ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Страница 62
  • Автор: Malkin |
  • Раздел: » |
  • Дата: 31-01-2015 19:15 |
  • Просмотров: 5811

В 1967 г. народы Советского Союза торжественно отпразднова­ли 50-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической ре­волюции, а вместе с ними эту знаменательную дату отметили тру­дящиеся всех стран мира.

Значение Октябрьской революции не ограничилось рамками Российского государства, она явилась переломным моментом в истории всего человечества и оказала могущественное влияние на дальнейшее развитие революционной борьбы трудящихся всех стран, на национальное и социальное освобождение.

Октябрьская революция пробила брешь в мировой капитали­стической системе, вырвала Россию из блока империалистических держав Антанты и начала осуществлять марксистско-ленинскую программу социальной революции — обобществление средств про­изводства и освобождение трудящихся от экономического и поли­тического угнетения. «Призрак коммунизма», о появлении кото­рого писал К. Маркс в 1848 г., стал реальностью и овладел одной тестой частью мира. Социалистическая революция, о которой мечтали лучшие умы человечества, которую западные социал- демократы рассматривали как перспективу отдаленного будущего, совершилась в России и стала мощной опорой международного революционного рабочего движения и главным препятствием на пути реакционных агрессивных устремлений империализма, на­правленных против свободы и независимости народов.

Особенно велико было значение Октябрьской революции для славянских стран Восточной и Юго-Восточной Европы. Влияние преобразующих идей Октября здесь было в значительной степени обусловлено географической близостью этих стран к России, эт­нографическим родством населения этих стран с ее народами, сра­внительно одинаковой степенью их экономического и политичес­кого развития, историческими, культурными и политическими связями. Русский народ, вне зависимости от целей, преследуемых царизмом и господствующими классами России, а чаще всего и вопреки им, искренне сочувствовал борьбе западных и южных славян за национальное освобождение. Образование Сербского и Болгарского государств было непосредственно связано с помощью сербскому и болгарскому народам, оказанной народами России. Значительную роль в истории зарубежных славянских народов сыграли связи между революционерами России и славянскими революционерами, установившиеся с середины прошлого века Сильное влияние на подъем национально-освободительного дви­жения в славянских странах оказала первая русская революция 1905—1907 гг.

Свержение самодержавия в России в феврале 1917 г. было встречено зарубежными славянскими народами с горячим одоб­рением и дало мощный толчок развитию революционного и на­ционально-освободительного движения. Но свовг-о апогея рево­люционная и освободительная борьба в славянских странах дос­тигла лишь после того, как свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция.

Победа Октябрьской революции оказала не только прямое влияние на рост массового революционного рабочего и освободи­тельного движения, она вызвала коренные изменения в междуна­родных отношениях, в политических позициях различных клас­сов и партий и тем самым содействовала победе национально- освободительной борьбы славянских народов, росту междуна­родного рабочего движения. Октябрьская революция сделала ана­хронизмом существование Германской и Австро-Венгерской импе­рий, содействовала их краху и создала благоприятные условия для образования независимых славянских государств. Советское пра­вительство с первых дней своей деятельности начало проводить новую внешнюю политику, основанную на признании прав на­родов на самоопределение, необходимости дружбы народов в ин­тересах свободы трудящихся, мира и прогресса. Безоговорочное признание независимости Польши и Финляндии убеждало, что Советская власть не ограничивается декларациями, а осуществля­ет принцип национального самоопределения на деле. Это мирное наступление идей Октября оказалось сильней политики импери­алистов, оно привлекло массы трудящихся и, став материальной силой, оказало определяющее влияние на ход исторических со­бытий в славянских странах.

Октябрьская революция и образование независимых славянских государств

Буржуазные западные историки пытаются умалить или вовсе отрицают значение Октябрьской революции в деле восстановления независимости славянских государств и приписывают все заслуги в этом странам Антанты и их политике, в частности придается чрезмерное значение Парижской мирной конференции 1919 г., хотя известно, что к этому времени славянские народы, вдохнов­ленные идеями Октября, сами добились национального освобож­дения и образования своих независимых государств [1]. Легенду о большой роли в славянских делах президента США Вудро Виль­сона особенно старательно развивали американские историки Га­рольд Фишер [2], Г. Кеннан [3] и др.

Буржуазные деятели славянских стран, исходя из своих клас­совых позиций, не хотели признать влияние Октябрьской револю­ции на завоевание народами этих стран независимости и охотно принимали версии о миссии западных держав. «Чехословакия является страной Вильсона»,— писал Т. Г. Масарик Б. Р. Дмов- ский также утверждал, что решающую роль в образовании поль­ского независимого государства сыграли страны Антанты [4], а Ю. Пилсудский придавал большое значение роли Германии, яко­бы «образовавшей самостоятельное польское государство» [5].

Советские историки и ученые других социалистических стран, объективно исследовав эту проблему, убедительно доказали, что утверждения буржуазных апологетов являются или мифами, или попытками сознательного искажения исторической правды. В настоящее время марксистской наукой убедительно доказано, что до победы Октябрьской революции ни одна из западноевро­пейских стран, так же как и царская Россия, не выдвигали задачи национального освобождения славянских народов, наоборот, они рассматривались ими как разменная монета для компенсации тех или других крупных держав за те или иные уступки и соглаше­ния. Франция, например, в 1914 г. обязалась поддерживать планы Николая II по захвату польских земель, находившихся под властью Австрии и Германии, и предоставила на его усмотрение установ­ление западных границ Российской империи. Ллойд Джордж в апреле 1915 г. обещал отдать Италии Истрию, часть Далмации и других югославянских земель в вознаграждение за откол Ита­лии от Тройственного союза. Он же при переговорах с представи­телем австрийского правительства графом Менсдорфом в декабре

1917    г. заявил, что расчленение Австро-Венгерской империи не входит в задачу Антанты. Наоборот, Ллойд Джордж высказывался за сохранение Австро-Венгерской империи при условии, что она будет опираться на Британскую империю и порвет свои связи с Германией. Более того, он заверил, что будущая Польша будет в «некоторой связи» с Австро-Венгрией, а Менсдорф потребовал, чтобы Польша была полностью втянута в орбиту габсбургской монархии. Спор шел лишь о югославянских землях, которые Ан­танта обещала отдать Италии [6]. Даже в позднейшем выступлении (5.1 1918 г.) Ллойд Джордж вновь подтвердил, что Антанта не намеревается нарушить территориальной целостности централь­ных европейских держав при условии п р ед ост а в л ejj ия ими авто­номии некоторым своим народностям. Что касается роли прези­дента США Вильсона в образовании новых славянских государств, то мифичность ее доказана рядом солидных исторических иссле­дований [7]. Впрочем, достаточно вспомнить, что в «скрижалях Вильсона» — его известных 14-ти пунктах — ничего не было ска­зано о независимости славянских народов, а в 10-м пункте говори­лось лишь об «автономии» отдельных народов Австро-Венгрии под короной Габсбургов[8]. Оторвать Австро-Венгрию от Германии Антанте не удалось, поэтому существование Габсбургской империи потеряло смысл, и с этого времени в западных странах начинаются разговоры о возможности ее раздробления.

«Друзьями славян» западные державы стали себя именовать лишь тогда, когда под ударами революционного движения масс, вдохновленных идеями Октябрьской революции, распад Австро- Венгрии стал неотвратим. Именно с этого времени западные импе­риалисты всячески содействуют установлению власти буржуаз­ных правительств в новых славянских государствах с целью пометать им стать союзниками революционной России и создать из них «барьер», «санитарный кордон» против проникновения большевистских идей на Запад.

В самом деле, как же в действительности проходило восстанов­ление новых независимых зарубежных славянских государств? Прежде всего необходимо сказать о Польше, важнейшая часть которой — Королевство Польское — входила в состав Россий­ской империи и в первую очередь самым непосредственным обра-, зом испытала на себе влияние революции в России. Как уже вы­ше говорилось, Антанта продала Польшу Николаю II за участие России в войне против Германии, и царь, хотя и обещал Польше автономию (что было вызвано неудачами на фронте), вовсе не ду­мал предоставлять ей независимость. Такие же намерения были и у Германии," пытавшейся создать «самостоятельную» Польшу, подчиненную Германской империи, а ее союзник Австро-Венгрия лелеяла планы подчинения всей Польши Габсбургам. Австрийс­кий дипломатический представитель в Люблине Э. Хеннинг 3 ян­варя 1918 г. доносил министру иностранных дел Чернину об ус­пешной «пропаганде проавстрийского решения польского вопро­са», причем указывал, что «присоединение ее (Польши.— И. X., Т. С.) к Австрии должно произойти без задержек», что необхо­димо создать ситуацию «fait accom pli» (совершившегося факта) [9].

Даже после свержения самодержавия Временное правитель­ство, обещая рассмотреть в Учредительном собрании вопрос о предоставлении Польше независимости, выдвигало условие за­ключения военного союза между Польшей и Россией. Что каса­ется контрреволюционных «правительств» различных белогвар­дейских генералов, то они не давали даже и таких обещаний и боролись за «единую и неделимую Россию». Несмотря на это, польские буржуазно-помещичьи круги, руководствуясь своими корыстными классовыми интересами, сотрудничали с белогвардей­цами и называли «своими» польские воинские части, боровшиеся против Советской власти в армиях Колчака и англо-американских оккупантов в Мурманске и Архангельске[10]. Более того, премьер Польши Падеревский предлагал Антанте бросить на Москву 500-тысячную польскую армию при условии, если Антанта согла­сится платить 600 тыс. — 1 млн. фунтов стерлингов за каждый день военных действий [11]. Борясь против Советской власти, польские господствующие клагсы по сути дела боролись против создания подлинной независимости Польши, ибо только Советское пра­вительство и Коммунистическая партия, провозгласив право всех наций на самоопределение вплоть до отделения, принимали меры, способствующие реализации этого права.

Еще 14/27 марта 1917 г. Петроградский Совет рабочих и сол­датских депутатов провозгласил право Польши на независимость и пожелал полякам успехов в строительстве самостоятельного демократического государства [12]. В «Декрете о мире», утвержден­ном на второй день Октябрьской революции, говорилось о том, что Советское правительство выступает против «захвата чужих земель», против «насильственного присоединения чужих народ­ностей» [13]. Идеи равноправия народов, право их на самоопреде­ление и образование самостоятельного государства были про­возглашены и «Декларацией прав народов России», принятой Советским правительством 2/15 ноября 1917 г. Во время брестс­ких мирных переговоров с Германией советская делегация тре­бовала полной независимости Польши, а представитель польской социал-демократии Станислав Бобиньский, являясь членом со­ветской делегации, настаивал на выводе немецких войск из Поль­ши, на объединении всех польских земель, на невмешательстве Германии и Австрии во внутренние дела Польши [14]. Под влиянием идей Октябрьской революции в феврале и марте 1918 г. вспыхнули массовые выступления польских рабочих против австро-герман­ских оккупантов в Варшаве, Люблине, Кракове, Кельце, Олькуше, Хелмщине и т. д.[15] 29 августа 1918 г. Советское правительство спе­циальным декретом отменило международные договоры, заклю­ченные Российской империей с Австро-Венгрией и Пруссией, ка­сающиеся разделов Польши, «ввиду их противоречия принципу самоопределения наций и революционному правосознанию рус­ского народа, признавшего за польским народом неотъемлемое право на самостоятельность и единство» [16]. В Постановлении Все­российского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 12 ноября 1918 г. об аннулировании Брестского договора вновь повторялось, что население областей бывшей Российской империи, освобождаемое от оккупации австро-германских войск, имеет пра­во самостоятельно решать свою судьбу [17].

Прямым следствием влияния Великой Октябрьской социалис­тической революции явились: поднявшееся в Польше освободи­тельное движение, революция в Германии, распад Австро-Венгер­ской монархии, освобождение оккупированных польских земель и создание Польского независимого государства. Антанте при заключении Версальского мира пришлось считаться с уже реаль­ным фактом. Поэтому утверждения фальсификаторов истории, что Польша создана Версальским пактом так же не обоснованны, как и легенда о роли Вильсона. Независимое Польское государство создал польский народ, поднявшийся на борьбу за свободу и не- завдслмосгь под влиянием революционных событий в России. «Если бы не было большевистского переворота,— говорил А. Барский на заседании Варшавского Совета рабочих депутатов 5 января 1919 г.,— или если бы не было революции в Германии, в Польше и теперь господствовала бы черная реакция русского царизма или немецкой оккупации» [18].

Подобным же образом под влиянием Октябрьской революции возникло и независимое Чехословацкое государство. В начале первой мировой войны чешская и словацкая буржуазия не ста­вила задачи добиться независимости; самое большее на что она рассчитывала, это на «дарование» австрийским императором авто­номии чехам и словакам. Чешская социал-демократическая пар­тия, находившаяся под влияние австрийских социал-демократов, особенно К. Каутского, на своем XI съезде объявила себя сто­ронницей Австро-Венгрии и с начала войны прекратила свою деятельность, подчинив таким образом чешское рабочее движение влиянию буржуазии. Социал-демократическая печать писала, что классовая борьба развернется лишь после окончания войны. Однако затяжной характер войны, огромные потери на фронтах, истощение экономики, резкое ухудшение материального положе­ния трудящихся, сопровождавшееся небывалым ростом барышей капиталистов, наживающихся на военных поставках, породили антивоенные настроения в народе, нежелание солдат воевать за чуждые им интересы, обострение национальных отношений и рост классовых противоречий. Таким образом, ко времени Октябрь­ского переворота в России почва в Чехии и Словакии для револю­ционной пропаганды была уже подготовлена, чем и объясняется немедленный, сильный и положительный отклик на события в России и на первые декреты Советской власти.

Установление Советской власти в России правительства за­падных капиталистических стран расценили как явление кратко­временное и потому совершенно игнорировали предложение Со­ветского правительства о немедленном прекращении войны, о заключении мира без аннексий и контрибуций, о предоставлении народам права на самоопределение. Но совершенно по-иному ре­агировали на эти предложения народы всех стран. Рабочие одоб­рили установление пролетарской власти в России и вместе со все­ми трудящимися потребовали принятия предложений Советского правительства о мире.

Сразу же после получения известий об Октябрьской револю­ции и декрете Советской власти о мире в Чехии, Моравии и Сло­вакии прошли стихийные митинги и демонстрации с одобрением действий русского пролетариата и установленной им власти. Под влиянием идей“Октябрьской революции чешские и словацкие ра­бочие связывали свою классовую борьбу за социалистические це­ли с борьбой за свержение Австро-Венгерской монархии, за на­циональную свободу и государственную независимость. Вначале движение носило преимущественно антивоенный характер, под лозунгом принятия советских мирных предложений, в чем чешс­ких и словацких рабочих поддерживал и австрийский пролетариат. Чтобы вынудить правительства центральных держав к заключе­нию мира с Советской Россией, австрийские рабочие под руко­водством левых социал-демократов в январе 1918 г. организовали широкую забастовку, охватившую почти все промышленные цент­ры Австро-Венгрии, в том числе Брно, Моравскую Остраву, Кладно и другие чешские и словацкие города. Только при содействии правых социал-демократов власти справились с забастовкой.

Народное антивоенное движение распространилось и на ар­мию: солдаты требовали заключения мира с революционной Рос­сией, солдаты-славяне массами сдавались в плен, росло число так называемых зеленых, отмечались случаи вооруженных вы­ступлений солдат в ряде тыловых гарнизонов, взбунтовались мат­росы в Которском заливе. Значительную роль в антивоенной и революционной пропаганде в армии сыграли солдаты, возвратив­шиеся из русского плена, где они были очевидцами, а иногда и участниками революционных событий.

Австро-венгерское правительство уже не имело возможности влиять на положение в стране и на фронтах: расстроилось снаб­жение армии и городов продовольствием; крестьянство открыто выражало недовольство непрерывными реквизициями скота, зер­на, картофеля и т. д.; в городах начались «голодные бунты» и стачки не только с экономическими, но и с политическими требо­ваниями. Все эти факты наглядно показывали, какое огромное влияние приобрели революционно-демократические лозунги, объ­явленные и осуществлявшиеся Октябрьской революцией, на внут­реннее положение в Австро-Венгрии, стоявшей на краю распада. Австрийский император пытался спасти империю, издав манифест о предоставлении автономии славянским народам, но было уже поздно: автономия не удовлетворяла эти народы, задачей которых теперь было образование независимых национальных государств.

Под влиянием массового народного движения за полную нацио­нальную независимость начинают выступать и функционеры чешс­кой социал-демократической партии. Депутаты партии в имперс­ком парламенте выдвинули требование создания суверенного Че­хословацкого государства. Это требование было решительно под­держано во время демонстрации 1 мая 1918 г. рабочими, высту­пившими с лозунгами образования чехословацкой республики и проведения в ней социальных и политических преобразований. Летом и осенью массовое движение чешского и словацкого народов за национальное освобождение и социальные реформы непрерывно нарастало, а тем временем чешская и словацкая буржуазия, от­вернувшаяся от Габсбургов, готовилась к захвату власти на чешских и словацких землях, не желая допустить дальнейшего развития революционного движения и радикализации народных требований. В июле 1918 г. буржуазные партии организовали в Праге объединенный Национальный комитет, который с осени 1918 г. занялся под видом восстановления низших органов пар­тии подготовкой местных органов власти для смены имперской администрации и созданием вооруженных отрядов, предназна­ченных стать опорой чехословацкого правительства и основой национальной армии. Буржуазия забыла, что вопросы о независи­мости и характере власти решает теперь уже народ.

Чешская социал-демократическая партия, оставаясь на оппор­тунистических позициях, все же не могла избежать влияния Ок­тябрьской революции, которую она, правда, не порицала, но не верила в прочность ее победы и, кроме того, не считала «русский пример» применимым в Чехии. Под воздействием пролетарской революции в России в среде чешских социал-демократов усили­вается идейно-политическая и организационная дифференци­ация. В партии возникают все более разнящиеся друг от друга три крыла: правое — националистическое, центристское и ле­вое — революционное. Наблюдая консолидациию сил буржуа­зии, чешская социал-демократия предпринимает шаги к полити­ческому объединению рабочих организаций. С этой целью были начаты переговоры об объединении с «национальными социалиста­ми», переименовавшими себя в «чешских социалистов». Перего­воры эти мало что дали, так как «чешские социалисты» защищали отнюдь не интересы рабочих. Все же в результате этих перегово­ров в сентябре 1918 г. был создан Пражский Социалистический совет, в который, кроме «чешских социалистов», социал-демокра­тов, вошли также представители профессиональных организаций и заводских комитетов промышленных предприятий Праги. Не­смотря на то, что абсолютное большинство мест в Совете принад­лежало правым, все же он явился социальным противовесом На­циональному комитету и доказательством того, что борьба за власть в Чехословацком государстве началась еще до его провоз­глашения. Октябрьская революция, воздействуя на политику чеш­ского рабочего класса, указывала левым социал-демократам на необходимость отказаться от реформистского наследия, на необ­ходимость настойчивого проведения классовой пролетарской по­литики, на необходимость установления власти пролетариата.

12 октября 1918 г. Социалистический совет принял решение о провозглашении независимого Чехословацкого государства и на­значил на 14 октября всеобщую забастовку. Комитет действия Социалистического совета выпустил прокламацию «Час про­бил...», в которой выдвигалось требование установления незави­симости и суверенности Чехословакии. Одновременно была вы­пущена листовка «Чешский пролетариат — немецким рабочим» с целью вызвать сочувствие у товарищей по классу: Забастовка сос­тоялась и охватила все крупнейшие промышленные центры. В Кла- дно, Пльзене, Писеке, Моравской Остраве и других городах бы­ло провозглашено создание независимой Чехословацкой респуб­лики [19]. Увидев в этой забастовке «подобие русских событий» [20] чешская буржуазия, буржуазный Национальный комитет осудили
решение Социалистического совета от 12 октября и не допустили в Праге провозглашения независимости Чехословакии. Но за­бастовка 14 октября все же имела большое значение — дружное выступление чехословацких рабочих ускорило крах Австро-Вен­герской империи. 27 октября Австро-Венгрия капитулировала перед Антантой, а на следующий день в Пра^е произошли сти­хийные народные волнения и демонстрации, под влиянием кото­рых Национальный комитет, проводивший до этого времени пере­говоры с австрийским правительством, решил возглавить народное движение, желая подчинить его себе и придать ему нужное для буржуазии направление. Поэтому Национальный комитет при­соединился к требованию народа и объявил независимость Чехо­словацкой республики [21]. И хотя независимость эта была завоева­на народом и в первую очередь рабочим классом, власть в Чехо­словакии захватила буржуазия. Социал-демократЫ не смогли это­го сделать, да и не стремились к этому, хотя и пользовались вли­янием среди рабочего класса.

Национальный комитет начал переговоры с австрийскими граж­данскими и военными учреждениями в Праге и других городах о мирной передаче власти представителям Комитета, что импер­скими чиновниками было выполнено за сравнительно короткий срок. 30 октября Словацкий национальный комитет объявил об отделении Словакии от Австро-Венгерской империи и вхождении в состав Чехословацкой республики.

Антанта, напуганная революционными выступлениями в Че­хословакии и фактом провозглашения народом самостоятельной Чехословацкой республики, была вынуждена изменить курс своей политики. Чтобы не допустить дальнейшего развития револю­ционных событий, она начала спешно оказывать поддержку па­рижскому буржуазному эмигрантскому Национальному комите­ту Масарика — Бенеша, инспирировав реорганизацию его во Вре­менное чехословацкое правительство.

Рабочий класс Чехословакии, добивавшийся образования со­циалистической Чехословацкой республики, не смог пойти даль­ше завоевания национальной независимости. Причинами того бы­ли отсутствие единой революционной марксистской партии, пре­дательство правых социалистов и т. п. Но независимость Чехосло­вакии была завоевана рабочим классом, и вдохновил его пример русского пролетариата. Октябрьская революция явилась не толь­ко стимулом развития национально-освободительной борьбы чеш­ского и словацкого народов против габсбургской империи, но она была одним из решающих факторов, создавших такую междуна­родную политическую ситуацию, при которой не могло возникнуть серьезных препятствий к созданию суверенной Чехословакии.

«Победная Октябрьская революция в России,— говорил Антонин Запотоцкий,— была главным международно-политическим факто­ром, который привел к возникновению независимого Чехословац­кого государства» [22]. Еще более категорично выразился К. Гот­вальд, сказавший, что «без Великой Октябрьской социалисти­ческой революции не было бы и самостоятельной Чехословакии» [23].

Мощным стимулом подъема революционной и освободитель­ной борьбы явилась Октябрьская революция и для югославских трудящихся. Огромное впечатление произвели на них декреты о мире и самоопределении народов, о земле, о переходе власти в руки трудового народа. Сильное впечатление на крестьян Хор­ватии, Словении и Воеводины (где сохранилось много феодальных пережитков) произвело справедливое разрешение в Советской Рос­сии земельного вопроса, а также меры Советского правительства, направленные на ликвидацию национального угнетения, которое особенно остро ощущали все южнославянские земли, насильствен­но присоединенные к Австрии. Рабочие этих областей участвовали в забастовках в январе 1918 г., проходивших под лозунгом прек­ращения войны, а крестьяне начинали захватывать помещичьи земли. В ряде районов возникли партизанские отряды, боровшиеся с австрийскими властями, полицией и помещиками.

После капитуляции Австро-Венгрии все южнославянские зем­ли объявили 29 и 30 октября 1918 г. о разрыве с империей Габ­сбургов. Целью южнославянских народов было создание демокра­тического объединения на основе автономии отдельных народов, но буржуазные верхи не считали эти принципы приемлемыми. Буржуазные партии Словении и Хорватии создали в Загребе На­родное Вече, объявившее себя временным правительством всех южнославянских земель, входивших в состав Австро-Венгерской империи. 4 ноября 1918 г. Вече вызвало для борьбы с революци­онным народным движением войска Антанты под предлогом разо;- ружения австрийских войск.

Стремясь закрепить свое влияние в южнославянских землях, страны Антанты созвали в Женеве конференцию представителей Лондонского эмигрантского Комитета и Загребского Народного вече, на котарой было вынесено решение о создании Югославс­кого государства под эгидой сербской династии Карагеоргиеви- чей. На основе этих решений сербский принц-регент Александр 4 декабря 1918 г. опубликовал манифест о создании Королевства сербов, хорватов и словенцев. Однако в манифесте ничего не го­ворилось об обеспечении прав отдельных народов, входивших в новое государство. Так, в общих чертах, завершился процесс объединения южнославянских земель, ставший возможным бла­годаря подъему национально-освободительного движения, в ко­тором приняли непосредственное участие пленные и эмигранты, возвратившиеся из Советской России. В конечном счете и здесь решающим оказалось влияние Октябрьской революции. Но по­беда народа была неполной. Того демократического государст­ва, которое обеспечило бы автономию и права каждого южносла­вянского народа, создать не удалось. Верхушечные слои этих народов предали трудящиеся массы и подчинили их сербской ми­литаристской династии.

Что касается Болгарии, то ко времени Октябрьской револю­ции она уже была самостоятельным государством, но, находясь под властью немецкой династии Кобургов, втягивалась в орби­ту политики Германии и Австрии, а поэтому часто противо­поставлялась другим сдавянским народам. После Октябрьской революции и здесь назревает стремление к освобождению от не­мецкого влияния. Выражением этого стремления и протеста про­тив антинациональной политики реакционно-монархического пра­вительства, вовлекшего болгарский йарод в войну в интересах империалистов «Тройственного согласия», явились активные ан­тивоенные выступления, развернувшиеся в Болгарии сразу после Октябрьской революции. Декрет Советского правительства о мире был сразу же переведен на болгарский язык, отпечатан и широко распространен среди гражданского населения и в воинских час­тях. Он стал программой болгарского антивоенного народного движения, требовавшего принятия советских предложений и пре­кращения войны за чуждые трудящемуся народу интересы.

Антивоенное движение выражалось не только в митингах и собраниях, не только в «женских бунтах», в которых принимали участие и инвалиды войны, и отпускники солдаты, и молодежь, но также в создании в воинских частях тайных солдатских комитетов, в широких волнениях солдат, требовавших немедленного заклю­чения мира [24].

Под влиянием народного антивоенного движения реакционное правительство В. Родославова в июне 1918 г. ушло в отставку, и его место заняло правительство А. Малинова и С. Костуркова, представителей буржуазных партий — радикальной и демократи­ческой. Однако и это правительство ничего не предприняло для прекращения войны, и*только когда 28 сентября 1918 г. после поражения в секторе Градо-Поле вспыхнуло солдатское восста­ние, угрожавшее перерасти в гражданскую войну, правительство поспешило обратиться к командованию войсками Антанты с прось­бой о перемирии, которое и было подписано 29 сентября. Восста­ние, неумело организованное и не имевшее единого боевого ру­ководящего центра, было подавлено, но оно потрясло основы буржуазно-монархического строя Болгарии и сильно напугало пра­вительства центральных и западных держав. Народ добился за­ключения мира, но суверенитет Болгарии теперь пытались огра­ничить уже государства Антанты.

В. И. Ленин 8 ноября 1918 г. говорил: «Возьмите Болгарию. Казалось бы, что такая страна, как Болгария, колоссу англо- американского империализма ведь страшна быть не могла. Од­нако революция в этой маленькой, слабой, совершенно беспомощ­ной стране заставила англо-американцев потерять голову и поста­вить условия перемирия, которые равны оккупации» [25].

Развернувшаяся позже классовая борьба болгарских рабочих крестьян и всех трудящихся за свержение буржуазно-монархи­ческого строя, за социальные преобразования была в то же время борьбой за полный суверенитет Болгарии, против превращения ее в приспешницу империалистических держав.

Октябрьская революция и подъем революционного движения в славянских странах

Борьба славянских народов за независимость, за образование своих национальных суверенных государств являлась также и революционной борьбой, проводимой преимущественно рабочими и крестьянами. Огромное влияние оказала Октябрьская револю­ция на подъем классового рабочего и крестьянского движения в славянских странах, особенно в Польше.

Отношение польского пролетариата к Октябрьской революции кратко, но со всей ясностью выразил в своем выступлении на II съезде Советов Ф. Э. Дзержинский, который заявил: «Польский пролетариат всегда был в рядах вместе с русскими. Декрет (о ми­ре,— И. X., Т. С.) с энтузиазмом принимает Социал-демократия Польши и Литвы. Мы знаем, что единственная сила, которая мо­жет освободить мир — это пролетариат, который борется за соци­ализм. Когда восторжествует социализм, будет раздавлен капи­тализм и будет уничтожен национальный гнет... у нас будет одна братская семья-народов без распрей и раздоров» [26].

Сразу же по получении известий об Октябрьском перевороте в Петрограде Главное правление СДКПиЛ выпустило листовку «Пролетарская революция в России», в которой говорилось, что Октябрьская революция «прокладывает путь» и для польских рабочих к социализму, что задача пролетариев Польши и стран всего мира выразить свою солидарность с русскими рабочими. «К борьбе нас зовет громовой набат русской революции»,— го­ворилось в этой листовке [27].

С подобной же листовкой в начале декабря 1917 г. выступила дру­гая польская рабочая партия — ППС-левица, призвавшая польских рабочих по примеру русских товарищей «поднять еще выше знамя борьбы» против буржуазии и буржуазных правительств[28]. Листов­ки с призывами поддержать пролетарскую революцию в России издали и некоторые местные организации СДКПиЛ и ППС-левицы.

В воззвании Люблинского комитета ППС-левицы, например, говорилось: «Русские товарищи могут быть уверены, что их ста­рые братья по оружию 1905—1906 гг. не забыли славных традиций всеобщей забастовки и революционной борьбы» [29]. И действитель­но, польские рабочие горячо откликнулись на победу пролетарс­кой революции в России: в промышленных центрах Польши со­стоялись митинги и забастовки. Характеризуя забастовочное дви­жение и демонстрации в Варшаве, немецкий генерал фон Безелер в январе 1918 г. сказал, что они основываются «на социально-по­литических мотивах и, видимо, связаны с интригами большеви­ков...» [30] В январе 1918 г. состоялась забастовка в Кельцах, про­ходили митинги и демонстрации с красными флагами. В листовках, распространявшихся в это время, провозглашались лозунги: «До­лой буржуазный регентовский совет. Долой оккупантов. Да здрав­ствует наш брат — рабочий и революционер России!» [31].

В политическом отчете министерства внутренних дел Польши от 29 января 1918 г. говорилось, что подъем польского рабочего движения связан с революцией в России и что «руководители этого движения вдохновляются и берут пример с событий в России» [32].

Новый этап в польском рабочем движении с осени 1918 г. характеризуется созданием Советов рабочих депутатов, претен­дующих на власть на местах. Советы были созданы в Варшаве, Лодзи, Домбровском бассейне и почти во всех промышленных центрах. Домбровский Совет, назвавший себя «зародышем про­летарской власти в Польше», в день первой годовщипы Октябрь­ской революции послал в Петроград приветствие Совету Народных Комиссаров [33]. Лодзинский Совет рабочих депутатов контроли­ровал деятельность городского магистр

  • Автор: Malkin |
  • Раздел: » |
  • Дата: 17-01-2015 15:43 |
  • Просмотров: 2163

Исследователи наследия историка и философа Льва Плато­новича Карсавина (1882-1952) до сих пор с видимым стес­нением говорят о том, что увлечению Карсавина евразийством во второй половине 1920-х годов сопутствовало увлечение советской властью и большевистской государственностью. Ей он (и не он один) мечтал навязать своё представление о некоммунистичес­ком пути развития СССР как Исторической России

  • Автор: Malkin |
  • Раздел: » |
  • Дата: 17-01-2015 14:49 |
  • Просмотров: 2004

тамплиеры«Устав бедных рыцарей Иисуса Христа и Храма Соломонова», составленный св. Бернаром и утвержденный высшими церковными иерархами на Соборе в Труа для регулирования деятельности монашеского и военного сообщества храмовников, являет собой религиозный кодекс самого строгого и сурового свойства. Он состоит из семидесяти двух глав и короткого пролога, обращенного «ко всем, кто желает действовать не по собственной воле, но с чистыми помыслами сражаться за высочайшего и истинного Владыку»

  • Автор: Malkin |
  • Раздел: , |
  • Дата: 14-01-2015 14:30 |
  • Просмотров: 2825

План городища у с. Петровка на р. СупойРассмотрение маршрута сухопутного торгового пути Булгар-Киев следует производить на фоне историко-географических особенностей двух крупных восточно-европейских областей, где в средневековые времена находились южнорусские и булгарские земли. Географическое положение Киевской Руси от Волжской Булгарии отличалось по природ­ным зонам тем, что ее верхняя граница находилась значительно се­вернее

  • Автор: Malkin |
  • Раздел: » |
  • Дата: 04-01-2015 21:55 |
  • Просмотров: 4282

С развертыванием кампании массового "большого" террора в 1937 году сталинская истребительная машина не оставила в стороне ни одну категорию населения. Поистине, никто не был забыт: рабочие и крестьяне, служащие и интеллигенция разного рода занятий. Не было забыто про­шлое. В том числе, происхождение - из дворян, из бывших кулаков, тор­говцев, офицеров. И, не дай Бог, служивших в белой армии, в армии Кол­чака.

  • Автор: Malkin |
  • Раздел: » |
  • Дата: 04-01-2015 21:02 |
  • Просмотров: 1596

Одной из самых малоизученных тем в советском монголоведе­нии остается история развития и функционирования монгольского феодального права.

Статья является продолжением работы автора над юридиче­скими памятниками XVII в. и касается лишь одной отраженной в них отрасли права - процессуального. Материалом для исследова­ния послужили монголо-ойратские законы, или "Великое уложение" 1640 г., и законы, принятые на съездах халхаских князей в кон­це XVI- первой трети XVII в. и получившие название "Восемнад­цать степных законов". Берестяные листы с записями, текста за­конодательств были обнаружены отрядом советско-монгольской ис­торико-культурной экспедиции во главе с монгольским историком X. Пэрлээ и советским археологом Э. Шавкуновым на территории Булганского аймака МНР в 1970 г.

Процессуальное право - часть норм правовой системы, регу­лирующая отношения, возникающие при расследовании преступления, рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел. Нормы этой отрасли права формулируют обилие принципы судопроизводства, определяют правовое положение участников расследования, регла­ментируют ход судебного разбирательства.

Одной из основных фигур в процессуальном праве в Халхе в начале ХУП в. являлись элчи, состоявшие на службе у кратных нойонов. Мы не случайно оставили термин eici (букв. гскиы, по­сланники) в тексте перевода законов, не давая ему русского эк­вивалента. Как свидетельствуют материалы "Восемнадцати зако­нов", этот термин оказался удивительно многозначным.

Кроме функции гонцов, законодательством определялась важ­ная роль элчи при поимке и задержании виновного, его доставке к нойону. В этой связи можно рассматривать элчи как выполняющих обязанности полицейских. Статья 56 закона Шести хошунов, составленного во второй половине XVI в., гласит: "За беглецом, отправившимся в другой хошун, послать элчи всех хошунов" [L, с. 20]. Статья закона, составленного в конце ХУІ в., определя­ет награду элчи, поймавшему виновного, - "каждого скота по па­ре лучших" [1 с. 25].

В законах имеются другие статьи, дающие основание рассматривать элчи как выполняющих функции судебных исполнителей. Так, статья 52 закона Шести хошунов определяет, что "если случится какой-нибудь долг или проступок, то виновного элчи доста­вить к нойону. [с. 19]. Статья 1 закона 1603 г.: "Если какой-нибудь оток, не согласовав, отделился, его вверить, по­слав двух хошунных элчи" [l, с. 277]. Еще один пример: "Если два виновных человека вместе подадут жалобу, и если [кто-то из них] не приедет после трех [вызовов], то с отсутствующего, по­слав элчи, взять лошадь" [I, с. 73]. И, наконец, статья, рас­крывающая значительную роль элчи в халхаском судопроизводстве: "Виновного человека отправлять с элчи. Если отправить без элчи, то дело не разбирать" [i, с. 74].

Находящиеся при исполнении служебных обязанностей элчи защищались законом. Так, за оскорбление полагался штраф - один деэлток и лошадь. Одновременно закон предусматривал нака­зание за самовольное пользование подводой, предназначенной для элчи: "если кто, назвавшись элчи, обманным путем возьмёт под­воду и довольствие, [с того] взять три девятка" [Ч, с. 66].

Для проведения следствия и дознания применялось задержа­ние на девять суток. Причем строго определялось, что задержан­ный пять суток питался за свой счет, еще на четверо суток про­довольствие давал нойон. В случае отказа предоставить еду нойон подвергался довольно крупному штрафу в один верблюд и во­семь лошадей [l, с. 19]. Видимо, такой порядок был призван со­кратить сроки выяснения существа дела и ускорить объявление наказания.

Это единственное в "Восемнадцати Степных законах упоми­нание о применении задержания виновного или подозреваемого. Нет упоминания о тюрьмах или каких-либо других местах для со­держания преступников и в более позднем "Великом уложении " 1640 г. чело з видимо, в том, что лишение свободы вообще редко применялось у кочевых народов. Даже соседний оседлый Китай не знал наказания тюремным заключением и лишением свободы. Как от­мечал Е.И. Кычанов, в тюрьмах велось только следствие, там же осужденный дожидался наказания" [3, с. 106], Этим объясня­ется отсутствие в процессуальном праве в средневековой Монго­лии норм, регламентирующих пребывание виновных в заключении.

Однако следствие все же проводилось. Причем, его порядок был весьма интересен и заслуживает, на наш взгляд, того, что­бы привести здесъ следующую статью: Если дважды виновный не сознается, [следует] взять тр.. овир. Если после этого не со­знается , следует спросить у хана. Хан, послав элчи, берет од­ну лошадь. Если этому будут чиниться препятствия, взять эту лошадь с привязью. Если после этого не сознается, то, послав по одному элчи от каждого из Четырех хошунов, взять четыре ло­шади. Если и после этого не сознается, то, послать семь элчи, взять восемь лошадей. Если и после этого не сознается, то [сле­дует поступать] таким же образом. Увеличивая число [элчи, орат, скот] [i, с. 38]. Такой порядок дознания определился соответ­ствующими статьями "закона Четырех хапунов" 1614 г. и "Велико­го закона" 1620 г.

Из приведенной выше статьи можно заключить, что признание подследственного являлось определяющим для вынесения приговора по тому или иному делу.

Воообще профессиональный с юридической очки зрения порядок следствия предусматривался "Великим уложением" 1640 г, "Обна­ружение следа [вора] должно рассматриваться в трех вариантах. Если след [вора] засвидетельствуют авторитетные свидетели, то [вора] наказать по закону о краже. При отсутствии авторитетных свидетелей провести расследование и судить [вора]. Если извест­но только направление следа при отсутствии свидетелей, то привести к присяге старосту айла, но если он откажется прися­гать, то взамен этого должен указать айл, р котором проживает вор, и наказать ero [f2f с, 22-23].

Примечательно, что законодательством не предусматривалось применение физических мер воздействия при дознании и следствии. В этом видится характерная особенность монгольского права по сравнению с правовыми системами дальневосточных государств, в частности Китая и Японии.

Процитированные виде статьи законов свидетельствуют, что в правовой культуре монголов за прошедшие двадцать лет произо­шли заметные изменения. Как развивалось пр~во, в т.ч. процес­суальное, можно проследить и на последующих примерах.

В ходе расследования мог применяться обыск, которому под­вергались представители всех слоев населения Халхи. Если же нойон, табунанг или кто-либо, обладающий властью, противился этому, он штрафовался андзой (единица штрафа скотом). Не явив­шийся на обыск штрафовался лошадью. Человек, проводивший обыск, награждался девятком.

Дальнейшее развитие положение об обысках получило в "Ве­ликом уложении" 1640 г. "Если кто [подлежащий обыску] катего­рически откажется в производстве у него обыска, то поступать согласно положению. Но при этом следует узнать через свидете­лей, в самом ли деле он отказал в обыске у него, и, если сви­детелей не будет, привести к присяге старейшину аймака" [2, с. 20].

Развитие права в течение первой половины XVII в. шло в на­правлении увеличения роли свидетелей. При разборе дела и для вынесения Обвинения большое значение имели свидетельские пока­зания, что довольно четко просматривается в обоих исследуемых законодательствах. Например, факт измены или бегства с поля боя устанавливался через свидетельские показания. Со свидетеля ми необходимо было прибывать в суд при рассмотрении жалоб и и скорых заявлений. При этом свидетели ставились в особое, за­щищаемое законом положение/· За показания свидетель получал из штрафа один девяток. А свидетель по имущественным искам наград дался сообразно с количеством вещей. Кроме того, как устанавливал закон 1614 г., свидетель получал кормовые: из ста голов скота - пять [l, с. 40].

В "Великом уложении" 1640 г. появляется статья довольно интересного содержания: "Рабыню за свидетельницу [в делах о краже] не считать. Но если она [в доказательство] принесет мя­со и кости [украденного скота], то считаться [с ее показания­ми] " [T2, с. 277]

"Восемнадцать степных законов" содержат упоминание о свое образном способе решения споров. Испытуемый должен был пройти через ворота из трех палок, к которым были подвешены старая обувь, одежда и т.п. Если при этом он касался какого-нибудь предмета, то его считали виновным в том или ином преступлении.

Если же ему удавалось пройти через воротца не коснувшись, подозрение с него снималось. Описанная процедура обозначалась термином "испытание".

Статья закона конца XVI в. гласит: "Если человек, первым проходящий [испытание], не поместится [в воротца], [взять с нeго] три девятка..." Такой унизительной процедуре подверга­лись не только простолюдины: через воротца вынуждены были про­ходить и ответственные за нойонский скот шулэнги в случае по­тери скота. "...Если поместится [в воротца], то вины не будет; если не поместится - заставить все выплатить," - говорится в законе 1616 г. [ί9 о. 53-54].

Наличие такого испытания у монголов К.Ф. Голсунский воз­водил к шманским обрядам. Аналогичная форма решения споров - ордалии - применялась и в средневековых европейских судах.

Характерно, что в более позднем "Великом уложении" подоб­ная процедура не упоминается. Законодатели считали, что до­стоверность сведений можно подтвердить принятием подследствен­ным присяги. Причем такой порядок строго регламентировался со­ответствующими статьями: "Староста айла должен присягать в при­сутствии сайта [главы] отока. Сайт отока присягает в присутст­вии нойона".

Спорные дела решались тушимэлами, "поддерживающими закон, т.е. судьями. Суд производился в строго определенном месте. По этому поводу в Указе Галдан-хана говорится: "Вообще судьи не должны производить судебное разбирательство вне определенного места". Обязательным было присутствие в суде обеих сторон.

Материалы памятников рисуют следующую процедуру судебного разбирательства. Спорящие стороны, затеявшие тяжбу, подавали в суд жалобу. Через определенное время истец и ответчик должны были явиться в суд по вызову. Как устанавливала статья "Вели­кого закона" 1620 г., в случае неявки одной из сторон после трех вызовов налагался штраф независимо от того, окажется ли она оравой или виноватой по делу. Близкая по смыслу статья име­ется а в Указе Галдан-хана: "Если человек» вызываемый в суд по каким-либо делам, после трехкратного уведомления его при свидетелях не явится, то оштрафовать его независимо от того, прав он или виноват" [2, с. 10]. Уличенный в клевете во время суда должен был заплатить одного верблюда и пяток.

За разбор дела судья получал одну голову скота. В то же время Указ Галдан-хана определял, что "если судьи после раз­бора дела не преподнесут определенную часть [полученного штра­фа] вору [князя], то взыскать с них в двойном размере” [2, с о 31].

Необходимо отметить, что в исследуемых памятниках статьи, касающиеся деятельности судей, занимают довольно большое место.  За неправильное решение дел судья подвергался наказанию: по ”Великому закону" 1620 г. - штрафу пятком во главе с верблюдом, а по Уложению 1640 г. после троекратного вынесения неправильных ре­шений - отстранению от должности. Характерно, что нетрезвость судьи, неправильно разобравшегося в деле, считалась отягчающим обстоятельством. С провинившихся брали штраф и отстраняли от несения судейских обязанностей. Приведенные статьи могут сви­детельствовать о возможном существовании апелляций о пересмот­ре дел и существовании некоего органа, контролировавшего дея­тельность судов.

В этом сообщении представлена первая попытка анализа норм процессуального права монголов, отраженных в памятниках XVII в. Материалы крупнейших юридических памятников показывают, что право не стояло на месте. Даже на протяжении двух-трех десят­ков лет оно достаточно активно развивалось и совершенствовалось.

Несмотря на остатки прежней, более примитивной организа­ции следствия и суда (применение ордалий, вознаграждение за свидетельские показания, случаи самосуда и т.д.) [1Ч с. 40], судопроизводство в Халхе перешло в руки государства, суд стал государственным институтом.

А.Д. Насилов

Из сборника «История и культура народов Центральной Азии», Улан- Удэ, 1993

Источники и литература

1. Халхын шинэ олдсон цааз эрхэмжийн дурсгалт билг // Monuments Historica. - Улаанбаатар, 1974, - Т. 1, f. VI.

2. Их цааз (Великое уложение). Памятник монгольского фео­дального права XVII в.

3. Ойратский текст / Транслит. сводного ойрат, текста, реконстр. монг. текста и его транслит., пер., введ. и коммент. С.Д. Дылыкова. - М., 1981.

4. Кычанов Е.И. Основы средневекового китайского права.

 

  • Автор: Malkin |
  • Раздел: » |
  • Дата: 19-12-2014 01:11 |
  • Просмотров: 3472

Тигран II отказался от борьбы с римлянами и полностью подчинился новому римскому полко­водцу во время встречи возле Арташата. Помпей, очевидно, был уведомлен заранее о намерениях ар­мянского царя, так как позднее начало похода в Ар­мению (осень 66 г. до н. э.) свидетельствует о том, что римляне не ожидали сопротивления в этой стра­не. Тигран II подверг себя унизительному визиту в лагерь римлян, где снял перед Помпеем диадему — символ царской власти, то есть вверил себя и свою страну власти римского полководца. Тигран II, та­ким образом, создал прецедент во взаимоотноше­ниях Рима с азиатскими монархами. Никогда еще противник римлян такого уровня, как Тигран II, не демонстрировал столь явно признание гегемонии Рима. Армянский царь в 66 г. до н. э., по нашему мнению, не оказался в безысходной ситуации, и его подчинение Помпею было продуманным шагом.

В начале 66 г. до н. э. на Армению напал римский союзник парфянский царь. Однако Тигран II ока­зал парфянам активное сопротивление и смог за­щитить Арташат. Против армянского царства дей­ствовали силы римско-парфянской коалиции, и Тигран II понимал, что за неудачным походом Фраата III последует вторжение римлян. Следова­тельно, борьба с Парфией не могла предотвратить захват Армении. Объяснить эту ситуацию можно тем, что Тигран II сознательно шел на подчинение именно Риму, а не Парфии. По нашему мнению, у царя Ар­мении существовали веские основания, чтобы вести борьбу с парфянами, но сдаться римскому полко­водцу. Два государства — Рим и Парфия, были враж­дебны армянскому государству и равно стремились к его подчинению. Но подчинение римлянам и подчинение парфянам было далеко не равнознач­но. Парфия, несмотря на некоторые особенности го­сударственного устройства, продолжала политику Селевкидов, стараясь поглотить владения слабых соперников. Парфяне рассматривали земли Армении как продолжение своих владений. Следовательно, учитывая территориальные претензии Парфии к Ар­мении, вероятность сохранения Тиграном II своей власти была достаточно незначительна.

В отличие от парфян, римляне за долгие годы присутствия на Востоке продемонстрировали готов­ность сохранить престол за своим противником, если он признавал господство Рима. Поэтому для Армении римская гегемония выглядела более пред­почтительно, чем парфянская. Религиозная и куль­турная близость парфян и армян, о которой говорят не только современные историки, но и некоторые античные авторы, не могла оказывать влияние на позицию армянского царя, когда решалась судьба его царства. В период античности этнические и ре­лигиозные факторы оказывали значительно мень­шее влияние на межгосударственные отношения, чем это иногда представляется.

Полное и безоговорочное подчинение Тиграна II Риму изменило отношение Гнея Помпея к Армении. После переговоров с армянским царем под Арташа- том и похода в Иберию и Албанию римский полко­водец отказался от планов по максимальному ослаб­лению царства Тиграна II. Армянский царь не только сохранил свой престол, но и добился статуса «друга».

Литовченко С. Д. (Харьков)

Доклад на V Международной научной конференции, посвященной 350-летию г. Харькова и 200-летию Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина.

4-6 ноября 2004 года

  • Автор: Malkin |
  • Раздел: , |
  • Дата: 19-12-2014 01:08 |
  • Просмотров: 1907

Коронация Антигона Одноглазого является одним из важнейших моментов в истории античной госу­дарственности. Приняв в 306 г. до н. э. царский ти­тул первым из всех диадохов, Антигон не только узаконил собственную единоличную власть, но и по­ложил начало эллинистической монархии как та­ковой. До сих пор, однако, остается неясным, в ка­ком качестве Антигон провозгласил себя царем — как официальный преемник Александра Македон­ского и властитель всей его империи или же как пра­витель собственного царства, ограниченного терри­торией, «завоеванной копьем». Долгое время исследователи склонялись к первому варианту, но в последние десятилетия, благодаря работам Э. Гру- эна и Р. Биллоуза, в научной литературе широко распространилась противоположная точка зрения, согласно которой коронация Антигона была не бо­лее чем актом провозглашения первой эллинисти­ческой монархии — царства Антигонидов. Рассмот­рим, насколько обоснованным является такой пересмотр взглядов.

Проблема коронации Антигона, в сущности, сво­дится к двум вопросам: имел ли этот диадох притя­зания на господство во всей державе Александра и мог ли он принять царский титул лишь на основа­нии личного харизматического превосходства, как это делали некоторые эллинистические правители впоследствии? Что касается первого вопроса, то его решение зависит прежде всего от трактовки сведе­ний Диодора Сицилийского и Плутарха. Оба они свидетельствуют о том, что Антигон (по крайней мере, с 315 г. до н. э.) достаточно открыто стремил­ся к господству во всей державе Александра и пер­венству среди диадохов. Р. Биллоуз и некоторые другие исследователи возводят все эти свидетель­ства к пропаганде противников Антигона, которая попала к Диодору и Плутарху через сочинение Иеронима из Кардии — родственника злейшего вра­га Антигонидов, Эвмена. Иероим, однако, писал свое сочинение уже после смерти Эвмена, в то время, когда служил придворным историографом у самих Антигонидов, и поэтому ложная информация о по­литике Антигона вряд ли содержалась бы в его тру­де. К тому же анализ политики Антигона в период 316-307 гг. до н. э. подтверждает достоверность со­общений античных авторов об «имперских амби­циях» этого диадоха. Не менее красноречивой яв­ляется и его политическая пропаганда тех лет.

Возможность принятия Антигоном царского ти­тула только на основании личного превосходства также находится под сомнением. В пользу такой воз­можности, по мнению Э. Груэна и Р. Биллоуза, сви­детельствует тот факт, что поводом для коронации Антигона послужила победа его войска над Птоле­меем в битве при Саламине Кипрском, якобы под­твердившая его личное превосходство. Однако по­вод и официальное основание коронации — отнюдь не одно и то же. Отстаивая харизматическую осно­ву власти Антигона, исследователи обычно ссыла­ются на различные эллинистические тексты, в ко­торых говорится, что право царя на власть происте­кает из его личных заслуг и добродетелей. Между тем, эти тексты составлены уже после того, как об­разовались и доказали свою жизнеспособность мо­нархии других диадохов, провозгласивших себя царями без всяких на то прав — лишь в ответ на ко­ронацию Антигона. До этого времени македонская политическая практика не знала подобных преце­дентов: все монархи правили на основании их при­надлежности к роду Аргеадов. Связь с этим родом через свою супругу Стратонику, очевидно, имел и сам Антигон, что должно было оправдать его пре­тензии на трон после смерти прямых наследников Александра. На родственную связь с Аргеадами пре­тендовал также и Птолемей, и, очевидно, именно поэтому победа над ним послужила официальным поводом для коронации Антигона.

В начале I в. до н. э. международная ситуация в Передней Азии обусловила вторжение армянского царя Тиграна II в сферу влияния римлян. Несмот­ря на попытки армянского царя избежать открыто­го конфликта с Римом, в начале 60-х гг. I в. до н. э. войска Луция Лукулла вторглись во владения Тиг­рана II. Решающим эпизодом этого конфликта ста­ли события 66 г. до н. э., когда армянский царь под­чинился новому римскому полководцу — Гнею Помпею. В работах современных исследователей капитуляция Тиграна II рассматривается как логич­ное следствие военного поражения Армении и един­ственно возможный политический шаг армянского царя. В то же время, развитие римско-армянских отношений в 60-е гг. I в. до н. э. было более сложным и не зависело исключительно от военных факторов.

В течение 90-70 гг. I в. до н. э. Тигран II, несмотря на достаточно агрессивную внешнюю политику, стре­мился сохранить мирные отношения с Римом. После успешного проведения парфянской войны и захвата Сирийского царства, Тигран II отказался предоставить помощь Митридату VI в третьей римско-понтийской войне. Армянский царь фактически создал условия для переговоров с римлянами, когда отказался встре­титься с бежавшим в его царство Митридатом VI. Однако Луций Лукулл, откровенно стремившийся к войне с Арменией, напал на царство Тиграна II, не имея на это разрешения сената. Неудачный ход войны с Луцием Лукуллом заставил армянского царя обра­титься за помощью не только к Митридату VI, но и к парфянам, так как переговоры с римским полковод­цем были невозможны. Замена Луция Лукулла в 67 гг. до н. э. Гнеем Помпеем коренным образом изменила ситуацию в регионе.

Таким образом, есть веские основания полагать, что Антигон Одноглазый принял царский титул как легитимный правитель державы Александра, а не как харизматический властелин «территории, завоеван­ной копьем». Понятие о праве такого властелина на собственный трон в то время еще не превратилось в юридическую норму. Очевидно, именно поэтому Птолемей целых два года не решался на «ответную коронацию». Когда он все же осмелился провозгла­сить себя «альтернативным» царем, необходимый прецедент был создан, и царские титулы сразу же приняли остальные диадохи, а за ними и более мел­кие правители и тираны. Только тогда возникла эл­линистическая монархия в классическом понимании, а вместе с ней и «харизматическое право» на власть. Антигон же короновался как преемник Александра, и поэтому и он сам, и его сын Деметрий Полиоркет никогда не отказывались от претензий на господство над всей бывшей державой Александра.

Нефедов К. Ю. (Харьков)

Доклад на V Международной научной конференции, посвященной 350-летию г. Харькова и 200-летию Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина.

4-6 ноября 2004 года

  • Автор: Malkin |
  • Раздел: » |
  • Дата: 19-12-2014 00:59 |
  • Просмотров: 4072

Собор в Рокилле. Дания, XIII в.Древнескандинавское общест­во уже во времена викингов состояло из трех ос­новных слоев — родовой знати, свободных землевладельцев-воинов и зависимого люда, включая рабов. От сложившегося классового общества его отличало то, что главная масса населения еще не под­вергалась систематической эксплуатации со стороны короля и знати. Скандинавский земледелец-воин (так называемый бонд) имел не только сородичей-домочадцев, землю и скот, но также рабов и зависимых (вольноотпущенников). Между ним и знатным челове­ком— ярлом и даже конунгом — не было пока непроходимой со­словной грани. Другим отличием древнескандинавского общества от сложившегося классового общества была крепость родственных, родовых связей. Эти кровные узы еще долго соединяли имущего и неимущего скандинава.

  • Автор: Malkin |
  • Раздел: » |
  • Дата: 19-12-2014 00:00 |
  • Просмотров: 17076

Мезолит (от греч. mesos — средний, промежуточ­ный) — это непродолжительный переходный период (ок. 12-7 тыс. лет до н. э.) между древним каменным веком (палеолитом) и последующим новым каменным веком (неолитом). Его называют иногда эпипалеолитом (от греч. epi — после), что дословно означает послепалеолит, или протонеолитом (от греч. protos — первый), дослов­но — первый неолит