ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Скончалась известная ученая-археолог
Скончалась известная ученая-археолог
  • Автор: chernenko |
  • Дата: 13-11-2017 22:33 |
  • Просмотров: 1570

Лариса Крушельницкая, профессор, украинская археолог, доктор исторических наук, библиотековед, умерла во Львове на 89 году жизни.

Лариса Крушельницкая, профессор, украинская археолог, доктор исторических наук, библиотековед, умерла во Львове на 89 году жизни.

Об этом сообщает пресс-служба Львовского городского совета.

"Скорбим с семьей, друзьями, коллегами. Лариса Крушельницкая написала целую эпоху в истории нашей научной библиотеки. Такие образованные люди, как Лариса Ивановна, творят не настоящее, а будущее, за что мы искренне благодарны. Сочувствуем всем миром", - отметил мэр Львова Андрей Садовый.

Лариса Крушельницкая является единственной в мире женщиной-археологом, которая организовала и успешно провела 50 археологических экспедиций. Они стали основой для 206 научных исследований, из которых более 170 опубликованы - в частности, 8 монографий. Крушельницкая открыла 60 исторических памятников, которые принесли ей признание по всему миру.

Лариса Крушельницкая первой организовала археологические исследования памятников периода бронзового и раннего железного веков в Центральной и Восточной Европе на территории Северо-Восточного Прикарпатья и Западной Волыни. Также она впервые провела раскопки в горных районах Карпат, где определила ряд производственных ячеек соляного производства, масштаб которого имел в древние времена большое экономическое значение.

Чтобы больше узнать о жизни знаменитой ученой, читайте биографию Ларисы Ивановны Крушельницкой.

Приводим отрывок из статьи в газете «День» в честь 85-летия ученой:

О ней всегда говорят прежде всего как о достойном потомке двух благородных галицких семей — Крушельницких и Левицких, известного в Украине и далеко за ее пределами ученого-археолога, директора Львовской научной библиотеки им. Василия Стефаника и автора книги «Рубали ліс» (Спогади галичанки). И всегда отмечают: все в сверхсложной с раннего детства жизни Ларисы Крушельницкой освящено великим и святым именем — Украина.

Игорь ЮХНОВСКИЙ, профессор, академик НАН Украины, народный депутат Украины I-IV созывов:

— Каждая нация, а украинцы стали нацией после провозглашения Независимости в 1991 году, богатая своими национальными родами. Род Крушельницких — это древний украинский благородный род. К сожалению, мы, украинцы, очень доверчивые, а такие роды, как Крушельницкие, очень дисциплинированные. Благородные роды отличаются от простых родов глубоким чувством субординации — относительно государства, старшего по роду и т. п. И Лариса одна из ярких представительниц такого рода. Лариса Крушельницкая — это человек с очень грустным детством по той причине, что ее родители поверили советской агитации о возрождении Украинской Советской Социалистической Республики, переехали в Харьков и были физически уничтожены. Лариса осталась сиротой, но росла со своей сестрой, которая впоследствии стала ректором Львовской музыкальной академии. А Лариса стала археологом. Должен сказать, что ее археологические исследования были знаковыми и очень важными. Она глубоко изучила археологию Днестра.

Но Крушельницкая известна и своими взглядами. Это всегда был глубоко украинский национальный род, и чувство украинскости жило во всем ее естестве. Она прямая, открытая, принципиальная, справедливая и добрая. Еще и красивая к тому же.

Вся ее жизнь, какой бы она ни было, мне видится красивой. И те книги, которые она написала о своем детстве, о тех животных, которые были в их семье, — милые, добрые и говорят о хорошей душе Ларисы Крушельницкой.

Она много сделала как общественный деятель. Восстановление Академической библиотеки им. Василия Стефаника происходило благодаря энергичной, стойкой, жесткой (относительно, в частности, администрации) позиции Крушельницкой. Она привела эту библиотеку в нормальное состояние. И до нее были хорошие библиотекари. Но, к сожалению, значительная часть фондов библиотеки исчезла, растворилась за рубежом. Но продолжения этого не допустила Лариса Крушельницкая. Библиотека Стефаника стала второй после библиотеки Вернадского, сохранила свои фонды, упорядочила, приобрела бумажный и электронный каталог, имеет теперь широкие связи со всем миром. Все это заслуга Ларисы Крушельницкой.

Лариса Ивановна — великая женщина, великая украинка.

Роман ЯЦИВ, историк искусства, профессор, проректор Львовской национальной академии искусств:

— Эта творческая интеллектуальная и общественно-культурная индивидуальность является крайне важной для Львова. Лариса Ивановна, как специалист в отрасли археологии, получила очень хорошие знания от классиков львовской школы еще довоенного периода (в частности, Ярослава Пастернака) — это одна составляющая, которая определила ее поле деятельности. Важно, что Лариса Ивановна не осталась только в рамках своей профессии, а очень много системно работала над собой, и ее личность намного более широкого формата — включает общественную активность, организационные усилия, причем на очень непростых периодах формирования институций, таких как, в частности, Львовская национальная научная библиотека им. Василия Стефаника, при формировании новой качественной школы украинской археологии, изданий, учебников, пособий, которые касаются археологического дела, а также библиотековедения и, несомненно, истории культуры ХХ века. Лариса Крушельницкая, как никто из наших современников, прошла очень сложный и трагический путь ребенка, который был унижен теми грубыми надругательствами над украинской интеллигенцией, как дочь Ивана Крушельницкого и внучка Антона Крушельницкого. Ее мужественная личность не стала декларативной, не стала мстительной относительно предыдущей эпохи — наоборот, перестроилась в конструктивном ключе. Она занималась реконструкцией культурно-художественной жизни ХХ века, помогала младшим исследователям максимально приобщиться к этому делу. Я, например, безгранично благодарен Ларисе Ивановне, что имел возможность общаться с ней на сложные, болезненные для нее темы, и она помогала при формировании многих выставок, в частности — Святослава Гординского, с которым дружил ее отец. Это касается и других выставок, которые проходили во Львове и отображали литературно-художественный процесс эпохи модернизма. А ее роль на должности директора библиотеки Стефаника является поистине выдающейся. Лариса Ивановна подняла львовскую библиотеку на европейский уровень. Эта женщина всегда была очень высоким моральным авторитетом.

Мария ЗУБРИЦКАЯ, проректор Львовского национального университета им. Ивана Франко:

— В украинской культуре ХХ века есть много семей, которые для всех сознательных граждан нашей страны являются символом веры в свою родину, образцом воспитанности национального духа и аристократизма мышления. Если попробовать составить картографию символической значимости семейных культурных гнезд прошлого века в интеллектуальной и духовной жизни украинцев, то семья Крушельницких-Левицких, вне всякого сомнения, займет в этой картографии одно из центральных мест. И не только потому, что эта семья является жертвой сталинской системы репрессий против украинства. Семейная сага Крушельницких-Левицких со всем трагизмом и драматизмом жизненной судьбы каждого представителя этой благородной родословной — это история Украины ХХ века в миниатюре. История этой семьи может быть основой для киноэпопеи, которая могла бы иметь катарсическое влияние на сегодняшнее поколение украинцев, разуверившееся и дезориентированное нынешними жизненными реалиями. Писатель и издатель Антон Крушельницкий, дед Ларисы Ивановны Крушельницкой по отцовской линии, был министром образования УНР, и за веру в Украину его расстреляли 3 ноября 1937 года в урочище Сандармох. Вместе с ним расстреляли двух его сыновей-педагогов — Богдана и Остапа Крушельницких, а через месяц этапировали из Соловков и убили его дочь Владимиру. Перед этими трагическими событиями в Киеве расстреляли еще двух сыновей Антона Крушельницкого: 29-летнего талантливого писателя и художника Ивана Крушельницкого (отца Ларисы Ивановны) и писателя и переводчика Тараса Крушельницкого.

Трагедия семьи Крушельницких — это шрамы на национальной памяти украинцев и на их коллективных чувствах, которые напоминают нам о травматическом опыте прошлого и тем самым мобилизуют нас, чтобы не допустить второй раз культурного и национального обморока. Через трагическую историю семьи Крушельницких, как через каплю, можно увидеть океан трагического безвыходного положения украинской элиты в ХХ столетии, которую перемололи жернова сталинской репрессивной машины.

В день 85-летия Ларисы Ивановны мы все вместе должны низко ей поклониться за достойное и благородное продолжение семейных традиций духовной непокоренности и утверждения высокого образца деятельного, а не словесного, патриотизма, за ее заботливое отношение к культуре национальной памяти.

Я искренне желаю Ларисе Ивановне, чтобы она к своему следующему дню рождения получила от украинских режиссеров экранизированную версию семейной саги Крушельницких-Левицких по мотивам ее трогательного рассказа. Это нужно всем, кто верил и верит в родную землю, как верили все представители семьи Крушельницких.

Ирина КЛЮЧКОВСКАЯ, директор Международного института культуры, образования и связей с диаспорой НУ «Львовская политехника»:

— Прежде всего хочу поздравить с юбилеем пани Крушельницкую с пожеланием счастья и добра и заверением в том, что для всех людей, которые лично знают Ларису Ивановну, и для тех, которые знают ее со страниц прессы, благодаря ее книгам, осознают, что это счастье — иметь в своем более близком или дальнем окружении такую личность. Важно, что этот человек вышел из той среды, которую мы называем аристократической, которая так характерна и типична для Львова, в частности — межвоенного периода. Это была особая атмосфера, в которой всегда господствовала культура речи, слова и поведения, где господствовал культ образования, потому что это ценилось тогда в обществе. Аристократизм как явление целеустремленно истреблялся у нас на протяжении многих веков. Важна, конечно, среда, из которой вышла Лариса Крушельницкая. Это — аристократы по происхождению. Но еще более важно то, что это — аристократы по духу. И когда в твоем окружении есть такие люди, как Лариса Крушельницкая, это налагает определенные обязательства — в твоем поведении, отношении ко всему, что окружает: труду, людям и даже способу общения с ними. Когда-то я вычитала, что такие фигуры, как Лариса Крушельницкая, — наше благодатное настоящее. Это счастье, что они с нами сегодня, потому что мы можем учиться у них всему. Где бы пани Крушельницкая не работала, это всегда было высокое качество. Говорю и о наивысшого европейского образца библиотеке Стефаника, из которой она сделала прекрасную интеллектуальную среду в очень непростые времена 1990-х годов. Не могу обойти вниманием и литературное творчество Ларисы Ивановны. Когда говорят о книге жизни Ларисы Крушельницкой «Рубали ліс»... Она немного изменила название, потому что книгу «Рубають ліс» написал ее дед, Антон Крушельницкий, который был министром в правительстве Петлюры, был вообще на то время известным человеком, педагогом, художником, литератором... Для меня в первую очередь это послание Ларисы Крушельницкой в будущее — для тех, кто будет осмысливать описанное в книге как нашу историю.

Читайте также: