Показать все теги
В 50-90-х гг, XIX в, происходит сравнительно быстрый рост населении и резче обозначается многонациональный состав Крыма. Главным образом это было вызвано естественным приростом населения, причем по этому среднегодовому показателю Таврическая губерния занимала третье место в России. Прирост жителей происходил за счет переселенцев, но в то же время имел место и отлив населения из края. Тысячи крымских татар (по некоторым данным, более 150 тыс. человек) оставили полуостров и переселились в Добруджу и Турцию. Значительную роль в этих миграциях сыграла проосманская ориентация высшего мусульманского духовенства, беев и мурз, опасавшихся репрессий за поддержку ими единоверной Турции в годы Крымской войны 1853-1856 гг. Следует иметь в виду, что они обладали большой властью и влиянием на простых татар, среди которых существовало к тому же (как и среди массы русских, украинских и других переселенцев) недовольство злоупотреблениями царских властей. Важная причина эмиграции беднейших слоев татарского населения коренилась в его массовом обезземеливании под давлением собственных и русских помещиков. Этому процессу способствовало отсутствие у крестьян какой-либо документации на земельные участки.
В 1897 г. доля русского населения (33,1 %) Крымского полуострова была почти равной общему количеству татар, украинцев насчитывалось 11,8%, немцев - 5,8, евреев - 4,7, греков - 3,1, армян-1,5 %.
Характерной чертой пореформенного Крыма был стремительный рост городского населения, в основном из купечества и мещанства. В Симферополе проживало 61,9 тыс., в Феодосии - 30,8 тыс., в Севастополе - 63,5 тыс. человек. Увеличение городского населения сопровождалось некоторым снижением доли крестьян в Таврической губернии.
В начале XX в. продолжалось увеличение численности крымского населения, которое выросло с 1897 по 1917 г. на 46,1 % и составляло 798,8 тыс. человек. Естественный прирост жителей края по-прежнему был одним из самых высоких в Российской империи. Одновременно повышалась доля переселенческого населения, среди которого преобладали крестьяне, служащие, мастеровые из центральных и юго-западных областей страны.
Во второй половине XIX в. в сельском хозяйстве Крыма развитие получает товарное животноводство, особенно коневодство. Происходит рост поголовья рогатого скота, но овцеводство, в том числе тонкорунное, развивается более медленными темпами. Увеличиваются посевные площади в прогрессирующем земледельческом хозяйстве. В течение всего XIX в. Среднегодовой сбор зерновых вырос в пределах губернии в 34 раза.
Однако земледелие развивалось преимущественно в материковых уездах Крыма. Определенные сдвиги наблюдаются в виноградарстве, садоводстве и особенно в табаководстве. Развитие земледелия и других отраслей сельского хозяйства сопровождалось дальнейшим включением края в общероссийский рынок.
В начале второй половины XIX в. Крымский полуостров становится театром кровопролитной войны России с Турцией, Францией и Англией. Конфликт начался с территориальных споров и вопроса о свободе русского судоходства на Средиземном море. В июле 1841 г. В Лондоне была подписана международная конвенция, по которой Босфорский и Дарданелльский проливы закрывались для всех держав, что ущемляло главным образом торговые и стратегические интересы России. Однако на этом не окончилась борьба между европейскими странами за политическое и экономическое влияние на Ближнем Востоке. Противоборство сторон привело к спровоцированной западными державами войне между Россией и Османской империей. В ноябре 1853 г. русский флот под командованием П. С. Нахимова разгромил турецкую эскадру в Синопской бухте. Английское и французское правительства, нарушив Лондонское соглашение, объявили войну России. В сентябре 1854 г. французские, английские и турецкие войска общей численностью 63 тыс. человек высадились в Евпатории и стали наступать на Севастополь. Английская газета «Таймс» в октябре 1854 г. писала, что «главная цель нашей политики и войны не может быть достигнута, пока будет стоять Севастополь и существовать флот русских; как только этот центр российского могущества на юге империи будет уничтожен, рухнет и все здание, возведением которого русские занимались сто лет».
Интервенты обладали значительным превосходством на море и суше. Флот союзников в противовес русским парусным судам был паровым. Англо-французские войска были вооружены нарезными ружьями, а русская пехота - гладкоствольным стрелковым оружием. Несмотря на это, интервенты не смогли осуществить свои планы, натолкнувшись на героизм российских солдат и офицеров.
Первое ожесточенное сражение произошло 8 сентября 1854 г. на р. Альме, началась знаменитая Севастопольская оборона. В течение 349 дней город отбивал вражеский штурм под непрерывным артиллерийским обстрелом. Обороной Севастополя руководил В. А. Корнилов, а после его гибели в 'бою на Малаховом кургане- адмирал П. С. Нахимов. Преграждая доступ неприятельской эскадре к крепости, военное командование приказало затопить семь боевых кораблей в Севастопольской бухте. Героическая оборона города нашла яркое отражение в рассказах ее участника Л. Н. Толстого. «Раненый солдат, - писал он в письме к брату, - почти умирающий, рассказывал мне, как они брали 24 ю французскую батарею и их не подкрепили, он плакал навзрыд. Рота моряков чуть не взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на которой они простояли 30 дней под бомбами». Вместе с регулярными войсками город защищали четыре полка крымских добровольцев- Евпаторийский, Перекопский, Феодосийский и Симферопольский.
В сентябре 1854 г. англо-французский десант захватил и начисто разграбил Ялту. Поддавшись турецкой пропаганде, часть татарских беев и мурз перешла на сторону интервентов. Духовенство и феодальная знать татар пытались организовать в Евпатории вооруженные отряды, но потерпели неудачу.
Интервенты предприняли отчаянную попытку сокрушить оборону Крыма. В начале 1855 г. англо-французская эскадра прорвалась через Керченский пролив в Азовское море. Русская армия, оказавшись й полукольце, стала испытывать большие трудности. В августе 1855 г. противник захватил стратегически важный Малахов курган, что сделало невозможным дальнейшую защиту Севастополя. Оборонявшие крепость русские войска отступили на новые боевые позиции, заградив интервентам путь в глубь полуострова. Измотанные войной европейские державы вступили на путь соглашения и переговоров с правительством России. В марте 1856 г. в Париже был заключен мирный договор, и войска интервентов были эвакуированы из Крыма.
Окончившаяся поражением Крымская война 1853-1856 гг. показала рутинность и отсталость дворянско-помещичьего строя России. «Крымская война, - отмечал В. И. Ленин, - показала гнилость и бессилие крепостной России». Обреченный историей феодальный режим нуждался в серьезной ломке, в отмене крепостного права. В 1861 г. был опубликован знаменитый царский манифест, отменивший крепостное состояние крестьян. Россия вступала на новый путь социально-экономических перемен и развития капиталистических отношений. После отмены крепостного права, по определению В. И. Ленина, «развитие капитализма в России пошло с такой быстротой, что в несколько десятилетий совершались превращения, занявшие в некоторых старых странах Европы целые века».
Крымская война нанесла огромный ущерб хозяйственной жизни, особенно Евпаторийского, Перекопского и Симферопольского уездов. Более 300 селений полностью запустело, появилось много незанятых земель.
Крепостных крестьян в Крыму было всего 5,1 тыс. человек, только 4 % сельского населения. По реформе 1861 г. отрезки земли в пользу помещиков в крае составили 53 %, так что при освобождении от крепостной зависимости крестьяне получили вдвое меньше земли, чем у них было прежде. Это повлекло за собой в 1861-1863 гг. волнения в 10 селениях Симферопольского и Феодосийского уездов, но они были подавлены властями.
После Крымской войны стало быстро расширяться овцеводство, особенно тонкорунное, а также табаководство, садоводство и виноградарство; хлебопашество отходило на задний план. Но после отмены крепостного права, в связи с ростом безземельного населения в стране, резко увеличился спрос на хлеб, возросли на него цены. Правительство стало раздавать земли в Крыму и поощрять переселение туда из других губерний России н из-за рубежа. В результате к 1897 г. численность переселенцев превысила 130 тыс. человек и составила почти 25 % численности всех жителей полуострова.
Постройка железных дорог (в 1873 г. линии Лозовая - Симферополь, в 1875 г.- Симферополь - Севастополь, в 1892 г.- Джанкой - Феодосия и в 1900 г.- Владиславовка - Керчь) открыла для Крыма внутренние рынки сбыта и облегчила доставку хлеба к портам для вывоза из страны.
К концу 1880-х гг. хлебопашество в Крыму прочно заняло первое место, но зато уменьшилось поголовье тонкорунных овец. Посевы зерновых хлебов преобладали во всех уездах, кроме Ялтинского, занимая 220 тыс. дес.
Под табаком находилось 3,7 тыс. дес. (в 1861 г. Было только 0,5 тыс.), под виноградниками - 5,4 тыс., под садами- 5,1 тыс. дес. К 1913 г. площадь под хлебом увеличилась до 656 тыс. дес., т. е. возросла в 3 раза, под табаком было 2 тыс. дес., под виноградом - 6,9 тыс. дес. В 1917 г. под ними было соответственно 697,3 и 6 тыс. дес., под садами-12,7 тыс. дес. Ежегодные сборы табака возросли с 1880-х гг. по 1913 г. со 149 до 240 тыс. пудов, винограда - со 150 до 970 тыс. пудов, фруктов - с 1 до 2,5 млн пудов.
По данным 1877 г., у помещиков было 45 % земли, у крестьянских общин -9%, у крестьян-собственников - 10%; остальная земля принадлежала государству, удельному ведомству, церкви и прочим владельцам. Развитие капиталистического способа производства в сельском хозяйстве привело к перераспределению земли, к обезземеливанию крестьян и части помещиков, к концентрации земельных владений и образованию латифундий. В 1905 г. у помещиков осталось всего 22 % земли, у крестьянских общин - 6%, зато у крестьян-собственников оказалось 24%. Уже в 1880-х гг. 44% крестьян были безземельными, а из имевших землю половина крестьян вынуждена была прибегать к дополнительным приработкам. Крестьянская беднота составляла 67 %, середняки-14, зажиточные-19%; более половины бедняцких хозяйств совсем не сеяли хлеба, а более трети не имели рабочего скота.
В начале XX в. концентрация земли в руках богатых помещиков и зажиточных людей усилилась, позиции середняка упрочились, удельный вес бедняцких хозяйств несколько понизился. Из 65 тыс. крестьянских хозяйств безземельными были 40%, но всего 15,6 тыс. помещичьих и зажиточных хозяйств имели 95 % земли, причем у некоторых из них было до 10 тыс. дес.
Промышленность в Крыму оставалась слаборазвитой. Правда, население городов увеличивалось быстрее, чем в среднем по стране, но преобладало мелкое производство по обработке продуктов пищевой и легкой промышленности, а также кустарные (ремесленные) промыслы. Число предприятий, в подавляющем большинстве мелких, росло довольно быстро: в 1868 г. было 63 предприятия со 184 рабочими, в 1886 г.- 99 и 743 соответственно, в 1900 г.- 264 и 14,8 тыс. человек, из них 77 предприятий с 6,8 тыс. человек в соледобывающей промышленности, в 1904 г.- только в городах 311 предприятий с 8,5 тыс. рабочих и, кроме того, 1717 ремесленных заведений с 8,4 тыс. человек, в 1914 г.- 600 предприятий с более чем 6 тыс. рабочих и еще 4,2 тыс.- на металлургическом заводе в Керчи (построенном в 1900 г.), 4 тыс. человек на судостроительном заводе в Севастополе (построенном в 1859 г.) и 3 тыс.- в соледобывающей промышленности и каменоломнях, а кроме того, рабочие на железной дороге и в портах. В целом в 1914 г. общая численность промышленного пролетариата в Крыму достигала 16-18 тыс. человек, но в большинстве своем это были рабочие относительно мелких предприятий.
Количество крупных предприятий увеличивалось медленно: в 1890 г. было только 9 предприятий с числом рабочих 25 человек и больше (не считая соледобывающей промышленности и Севастопольского морского завода). В 1908 г. было 30 предприятий, из них 7 с числом рабочих более 100: 2 кирпичных завода (115 и 134 человека), конфетная фабрика (180 человек), 3 табачных фабрики (138, 424 и 528 человек) и предприятие по выработке электроэнергии (109 человек). В начале XX в (в 1904 г.) по числу рабочих на первом месте были Севастополь, Керчь и Симферополь - в них было более 1 тыс. рабочих, затем Феодосия - около 700 и Евпатория - около 100. В Ялте, Перекопе, Балаклаве, Карасубазаре и Старом Крыме было менее 100 рабочих. Ремесленников, торговцев, неквалифицированных рабочих больше всего было в Симферополе, Феодосии, Керчи и Севастополе.
Большое развитие в Крыму получила торговля. В начале XX в. в Симферополе было свыше 650 торговых заведений, в Евпатории - свыше 350. Из Крыма вывозились в другие губернии фрукты, табак, виноград, табачные изделия, вино, рыба, консервы, соль, железная руда. Сильно увеличился экспорт: если в 1860-х гг. сумма вывоза за границу составляла 2,8 млн руб. ежегодно, то к концу XIX в. она возросла до 24 млн руб., а доля экспорта во всем товарообороте Крыма повысилась с 48,5 до 96,8%. На первом месте стоял экспорт хлеба, возросший с 2,2 млн пудов в 1860-х гг. до 10 млн пудов в 1913 г. Вывоз фруктов увеличился с 1 млн до 2,4 млн пудов. Крупнейшим центром внешней торговли стала Феодосия. Однако в начале XX в. Крым вынужден был ввозить из других губерний ряд продуктов питания.
До Великой Октябрьской социалистической революции ни народное образование, ни здравоохранение не получили в Крыму надлежащего развития. Царское правительство и буржуазия не были в этом заинтересованы.
В конце XIX в. грамотными были только 34 % населения Крыма. Далеко не все дети имели возможность учиться, да и из учащихся большинство вынуждено было бросать учебу из-за недостатка средств у родителей.
Врачей и среднего медицинского персонала, больниц и аптек катастрофически не хватало. В 1913 г. было всего 47 врачей, так что один врач приходился в среднем на 11 тыс. жителей, а в некоторых уездах - на 15 тыс.
Крымский полуостров, особенно южное побережье, издавна привлекал своим прекрасным лечебным климатом. В основном здесь жили и отдыхали дворяне, купцы, военная знать, предприниматели. Они скупали тут земли, строили дворцы и особняки, которые особенно роскошно выглядели на фоне бедных жилищ простого народа. «Какая бедность, - писал поселившийся в Ялте А. П. Чехов, - мрут люди от истощения, от обстановки, от полного заброса - и это в благословенной Тавриде».
Стараниями писателя в 1900 г. в Ялте на частные пожертвования был открыт сначала пансионат для туберкулезных больных, а в 1903 г. санаторий. Тогда же благодаря известному хирургу А. А. Боброву (и тоже на пожертвования) был построен детский санаторий в Алупке. В 1829 г. в Саках, а затем в Евпатории были открыты грязелечебницы, ставшие известными курортами страны. Однако народное здравоохранение в Таврической губернии, как и во всей империи, находилось на сравнительно невысоком уровне развития.
После вхождения Крыма в состав России здесь возникают специализированные училища, причем к 1865 г. насчитывалось 262 таких заведения. Средних учебных заведений в крае к 1904 г. было немногим более 20. По данным 1887 г., в Таврической губернии имелось 275 мектебов - начальных религиозных мусульманских школ. В татарских мектебах дети учились от 3 до 5 лет, но тем не менее почти не умели писать и читать.
Во второй половине XIX -начале XX в. в Крыму развертывается просветительская деятельность, в которой принимает участие местная интеллигенция. Учреждаются медико-фармацевтическое общество, ученая губернская архивная комиссия, местное отделение Российского общества садоводства. В 1908 г. была открыта Крымская астрофизическая лаборатория. В Севастополе и других городах был основан ряд музеев (естественно-исторический, военно-исторический, панорама обороны Севастополя в 1854-1855 гг.). Создаются морская биологическая станция и морская обсерватория. В XIX - начале XX в. с Крымом была связана жизнь многих выдающихся деятелей русской науки и искусства: в Крыму жили, работали, встречались А. М. Горький, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. И. Куприн, В. В. Вересаев, Леся Украинка, А. О. Ковалевский, М. М. Коцюбинский, И. Е. Репин, Ф. И. Шаляпин и другие выдающиеся деятели России.
После вхождения Крыма в состав России появляется серия изданий, содержащих главным образом описания путешествий по краю. В 1803 г. вышла в свет книга П. Сумарокова «Досуги крымского судьи», посвященная географии, истории и экономике Крыма. Одновременно начинает развиваться полиграфия, издаются местные газеты и книги. В 1830 г. в Симферополе начала свою деятельность первая типография и стали выходить в свет «Таврические губернские ведомости». Возникают и первые творческие любительские коллективы, в частности городской театр в Симферополе. В XIX - начале XX в. на его сцене давались представления, выступали такие знаменитые русские актеры, как Щепкин и Шаляпин.
В Крыму наряду с официальной, помещичье-дворянской распространялась и передовая демократическая культура России.
Из сборника «Крым: прошлое и настоящее», Институт истории СССР АН СССР, 1988