ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:
Вам нравится наш сайт?


Отличный сайт!
Хороший сайт
Встречал и получше
Совсем не понравился



Самое читаемое:



» » » Пропавший манускрипт и иудейская каббала
Пропавший манускрипт и иудейская каббала
  • Автор: Vasiliev |
  • Дата: 07-03-2021 17:32 |
  • Просмотров: 288

Андрей Васильев, специально для сайта "Тайны истории"

По утверждению французского традиционалиста Рене Генона, к которому мы не раз обращались за советом в нашем исследовании, термин Каббала на древнееврейском означает не что иное, как «традиция». Слово происходит от корня kbl – «принимать», «получать». i

Собственно говоря, когда мы говорим о «мудрости каббалы» (Хохмат А-Каббала) речь идет об эзотерической традиции в рамках иудаизма, хотя в средневековой Европе была популярна и так называемая «христианская каббала». Основа каббалы – стремление путем созерцания, размышления и молитвы постичь скрытый смысл Торы и других священных книг.

Термин «каббала» известен из Талмуда, однако он имел сугубо «техническое» значение. Так определяли части Библии, не входящие в Тору (Пятикнижие Моисея), а позже Устный Закон. Лишь в Средние века слово «каббала» обретает значение эзотерической традиции.

Большинство исследователей выводят каббалу из еврейского апокалиптического мистицизма рубежа христианской эры. В первые века до Рождества Христова и после него появляется ряд апокалиптических сочинений, таких как Четвертая книга Ездры, книга Еноха, которые несут в себе мощный мистический заряд и обращаются к темам ангелологии, демонологии и космологии, которые позже были развиты в каббале. Следует отметить, что хотя в христианской традиции это книги не имели канонического статуса, но были известны и оказали влияние на многих отцов церкви, мистиков и богословов.

В первые века нашей эры в Иудее и Вавилонии распространяются сочинения известные как сифрут-ха-меркава (литература колесницы), восходящие к первой главе книги пророка Иезекиля, который смог увидеть Престол Божественной Славы.

«И я видел: и вот бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него. А из средины его как был свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных. Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их. А над сводом, который был над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира, а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. И видели я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри его вокруг…и сияние было вокруг него». ii

Центральной темой «литературы колесницы» являются описания видений мистиков, чья душа вознеслась к престолу Божьей Славы. В них описываются экстатические видения, содержатся тексты литургических гимнов, рассказывается об опыте прохождения чертогов небесных дворцов, охраняемых ангельским воинством и о благоговейном трепете перед Божественным престолом. Исследователи отмечают, что эти видения имеют немало общего с опытом христиан-гностиков, представителями течения которое возникло в это же время в христианстве.

Подготовка к экстатическому путешествию проходила в специальных тайных группах, под руководством наставников, предупреждающих об опасностях, которые могут возникнуть во время «восхождения». Собственно подготовка занимала от 12 до 40 дней, в течение которых посвящаемый должен был поститься, произносить имена Бога и ритуальные песнопения. Использовалась также специальная молитвенная поза известная как «поза пророка Илии» (голова между коленями).

Во время путешествия, проходя семь небес, душа получала Божественные откровения. На высшем седьмом небе, перед Престолом, мистик, подобно пророку Иезекиилю, видел Бога в антропоморфном образе Первочеловека («как бы подобие человека») и получал знание о мистических именах частей души. iii

Одним из важнейших источников каббалы считается небольшое произведение «Сефер-иецира» («Книга творения»), которая, по разным оценкам была написана в период от II до IX века. Центральная тема книги – описание 32-х элементов мироздания («сокровенных путей Премудрости») – 22-х букв еврейского алфавита и 10 первочисел – сефирот. Понятие сефира позже стало основным в еврейской каббале, а 10 сефирот приобрели значение ипостасей сокровенного и непознаваемого Бога, каждая из которых наделена особыми свойствами. iv

Дальнейшее развитие каббалы связано со средневековыми еврейскими общинами Южной Франции, Италии и Испании. В XII-XIII веках именно в этом регионе бурлила насыщенная интеллектуальная жизнь на стыке традиций христианства, ислама и иудаизма.

К XII веку относится текст «Сефер-а-Бахир», представляющий собой самое раннее изложение каббалы. Именно в это время в Провансе – области в Южной Франции появляются первые кружки каббалистов. v

В следующем столетии в средиземноморском регионе расцветает так называемая «экстатическая каббала», связанная с именем Авраама Абулафии. Абулафия разработал существующую по сей день молитвенную практику, основанную на комбинировании букв древнееврейского алфавита. В ней применялись особые молитвенные позы, контроль над дыханием, различные формы декламации, напоминающие практики византийских исихастов, с которыми Абульафия мог познакомиться во время путешествия по Греции.

Наконец, в 1275 году в Мантуе на арамейском языке была написана книга «Зохар» («Сияние»), которая оказались в истории каббалы непревзойденной по влиянию. Долгое время ученые считали ее компиляцией различных текстов, часть из которых, якобы, восходила к авторитетному раввину Шимону бар Йохаю (II век). Однако уже в наше время известный исследователь еврейской традиции Гершом Шолем доказал, что автором этого «мистического романа» является испанский каббалист Моисей из Леона, живший в XIII веке.

Это огромное сочинение (полный текст «Зохара» состоит из 22 томов) представляет собой собрание множества мидрашей – рассказов каббалистического содержания, объясняющих тайны Торы и помогающих понять тайны Божества. Концепция сефирот получила окончательное толкование в «Зохаре».

По мнению средневековых каббалистов, Сокровенный Бог бесконечен и непознаваем. Но поскольку Бог действует во Вселенной, он может проявлять свойства, указывающие на некоторые аспекты его природы. Эти десять фундаментальных свойств, сефирот, представляют собой десять уровней, через которые проистекает божественная жизнь. Имена десяти сефирот отражают различные свойства проявления Бога. Все вместе они образуют Вселенную и предстают в форме древа (мистическое древо Бога) или Первочеловека (Адам Кадмон). Первоначально все зарождалось во Вселенной как единое целое, но позже грехопадение привело к вселенской катастрофе.vi

Целью иудейских мистиков было восстановление изначального порядка вещей посредством единения с Богом («девкут»). Каким же образом иудейские мистики стремились достигнуть «приобщения» к Богу. Об этом рассказывает написанная в XVI веке в Крыму рукопись «Шошан содот».

«Розарий тайн»

Таинственная история, во многом напоминающая сюжет книги Умберто Эко «Имя Розы», произошла в 2002 году в монастыре бенедиктинского ордена в Новой Норсии (Австралия). Монахи обнаружили в библиотеке монастыря древнюю рукопись, которая много лет пролежала завернутой в бумагу в старом шкафу. Библиотекарь, увидев, что рукопись написана еврейскими буквами, обратился к равву Шалому Колеману и отправил ему по факсу изображение первой страницы рукописи.

Колеман, поняв что рукопись имеет отношение к каббале, привлек в качестве консультанта рава Моше Бернштайна, известного исследователя еврейского средневекового мистицизма. Спустя несколько месяцев группа экспертов в составе Бернштайна, представителей «Иудейский студий» Элхана Левиса и Моше Ротшильда, а также специалиста в области перевода средневековых каббалистических текстов и манускриптов Дэвида Соломона прибыла в Новую Норсию.

Ученые встретились с настоятелем монастыря и получили возможность ознакомиться с рукописью. Манускрипт оказался древнейшей копией книги «Шошан Содот» («Розарий тайн»), написанной раввом Моше Бен Иаковом в начале XVI века в Крыму. Она представляет собой настоящую энциклопедию каббалистической мысли и практики и содержит множество секретов, с которыми автор посчитал необходимым поделиться с современниками и потомками во времена гонений на тайное знание. Незадолго до написания книги евреи были изгнаны из Испании, а в Европе вовсю свирепствовала инквизиция. В книге содержатся элементы теоретической, медитативной и практической каббалы. vii

Как манускрипт попал в монастырь в Новой Норсии до сих пор непонятно. До обнаружения австралийской рукописи было известно 17 копий «Шошан Содота». Есть мнение, что, находка из Новой Норсии является самой старой копией сочинения Моше Бен Иакова, сделанной в первой половине XVI столетия. viii

Моше Бен Иаков из Киева (известный также как Моше ха Голе – Моше Изгнанник) – один из самых известных каббалистов так называемого пре-лурианского периода. Он родился в 1449 году в Великом Княжестве Литовском. Известный исследователь еврейских рукописей Авраам Фиркович утверждал, что в одном из манускриптов содержалась информация о том, что местом его рождения был литовский город Шедува. Однако современные ученые считают эту версию весьма сомнительной, поскольку Шедува еще не была основана в это время. Скорее всего, он родился в местности, исторически связанной с культурным влиянием Византийской империи, возможно в Киеве или его окрестностях. ix

В молодости он отправился в Константинополь, который только недавно перешел под власть турок и стал называться Стамбулом. Там он учился, как собственно у иудейских, так и у караимских учителей. В Стамбуле Моше женился на дочери известного талмудиста аль-Зарфати.

В 70-х годах он возвращается в Киев, где пишет антикараимский трактат, в котором отстаивает незыблемость позиций иудейской ортодоксии. В 1482 году татары совершили набег на украинские земли. Семья Моше была угнана в плен в Крым. Сам ученый скрылся в Литве, собрал деньги, чтобы выкупить у татар своих близких.

Между 1482 г. и 1495 г. Моше бен Иаков составил грамматику иврита «Сефер ха-дикдук» («Книга грамматики») и написал трактат о еврейском календаре «Иесод ха-‘иббур» («Основа високосного года»).

В 1495 году литовские власти изгоняют евреев из Киева. Более десяти лет он пробует найти пристанище то в одном, то в другом городе. В 1506 году в результате очередного набега татар на земли Великого Княжества Литовского Моше попал в плен и был угнан в Крым. Авторитет мудреца был столь велик, что деньги на его освобождение внесли не только члены иудейской общины Солхата (Старого Крыма), но и караимы. В Крыму, где он жил до самой своей смерти в 1522 году, Моше активно занимался литургической деятельностью, составив молитвенник «Минхаг Кафа» («Кафская литургия»), который был принят всеми еврейскими общинами Крыма.

В годы изгнания он написал множество книг, включая сочинения «Оцар ха-Шем» («Сокровищница Господня») и «Ша‘арей цедек» («Врата справедливости»). Трактат «Оцар-ха-Шем» был написан между 1514 и 1516 годами в Крыму и испытал сильное влияние работ еврейского философа-рационалиста XII века Авраама ибн Эзры.

Но, несмотря на увлечение грамматикой и рационалистической философией ибн Эзры, Моше ха-Гол был еще и пламенным мистиком-визионером. Об этом свидетельствует одна из главных книг его жизни «Шошан содот», над которой автор работал 16 лет (1495-1511).

«Шошан содот» представляет собой антологию, в которой Моше ха Голе пытается раскрыть мистическое или секретное значение разных иудейских заповедей, обычаев и молитв. Числовое значение слова «Шошан» в еврейском алфавите составляет 656 («шин»-300, «вау» - 50, «шин»-300, «нун» - 6). Именно столько «тайн» или «секретов» раскрывается в книге.

Книга написана в традиционной каббалистической манере. Каждое ритуальное действие связывается с сефиротами и их влиянием. Очень большое влияние в работе Моше ха Голе уделено способам произнесения имен Божьих, получению их путем перестановки букв и их цифровых значений. Таким образом, в каждой фразе могут находиться имена Бога.

Автор книги верит в астрологию, описывает свойства ангелов, рассказывает о подчиненности им звезд и планет. Он утверждает, что человек может влиять на события, если знает имена управляющих ангелов и дней, когда разные звезды управляют землей. В книги даны формулы управления ангелами и планетами, рекомендации по изготовлению амулетов с именами Божьими и прочих магических атрибутов. x

Моше подробно описывает «мистический способ письма без помощи руки, при котором «делаются знаки [хакика] пером», как метод получения ответа на особо насущные или сложные вопросы.

Сама книга не оригинальна. Большая часть «тайн» заимствована из сочинений других авторов, таких как «Бахир» («Яркость») Маймонида, работы Абульафии, псевдоэпиграфического сочинения «Свиток тайн» (»Мегилот ле-Разим») и других.

Автор Шошан Содот описывает три способа, при помощи которых человек может выйти за пределы физического мира:

• обычный способ;

• философский способ; и

• каббалистический способ.

Первый способ называется «очисткой» (мешиках), когда человек пытается очистить ум от образов. Моше ха Голе знает, что такая же методика есть у мистиков других религий – например, у суфиев. В частности он указывает на то, что один из методов достижения озарения основан на постоянном повторении имени Аллаха. Однако, хотя суфии и могут достичь экстаза при помощи этой техники, они не в состоянии понять его значения, поскольку их метод не есть часть каббалистической традиции.

Рассказывая о философском опыте, автор упоминает философа Бен Шину, который написал много сочинений в состоянии медитации (хитбодедут). Когда идея казалась ему очень сложной, он концентрировался и размышлял над ней, иногда выпивая чашку вина и погружаясь в сон в размышлении над этой идеей.

Путь каббалы ассоциируется у Моше с Абульафией и его методикой достижения единства с Богом и профетического (т.е. пророческого) состояния посредством комбинирования букв разными способами. Для иудеев, также как и для мусульман, Бог абсолютно непознаваем и его визуальные репрезентации строго настрого запрещены. Отвечая на вопрос, на чем же тогда должен концентрироваться подвижник во время медитации, Абульафия предлагал использовать буквы еврейского алфавита, особенно Тетраграмматон – 4-букванное имя Бога - YHWH.

В иудейской традиции имя Бога считалось настолько священным, что его нельзя было не записывать, ни произносить, кроме как один раз в году, когда в день Йом Кипур первосвященник молился в Святая Святых Храма. После разрушения Храма правильное произношение имени Бога было утеряно, а ошибочное произношение является большим грехом. Дело в том, что при записи литургических текстов использовалась только согласные, а гласные должны были быть по умолчанию известны читателю. Так, согласно иудейским законам, свиток, в котором присутствуют гласные, не мог использоваться для богослужения в синагоге. С тех пор упоминание Имени Бога запрещено даже священникам.

Однако Абулафия и его последователи выступали противниками этого подхода. «Каждый иудей, который испытывает трепет перед Богом, должен произносить (имя) во имя Божьей славы. И тот, кто знает это сокровенное имя и охраняет его святость и чистоту исключительно во имя Божьей славы, наследует оба мира (настоящий и грядущий). xi

Поскольку Бог, по воззрениям некоторых иудейских мистиков, равен Своему имени, тот, кто знает это имя получает знание о тайне творения и может достичь «приобщения» (двекут) к Богу.

Моше ха Голе утверждает, что его учитель (считают, что это был Абулафия) являлся к нему в течение четырех месяцев, обучал способам перестановки букв и рассказывал, как очищать сознание. Наконец он сказал: «Цель не в том, чтобы остановиться на определенной форме, даже, если она высшего порядка. Посредством методики Божественных имен человек может достичь состояния, в котором не контролирует себя. Чем сложнее имена, тем больше их сила». xii

Хохмат ха-церув – «мудрость комбинирования букв» - разработана Абулафией. Это методическое руководство к медитации с помощью букв и их комбинаций. При этом отдельные буквы этих комбинаций не должны обладать смыслом в общераспространенном понимании. Идея заключается именно в отсутствии смысла и сложности звуковых комбинаций, поскольку это способствует тому, что внимание не рассеивается.

Моше подробно рассказывает о своем мистическом опыте. Однажды учитель сказал ему, что половину времени следует проводить, переставляя буквы, а половину, практикуя произношение Божественных имен. Однажды ночью он переставлял буквы имени «Семидесяти Двух». Вдруг буквы стали расширяться перед его глазами, достигая размера гор. Его волосы встали дыбом и он начал автоматически говорить «словами мудрости». В другой раз он применял методику с использованием букв Тетраграматона. В какой-то момент ему показалось, что он умирает. Но когда подвижник прочитал молитву, он почувствовал запах мира, исходящий от него и испытал восторг и экстаз.

В «Шошан содоте» мы читаем о том, что учитель дал Моше книгу, состоящую из малопонятных слов и комбинаций букв, сказав, что это и есть Путь Имен. Автор провел два месяца в глубокой медитации над этой книгой. Однажды ночью Моше проснулся от света, который исходил от его лица. Сперва, он не поверил в это и стал ходить в темноте в поисках источника света. Однако свет следовал за ним, даже когда он залез с головой под одеяло.

Абулафия утверждал, что посвящение жизни созерцанию Божественных имен приводит со временем к тому, что печати, которые держат душу мистика взаперти и не дают ему увидеть Божественный свет, постепенно расслабляются. Тогда, поднявшись на седьмую и последнюю ступень мистической лестницы, он начинает сознательно воспринимать мир Божественного света, становясь его частью. Достигнув озарения, мистик получает знание о тайнах Божественного имени и великолепии Его Царства. xiii

Однако для мистиков-каббалистов существовал еще один опыт, который они ставили даже выше опыта Божественного света. Они считали, что в пророческом трансе человек может столкнуться со своим истинным «Я» и вступить с ним в диалог.

Сам Моше с большой осторожностью пишет об этой тайне, признаваясь, что он так и не достиг уровня, когда человек может видеть собственное «Я». Он ссылается на знатоков иудейской традиции: «Когда человек полностью входит в профетическое состояние, он неожиданно видит образ своего «Я», стоящий перед ним. И он забывает свое «я». Он чувствует, как будто его собственная сущность откололась от него. Затем он видит свой собственный образ, стоящий напротив него, говорящий с ним и пророчествующий о будущем. Об этом наши мудрецы говорят: «Велика сила пророков, которые уподобляют форму ее Творцу». И равв Абрахам ибн Эзра говорит: «В пророчестве, тот, кто внимает, человеческое существо, и тот, кто говорит, человеческое существо». И другой мудрец написал следующее: «И я малый сей знаю и признаю со всей определенностью, что я не пророк и не сын пророка, и во мне не пребывает святой дух, и не говорю божественным голосом – всего этого не было дано мне… Однако, призываю небеса и землю в свидетели – поскольку небеса это мой свидетель и мой Поручитель на небесах – Я сидел и записывал каббалистическую тайну, когда внезапно увидел самого себя, стоящим напротив меня. Я отделилось от меня, и я был вынужден прекратить писать!»xiv

В данном случае речь идет именно об истинном «Я» в форме наивысшей актуализации. Человек видит свое «Я» в том виде, в котором все его возможности полностью реализованы, тогда как его «я» являет собой лишь не полностью реализованную потенцию. При помощи этого опыта он может трансформировать свое «я» в то, чем оно должно стать из пре-профетической в профетическую форму. Мистик забывает, кто он такой и начинает пророчествовать, постигая тайны мироздания.

 

i Генон Рене. Традиционные формы и космические циклы. Москва: Беловодье, 2004 – с. 49-50.

ii Иез. 1:4-5, 19, 26-27.

iii Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том Ш. От Магомета до реформации. Москва: «Критерион», 2002, - с. 152-153.

iv Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим, 1988. - Т. 4 – кол. 2-4.

v Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том Ш. – с.156.

vi Там же 157-159.

vii The Maccabean, 06.11.2002.

viii The Maccabean, 11.12.2002.

ix Meyer Waxman. History of Jewish Literature Part 2. - Kessinger Publishing, 2003, - p. 683.

x Ibid, p.686,

xi Byron L. Sherwin. Kabbalah: An Introduction to Jewish Mysticism - Rowman & Littlefield, 2006, - р.152.

xii Aryeh Kaplan. Meditation and Kabbalah. Red Wheel, 1985. – р.108.

xiii Г. Шолем "Основные течения в еврейской мистике": http://abuss.narod.ru/Biblio/sholem/sholem4.htm

xiv Byron L. Sherwin. Kabbalah: An Introduction to Jewish Mysticism - Rowman & Littlefield, 2006, - р.150-151.

 

Читайте также: