Показать все теги
А.В. Шевченко
Культ Афродиты в Херсонесе Таврическом известен с начального периода формирования полиса, но первостепенной роли в херсонесском пантеоне раннего периода и эллинистической эпохи он не играл. Тем не менее, культ Афродиты был в числе наиболее популярных, хотя и оставался долгое время в сфере частных культов. Государственным культ Афродиты становится в Херсонесе лишь в первые вв. н.э.
В эпоху раннего эллинизма самыми популярными типами херсонесских терракот являются протомы, погрудные изображения богинь, олицетворяющих собой производящие силы природы и наделенные одновременно чертами хтонических подземных божеств. В этом ряду известна и Афродита как олицетворение женской производительной силы [1]. Протомы Афродиты времени IV-III вв. до н.э. трудно отделить от протом с изображением Коры, особенно, если учесть, что терракоты, как правило, доходят до наших дней в обломках. Не всегда помогают и атрибуты богинь - так, к примеру, птица и цветок могут сопутствовать как Афродите, так и Коре (Рис. 1).
Иконография Афродиты выработалась в Афинах к IV в. до н.э., тогда же появляются разнообразные типы ее изображений. К этому времени древние греки знали как бы двух Афродит - Афродиту Уранию и Афродиту Пандемос. Афродита Урания («небесная») властвует над всей природой и, по выражению Эврипида, «низводит на землю любовь и плодородие» [2]. Афродита Урания,
простирающая власть свою на небо, землю и море [3], богиня строгая, одетая в хитон и гиматий.
В херсонесской коллекции терракот этот тип представлен двумя статуэтками. Одна из них («Афродита на лебеде») (Рис. 2), по всей видимости, малоазийского производства, а вторая («Афродита и Эрот») (Рис. 3) местного производства, но оттиснута, скорее всего, в привозной форме. Обе статуэтки происходят из раскопок в 1903 г. в центральной части городища. Терракоты фрагментированы: в первом случае отсутствуют голова и верхняя часть фигуры богини, а также голова и шея лебедя.
Афродита в хитоне и гиматии, восседающая на лебеде, одно из самых ранних изображений Афродиты Урании. Посвященный ей лебедь в представлениях древних греков, является птицей, связанной с тайнами плодородия [4]. Тип, переданный терракотой, есть тип Афродиты Урании великого Фидия.
Монументальная статуя богини, по всей вероятности, стояла в Афинах и принадлежала резцу выдающегося художника V в. до н.э., близкого кругу Фидия [5].
Терракота «Афродита и Эрот» также фрагментирована: утрачены голова и нижняя часть фигуры богини, а также ноги Эрота. Афродита, судя по сохранившемуся фрагменту, изображена сидящей, нижняя часть фигуры скрыта гиматием, конец которого, перевитый жгутом, проходит под грудью богини. Гиматий скрывает также левое плечо Афродиты.
Верх фигуры, возможно, облачен в тончайший хитон, на плечах - концы вьющихся волос. Эрот обнаженный, на фоне короткого плаща, голова, украшенная пышным венком, наклонена к левому плечу. Удлиненные пропорции фигур указывают на послепракси- телевское время.
Культ Афродиты Пандемос («всенародная») тоже связан с Афинами, откуда он затем попал в Малую Азию , где , возможно , и «родилась» иконография этого образа. Афродита Пандемос - олицетворение народного союза и единства , а также покровительница брака (последнюю функцию имеет и Афродита Урания, что «роднит» обеих богинь. Однако, Афродита Пандемос олицетворяет собой именно идею плотской любви).
Из дореволюционных раскопок происходит терракота «Афродита с голубем» (Рис. 4). Обстоятельства и место ее находки неизвестны. Богиня изображена сидящей (на алтаре?), в левой руке голубь. Голова, часть правой руки и ступни ног утрачены. Гиматий плотно драпирует фигуру богини. Статуэтка выполнена местным мастером во II в. до н.э.
В эпоху эллинизма понимание Афродиты как богини простой человеческой любви усиливается, что выразилось в распространении почитания Афродиты Пандемос и
стирании граней между Афродитой Уранией и Афродитой Пандемос (Рис. 5 а,б) [6].
Образ Афродиты не был в Херсонесе строго каноническим, тем более, что в самой древней Греции в период V-IV вв. до н.э. скульпторами и художниками был создан целый ряд художественных произведений, посвященных «прекраснейшей из богинь».
Лучшие изображения Афродиты связаны, безусловно, с именем великого афинянина Праксителя. Его Афродита «книдская» считалась идеалом женской красоты. Прославленная статуя вызвала к жизни бесчисленное количество подражаний и вариантов, одним из которых можно считать терракоту, найденную в 1908 г. в одном из помещений северо-восточного района городища [7] (Рис. 6). Мастер-херсонесит изобразил обнаженную богиню в момент, когда она собирается войти в воду (мотив праксителевской Афродиты). Левой рукой она придерживает гиматий, соскользнувший с плеч, правая нога обнажена и слегка выступает вперед. Голова и верх правой стороны фигуры, к сожалению, утрачены.
Образ Афродиты обнаженной или полуобнаженной становится в эллинистическом Херсонесе самым популярным (Рис. 7).
Афродита Анадиомена («морская», «выходящая из пены морской»), Афродита в раковине (Рис. 8), Афродита с лебедем или дельфином - все это варианты «морской» Афродиты, они также подчеркивают «чувственный» аспект в характере богини. Афродита «морская» могла выступать в Херсонесе и как покровительница мореплавания.
Херсонесские мастера-коропласты, вдохновляясь творениями великих мастеров, создавали и свои, подчас оригинальные произведения, к числу которых принадлежит фрагментированная терракота Афродиты из дореволюционных раскопок - одна из самых замечательных терракот херсонесской коллекции [8] (Рис. 9). Она также была создана под сильным влиянием работ Праксителя и мастеров его школы. У Праксителя «заимствованы» вся композиционная схема построения фигуры и наличие подпорки, которая всегда составляла часть композиции. Херсонесская Афродита изображена спокойно стоящей на фоне подпорки, играющей в данном случае чисто декоративную роль, т.к. фигура богини ее не касается, а стоит самостоятельно. Верхняя часть фигуры обнажена, а нижняя изящно прикрыта драпировкой. Красота общего контура фигуры, плавные его линии, мягкое движение слегка отведенной назад левой руки, придерживающей, по всей видимости, край гиматия, ямочка в основании шеи, локон на левом плече в виде крупной длинной пряди, мастерство драпировки - все исполнено выразительно и умело, так, что явные просчеты в построении нижней части фигуры просто не бросаются в глаза.
К числу оригинальных творений херсонесских коропластов принадлежит объемная протома Афродиты. В Херсонесе известны две такие находки. Лучшая по сохранности происходит из раскопок в 1975 г. эллинистического помещения в I квартале северовосточного района городища [9] (Рис. 10). Протома представляет собой погрудное изображение богини в фас. Пышные, вьющиеся волосы венчает стефана, украшенная рельефными круглыми розеттами. Это Афродита Урания («небесная»), символ света, символ рождения жизни. На голове богини - высокая подставка с чашечкой (кернос). Голова Афродиты на херсонесской протоме точно повторяет изображение Афродиты на фигурной вазе из Фанагории [10]. Судя по всему, и фанагорийская ваза, и херсонесская протома восходят к одному и тому же образу, созданному, очевидно, в греческой монументальной скульптуре V-IV вв. до н.э. и который «был удивительным созданием искусства» [11]. По всей видимости, образ Афродиты, вдохновивший мастеров этих двух античных центров, был создан, скорее всего, в Афинах, а затем через Малую Азию попал в Сев. Причерноморье.
Вторая аналогичная протома была обнаружена в слое над ранним некрополем на северном берегу Херсонеса с материалом IV - начала III вв. до н.э. [12] (Рис. 11). Находка протомы на некрополе вполне объяснима и осмысленна, т.к. Афродита еще со времен архаики была наделена хтоническими чертами. Ее протомы нередки среди инвентаря древнегреческих погребений, где она выступает как символ возрождения и бессмертия. Вполне возможно, что этот тип протомы создавался специально для погребального ритуала и предназначался для установки в могилу. В херсонесском некрополе эпохи эллинизма погребения с терракотами очень редки и, тем не менее, помимо упомянутой протомы, известная статуэтка Афродиты, найденная в 1910 г. на некрополе в юго-восточной части городища [13]. По составу инвентаря погребение датируется II-I вв. до н.э. Афродита в хитоне и гиматии изображена стоящей у алтаря, на который помещена птица. Правая ладонь богини касается птицы (голубь?), левая опущена вдоль тела. На голове высокая прическа (?) и гладкий венок (символ хтонического божества). Хтонические культы, как известно, очень консервативны и мало подвержены изменениям. В данном случае терракота воспроизводит тип Афродиты, известный со времен классической эпохи, но который без особых изменений «перешагнул» в эпоху позднего эллинизма. В данном погребении изображение Афродиты олицетворяет собой идеи возрождения и бессмертия.
В первые вв. н.э. культ Афродиты становится государственным, что однако не исключает ее из состава частных культов. Среди скульптурных находок в Херсонесе есть ее изображения и, судя по ним, по-прежнему популярен тип Афродиты эпохи эллинизма - полуобнаженная богиня. Но среди немногочисленных терракот первых вв. н.э. ее изображения не известны.
Таким образом, культ Афродиты в античном Херсонесе был одним из самых популярным. Терракоты с ее изображением создавались в местных мастерских под впечатлением прославленных работ Фидия и особенно Праксителя, они запечатлели и сохранили для нас ныне утраченные скульптурные шедевры. Типы херсонесских терракот Афродиты разнообразны, но основное внимание сосредоточено на Афродите Урании («небесной»), богине света, любви, покровительнице браков. Как хтоническая, богиня Афродита олицетворяла собой идеи возрождения и бессмертия. И в первые вв. н.э. характер ее культа особых изменений не претерпел.
Примечания
1 Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб., 1892. С. 907.
2 Там же. С. 907.
а Сокольский Н.И. Святилище Афродиты в Кепах // СА. № 4, 1964. С. 116.
4 Мавлеев Е.В. Греческие Диомеды и этрусский «человек-лебедь» // Художественные изделия античных мастеров; Л., 1982. С. 95.
5 Вальдгауэр О.Ф. Афродита Урания и Афродита Пандемос // ИРАИМК. Вып. II, Пгр., 1922. С. 214.
6 Сокольский Н.И. Указ. соч. С. 118.
7. Белов Г.Д. Терракоты Херсонеса из раскопок 1908-1914 гг. // ХС. Вып. III. 1930. C. 234, рис. 19.
а Соколов Г.И. Античное Причерноморье. Л., 1973. № 139.
а Золотарев М. И. Эллинистическое домашнее святилище в Херсонесе // Причерноморье в эпоху эллинизма. Тб., 1982. С. 266, рис. 5.
10. Фармаковский Б.В. Три полихромные вазы в форме статуэток, найденных в Фанагории // Записки РаИмК. Вып. I. Пб., 1921., табл. III.
11Там же. С. 17.
12Белов Г.Д. Отчет о раскопках в Херсонесе за 1935-36 гг. Крым, 1938. C. 230, рис. 54.
13Лепер Р.Х. Дневники раскопок херсонесского некрополя. // ХСб. Вып. II. 1927. C. 224, рис. 10;