Показать все теги
Внимание исследователей уже давно привлекает загадочное сообщение из летописного рассказа о событиях в Киеве в 1068-1069 гг. В сентябре 1068 г. киевским князем восставшими киевлянами был провозглашен освобожденный из темницы Всеслав Брячиславич полоцкий. Однако в следующем 1069 г. изгнанный из Киева и бежавший в Польшу Изяслав Ярославич вернулся на Русь с войском своих польских союзников во главе с князем Болеславом Смелым.
Борьба украинцев за сохранение культурной самобытности на долгие века становится главной темой их истории. Постоянно находясь под властью иноземных правителей, украинцы то и дело испытывались на прочность теми, кто пытался растворить их в монокультурном населении той или иной сверхдержавы.
Новообретенное экономическое могущество помогло дворянству Речи Посполитой еще более расширить свои и без того всеобъемлющие привилегии и укрепить политическое влияние. Прежде всего шляхта стремилась свести к минимуму свои государственные повинности. Выпрашивая у королей все новые и новые
В Европе готовился третий крестовый поход. Гийом, епископ Тирский, появился при французском и английском дворах и описал в ярких красках несчастное положение Палестины, и все ужасы и мерзости, которые творят неверные в священном городе Иерусалиме. Английский и французский монархи отбросили свою личную вражду и согласились сражаться под одним знаменем против неверных, и к концу мая, на второй год осады Акры, королевский флот Филиппа Августа и Ричарда Львиное Сердце торжественно вошел в залив Акры
Патриарх в 17 календы мая сопровождал короля Генриха в Нормандию, где состоялась встреча государей Англии и Франции, во время которой обсуждалась предполагаемая помощь Святой земле. Оба монарха были щедры на обещания и говорили красивые речи; но поскольку лишь присутствие в Палестине короля Англии или одного из его сыновей могло удовлетворить патриарха, то этот высокопоставленный прелат не преуспел в своей миссии и возвратился, недовольный и разочарованный, в Святую землю
Главным городом Крыма последние два века считается Симферополь. До этого столицей был Бахчисарай, а еще раньше – неприступная крепость Чуфут-Кале. Здесь, высоко в горах, жила наследница Чингисхана, а в хранилищах располагался монетный двор.
Многие авторы противопоставляют «протатарский» курс Александра Невского и «прозападный» - Даниила Галицкого. Сторонники Александра считают, что его политика спасла Северо-Восточную Русь от католической экспансии. Их противники утверждают, что именно эта политика лежит в основе нашего периодического тоталитаризма и постоянного технического отставания от Запада. При этом и те, и другие согласны в том, что Александр и Даниил придерживались принципиально разных позиций, как по отношению к татарам, так и по отношению к Западу. Вот что пишет по этому поводу А. Комнин: «…Даниил и Александр были «антиподами». Первый был «западником», который стремился сотрудничать с Западом и бороться против монголов, в то время как второй проводил политику, которую условно назовём «евразийской». Потому что её положительно оценивали евразийцы. Г.В. Вернадский её описывает так: «Два подвига Александра Невского – подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке».
Ханская власть в тюрко-монгольских государствах Чингизидов не была наследственной. Тем более, не приходится говорить о наследственной передаче административных должностей в пределах одного рода сановников. Тем не менее, в источниках неоднократно отмечается переход властных полномочий от высших сановников к их сыновьям или другим близким родственникам, что позволяет говорить о формировании целых сановных династий.
Одной из центральных и пока еще мало изученных проблем истории русско-вен- герскпх отношений середины XIII в. является вопрос о вассальных связях галицко- волынского князя Даниила Романовича (1238-1264) и венгерского короля Белы IV (1235-1270). Несмотря на значительное количество существующих документальных свидетельств (летописи, хроники, буллы и др.), данная тема не стала пока предметом специального анализа.
Новгородская I летопись (далее — HI) в домонгольский период при несомненном преобладании местного новгородского материала содержит известия о событиях в иных землях, в том числе в Киеве и Чернигове. Со второй половины XII в. такого южнорусского материала становится меньше — в силу сокращения контактов, из неновгородских известий преобладают владимирские. На этом фоне обращают на себя внимание «южнорусские статьи» в HI младшего извода среди летописных текстов за начало XIII в. Это известия под 6711 г.: о взятии Рюриком Ростиславичсм Киева; о походе Романа Мстиславича, Рюрика и других князей на половцев; о посылке Романом боярина Вячеслава постричь Рюрика в чернецы. Под 6712 г. сообщается