Показать все теги
«Если (между мужем и женою) у них часто возникают недовольство и драки, то причиною являются иногда непристойные и бранные слова, с которыми жена обращается к мужу: ведь они очень скоры на такие слова. Иногда же причиной является то, что жены напиваются чаще мужей или навлекают на себя подозрительность мужа чрезмерною любезностью к чужим мужьям и парням. Очень часто все эти три причины встречаются у русских женщин одновременно. Когда вследствие этих причин, жена бывает сильно прибита кнутом или палкою, она не придает этому большого значения, так как сознает свою вину и к тому же видит, что отличающиеся теми же пороками се соседки и сестры испытывают не лучшее обращение. Чтобы, однако, русские жены в частом битье и бичевании усматривали сердечную любовь, а в отсутствии их — нелюбовь и нерасположение мужей к себе <...> этого мне не привелось узнать, да и не могу я себе представить, что они любили то, чего отвращается природа и всякая тварь, и чтобы считали за признак любви то, что является знаком гнева и вражды», — писал Адам Олеарий, рассматривая положение русских женщин во время своего путешествия по Московии в 1636-1639 гг.
С середины XVI века Черкесия вступает в решающую эпоху своей истории: христианские, окруженные вместе с Грузией со всех сторон мусульманским тюрко-монгольским миром, обе страны ищут союза с Москвой и устанавливают дружеские отношения с ней.
Ханская династия Аштарханидов (Джанидов), правившая в Бухаре и Балхе в XVII-XVIII вв., вела происхождение от Туга(Тукай)-Тимура, сына Джучи. Она пришла к власти на рубеже XVI-XVII вв., когда Аш-тарханиды Яр-Мухаммед, затем его сын Джани-Мухаммед и внуки Дин-Мухаммед и Баки-Мухаммед сумели, постепенно одолев соперников, закрепить за собой престол. Название династии образовалось от названия города Хаджи-Тархан-Аждархан-Аштархан-Астрахань, где когда-то, по единодушным утверждениям восточных хронистов, жили предки ее основателей.
В данной статье мы ставили цель проследить эволюцию институтов официального представительства Крымского ханства у причерноморских ногайцев, акцентируя внимание на вопросах трансформации традиционной общественно-политической организации и становления управленческих структур Крыма в ногайских ордах на протяжении XVIII в., а также взаимодействия политических институтов ханства и ногайских орд. Кроме того, задача заключается в выяснении интегративных возможностей государственной системы Крымского ханства в отношении этой категории населения.
Проходил век за веком. Кочевники упивались блеском и славою своих захватывающих дух сражений и побед. Наслаждались всеми благами своей утонченной цивилизации жители приморских городов. И только по-прежнему никому не известные, ничем не прославленные обитатели Северной Украины тихо-мирно держались в тени своих дремучих лесов. Казалось, им раз и навсегда уготована роль статистов в той истинной истории человечества, что стремительно разворачивалась там, на юге.
Первая тетрадь летописи ХУІІІ в. ’’Монгол борджигид обог-ун тэукэ" (МБОТ), касающаяся древней и юаньской ис.тории монголов, представляет определенный источниковедческий интерес. Древняя часть МБОТ базируется как на монгольских Алтан тобчи анонимного автора [ 4 ]9 "Алтан тобчи" Лубсан Данзана [ 6 ], так и на других неизвестных источниках. Как исторический источник, эта часть не представляет большого интереса, т.к. все сведения, заключенные в ней, мы можем найти в других монгольских летописях предшествующего века, за исключением некоторых текстуальных расхождений непервостепенной важности.
Вопрос об этническом и культурном составе населения восточно-украинской лесостепи вначале эпохи раннего металла далек от окончательного решения. В современных культурно-хронологических схемах южная лесостепь, в пределах днепро-донецкого междуречья, рассматривается в системе пост-мариупольской культуры, к востоку от них и в Днепровском Левобережье локализуются памятники среднестоговской общности, в глубинных районах лесостепи фиксируются памятники ямочно-гребенчатого неолита. Имеющиеся к настоящему времени материалы дают основания предполагать более сложную этнокультурную мозаику в пределах рассматриваемого региона, отражающую особенности культурно-исторических процессов в энеолите.
Дослідження процесу утилізації здобичі первісними мисливцями та висвітлення його у науковій літературі має досить довгу історію.
Перша у світовій археологічній практиці спроба вивчення процесу розбирання туш тварин за археологічним матеріалом належить російському вченому М. Ф. Кащенку. Ще в 1896 р. він дослідив рештки скелету мамонта, що був знайдений разом з крем’яними знаряддями біля м. Томська. Він не тільки визначив це місцезнаходження як місце
В результате многолетних исследований В. Н. Топорова, О. Н. Трубачева, А. С. Стрыжака, В. В. Седова и В. Э. Орла, а также автора доклада в Левобережной Лесостепной Украине выделено более 20 древних балтских названий рек и водоемов. К таковым специалисты относят гидронимы Голтва, Лтава, Олава, Смож, Ромен, Локня (всего 8 притоков Псла, Сулы и Сейма), Лопань, Мосея, Оль- шанка, Уды (Уда), Яндоля (Ендоля) и Казинка. Изучение словообразовательных типов гидронимии в интересующем нас регионе позволяет расширить этот перечень. В частности, древнебалтские гидронимические форманты -ея и -ейка представлены в водных названиях Галейка, Гордейка и Шумейка. В гидрониме Гордейка также содержится и балтский апеллатив «gard». Гидронимы Можалея и Мжа (Мож) роднятся с балтским «maza» («малая»). Примечательно, что упомянутая выше лесостепная водная номенклатура чрезвычайно близка к гидронимам Верхнего Поднепровья, Подесенья и Посеймья, где издревле обитали различные балтоязыч- ные этносы. Недавние изыскания В. Н. Топорова и О. Н. Трубачева (1997) завершились выделением не менее 30 балтских элементов в гидронимии Верхнего Подонья (от истоков до реки Воронеж) и Среднего Поочья, что позволяет перенести юго-восточную границу расселения древнебалтских племен от Сейма до пограничья лесостепи и степи.
Великие географические открытия совпали в истории скандинавских стран с царствованием короля Ханса Датского (1481—1513). Ему ненадолго и номинально удалось восстановить Кальмарскую унию — на шведский престол он был избран в 1483 г. лишь ценой отказа от вмешательства ö управление Швецией. Фактическая власть правителя Стуре не поколебалась. Постепенно сторонники Кальмарской унии теряли в Швеции один лен за другим в пользу самого регента и его людей. Стокгольм — верная опора Стуре — вырос теперь в экономический и политический центр страны. В непрерывной борьбе с датчанами, сопровождавшейся острой памфлетно-литературной полемикой, окрепло к началу XVI в. национальное самосознание шведов.