Показать все теги
Одним из ранее неизвестных и открытых мной весьма интересных аспектов истории Второй Героической обороны Севастополя, было то обстоятельство, что среди её участников оказалось несколько детей видных деятелей большевисткой партии и известных военачальников периода Великой Октябрьской социалистической революции и Гражданской войны 1917 – 1920 годов.
Первым из открытых мной потомков деятелей большевисткой партии и военноначальников гражданской войны, которые участвовали во Второй обороне Севастополя в 1941 – 1942 годах, стал офицер – журналист Черноморского флота Анатолий Анатольевич Луначарский. И о нём я 30 сентября 2004 года, написал статью «Сын наркома».
Спустя 16 лет, в середине октября 2020 года, мне удалось сначала найти упоминание об участии во Второй обороне Севастополя Григория Григорьевича Котовского - сына известного военачальника гражданской войны Г. И. Котовского, а затем кропотливо, собрав необходимый материал написать о нём биографическую статью.
И вот ещё спустя две недели после этого, мне удалось найти сведения об участии во Второй обороне Севастополя Аллы Львовны Зиньковской–Пузович (1921 – 1942), приёмной дочери другого героя Гражданской войны Льва Зиньковского (Задова. Её мать Вера Ивановна Матвиенко-Зиньковская (умерла в 1974 году)
Алла Зиньковская с родителями. 1926 год
Что касается приёмного отца Аллы Зиньковской Пузович, то Лев Николаевич Зиньковский (Лев Юдкович Задов (Зодов), годы жизни 11 апреля 1893 - 25 сентября 1938) – видный деятель анархистского движения в дореволюционный период и во время Гражданской войны в России. Начальник контрразведки Революционной повстанческой армии Украины под командованием Нестора Махно. С 1924 года, после возвращения из эмиграции в Румынии - сотрудник органов госбезопасности в Украинской ССР. Последнее специальное звание в НКВД – майор государственной безопасности (соответствовало армейскому полковнику). Последняя должность перед арестом – начальник иностранного отдела (разведывательного отдела) Управления НКВД УССР по Одесской области.
Родной сын Л. Н. Задова – Зиньковского и сводный брат Аллы Зиньковской - Вадим Львович Зиньковский (1926 - 2013). В сентябре 1941, вместе с матерью эвакуировался из Одессы в город Талды-Курган. По окончании Талды-Курганской школы механизации работал трактористом, в январе 1944 пошёл добровольцем на фронт, стал танкистом. После окончания Великой Отечественной войны дослужился до полковника Советской Армии, с 1977 года в запасе. Написал книгу «Правда о Зиньковском - Задове Льве Николаевиче — анархисте, чекисте». Его два сына – внуки Лёвы Задова, так же дослужились до полковников – танкистов Советской Армии. В настоящее время живут четыре правнука Льва Николаевича Зиньковского-Задова.
Что касается приёмной дочери Лёвы Задова - Аллы Львовны Зиньковской-Пузович, то после ареста и казни своего отчима, она продолжала вместе с матерью и сводным братом Вадимом жить в Одессе.
После начала войны добровольно она пошла на службу в Красную Армию и была направлена Воднотранспортным районным военкоматом Одессы, служить на Черноморский флот. Проходила службу на санитарном транспорте «Грузия». Медсестра, воинское звание – краснофлотец (матрос). В 1941 – 1942 годах проходя службу медсестрой на санитарном транспорте «Грузия», участвовала в обороне Одессы и Севастополя.
Транспорт «Грузия», был построен в конце 20 – х годов прошлого века на верфи фирмы Круппа в Киле. Имел водоизмещение 6050 тонн, длину 116 метров, ширину 15,5 метров, осадку 5,8 метра, высоту борта 7,84 метров. Главные двигатели - два дизеля по 1950 л.с. - обеспечивали скорость полного хода 13 узлов.
Обстоятельства гибели Аллы Зиньковской во время Второй героической обороны Севастополя, были следующими. В ходе третьего штурма Севастополя немецко – румынскими войсками, 12 июня 1942 года транспорт «Грузия», вышел из порта Новороссийска в сопровождении тральщиков «Щит» и «Гарпун» и направился в Севастополь. На его борту находилось 708 красноармейцев и командиров маршевого пополнения войск Севастопольского оборонительного района и 526 тон различного вида боеприпасов.
На переходе из Новороссийска в Севастополь 12 июня 1942 г. около 12 часов полудня конвой был обнаружен воздушной разведкой противника. Вечером того же дня конвой атаковали бомбардировщики и торпедоносцы. За период с 20 часов 30 минут до 21 часа 35 минут на конвой, находившийся в 45 милях южнее мыса Айя, было сброшено 150 бомб и 8 торпед.
Капитан В.А. Габуния весьма искусно управлял судном, и «Грузии» удалось уклониться от всех торпед и большинства бомб. Но, две фугасные бомбы взорвались в воде на дистанции 8 - 10 метров от кормы транспорта, а третья взорвалась в 50 метрах от левого борта. Сотрясениями от этих взрывов заклинило руль, остановился правый дизель, разошлись швы обшивки кормы и в кормовые отсеки начала поступать забортная вода.
Экипаж мужественно боролся за спасение своего судна: уже через полчаса удалось запустить правый дизель и поставить руль в диаметральную плоскость. Однако вода в отсеки поступала слишком быстро. Имевшиеся на судне водоотливные средства с откачкой воды не справлялись. К 22 часам 12 июня 1942, вода полностью затопила трюмы № 5 и № 4. Скорость хода упала до 7 узлов, валы судна вращались в воде.
Тральщики конвоя поочерёдно буксировали «Грузию». Конвой медленно двигался к Севастополю. На подходе к Севастополю к конвою присоединилось пять сторожевых катеров. В 4 часа 30 минут 13 июня 1942, конвой вошёл в Главную Севастопольскую бухту.
Казалось, что транспорт удастся спасти. Но на развороте и маневре подхода к причалу «Минная стенка» в середине Южной бухты в 4 часа 48 минут 13 июня 1942, «Грузию» атаковали с бреющего полета пять немецких самолетов противника. Две авиабомбы попали в машинное отделение и затопленный кормовой трюм № 4, груженный 82 - мм минами. Самолет, сбросивший бомбы, был сбит, но в 4 часа 55 минут произошел сильный взрыв в трюме № 4. Силой огромного взрыва корпус «Грузии», был разорван на две части. Кормовая часть корпуса длиной около 40 метров быстро затонула с креном на правый борт. Через восемь минут скрылась под водой и носовая часть многострадального транспорта. На воде осталось только облако дыма, горящего соляра и различных плавающих предметов.
Погибли почти все люди, находящиеся на борту транспорта, и только несколько тяжело контуженых членов экипажа удалось подобрать с воды портовым катерам. Но, среди спасённых Аллы Зиньковской не было. Так приёмная дочь одного из героев Гражданской войны в возрасте 21 года отдала свою жизнь Родине в боях Второй героической обороны Севастополя.