Показать все теги
Александр Петрович Ворона. В советское время среди заключенных советских психотюрем об этом человеке, об его мужественном сопротивлении карателям в белых халатах слагались легенды. Потом, после краха советской империи, это имя оказалось забытым.
Александр Ворона родился в Керчи в 1953 году. Детство его прошло в этом приморском городе. Затем семья переехала в Краснодарский край. Александр хорошо учился, был широко эрудированным человеком и, обладая обостренным чувством справедливости, уже в подростковом возрасте стал критически относиться к советской действительности. Пораженный отважным поступком Виктора Ильина, обстрелявшего автомобиль советского тирана Брежнева 26 января 1969 года, смелый юноша пишет анонимное письмо в Краснодарский комитет телевидения и радиовещания с одобрением покушения на диктатора.
"...вот нашелся человек, пожертвовавший своей молодостью, жизнью, человек с оружием выступивший против тирана, хотевший его убить. Я призываю ваш комитет широко информировать население об этом событии".
Оперативники КГБ вычислили смельчака и 12 февраля 1969 года Ворона был арестован. Экспертиза признала его невменяемым. Был направлен в самую страшную Днепропетровскую спецбольницу (СПБ).
На этапе в Ростове Александр Ворона был ограблен конвоем. А по прибытии на «спец» санитары забрали хорошую одежду, заработанную за 2 года. Александр оказал сопротивление и вступил в неравную драку с несколькими санитарами. Его сильно избили и начали закалывать галоперидолом и аминазином.
В СПБ Ворона пытался бороться за права заключенных. Его избивали и назначали лошадиные дозы нейролептиков. Его товарищ Ведров, брошенный на спец за попытку перехода румынской границы, участвовавший в акциях неповиновения, не выдержав пыток повесился в кабинете главврача - гебистского садиста Прусса.
А. Ворону содержали в 8, 11 и самом тяжелом, 5 отделении. Особо жестоким отношением к непокорному диссиденту отличались начальник 5 отделения Нина Николаевна Слюсаренко и лечащий врач Богданкина Лидия Николаевна.
10 февраля 1972 Александра Ворону этапировали в Казанскую СПБ. На прощание он крикнул своим мучителям: «будет революция, советский режим рухнет и он рассчитается с карателями КГБ в белых халатах». Вороне сделали 3 укола аминазина и бросили в «воронок». На казанском спецу он пробыл до 1978 г.
После освобождения жил у матери в Новосибирске (поселок Каменка, ул. Новокаменская, 2). Активно занимался правозащитной деятельностью, был членом независимых рабочих профсоюзов СМОТ.
В заключение пришел к христианской вере - стал членом общины пятидесятников. Написал широко распространявшуюся в самиздате книгу мемуаров "Из пережитого".
КГБ продолжал преследовать инакомыслящего. Вызывали на допросы, угрожали. Он писал об этом в открытом письме на Запад: "Брось писать, читать, думать, брось ездить. Не дружи с врагами народа - диссидентами и пятидесятниками, ибо мы тебя за это всю твою жизнь будем преследовать, т. е. ты будешь постоянно в поле нашего зрения. Что значит быть в поле зрения КГБ СССР? Это или психушка, или лагерь, или тюрьма".
9 июля 1980 г. к нему домой ворвались гебисты с 3 санитарами и увезли в Новосибирскую психбольницу. Главная цель госпитализации - не дать поехать на Олимпиаду и встретиться с иностранцами. В психушку приезжал допрашивать Александра полковник новосибирского КГБ Фролов. Он дал команду психиатрам «заколоть» строптивого узника лекарствами. Спустя 3 месяца Ворону освободили.
Вместе с товарищем Первушиным он писал обращения к мировой общественности в защиту Александра Подрабинека. Посылал телеграммы опальному академику Сахарову , вызывал его на телефонные переговоры. Опасаясь находится в Новосибирске под пристальным вниманием тамошнего КГБ, переехал в Керчь к тетке Анне Павловне Бедакиевой (ул. Октябрьская, 6). Но и там Комитет не оставлял в покое диссидента.
В январе 1983 в Москве Александр Ворона пытался устроить пресс-конференцию для западных журналистов, но незадолго до мероприятия был схвачен сотрудниками КГБ вновь помещен в днепропетровскую СПБ.
Спустя год на комиссии на вопрос психиатров из КГБ, понял ли он, что такое советская власть и как думает жить дальше, Ворона ответил: «что такое советская власть понял давно. А как жил, так и буду жить и бороться с вашей властью до конца». После такого ответа смельчака избили и назначили лошадиные дозы галоперидола. По непроверенным сведениям Александр Ворона так и не вышел на свободу, погиб в спецбольнице.