Показать все теги
Царь Ираклий II был убежденным сторонником России и по примеру своих предшественников неоднократно просил покровительства России. Уже в 1769 году, во время русско-турецкой войны, по его просьбе и по просьбе царя Имеретии Соломона I в Грузию был послан экспедиционный корпус под командой графа Тотлебена. В Имеретии Тотлебен нанес туркам несколько поражений и помог царю Соломону взять Кутаисскую крепость. Отличаясь бестактностью, грубый и спесивый, Тотлебен вооружил против себя и русских, и грузин. С царем Ираклием он не поладил и бросил его на походе, чем поставил грузинские войска в тяжелое положение. Внимая жалобам и доносам, петербургское правительство после произведенного расследования отозвало свой корпус обратно (в 1772 году).
К середине 1820-х гг. водворение задунайских переселенцев представляло хорошо налаженную организацию с широкими административно-хозяйственными и юридическими правами. Благодаря хлопотам возглавлявшего Попечительный комитет об иностранных поселенцах Южного края России И.Н. Инзова 29 декабря 1819 г. император Александр I подписал подготовленный Сенатом указ о правах задунайских переселенцев. Им было отведено около 500 тыс. десятин земли в размере 50-60 десятин на семью, даны 3-х и 7-и-летние льготы от государственных податей и повинностей
Император Александр I, один из отцов-основателей Священного союза и авторов его устава, довольно быстро убедился, что заложенные в последнем принципы легитимизма и поддержки законных монархов, связывают ему самому руки на важнейшем - балканском направлении внешней политики. Султанский режим в Османской империи отвечал всем требованиям легитимизма - пятьсот лет правления в раскиданных по трем континентам (Азии, Африке и Европе) владениям. И столько же лет униженного положения райи (по-арабски «стадо»), христианского населения Балкан. Чаша их терпения переполнилась - XIX век начался для империи с великих потрясений.
Население присоединенных к России во второй половине XIX века среднеазиатских владений во времена ханского владычества не имело одинакового административного деления. Кочевники делились на роды, роды на отделения, а последние - на подотделения. Оседлые жители делились на аксакальства. В основании такого деления у кочевников лежал родовой принцип, между тем как оседлые туземцы группировались в мелкие административные единицы по принципу единства поселения. Родовыми группами у кочевников управляли родоначальники, называвшиеся манапами, султанами или старшими биями. В подчинении у последних находились бии, которым вверялись отделения, а тугачи управляли подотделениями. Звание манапов, султанов и биев, как старших, так и управлявших отделениями, признавалось наследственным. Исключение составляли лишь редкие случаи, когда род или отделение признавали данных лиц недостойными управлять народом. В подобных случаях по усмотрению старейшин избирались другие родоначальники и бии, которые утверждались представителями хана - беками. (Пален 1910: 3).
В первой половине XIX века в церкви Св. Николая (Нигулисте) в Ревеле (ныне - Таллинн) был выставлен удивительный экспонат. В одной из часовен на катафалке стоял гроб со стеклянной крышкой, а в нем - мумия, одетая в черный бархатный камзол с белоснежными кружевами, ноги в чулках, на руках - перчатки, на голове завитой парик.
В конце XVI и в первые десятилетия XVII века в Японии происходил процесс относительного объединения страны. Междоусобные войны крупнейших феодалов постепенно прекратились. Во второй половине XVI в. расширились экономические и культурные связи Японии со странами Востока (особенно Юго-Восточной Азией) и впервые установились связи с Европой. Эти обстоятельства способствовали известному развитию производительных сил в стране в течение XVII в.
Крупные буржуазные реформы в Скандинавии совпали со взятием Бастилии, а затем с падением монархии во Франции. Эти реформы ослабили общественное недовольство и возможное воздействие революционного примера на скандинавов. Тем не менее новости из Парижа, идеи и лозунги революции с жадностью воспринимались образованной частью общества, особенно молодежью. Однако симпатии скандинавских «якобинцев» (в частности, кружка преподавателей и студентов Упсальского университета - Хунты) были большей частью обращены к умеренному крылу французских революционеров - жирондистам.
При Петре I была служба фискальная, российскую государственность от доморощенных лиходеев оберегавшая. Много крови попортила она мздоимцам, авантюристам и контрабандистам. И среди верных петровских фискалов, жизнью и делом за державу радеющих, был некто по фамилии Пушкин.
До сих пор умы историков и специалистов будоражит трагическая гибель в 1916 году одного из сильнейших российских боевых судов — Черноморского линейного корабля «Императрица Мария».
Безбрежный океан разбрасывал бандитские корабли на огромные расстояния. Он же сплачивал разбойное общество в единый кулак. Мир морского разбоя не был сообществом экипажей-одиночек. Общие районы крейсерства, совместные рейды, единые пункты сбыта награбленного и укромные базы для отдыха и килевания судов, потаенные стоянки и, наконец, личный состав, переходящий с одного парусника на другой, — таковы основные цепочки, превращающие пиратский мир в единую систему. Попытаемся наглядно представить себе единство этого разрозненного мира, для чего воспользуемся двумя схемами: «Вторая волна буканьеров в Тихом океане (1683 — 1686)» и «Связи между англо-американскими пиратскими экипажами (1714 — 1726)».