ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:
Вам нравится наш сайт?


Отличный сайт!
Хороший сайт
Встречал и получше
Совсем не понравился





» » » Страница 7

Волжская Булгария значительное время была своеобразными воротами для Руси на Восток, а Киевская Русь для Волжской Булга­рии - на Запад. Четко регламентированный, наезженный Булгаро-Киевский путь соединял две страны и народы и в области культуры. Караваны из обеих стран доставляли не только различные товары, но и идеи, навыки, культурные достижения. Торгово-экономическое, политическое сотрудничество перерастало в культурно-идеологи- ческие связи. Однако этот сложный мир отношений в области ду­ховной культуры пока целенаправленно не изучался. Имеются лишь общие экскурсы в трудах А.П.Смирнова, Б.Д.Грекова, Б.А.Рыбакова.

Основной проблемой, рассмотрению которой посвящена данная работа, является изучение поведения человека в политическом пространстве. На это поведение влияет целый ряд факторов, исследованием которых занимаются самые разные научные дисциплины, имеющие точкой своего пересечения политологию, изучающую феномен политической культуры.

В 1385 году Тимур разгромил Золотую Орду, что привело к ее окончательному распаду на отдельные части, каждая из которых пыталась играть главенствующую роль. Кочевая знать Крыма воспользовалась обстановкой для создания собственного государства. Длительная борьба между феодальными группировками закончилась в 1443 г. победой Хаджи-Гирея, основавшего независимое Крымское ханство.

Значительное пополнение корпуса херсонских пе­чатей в последнее десятилетие, в основном за счет находки остатков городского или таможенного ар­хива, наконец-то принесло четкое археологическое подтверждение существования в Херсоне опреде­ленных форм муниципального управления, несмот­ря на то, что в Крыму к этому времени уже была создана фема.

Почти на десять тысяч километров от Черного до Желтого морей простерся степной пояс Евразии. На протяжении тысячелетий здесь сменялись различные народы и культуры. В I тыс. до н.э. по данным анналов Ассирии, персидских и греческих источников здесь обитали саки-скифы. Современные лингвисты считают, что их язык принадлежал к большой арийской (индоиранской) семье, входящей в состав индоевропейской языковой общности.

В 1561 году развалился Ливонский орден. Вакуум на балтийских берегах, образовавшийся с его исчезновением, быстро заполнили соседи, разделив земли и сферы влияния некогда могущественного ордена. Принадлежавшие ему морские порты в Прибалтике оказались в руках балтийских держав. Швеции достался Ревель, Польше — Рига, а остров Эзель заняла Дания. Не упустило свой шанс закрепиться на Балтике и Русское государство, приложившее максимум усилий для уничтожения своего опасного соседа. Захватив в 1558 году крепость Нарву на левом берегу реки Наровы, в 12 км от ее впадения в море, Москва поставила морские державы перед фактом появления у них на Балтийском побережье серьезного соперника, не скрывающего своих амбиций. Неисчерпаемые ресурсы сухопутной Московии, ее мощный военный потенциал могли послужить толчком в превращении ее в морскую державу. Ближайшие соседи приложили немало усилий, чтобы в зародыше задушить потенциальную возможность появления московского флота.

Киев домонгольской поры располагался на площади около 400 га - эту цифру считают реалистичной практически все исследователи города. Население древнего Киева составляло порядка 50 тысяч человек. Киев, несмотря на некоторый упадок перед нашествием Батыя, как уже говорилось, все равно был самым большим городом Руси, в Новгороде, втором по численности, проживало 30 тысяч.

Стремитесь к миру с печенегами, и на севере никто не потревожит спокойствия империи, завещал Константин Багрянородный, византийский император X в. Как было опасно не следовать этому совету, говорит случай с киев­ским князем Святославом, для которого Византия оказа­лась менее грозным врагом, чем печенеги. Известно, что печенежский хан подстерег Святослава и убил его.

Если золотоордынские ханы, по отдаленности их вла­дений от Монголии, с самого начала были до некоторой степени самостоятельными государями, то гораздо ме­нее определенным было политическое устройство завое­ванных монголами областей Туркестана и вообще Сред­ней Азии. Несомненно, что Чингиз-хан хотел предоста­вить свои завоевания к западу от Монголии своим трем старшим сыновьям и что все три царевича осуществля­ли свои

Различия в вероисповедании в эпоху средневековья оказывали исключительное влияние на характер международных отношений. Тогдашнее средневековое сообще­ство фактически было разделено на группы государств, в которых исповедовалась та или иная религия. Для народов Европы человечество делилось на христианский и нехристианский мир. В последнем особое место занимали мусульманские страны и народы. Позже сам христианский мир для западноевропейцев оказался разделен­ным на католиков и православных («схизматиков»), вторые для первых из «своих» попали в лагерь «чужих».