Показать все теги
Подводные археологические исследования, проводимые на протяжении многих десятилетий в различных частях света, показали, что в морях, реках и озерах можно выявить невероятно ценный исторический материал, сопоставимый по своей значимости с тем, что археологи находят на суше. И что особенно важно, при подводных работах встречаются артефакты, которые можно извлечь только из воды.
По мнению, сложившемуся у подводных археологов разных стран, наибольший интерес, как правило, представляют затонувшие торговые суда и военные корабли. Не только в античный период, но и в Средние века, Новое и Новейшее время кораблекрушения были довольно частым явлением. Количество судов и кораблей, оказавшихся по различным причинам на дне морей и океанов, за весь период существования мореплавания, по подсчетам, проведенным американскими океанографами Рехнитдером и Терри, составляет около миллиона.
С начала ХХ века до наших дней каждый год в среднем погибало до 400 судов. Если принять во внимание, что судоходством люди занимались не менее двух тысяч лет и ежегодно средняя потеря судов составляла до 500 единиц, то и получается количество погибших судов, определенное американскими учеными. Можно предположить, что на каждые 40 кв. км площади дна морей и океанов приходится одно затонувшее судно.
Только за последние полвека в водах Средиземного и Черного морей были обнаружены, музеефицированы, а в ряде случаев и подняты десятки кораблей, принадлежащих различным историческим эпохам.
В 1907 году у побережья Туниса в районе небольшого портового города Махдии греческими ловцами губок были обнаружены обломки судна, потерпевшего крушение в I веке до н.э. В течение 1908-1913 годов пять экспедиций, основу которых составляли профессиональные водолазы, производили работы по подъему великолепных произведений древнегреческого искусства, некогда представлявших собой корабельный груз. Работы по спасению найденных в этой части Средиземного моря сокровищ продолжались и после Второй мировой войны.
В 1948 году в этом месте продолжила работу экспедиция Жака Ива Кусто и Филиппа Диоле. Тогда же ими впервые в мире для подводных археологических исследований был применен акваланг. Найденные возле Махдии древние памятники материальной культуры представляли собой капители, базы колонн и сами колонны, предназначавшиеся для строительства храмов, остатки скульптур. Среди находок особый интерес представляла бронзовая статуя юноши высотой 1,25 метра, изображавшая бога любви Эрота. Все эти находки занимают в настоящее время целых пять залов в Национальном музее тунисского города Бардо.
В самом начале 1950-х годов на Лигурийском побережье в Италии у городка Альбенга подводными археологами под руководством профессора Нино Ламболья были исследованы остатки затонувшего древнеримского судна. На момент гибели судна в его трюмах находилось более 1700 амфор, некогда заполненных зерном, вином и маслом. Наряду с амфорами из воды удалось поднять много различной бытовой глазурованной посуды, свинцовый якорный шток и ряд мелких бытовых вещей. Проведённые работы по реконструкции этого судна показали, что оно было построено в период между 80-ми и 60-ми годами до н.э.
Одни из самых крупных по своему значению подводных раскопок затонувшего в древности судна были проведены в десяти милях от Марселя у выступающей из моря горы Гран Конглуэ под руководством Жака Ива Кусто, при участии известных подводных археологов Фредерика Дюма и Фернанда Бенуа. С 1952 по 1960 год археологи последовательно проводили раскопки судна, корпус которого достаточно хорошо сохранился в мощных слоях донного грунта. Грузоподъемность исследуемого судна достигала 110 тонн. Остатки пока самого древнего из всех найденных судов были исследованы у мыса Гелидония на юго-западном побережье Турции. Два года, начиная с 1958-го, совместная подводная археологическая экспедиция Пенсильванского Университета и Института Археологии Лондонского Университета проводили здесь раскопки.
Грузом судна были изделия из металла в виде слитков, общим весом больше тонны. Вместе с металлическими слитками в трюме судна находились сотни обломков бронзовых орудий труда. Судя по найденным при раскопках предметам и их датировке, небольшое по водоизмещению судно затонуло по пути на Кипр в конце XIII или начале XII века до н.э.
Остатки двух погибших судов были найдены неподалёку от Марзамеми у берегов Сицилии. Одно судно, гружёное строительным материалом, затонуло около 500 года н.э., другое, имевшее на борту грубо обработанные блоки строительного камня, погибло в I веке н.э.
Также экспедицией из Пенсильванского Университета под руководством П. Трокмортона во второй половине 60-х годов ХХ века были подняты на берег, а в дальнейшем реконструированы два торговых судна, найденные на дне моря около острова Ясси-Ада, у юго-западного побережья Турции. Здесь впервые в практике подводной археологии было установлено точное местоположение всех находок в пределах корпусов судов, что позволило максимально полно воссоздать детали судовых помещений.
Упомянутые находки - далеко не полный перечень торговых судов и военных кораблей, обнаруженных подводными археологами в Средиземном море. Только экспедициями под руководством Жака Ива Кусто было найдено несколько десятков древних затонувших кораблей у южного побережья Испании, Франции, в прибрежных водах Италии, в частности у островов Сардиния, Сицилия и Корсика.
Несколько античных торговых судов обнаружили и изучили американские подводные археологи у побережья Кипра. Членами Греческой федерации подводных исследований большое количество затонувших судов найдено в Греции, в частности у южного и западного побережья Пелопоннеса.
В конце 1990-х годов в северо-восточной части побережья Адриатического моря, у берегов Хорватии, в ходе подводных исследований, организованных археологическим департаментом одного из министерств Хорватии и департаментом подводной археологии города Загреба, было обнаружено место гибели судна римской эпохи, перевозившего на рубеже II века до н.э. - II века н.э. произведения античного искусства.
Ещё более интересное открытие совершили французские подводные археологи из Марсельского Института Морской Археологии. На участке дна Средиземного моря возле французского острова Йер, что неподалёку от Тулона, они обнаружили лежащие на поверхности 70 целых амфор. Первоначально предполагалось, что найдены остатки груза небольшого по размерам корабля, принадлежащего этрускам. Однако с началом раскопок под водой оказалось, что в данном месте находятся не десятки, а сотни амфор, лежащих несколькими слоями. Несложные расчёты показали, что высота трюма торгового судна, загруженного таким количеством амфор, должна была составлять примерно 1,6 метра.
Изучение как самих амфор, так и порядка, в котором они были расположены, показало, что при погрузке в трюм корабля древние мореплаватели крепко связывали их по нескольку штук и для большей прочности оплетали все сосуды длинными побегами виноградной лозы. В дополнение ко всему, находившиеся на судне амфоры обвязывались прочным канатом, что обеспечивало хорошую сохранность всего перевозимого по морю товара. Изучая другие находки, обнаруженные вместе с амфорами, в частности керамические вазы, чаши и прекрасно сохранившиеся аскосы - сосуды для благовоний, исследователи смогли восстановить маршрут, которым следовало это этрусское судно. Многочисленные остатки кораблекрушений античного времени были обнаружены в пределах Черного моря, в территориальных водах бывшей Югославии, Болгарии, Украины.
Любое из найденных подводными археологами судов представляло собой большую ценность не только для историков, но и для тех, кто занимался изучением развития техники кораблестроения, мореплавания, вопросами морской торговли и международных отношений на различных этапах существования человечества.
Объяснение этому может быть только одно. Каждый затонувший корабль представлял собой единовременный комплекс исторических памятников, символизирующих собой целую эпоху.
Поэтому, исследуя место кораблекрушения, подводные археологи прежде всего стремились определить размеры и характер корабельного груза, его предназначение. Не менее важной считалась задача по реконструкции корпуса затонувшего корабля и его оснастки. По количеству найденных амфор можно было определить тоннаж судна и его грузоподъёмность, а по форме амфор и имеющимся на них клеймам установить место изготовления.
Следует отметить, что работе под водой в местах древних кораблекрушений присущи некоторые особенности, редко встречающиеся в практике работ полевых археологов. Во-первых, обнаруженные предметы на месте кораблекрушений находились в обиходе в определенный период времени, ограниченный узкими хронологическими рамками. Во-вторых, затонувшие корабли и суда, оставаясь под толщей воды, как правило, не были разорены человеком.
К числу исторически значимых памятников подводной археологии также относятся затопленные города и поселения. Причин, по которым наземные сооружения, построенные человеком, оказались под водой, очень много. Как правило, это тектоническое изменение земной поверхности вследствие вулканической деятельности, разрушительных землетрясений, постепенного повышения уровня воды в мировом океане.
Постоянные изменения водного баланса в Средиземноморском бассейне в определенные геологические (археологические) периоды привели в конечном счете к значительным палеогеографическим изменениям всей прибрежной зоны в пределах Восточного Средиземноморья, СевероЗападного, Северного и Северо-Восточного Причерноморья. Вследствие чего большинство древнегреческих и римских городов, основанных, как правило, по берегам морей, оказались в настоящее время частично или полностью на морском дне.
Ещё в 1910 году к западу от египетского города Александрии были обнаружены остатки большого каменного мола, принадлежащего древнему порту, по своим размерам превосходящего современные сооружения подобного рода. Французским археологом Антуаном Пуадебаром в 1931-1934 годах было проведено тщательное обследование финикийского порта Тира. Несколько позднее подводная экспедиция Онора Фроста провела работы аналогичного характера в ряде мест Восточного Средиземноморья, в частности в Тире, Сидоне, Атлите и Цезарее.
В последующие годы работы по исследованию Цезареи были продолжены под руководством известного французского подводного археолога Филиппа Диоле. Как оказалось, на месте современного алжирского города Шершеля, где некогда располагалась Цезарея, римляне смогли построить один из крупнейших портов Средиземноморья.
Во второй половине 50-х годов ХХ века подводные археологи Кембриджского Университета под руководством специалиста по океанографии Николаса Флеминга провели изучение затопленного морского порта греческой колонии Аполлонии в Ливии. Этот порт, построенный по финикийскому образцу, располагал двумя вместительными гаванями, одна из которых предназначалась для стоянки морских торговых судов, а другая выполняла чисто оборонительные функции на случай военных действий.
Подводные археологические исследования, проведённые совместными усилиями английских и голландских аквалангистов более сорока лет назад в восточной части Адриатики в заливе Брено возле города Цавтат, позволили найти под водой сохранившиеся строительные остатки древнегреческого города Эпидавра Иллирийского. Было установлено, что обнаруженные на дне залива стены возведённых в античное время зданий и каменные вымостки улиц являются продолжением построек, найденных археологами на суше. В середине залива располагалась городская гавань с прилегающим к ней торговым центром, от которого в разные стороны расходились дороги. Найдено было и некоторое подобие верфи. Своей исследовательской работой подводные археологи смогли установить, что большая часть Эпидавра оказалась на дне залива в результате внезапного опускания суши в 365 году н.э.
Пожалуй, самыми впечатляющими и результативными в Средиземном море являются подводные исследования у северных берегов Египта в районе бывшей столицы греческих Птолемеев Александрии. Работы, начатые 1961 году под эгидой египетского правительства и ЮНЕСКО, полным ходом продолжаются и по сей день. Тогда же в одном из прибрежных районов Александрии, на дне, где некогда находилась гавань города, нашли огромную статую богини Исиды весом более 25 тонн. После того как в 1994 году площадь исследуемой акватории значительно расширили, доведя её до 22 кв. км, командой археологов из Французского национального исследовательского центра было обнаружено и изучено свыше 2500 каменных блоков, представлявших собой остатки монументов и архитектурных деталей Древней Александрии. Самыми интересными из находок являлись 12 архитектурных фрагментов, общим весом 70 тонн, принадлежащих когда-то Фаросскому маяку. Этот венец строительной техники, воздвигнутый при входе в Александрийский порт под руководством известного строителя того времени Сострата Книдского и имевший высоту 110 метров, был увенчан статуей Посейдона.
Помимо прочего археологического материала на дне гавани выявили фрагменты колоссальных статуй царя Птолемея, некогда стоявших у подножия маяка, и 26 скульптур сфинксов, резко отличающихся друг от друга по технике изготовления и, следовательно, относящихся к различным историческим периодам.
Более древние сфинксы датируются XIX веком до н.э., эпохой фараона Сесостриса из XII династии. Другие, более поздние изваяния сфинксов относились к XI веку до н.э. Таким образом, время создания этих скульптур охватывает 1300 лет. Все обнаруженные под водой находки первоначально украшали Гелиополис - столицу Нижнего Египта, разрушенную впоследствии Птолемеями.
Многочисленные древнегреческие, римские и раннесредневековые города и поселения, существовавшие в Северном Причерноморье, исследовались на протяжении многих лет российскими и украинскими подводными археологическими экспедициями. На изучаемом несколько десятилетий городище Ольвия подводными археологами Украины, в пределах
Нижнего города, затопленного водами Бугского лимана, были выявлены остатки городских оборонительных стен, архитектурно-строительных комплексов и фрагментарно сохранившихся припортовых сооружений.
В Херсонесе Таврическом в процессе подводных археологических работ на дне Карантинной бухты, выполнявшей в эпоху эллинизма функции городской гавани, были обнаружены сохранившиеся остатки пирса и оборонительных сооружений.
На акватории Таманского залива, прилегающей к городищу Патрей, изучен целый комплекс археологических памятников, включающий архитектурно-строительные объекты жилого и хозяйственного назначения, гидротехнические сооружения в виде каменных колодцев и водосборников. В ходе подводных раскопок столицы Азиатского Боспора - Фанагории найдены скопления мраморных плит и посвятительных надписей от некогда знаменитого на весь античный мир храма Афродиты. На протяжении многих лет в сфере интересов российских подводных археологов находятся древнегреческие города Корокондама и Акра, остатки которых обнаружены на дне Керченского пролива.
Найденные в ходе подводных раскопок предметы позволяют ученым воссоздать существовавший некогда жизненный уклад, определить виды хозяйственной деятельности людей. Все оказавшиеся со временем под водой города, как правило, вели оживленную морскую торговлю, располагали достаточно благоустроенными гаванями и портовыми сооружениями, рассчитанными в ряде случаев для захода и стоянки нескольких десятков морских торговых судов. Некоторые из приморских городов имели доки, куда свозилась древесина. Именно в таких местах обычным явлением стали многочисленные находки остатков корабельного груза, а также различных по типу якорей и разнообразной морской атрибутики.
Некоторые специалисты, занимающиеся проблемами подводной археологии, из общей массы археологических памятников особо выделяют находки амфор и древних якорей. В своё время немецкий историк Гюнтер Ланитцки в одной из своих книг, посвящённых истории подводных археологических исследований, отмечал, что «особенно большой вклад в дело расширения наших представлений об античном мореходстве и торговых отношениях того времени вносят амфоры». В Средиземном и Черном морях греческие, римские и византийские амфоры находят повсеместно.
Как правило, амфоры в античном мире предназначались для транспортировки зерна, оливкового масла, вина, солёной рыбы. По прибытии морского судна в пункт назначения и выгрузки товара пустые амфоры выбрасывались в море или в специально вырытые для этого ямы. Продолжительность «жизни» амфоры была кране мала.
С тех пор как человек начал строить простейшие средства передвижения по воде, появилось специальное приспособление для удержания судна на воде в нужном положении в виде обыкновенного камня, привязанного к веревке. Поскольку такой камень не являлся якорем в современном понимании этого слова, он получил название якорного камня. В дальнейшем якорный камень был усовершенствован. По его окружности люди стали выдалбливать специальный желоб для того, чтобы предотвратить спадание веревки с поверхности камня. Иногда якорные камни изготавливали с отверстием. Якорными камнями пользовались мореходы Древнего Египта, Вавилона, Финикии, Греции и Рима.
Со временем конструкция якорей претерпела значительные изменения. В Средиземноморских государствах в 700-х годах до н.э. появились якоря с деревянным веретеном и штоками, изготовленными сначала из камня, а затем отлитыми из свинца. А уже на рубеже VI-VII веков н.э. мореплаватели начинают пользоваться якорями, выкованными из железа. На Чёрном море основная масса древних якорей найдена у восточного побережья Крымского полуострова, в Керченском проливе, у западного побережья Таманского полуострова в районе косы Тузла и у мыса Панагия
в Динском заливе. По тому, где и при каких условиях были найдены якоря, можно получить достоверные сведения о времени судоходства и морских путях. Места массовых находок якорей различных типов свидетельствуют о местах якорных стоянок.
Благодаря подводным исследованиям удалось разрешить ряд вопросов палеогеографического характера, физико-географической обстановки на поверхности Земли в геологическом прошлом. Общеизвестно, что за прошедшие века произошли значительные изменения географической ситуации в пределах Черноморского региона. Здесь в результате повышения уровня моря (трансгрессии) произошло затопление обширных участков суши и, как следствие, изменение береговой линии.
В ряде районов Северного Причерноморья происшедшие изменения оказались столь значительными, что без их учета невозможно точно локализовать не только мелкие поселения, но и целый ряд крупных древнегреческих городов, часто упоминаемых античными авторами.
Вячеслав Таскаев
Из сборника «Античная подводная археология северного Причерноморья», Москва, 2009