ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:
Вам нравится наш сайт?


Отличный сайт!
Хороший сайт
Встречал и получше
Совсем не понравился





» » » Страница 6

Значительное пополнение корпуса херсонских пе­чатей в последнее десятилетие, в основном за счет находки остатков городского или таможенного ар­хива, наконец-то принесло четкое археологическое подтверждение существования в Херсоне опреде­ленных форм муниципального управления, несмот­ря на то, что в Крыму к этому времени уже была создана фема.

Почти на десять тысяч километров от Черного до Желтого морей простерся степной пояс Евразии. На протяжении тысячелетий здесь сменялись различные народы и культуры. В I тыс. до н.э. по данным анналов Ассирии, персидских и греческих источников здесь обитали саки-скифы. Современные лингвисты считают, что их язык принадлежал к большой арийской (индоиранской) семье, входящей в состав индоевропейской языковой общности.

В 1561 году развалился Ливонский орден. Вакуум на балтийских берегах, образовавшийся с его исчезновением, быстро заполнили соседи, разделив земли и сферы влияния некогда могущественного ордена. Принадлежавшие ему морские порты в Прибалтике оказались в руках балтийских держав. Швеции достался Ревель, Польше — Рига, а остров Эзель заняла Дания. Не упустило свой шанс закрепиться на Балтике и Русское государство, приложившее максимум усилий для уничтожения своего опасного соседа. Захватив в 1558 году крепость Нарву на левом берегу реки Наровы, в 12 км от ее впадения в море, Москва поставила морские державы перед фактом появления у них на Балтийском побережье серьезного соперника, не скрывающего своих амбиций. Неисчерпаемые ресурсы сухопутной Московии, ее мощный военный потенциал могли послужить толчком в превращении ее в морскую державу. Ближайшие соседи приложили немало усилий, чтобы в зародыше задушить потенциальную возможность появления московского флота.

Киев домонгольской поры располагался на площади около 400 га - эту цифру считают реалистичной практически все исследователи города. Население древнего Киева составляло порядка 50 тысяч человек. Киев, несмотря на некоторый упадок перед нашествием Батыя, как уже говорилось, все равно был самым большим городом Руси, в Новгороде, втором по численности, проживало 30 тысяч.

Стремитесь к миру с печенегами, и на севере никто не потревожит спокойствия империи, завещал Константин Багрянородный, византийский император X в. Как было опасно не следовать этому совету, говорит случай с киев­ским князем Святославом, для которого Византия оказа­лась менее грозным врагом, чем печенеги. Известно, что печенежский хан подстерег Святослава и убил его.

Если золотоордынские ханы, по отдаленности их вла­дений от Монголии, с самого начала были до некоторой степени самостоятельными государями, то гораздо ме­нее определенным было политическое устройство завое­ванных монголами областей Туркестана и вообще Сред­ней Азии. Несомненно, что Чингиз-хан хотел предоста­вить свои завоевания к западу от Монголии своим трем старшим сыновьям и что все три царевича осуществля­ли свои

Различия в вероисповедании в эпоху средневековья оказывали исключительное влияние на характер международных отношений. Тогдашнее средневековое сообще­ство фактически было разделено на группы государств, в которых исповедовалась та или иная религия. Для народов Европы человечество делилось на христианский и нехристианский мир. В последнем особое место занимали мусульманские страны и народы. Позже сам христианский мир для западноевропейцев оказался разделен­ным на католиков и православных («схизматиков»), вторые для первых из «своих» попали в лагерь «чужих».

Русскому слову «дружина» в современном немецком языке соответствует слово Gefolgschaft. Эта лексема — сравнительно позднее искусственное образование, воз­никшее, когда ученые XIX в. прибавили суффикс к известному с XVII в. слову Gefolge («спутники», «свита», «сопровождение»; от глагола folgen — «следовать»). Тем самым был предложен прямой перевод латинскому слову comitatus, которое использовал Тацит в описании нравов, обычаев, верований и общественного устрой­ства древних германцев («О происхождении германцев и местоположении Герма­нии»). Имел ли термин, выбранный Тацитом, какое-либо более или менее прямое

Среди различных гербов, крестов и символов, найденных на окнах и на надгробьях в церкви, имеется медный медальон, который, по-видимому, висел на шее на цепочке. На нем изображен круг, внутри которого помещены два равносторонних треугольника, образующих шестиконечную звезду. В середине звезды другой круг, внутри него агнец (эмблема тамплиеров), держащий стяг в передней ноге, похожий на того, которого мы видим на печати ордена, изображенной на титульной странице этой работы. Удивительная и романтическая история тамплиеров, их подвигов и их бед представляет особый интерес.

Их орден, рожденный первым воодушевлением крестовых походов, восхваляли и превозносили, пока их военная сила и религиозный фанатизм могли служить поддержкой для восточной церкви и защитой для Святой земли. Но когда Полумесяц в конце концов одержал верх над Крестом, когда воинствующий религиозный пыл христианства

В начале XIII в. в результате деятельности Чингис-хана была создана Монгольская кочевая империя, которая эволюционировала от суперсложного вождества к племенной конфедерации. До сих пор остается нерешенным вопрос о структуре власти в Монгольском улусе, которая должна была выступать как механизм регулирования функционирования общественного организма с целью сохранения его целостности. Характерной чертой монгольского общества являлась корпоративная собственность на власть, что было связано с оформлением привилегированного положения рода борджигин, к которому принадлежал Чингис-хан, получившему наименование "Золотого рода"1. Властные отношения выражались, при отсутствии развитого административного аппарата', через систему кровнородственных связей в двух формах: а) легитимация социальных связей, через которые проявляются властные отношения и осуществляется доступ к верховной власти, посредством генеалогии, способной приспосабливаться к социальной и политической практике, порождая зачастую фиктивные генеалогии; б) обозначение отношений в конфедерации племен через термины кровного родства, маркирующих их лидеров: отец - сын, старший брат - младший брат, побратим (анда) (Скрынникова 1997: 30-32).