, стр. 51.
[10] «Белградская операция». М., 1964, стр. 68.
[11] Там же, стр. 83.
[12] «История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941— 1945», т. 4. М., 1962, стр. 421.
[13] Там же.
[14] См.: «Международная жизнь», 1958, № 8, стр. 80.
[15] См.: «Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.», т. I. М., 1958, стр. 302—306.
[16] «Известия», 6. IV 1945.
[17] Там же.
[18] «Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны», т. III. М., 1947, стр. 165.
[19] См. текст договора: «Внешняя политика Советского Союза в период Великой Отечественной войны», т. I, стр. 430—433; «Советско-чехословацкие отношения во время Великой Отечественной войны 1941 —1945 гг.». М., 1960, стр. 132—135 (далее — «Советско-чехословацкие отношения...»).
[20] «Советско-чехословацкие отношения...», стр. 139.
[21] Там же, стр. 160—162.
[22] Там же, стр. 212.
[23] V. К о t у k, J. S е d i v у. 15. let ceskoslovensko-sovetske smlouvy. Praha, 1958, str. 36.
[24] См. письмо У. Черчилля Г. Трумэну от 30 апреля 1945 г. с настоятельной просьбой занять Прагу (W. S. Churchill. The second World War, vol. VI, p. 479).
[25] «Cesta ke куёЬаи». Praha, 1965, dok. с. 58, 60.
[26] Там же, стр. 237.
[27] См. приказ войскам 2-го Украинского фронта № 0186 от 16. XII 1944. Архив МО СССР, ф. 240, оп. 14233, д. 2, л. 322.
[28] J. D о 1 е z а 1. Boje Sovetske armady па uzemi Ceskoslovenska. Praha, 1955, str. 50.
[29] «Program vlady Narodny fronty Cechu a Slovaku». Praha, 1945, str. 9.