Показать все теги
1-й гвардейский корпус наиболее сильно подвергся воздействию пропаганды большевиков. Корпус находился в резерве в Тернополе, и с большой неохотой отправился на передовую. Командный состав корпуса был настроен пессимистично, и не был уверен, что солдаты просто не разбегутся при участии в реальных боях, за исключением Измайловского, отчасти Семеновского и Преображенского полков [1].
В Гвардейский корпус направился помощник комиссара А. М. Чекотило. В Преображенском полку Чекотило был очень тепло встречен. Полк был бодр, воодушевлен.
В тот же день Чекотило беседовал с полковым комитетом Семеновского полка. Семеновский полк, так же как и Преображенский был в хорошем настроении, и готов выполнять приказы командования. Далее Чекотило посетил Павловский полк, где по имеющимся данным положение было много хуже: один батальон отказался выполнять приказы, два других колебались, и лишь один батальон был готов выполнять приказы командования.
Далее Чекотило направился в Гренадерский полк. В Гренадерском полку ни совещания, ни митинга устроить не удалось. Полк попал полностью под влияния большевистской пропаганды. Полк находился под влиянием поручика Дзевалтовскаго. Чекотило заявил Дзевалтовскому, что полк не нуждается в агитации, так как сам все знает, так как выписывает много газет.
Конфликт в Гренадерском полку был явился наиболее значительным и ярким из всех бывших до сих пор. Огромным влиянием в полку пользовался поручик Дзе- валтовский, человек энергичный, ставший большевиком после поездки в Петроград. Полк быстро воспринял боль- шевистсую окраску, и кроме большевистской литературы, не доверял никакой другой, да и этой другой литературы было мало, так как Дзевалтовский тщательно следил, чтобы в полк не проникала никакая другая литература кроме большевитской.
Настроение полка впервые выявилось 16 июня 1917 года, когда Керенский посещал Гвардейский корпус. Все полки корпуса собрались в одном месте, и лишь Гренадерский с большей частью Павловского полка, стояли отдельно от всех остальных, в шагах 500.
Положение с Гренадерским полком обострилось, после присоединениям к ним 1-го батальона Павловского полка и 700 солдат 13 Финляндского стрелкового полка.
Кроме того, к гренадерам стали присоединятся дезертиры из других полков. Дошло до того, что гренадеры стали глумится над ранеными, которые за это стали гренадер избивать, и только вмешательство члена военного комитета спасло гренадер от смерти.
Некоторых гренадер арестовали за подстрекательство к убийству Керенского, за призывы к неповиновению, но позже их всех отпустили за недостаточностью доказательств.
На совещании с членами армейских комитетов, было принято решении применить против гренадер решительные меры, чтобы привести их к повиновению. Чтобы избежать возможного кровопролития, требовалась сильная вооруженная демонстрация, которая показала бы гренадерам бессмысленность дальнейшего сопротивления. Для этой цели 24 июня 1917 года к месту стоянки гренадер, павловцев и финляндцев была подтянута кавалерийская дивизия, две батареи артиллерии и два бронеавтомобиля. Когда оцепление было готово, комиссар И. И. Кириенко вызвал представителей полка, и предъявил приказ:
- Выйти без оружия в указанные пункты: желающим подчинятся всем приказам командного состава и выполнить свой долг перед Родиной и революцией-собратся в одном месте. Всему полковому составу-в другом. И, наконец, отказавшимся подчинятся третьем.
- Все оружие и казенное имущество должно остаться на месте стоянки в целости.
- Никому из желающих выполнить приказ не должно быть оказано никакого противодействия, а тем более насилия.
- На исполнение приказа дан срок в 2 часа.
- По истечении этого срока артиллерия открывает предупреждающий огонь.
- По истечении 30 минут после открытия предупреждающего огня, артиллерия, при содействии пулеметов, открывает огонь на поражение.
За 10 минут до окончания срока, все отцепленные гренадеры, павловцы и финлянды, строем, с музыкой во главе играющей марсельезу, вышли на указанное им место.
Весь полковой состав был арестован и предан суду, тоже было сделано и по отношению к ряду других чинов полка, в отношении которых имелись сведения для возможности предания их суду.
В Гренадерском полку после этих событий, осталось 300 человек, готовых исполнять свой долг. Остальные, группами по 50-70 человек были расформированы по другим полкам.
Поляков Сергей Александрович, аспирант, Орловский государственный университет
Из сборника «Исторические исследования: материалы II Mеждунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2013 г.)».
Литература:
- Я. М. Лисовой «Белый архив» Ч.1. Париж, 1926 г.